Административно-правовое регулирование в области внутренних дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 08:35, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является разработка предложений по совершенствованию механизма государственного управления в области внутренних дел.
В соответствии с указанной целью ставятся следующие задачи:
рассмотреть систему органов внутренних дел в Российской Федерации;
проанализировать законодательство Российской Федерации в области внутренних дел;
выявить особенности службы в различных органах внутренних дел;
выявить проблемы практической деятельности органов внутренних дел, предложить способы решения данных проблем.

Оглавление

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ …………………………………………………………… 3

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. ……. 5

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ…… 9

1.1. Понятие и сущность государственного управления внутренними делами……. 9
1.2. Система органов внутренних дел…………………………………………………. 15
1.3. Нормативная основа государственного управления в области внутренних дел.. 25
1.4. Организационно-правовые формы управления внутренними делами…………. 29

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ……………….. 37

2.1. Полиция в системе органов внутренних дел Российской Федерации…………. 37
2.2. Государственная инспекция безопасности дорожного движения
Министерства внутренних дел Российской Федерации…………………………….. 44
2.3. Внутренние войска в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации………………………………………………………………………………. 51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………… 65

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………… 70

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 144.44 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

СПИСОК  СОКРАЩЕНИЙ …………………………………………………………… 3

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. ……. 5

 

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ВНУТРЕННИХ    ДЕЛ…… 9

 

1.1. Понятие и сущность государственного  управления внутренними делами……. 9

1.2. Система органов внутренних дел…………………………………………………. 15

1.3. Нормативная основа государственного управления в области внутренних дел.. 25

1.4. Организационно-правовые формы управления внутренними делами…………. 29

 

ГЛАВА 2.  ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ОТДЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ……………….. 37

 

2.1. Полиция в системе органов  внутренних дел Российской  Федерации…………. 37

2.2. Государственная     инспекция     безопасности     дорожного     движения

Министерства  внутренних дел  Российской Федерации…………………………….. 44

2.3. Внутренние войска в системе  Министерства внутренних дел  Российской Федерации………………………………………………………………………………. 51

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………… 65

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………… 70

 

 

 

 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

 

ВЦИОМ -    Всероссийский центр изучения общественного мнения

ГИБДД -  Государственная инспекция безопасности дорожного движения

ГИБДД МВД РФ -  Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция)

Главкомат -   Главное командование

ГОВД -    Городской отдел внутренних дел

ГУ МВД РФ  -  Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации

ГУВД -    Главное управление внутренних дел

ДОБДД -                        Департамент обеспечения безопасности дорожного движения

ДТП -              Дорожно-транспортное происшествие

КоАП РФ  -   Кодекс РФ об административных правонарушениях

МВД РФ  -  Министерство внутренних дел

МЧС -    Министерство по чрезвычайным ситуациям

НАТО -  Международная Организация Североатлантического договора

НКВД -    Народный Комиссариат Внутренних Дел

ОВД -    Отдел внутренних дел

ОМОН -    Отряд мобильный особого назначения

ОП -     Отделение полиции

ПРО -    Противоракетная оборона

РОВД -    Районный отдел внутренних дел

РУБОП -  Районное управление по борьбе с организованной преступностью

СНГ -    Содружество Независимых Государств

СОБР -    Специальные отряды быстрого реагирования

США -    Соединенные штаты Америки

УВД -    Управление внутренних дел

ФЗ -     Федеральный закон

ФСБ -    Федеральная служба безопасности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность выбранной  темы обусловлена насущными проблемами, возникающими в переходный период реформы  МВД. Президент России Д.А. Медведев в своем Указе от 24 декабря 2009 года обозначил задачи по формированию критериев оценки деятельности полиции  в РФ «формирование научно обоснованной системы оценки деятельности органов  внутренних дел Российской Федерации, в том числе на основе автоматизации  процессов управления и внедрения  современных технологий».  Всякое дело нуждается в оценке, тем более такое важное направление государственной деятельности как правоохранительная деятельность. Органы правопорядка, как и вся система исполнительной власти, в своей деятельности, подлежит объективной оценки и контролю со стороны государства и общества. В настоящий момент положение о оценке деятельности, контроле (надзоре) за органами внутренних дел осуществляет государство, государственный контроль за деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации, палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.  Перечисленные органы имеют множество прямых и непосредственных обязанностей, контроль за деятельностью органов внутренних дел для них факультативный и по этой причине слабо выполнимый. В настоящее время деятельность ОВД получает оценку и контроль, главным образом со стороны своей ведомственной структуры. Также законом предусмотрены возможности общественного контроля и контроля со стороны органов исполнительной и судебной властей. Контроль понятие общее, включающее в себя оценку,  механизм его в целом в достаточной степени отработан в ведомственной структуре МВД РФ. Что же касается оценочной деятельности, существует ряд существенных недостатков и упущений в практике оценивания деятельности полиции на сегодняшний день.

В течение последних лет  произошли принципиальные изменения  в характере и содержании деятельности ГИБДД (Госавтоинспекции) органов внутренних дел, активизировалась работа по совершенствованию  организационно-штатной структуры  подразделений ГИБДД органов внутренних дел. Преобразования сопровождаются глубокой и всесторонней переработкой нормативно-правовой базы – принятие Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» свидетельствует о качественно новом этапе реформирования правоохранительных органов.

