Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 08:35, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является разработка предложений по совершенствованию механизма государственного управления в области внутренних дел.
В соответствии с указанной целью ставятся следующие задачи:
рассмотреть систему органов внутренних дел в Российской Федерации;
проанализировать законодательство Российской Федерации в области внутренних дел;
выявить особенности службы в различных органах внутренних дел;
выявить проблемы практической деятельности органов внутренних дел, предложить способы решения данных проблем.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ …………………………………………………………… 3
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. ……. 5
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ…… 9
1.1. Понятие и сущность государственного управления внутренними делами……. 9
1.2. Система органов внутренних дел…………………………………………………. 15
1.3. Нормативная основа государственного управления в области внутренних дел.. 25
1.4. Организационно-правовые формы управления внутренними делами…………. 29
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ……………….. 37
2.1. Полиция в системе органов внутренних дел Российской Федерации…………. 37
2.2. Государственная инспекция безопасности дорожного движения
Министерства внутренних дел Российской Федерации…………………………….. 44
2.3. Внутренние войска в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации………………………………………………………………………………. 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………… 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………… 70
МВД России принимает участие в
обеспечении режима чрезвычайного
положения или военного положения
в случае их введения на всей территории
Российской Федерации или в ее
отдельных местностях, в ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций,
обеспечивает выполнение правил паспортного
режима, правил въезда, выезда, пребывания
и транзитного проезда через
территорию Российской Федерации иностранных
граждан и лиц без гражданства;
организует мероприятия разрешительно-
Свою деятельность МВД России осуществляет в тесном взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными объединениями, а также координирует свою деятельность с деятельностью министерств внутренних дел государств-участников СНГ, что позволяет ему более успешно решать стоящие перед ним задачи.
Для координации деятельности
МВД России и ее органов с правоохранительными
органами иностранных государств по
вопросам предупреждения, выявления, пресечения
и раскрытия преступлений на основании
решения Правительства
Задачи и функции министерств внутренних дел республик в основном аналогичны задачам и функциям МВД России. Основное отличие состоит в том, что их деятельность распространяется только на территорию соответствующей республики; они непосредственно осуществляют руководство районными, городскими органами внутренних дел.
Управления (главные управления)
внутренних дел других субъектов
Российской Федерации, управления (отделы)
городов, районов, районов в городах
непосредственно обеспечивают охрану
общественного порядка, личности, прав
и законных интересов граждан, предприятий,
учреждений и организаций от противоправных
действий на подведомственной территории;
осуществляют контроль и надзор за
соблюдением правил паспортной системы;
организуют и обеспечивают безопасность
дорожного движения, пожарную безопасность;
разрабатывают и проводят мероприятия
по предупреждению, пресечению и раскрытию
преступлений; осуществляют оперативно-розыскные
мероприятия; организуют работу по вопросам
разрешительно-регистрационной
Деятельность органов
внутренних дел по обеспечению и
охране общественного порядка
Таких форм можно выделить несколько:
Среди перечисленных видов деятельности органов внутренних дел наиболее объемной и широкой является административная деятельность. Она, как правило, является внешней по отношению к системе органов внутренних дел, осуществляется за рамками данной системы35.
Содержание этой деятельности состоит в создании условий для реализации гражданами своих прав и законных интересов и выполнения возложенных на них обязанностей, нормальной работы предприятий, учреждений, организаций; в контроле и надзоре за соблюдением правил паспортной системы, общественного порядка, пожарной безопасности, дорожного движения; в профилактике и пресечении различных правонарушений; регистрационном учете граждан; в выдаче разрешения (лицензии) на осуществление частной детективной и охранной деятельности и контроль за ней, лицензий на продажу или приобретение и хранение оружия; в осуществлении административного надзора; в охране собственности; в контроле за соблюдением правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства и т.п.
Оперативно-розыскная
Оперативно-розыскная
Уголовно-процессуальная деятельность органов внутренних дел состоит в производстве дознания и предварительного следствия. Действующее законодательство возложило эту функцию на довольно широкий круг подразделений и служб органов внутренних дел (криминальную полицию и полицию общественной безопасности, службу по борьбе с организованной преступностью, Государственную автомобильную инспекцию, Государственную противопожарную службу, руководителей учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, командиров воинских частей и подразделений внутренних войск МВД России).
Деятельность по исполнению
уголовных наказаний в виде лишения
свободы предполагает функционирование
уголовно-исполнительной системы, в
которую входят учреждения и органы,
ее осуществляющие. Названная деятельность
заключается в исполнении уголовных
наказаний в виде лишения свободы;
обеспечении законности и правопорядка
в учреждениях, исполняющих уголовные
наказания, а также безопасности
осужденных и персонала, работающего
в них; привлечении осужденных к
труду и обеспечении охраны их
здоровья; исполнении и соблюдении
норм уголовно-исполнительного
В процессе осуществления своей деятельности органы внутренних дел широко взаимодействуют с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами.
