Административно-правовое регулирование в области внутренних дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 08:35, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является разработка предложений по совершенствованию механизма государственного управления в области внутренних дел.
В соответствии с указанной целью ставятся следующие задачи:
рассмотреть систему органов внутренних дел в Российской Федерации;
проанализировать законодательство Российской Федерации в области внутренних дел;
выявить особенности службы в различных органах внутренних дел;
выявить проблемы практической деятельности органов внутренних дел, предложить способы решения данных проблем.

Оглавление

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ …………………………………………………………… 3

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. ……. 5

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ…… 9

1.1. Понятие и сущность государственного управления внутренними делами……. 9
1.2. Система органов внутренних дел…………………………………………………. 15
1.3. Нормативная основа государственного управления в области внутренних дел.. 25
1.4. Организационно-правовые формы управления внутренними делами…………. 29

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ……………….. 37

2.1. Полиция в системе органов внутренних дел Российской Федерации…………. 37
2.2. Государственная инспекция безопасности дорожного движения
Министерства внутренних дел Российской Федерации…………………………….. 44
2.3. Внутренние войска в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации………………………………………………………………………………. 51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………… 65

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………… 70

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 144.44 Кб (Скачать)

МВД России принимает участие в  обеспечении режима чрезвычайного  положения или военного положения  в случае их введения на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях, в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечивает выполнение правил паспортного  режима, правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через  территорию Российской Федерации иностранных  граждан и лиц без гражданства; организует мероприятия разрешительно-регистрационной  системы по вопросам своей компетенции  и т.д.

Свою деятельность МВД России осуществляет в тесном взаимодействии с другими  федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными  объединениями, а также координирует свою деятельность с деятельностью  министерств внутренних дел государств-участников СНГ, что позволяет ему более успешно решать стоящие перед ним задачи.

Для координации деятельности МВД России и ее органов с правоохранительными  органами иностранных государств по вопросам предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений на основании  решения Правительства Российской Федерации и договоренностей  МВД России с компетентными органами принимающих государств, в последние  могут направляться представители  МВД России, задачи и функции которых  определены в Положении о представителях Министерства внутренних дел Российской Федерации в зарубежных странах, утвержденном постановлением Правительства  Российской Федерации от 5 января 1995 года.

Задачи и функции министерств  внутренних дел республик в основном аналогичны задачам и функциям МВД  России. Основное отличие состоит  в том, что их деятельность распространяется только на территорию соответствующей  республики; они непосредственно  осуществляют руководство районными, городскими органами внутренних дел.

Управления (главные управления) внутренних дел других субъектов  Российской Федерации, управления (отделы) городов, районов, районов в городах  непосредственно обеспечивают охрану общественного порядка, личности, прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций от противоправных действий на подведомственной территории; осуществляют контроль и надзор за соблюдением правил паспортной системы; организуют и обеспечивают безопасность дорожного движения, пожарную безопасность; разрабатывают и проводят мероприятия  по предупреждению, пресечению и раскрытию  преступлений; осуществляют оперативно-розыскные  мероприятия; организуют работу по вопросам разрешительно-регистрационной системы; осуществляют охрану собственности; обеспечивают соблюдение правил приобретения, хранения, перевозки боеприпасов, взрывчатых веществ, оружия в пределах своей  компетенции и т.д.

Деятельность органов  внутренних дел по обеспечению и  охране общественного порядка представляет собой совокупность организационно-правовых форм, каждая из которых имеет свою специфику, определяемую ее назначением.

Таких форм можно выделить несколько:

  1. административная;
  2. оперативно-розыскная;
  3. уголовно-процессуальная;
  4. деятельность по исполнению уголовных наказаний в виде лишения свободы.

Среди перечисленных видов  деятельности органов внутренних дел  наиболее объемной и широкой является административная деятельность. Она, как  правило, является внешней по отношению  к системе органов внутренних дел, осуществляется за рамками данной системы35.

