Административно-правовое регулирование в области внутренних дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 08:35, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является разработка предложений по совершенствованию механизма государственного управления в области внутренних дел.
В соответствии с указанной целью ставятся следующие задачи:
рассмотреть систему органов внутренних дел в Российской Федерации;
проанализировать законодательство Российской Федерации в области внутренних дел;
выявить особенности службы в различных органах внутренних дел;
выявить проблемы практической деятельности органов внутренних дел, предложить способы решения данных проблем.

Оглавление

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ …………………………………………………………… 3

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. ……. 5

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ…… 9

1.1. Понятие и сущность государственного управления внутренними делами……. 9
1.2. Система органов внутренних дел…………………………………………………. 15
1.3. Нормативная основа государственного управления в области внутренних дел.. 25
1.4. Организационно-правовые формы управления внутренними делами…………. 29

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ……………….. 37

2.1. Полиция в системе органов внутренних дел Российской Федерации…………. 37
2.2. Государственная инспекция безопасности дорожного движения
Министерства внутренних дел Российской Федерации…………………………….. 44
2.3. Внутренние войска в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации………………………………………………………………………………. 51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………… 65

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………… 70

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 144.44 Кб (Скачать)

Задачами криминальной полиции являются предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по большей части тяжких и особо тяжких, розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, лиц без вести пропавших. Органы криминальной полиции осуществляют борьбу с организованной преступностью.

Полиция общественной безопасности и  криминальная полиция являются органами дознания. В обеих категориях могут  существовать отдельные подразделения  полиции для охраны особо важных и режимных объектов, закрытых административно-территориальных  образованиях, на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

В структуре органов внутренних дел, как правило, существуют следующие  виды подразделений, на основе которых  строятся структуры управления47:

Министерство внутренних дел (МВД) – центральный орган управления в системе правоохранительных органов Российской Федерации. Федеральное министерство, подчинённое напрямую Президенту Российской Федерации. Осуществляет общее централизованное руководство всеми органами внутренних дел и внутренними войсками в стране. Во главе – Министр внутренних дел Российской Федерации, воинское (специальное) звание, соответствующее штатной должности – генерал-полковник – генерал армии.

Департамент – подразделение Министерства, осуществляющее руководство органами и войсками внутренних дел в пределах функциональной компетенции: Департамент уголовного розыска, Департамент собственной безопасности, Департамент охраны общественного порядка, Департамент по борьбе с организованной преступностью, Департамент экономической безопасности, Организационно-инспекторский департамент, Правовой департамент, Департамент тыла, Финансово-экономический департамент, Главное командование (Главкомат) внутренних войск МВД РФ (на правах департамента). Департамент осуществляет руководство подчинёнными подразделениями органов и войск внутренних дел: Округами внутренних войск, Главными управлениями, Управлениями и отделами внутренних дел.

Главное управление внутренних дел (ГУВД) – осуществляет руководство органами внутренних дел в пределах своей компетенции, ограниченной либо территориально (ГУВД по субъекту Федерации), либо функционально (отвечает за определённый круг задач органов внутренних дел: Главное управление по борьбе с экономическим преступлениями – подразделение в составе центрального аппарата министерства). ГУВД стоят над управлениями (УВД) или отделами внутренних дел. В Субъектах РФ, имеющих численность населения более 2-х млн. человек или особый статус в силу определённых обстоятельств, как правило, осуществляют свою деятельность Главные управления внутренних дел. Округа внутренних войск приравниваются по оргштатной структуре ГУВД. Руководитель ГУВД, как правило, имеет воинское (специальное) звание генерал-лейтенант – генерал-полковник.

Управление внутренних дел (УВД) – орган управления в системе внутренних дел, имеет статус ниже ГУВД, но выше отделов внутренних дел. Бывают территориальные, функциональные в составе Министерства или ГУВД. По своей штатной структуре приравниваются, как правило дивизии внутренних войск, во главе: генерал-майор (редко – генерал-лейтенант). Если УВД входит в состав вышестоящего УВД, тогда по штату равны бригаде, начальник УВД – полковник.

Министерство внутренних дел субъекта Российской Федерации – осуществляет общее руководство органами внутренних дел в пределах данного субъекта федерации. В зависимости от штатной структуры, определяемой численностью населения и прочими факторами, приравнивается к ГУВД или УВД.

Отдел внутренних дел (ОВД). Основной орган управления в системе внутренних дел РФ. Подчиняется УВД, бывает: территориальное (ОВД района, города областного подчинения: РОВД или ГОВД), в этом случае осуществляет руководство всей деятельностью по обеспечению правопорядка в пределах компетенции органов внутренних дел в пределах административной территории; функциональное: например отдел уголовного розыска УВД.

Отделение внутренних дел или Отделение полиции (ОП) – территориальное (реже – функциональное) подразделение внутри отдела или управления внутренних дел.

В состав полиции входят также:

  • ДОБДД (ГАИ, ГИБДД)
  • СОБР (Специальные отряды быстрого реагирования)
  • ОМОН (отряды мобильные особого назначения)
  • Участковый уполномоченный полиции
  • Центры по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства.

В Казани и Москве существует также экологическая полиция.

 

 

 

2.2. Государственная     инспекция     безопасности     дорожного     движения

Министерства внутренних дел  Российской Федерации

 

Проблемы административно-правового  статуса Госавтоинспекции и ее подразделений  в качестве объекта монографического исследования ранее не выступали. Незаслуженно обделены вниманием административно-правовой науки контрольно-надзорные правоотношения как особый вид административно-правовых отношений, участником которых является ГИБДД.