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
2.1. Полиция в системе
органов внутренних дел
Полиция – составная часть единой централизованной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Включена в органы внутренних дел38.
Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства; для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
В пределах своей компетенции руководство
деятельностью полиции
В структуру центрального аппарата МВД России входят следующие подразделения полиции:
Впервые о реформе заговорили осенью 2002 года40. В соответствии с планами, милиция должна была быть разделена на федеральную полицию и муниципальную милицию. Таким образом, должно было быть в полной мере реализовано конституционное право субъектов Российской Федерации самостоятельно осуществлять охрану общественного порядка, что было невозможно при существовавшей централизации внутри МВД41. Кроме того, к концу 2003 года должно было быть создано ведомство, координирующее работу следственных органов МВД, ФСБ и налоговой полиции – Федеральная служба расследований. Однако, провальная политика министра внутренних дел Бориса Грызлова, в частности, ликвидация РУБОП, приведшая к небывалой коррупции в рядах сотрудников МВД, вынудила в, конечном итоге, не только отказаться от реформирования министерства, но и сделать его ещё более централизованным, что, в целом, вписалось в общую концепцию централизации власти в России. На протяжении последующих лет периодически появлялась информация о всё-таки возможном осуществлении реформы и создании федеральной полиции, включающей в себя криминальную полицию, полицию общественной безопасности, миграционную полицию и спецуправления[8], но ничего из этого выполнено не было.
21 января 2010 на заседании ассоциации юристов России, с участием главы МВД Р. Нургалиева, С. Степашин заявил, не раскрывая сути нововведения, что милиции общественной безопасности больше не будет, и создание профессиональной полиции будет абсолютно правильным решением.
На этот раз власти дали понять,
что всерьёз намерены довести
реформу до конца, а также приняли
решение приобщить к
Тогда же, 6 августа 2010 года, Дмитрий Медведев предложил переименовать милицию в полицию:
Нам нужны профессиональные люди, сотрудники, которые эффективно, честно и слаженно выполняют свою работу. Поэтому я считаю, что пришла пора вернуть органам правопорядка их имя – полиция42.
Таким образом, 7 августа 2010 года был предложен новый законопроект «О полиции»43.
Согласно опросу, проведенному ВЦИОМ 14-15 августа 2010 года, 63 процента россиян считает, что переименование милиции в полицию ничего не изменит, и в работе ведомства всё останется по-прежнему.
В целом, новый законопроект является
продолжением политики, обратной той,
которая проводилась в реформе
В уникальном для России онлайн-обсуждении
законопроекта «О полиции» приняло
участие около 5 миллионов человек.
В результате, законопроект, по сравнению
с первоначальным видом, претерпел
значительные изменения, связанные
с полномочиями новой структуры.
В частности, были исключены положения
о том, что полицейские могут
беспрепятственно проникать в помещения
граждан, на принадлежащие им земельные
участки, на территории, земельные участки
и в помещения, занимаемые общественными
объединениями и организациями,
а также вызывавшая наибольшую критику
«презумпция законности»
Несмотря на критику со стороны определенных слоев общества и ряда оппозиционных политических партий, законопроект был принят в первом чтении 10 декабря 2010 г. Госдума в пятницу, 28 января 2011 г. приняла законопроект «О полиции» в заключительном третьем чтении. За принятие закона высказались только единороссы. 315 депутатов поддержали закон, 130 высказались против, воздержавшихся не было46.
Первоначально планировалось, что новый закон вступит в силу уже с января 2011 года, но официально полиция в России вновь возродилась 1 марта 2011 г.
1 марта 2011 года закон о полиции вступил в силу, а с 1 января 2012 года вся символика милиции стала недействительной.
В современной России полиция входит в систему Министерства внутренних дел РФ. Задачи этой структуры регулируются Конституцией РФ, Федеральным Законом «О полиции», положением «О службе в органах внутренних дел», другими федеральными законами и международными договорами.
Полиция подразделяется на полицию общественной безопасности и криминальную полицию. Отличия между ними заключаются в функциях, управлении и финансировании: численность для первой из них определяется по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, для второй – Правительством РФ.
В основные функции полиции общественной безопасности входят обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности и общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие некоторых видов преступлений, розыск лиц. Оказывает содействие криминальной полиции.
В состав полиции общественной безопасности входят подразделения дознания, участковых уполномоченных полиции, по делам несовершеннолетних, по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка, исполнения административного законодательства, патрульно-постовая служба, органы вневедомственной охраны, отряды мобильные особого назначения и государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).
Информация о работе Административно-правовое регулирование в области внутренних дел