Содержание этой деятельности состоит в создании условий для  реализации гражданами своих прав и  законных интересов и выполнения возложенных на них обязанностей, нормальной работы предприятий, учреждений, организаций; в контроле и надзоре  за соблюдением правил паспортной системы, общественного порядка, пожарной безопасности, дорожного движения; в профилактике и пресечении различных правонарушений; регистрационном учете граждан; в выдаче разрешения (лицензии) на осуществление  частной детективной и охранной деятельности и контроль за ней, лицензий на продажу или приобретение и  хранение оружия; в осуществлении  административного надзора; в охране собственности; в контроле за соблюдением  правил пребывания в Российской Федерации  иностранных граждан и лиц  без гражданства и т.п.

Оперативно-розыскная деятельность заключается в проведении органами внутренних дел оперативно-розыскных  мероприятий, имеющих своей целью  защиту жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств. Она предполагает также  предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также лиц, пропавших без вести. Важным направлением этой деятельности в современных условиях является борьба с организованной преступностью36.

Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 августа 1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности»37 (ред. от 08.12.2011 г.).

Уголовно-процессуальная деятельность органов внутренних дел состоит  в производстве дознания и предварительного следствия. Действующее законодательство возложило эту функцию на довольно широкий круг подразделений и  служб органов внутренних дел (криминальную полицию и полицию общественной безопасности, службу по борьбе с организованной преступностью, Государственную автомобильную инспекцию, Государственную противопожарную службу, руководителей учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, командиров воинских частей и подразделений внутренних войск МВД России).

Деятельность по исполнению уголовных наказаний в виде лишения  свободы предполагает функционирование уголовно-исполнительной системы, в  которую входят учреждения и органы, ее осуществляющие. Названная деятельность заключается в исполнении уголовных  наказаний в виде лишения свободы; обеспечении законности и правопорядка в учреждениях, исполняющих уголовные  наказания, а также безопасности осужденных и персонала, работающего  в них; привлечении осужденных к  труду и обеспечении охраны их здоровья; исполнении и соблюдении норм уголовно-исполнительного законодательства и др. Задачи и полномочия органов  внутренних дел в этом направлении  закреплены в Законе Российской Федерации  от 21 июля 1993 года «Об учреждениях  и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации.

В процессе осуществления  своей деятельности органы внутренних дел широко взаимодействуют с  органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными  объединениями, трудовыми коллективами и гражданами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.  ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ  ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

 

2.1. Полиция в системе  органов внутренних дел Российской  Федерации

 

Полиция – составная часть единой централизованной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Включена в органы внутренних дел38.

Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства; для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

В пределах своей компетенции руководство  деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации непосредственно или через Министра внутренних дел, руководители территориальных органов Министерства внутренних дел и руководители подразделений полиции.39 Указанные руководители несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.

В структуру центрального аппарата МВД России входят следующие подразделения полиции:

  1. Главное управление вневедомственной охраны.
  2. Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения
  3. Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  4. Главное управление по противодействию экстремизму
  5. Главное управление собственной безопасности.
  6. Главное управление на транспорте.
  7. Главное управление уголовного розыска.
  8. Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции.
  9. Национальное центральное бюро Интерпола.
  10. Оперативное управление.
  11. Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.
  12. Управление по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации.
  13. Управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий.
  14. Управление оперативно-розыскной информации.
  15. Управление по организации дознания.

Впервые о реформе заговорили осенью 2002 года40. В соответствии с планами, милиция должна была быть разделена на федеральную полицию и муниципальную милицию. Таким образом, должно было быть в полной мере реализовано конституционное право субъектов Российской Федерации самостоятельно осуществлять охрану общественного порядка, что было невозможно при существовавшей централизации внутри МВД41. Кроме того, к концу 2003 года должно было быть создано ведомство, координирующее работу следственных органов МВД, ФСБ и налоговой полиции – Федеральная служба расследований. Однако, провальная политика министра внутренних дел Бориса Грызлова, в частности, ликвидация РУБОП, приведшая к небывалой коррупции в рядах сотрудников МВД, вынудила в, конечном итоге, не только отказаться от реформирования министерства, но и сделать его ещё более централизованным, что, в целом, вписалось в общую концепцию централизации власти в России. На протяжении последующих лет периодически появлялась информация о всё-таки возможном осуществлении реформы и создании федеральной полиции, включающей в себя криминальную полицию, полицию общественной безопасности, миграционную полицию и спецуправления[8], но ничего из этого выполнено не было.