В настоящее время  на передний план выходит завершение структурной перестройки территориальных  органов МВД России, которая должна решить проблемы неэффективного управления и несовершенства организационных структур.

Применительно к подразделениям Госавтоинспекции управлений (отделов) внутренних дел по районам, городам  и иным муниципальным образованиям необходимость совершенствования  их административного статуса на сегодняшний момент является принципиальной в свете реформы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Административно-правовые преобразования предполагают повышение ответственности и эффективности функционирования подразделений ГИБДД органов внутренних дел, а также поиск новых подходов (в том числе административно-правовых, организационно-управленческих, методических, тактических) к обеспечению эффективной реализации поставленных задач.

Внутренние войска МВД  России входят в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации  и являются специфическим видом  войск, включенных в общую систему  вооруженной защиты государства. Они  предназначены для силовой защиты безопасности государства и прав его граждан и действуют исключительно  на территории Российской Федерации, в  отличие от Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований. В сферу деятельности внутренних войск входят функции  по обеспечению безопасности населения  от преступных и иных противоправных посягательств. Они принимают участие  в охране общественного порядка на улицах и других территориях городов и населенных пунктов субъектов Российской Федерации, в борьбе с терроризмом и обеспечении правового режима контртеррористической операции, в территориальной обороне Российской Федерации. Под охраной внутренних войск находятся важные государственные объекты, в том числе предприятия ядерной энергетики.

Внутренние войска МВД  России выполняют свои самостоятельные  задачи в форме боевой службы, боевых действий.

На совершенствование  управления внутренними войсками, их взаимодействия с органами внутренних дел, Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами при решении задач  в области обороны и безопасности направлен Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2005 г. № 627 «Об утверждении Положения об оперативно-территориальном объединении внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с изм. на 30 сентября 2011 года).

3 августа 2009 г. Указом  Президента Российской Федерации  утвержден Устав внутренних войск  Министерства внутренних дел  Российской Федерации.

Перспективы дальнейшего  развития правового обеспечения  деятельности внутренних войск заложены в Концепции правового обеспечения внутренних войск МВД России на период до 2015 года.

В целях дальнейшего совершенствования  нормативно-правового обеспечения  деятельности внутренних войск МВД  России и в соответствии с решением специального совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 8 апреля 2009 г., утвержденным Президентом Российской Федерации 1 мая 2009 г., планируется до декабря 2015 года разработать проект указа Президента Российской Федерации об утверждении состава, численности, структуры и дислокации внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Наличие указанных проблем  обусловливает актуальность темы выпускной  квалификационной работы.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие  по поводу административно-правового  регулирования в области внутренних дел.

Предметом исследования является законодательство Российской Федерации  в области внутренних дел и  практика его применения.

Целью выпускной квалификационной работы является разработка предложений  по совершенствованию механизма  государственного управления в области  внутренних дел.

В соответствии с указанной  целью ставятся следующие задачи:

  • рассмотреть систему органов внутренних дел в Российской Федерации;
  • проанализировать законодательство Российской Федерации в области внутренних дел;
  • выявить особенности службы в различных органах внутренних дел;
  • выявить проблемы практической деятельности органов внутренних дел, предложить способы решения данных проблем.

Нормативную основу исследования составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы  Президента Российской Федерации, постановления  Правительства Российской Федерации, акты Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Тема дипломной работы, ее теоретическая часть, широко изучена  ведущими юристами современности, такими как: Алехин А. Л., Бахрах Д. Н., Козлов Ю. М., Попов Л. Л. и других ученых.

Методологическую основу исследования составляют сравнительно-исторический, формально-логический, сравнительно-правовой методы, метод системного анализа.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, содержание которых определяется целью, задачами и логикой исследования.

 

 

 

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В  ОБЛАСТИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

 

1.1. Понятие и сущность  государственного управления внутренними делами

 

Государственное управление – деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса. Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется, с одной стороны, политической деятельности, а с другой стороны, — деятельности по формулированию политического курса1.

В теории государственного управления существуют три основных подхода  к формулированию основных принципов  государственного управления:

  • правовой подход;
  • политический подход;
  • управленческий подход.

Согласно правовому подходу, ключевыми  ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан. Государственный  служащий подчинён не столько своему руководству, сколько требованиям  правового государства и Конституции.

Согласно политическому подходу, основной задачей государственного управления является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные  служащие должны быть политически ответственны (подотчётны), восприимчивы к текущим  интересам граждан. Для того, чтобы  воплотить это, иногда предлагается реализация концепции «представительной  бюрократии», в рамках которой органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре. Предполагается, что в этой ситуации облегчится учёт ведомствами существующих в обществе интересов, будут снижены возможности для дискриминации отдельных групп.

Согласно менеджеристскому подходу, основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность и результативность, формулируемые, по возможности, в квантифицируемой (измеримой) форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими  затратами или, как вариант, как  получить максимальный результат при  заданных затратах. Характерным признаком  данного подхода является использование  понятия «государственный менеджмент»  в качестве синонима понятию «государственное управления».

Общей для всех трёх подходов является проблема соответствия действий государственных  служащих сформулированным заранее  принципам:

Информация о работе Административно-правовое регулирование в области внутренних дел