21 января 2010 на заседании ассоциации юристов России, с участием главы МВД Р. Нургалиева, С. Степашин заявил, не раскрывая сути нововведения, что милиции общественной безопасности больше не будет, и создание профессиональной полиции будет абсолютно правильным решением.

На этот раз власти дали понять, что всерьёз намерены довести  реформу до конца, а также приняли  решение приобщить к составлению  закона рядовых граждан. 6 августа 2010 года президент России Дмитрий Медведев на совещании по вопросам реформирования МВД предложил уже на следующий день предоставить законопроект «О полиции» для всеобщего обсуждения в Интернете.

Тогда же, 6 августа 2010 года, Дмитрий Медведев предложил переименовать милицию в полицию:

Нам нужны профессиональные люди, сотрудники, которые эффективно, честно и слаженно выполняют свою работу. Поэтому я считаю, что  пришла пора вернуть органам правопорядка их имя – полиция42.

Таким образом, 7 августа 2010 года был предложен новый законопроект «О полиции»43.

Согласно опросу, проведенному ВЦИОМ 14-15 августа 2010 года, 63 процента россиян  считает, что переименование милиции  в полицию ничего не изменит, и  в работе ведомства всё останется  по-прежнему.

В целом, новый законопроект является продолжением политики, обратной той, которая проводилась в реформе 2002 года, то есть ещё большей централизации. Упраздняются институты милиции общественной безопасности и криминальной милиции. В отличие от милиции, частично подчинённой власти субъекта федерации, полиция с субъектом федерации (по законопроекту) не связана.

В уникальном для России онлайн-обсуждении законопроекта «О полиции» приняло  участие около 5 миллионов человек. В результате, законопроект, по сравнению  с первоначальным видом, претерпел  значительные изменения, связанные  с полномочиями новой структуры. В частности, были исключены положения  о том, что полицейские могут  беспрепятственно проникать в помещения  граждан, на принадлежащие им земельные  участки, на территории, земельные участки  и в помещения, занимаемые общественными  объединениями и организациями, а также вызывавшая наибольшую критику  «презумпция законности» полиции («требования сотрудника полиции, обращённые к гражданам и должностным  лицам, и предпринимаемые им действия считаются законными до тех пор, пока в предусмотренном законом  порядке не будет установлено  иное»)44, хотя по мнению оппозиционных политиков данная формулировка была лишь завуалирована, а не исключена45.

Несмотря на критику со стороны  определенных слоев общества и ряда оппозиционных политических партий, законопроект был принят в первом чтении 10 декабря 2010 г. Госдума в пятницу, 28 января 2011 г. приняла законопроект «О полиции» в заключительном третьем чтении. За принятие закона высказались только единороссы. 315 депутатов поддержали закон, 130 высказались против, воздержавшихся не было46.

Первоначально планировалось, что  новый закон вступит в силу уже с января 2011 года, но официально полиция в России вновь возродилась 1 марта 2011 г.

1 марта 2011 года закон о полиции вступил в силу, а с 1 января 2012 года вся символика милиции стала недействительной.

В современной России полиция входит в систему Министерства внутренних дел РФ. Задачи этой структуры регулируются Конституцией РФ, Федеральным Законом «О полиции», положением «О службе в органах внутренних дел», другими федеральными законами и международными договорами.

Полиция подразделяется на полицию  общественной безопасности и криминальную полицию. Отличия между ними заключаются в функциях, управлении и финансировании: численность для первой из них определяется по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, для второй – Правительством РФ.

В основные функции полиции общественной безопасности входят обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности и общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие некоторых видов преступлений, розыск лиц. Оказывает содействие криминальной полиции.

В состав полиции общественной безопасности входят подразделения дознания, участковых уполномоченных полиции, по делам несовершеннолетних, по борьбе с правонарушениями в сфере  потребительского рынка, исполнения административного  законодательства, патрульно-постовая служба, органы вневедомственной охраны, отряды мобильные особого назначения и государственная инспекция  безопасности дорожного движения (ГИБДД).

Информация о работе Административно-правовое регулирование в области внутренних дел