Именно правовой аспект, как средство регулирования отношений  в сфере дорожного движения, занимает очень важное место в общей  проблематике обеспечения безопасности дорожного движения.

Правовой основой деятельности подразделений ГИБДД органов  внутренних дел являются: Конституция   Российской   Федерации,   федеральные   конституционные законы, Закон Российской Федерации № 3-ФЗ, от 7 февраля 2011 г. «О полиции», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», другие федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно Положению о  ГИБДД МВД РФ Государственная  инспекция безопасности дорожного  движения Министерства внутренних дел  Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет специальные: контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения48.

Анализируя правовые основы административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел МВД России в области дорожного движения, условно разделим их на четыре уровня49:

1-ый уровень – федеральное законодательство (Конституция Российской Федерации, КоАП РФ, Федеральный закон 7 февраля 2011 г. № 3 - ФЗ «О полиции», Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»);

2-ой уровень – законодательство субъектов РФ (например, Закон Санкт-Петербурга от 11 июля 2005 г. № 332-49 «Об ограничении или прекращении движения транспортных средств на дорогах в Санкт-Петербурге» и др.);

3-ий уровень – подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти (указы Президента РФ, например, от 15 июня 1998 года № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», от 22 сентября 2006 года № 1042 «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения; постановления Правительства РФ, например, от 25 апреля 2006 года № 237 «О Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения» и др.;

4-ый уровень – локальные нормативные акты органов внутренних дел РФ (например, приказы МВД России от 8 июня 1999 г. № 410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности Службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», от 23 марта 2002 г. № 263 «Об организации деятельности строевых подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», от 27 января 2003 г. № 59 «О порядке регистрации транспортных средств», от 2 марта 2009 г. № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» и др.).

Территориальные  органы управления Госавтоинспекции субъектов  Российской Федерации являются структурными подразделениями министерств (главных  управлений, управлений) внутренних дел  соответствующих субъектов и  руководят деятельностью подчиненных им специализированных и иных подразделений Госавтоинспекции.

Структура и штатная численность  территориальных органов управления Госавтоинспекции субъектов Российской Федерации, а также подчиненных  им специализированных и иных подразделений Госавтоинспекции, определяются в установленном порядке по предложению руководителей территориальных  органов управления Госавтоинспекции субъектов Российской Федерации и по согласованию с руководителем федерального органа управления Госавтоинспекции.

Территориальная  компетенция  ГИБДД зависит от уровня органа в  системе Госавтоинспекции. Для отделов и отделений – это границы муниципальных образований, закрытых административно-территориальных образований.

Основными направлениями  развития ГИБДД являются совершенствование  ее правовой базы, организационно-структурного построения, качественного улучшения  работы с кадрами, укрепление внутрисистемного и внешнего взаимодействия ГИБДД, решение  вопросов материально-технического плана, разработка и внедрение компьютерных систем автоматизированного поиска, контроля за дорожным движением и  учета.

На современном этапе  развития системы МВД РФ в целом  и подразделений ГИБДД органов  внутренних дел, в особенности, на первый план деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения выдвигаются  задачи предупреждения, профилактики ДТП, организаторская и воспитательная работа.

Административно-правовой статус ГИБДД как правовая категория  в методологическом плане основывается и производна от ряда положений общей  теории права, норм управления, конституционного, административного права, иных отраслей научного знания. В первую очередь речь идет о таких правовых категориях, как правоотношение, механизм правового регулирования, правовое положение, соотношение права и законодательства.

Под административно-правовым статусом Госавтоинспекции как специализированного  органа в системе органов внутренних дел МВД России следует понимать закрепленную в нормативных правовых актах совокупность целей, задач, функций  и полномочий Госавтоинспекции и ее сотрудников, согласно которым данный орган осуществляет контроль и надзор за безопасностью дорожного движения в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, интересов общества и государства, а также реализации единой государственной политики в области безопасности дорожного движения50.

Теория правового статуса, в том числе административно-правового  статуса структурного образования, исходит из признания многоэлементности  рассматриваемого понятия. В соответствии с ней административно-правовой статус подразделений ГИБДД может  быть представлен следующими блоками: целевым, структурным, компетенционным.

Административно-правовой статус подразделений ГИБДД нуждается  в совершенствовании, которое может  заключаться в следующем: для  подразделений – это уточнение  целей, задач и функций на законодательном  уровне; сосредоточение деятельности подразделений ГИБДД дел на функциях борьбы с преступностью, раскрытия преступлений, обеспечения общественного порядка и безопасности; упрощение организационных и управленческих структур; для руководителя - более четкое законодательное и ведомственное регламентирование его прав и обязанностей, взаимоотношений с руководителями вышестоящих органов и органами местного самоуправления; предоставление ему более широких прав по руководству. При подобном переосмыслении задач подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения, а также методов и средств по их осуществлению, необходимо понять и организационно-правовую модель этих структурных подразделений, в рамках которой и взаимодействуют её различные элементы, наделённые определёнными статусами. Сложившаяся система ГИБДД на современном этапе её развития не лишена определённых структурно-функциональных недостатков, которые являются следствием её «формальности» и отсутствия активно внедряемых в эту систему новых методов, используемых в теории управления. В результате имеет место разобщенность и дублирование функций в работе служб и подразделений ГИБДД. Особенно это проявляется на низовом уровне, так как подобные подразделения – это самое многочисленное звено системы ГИБДД, осуществляющее специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Причём разобщённость прослеживается в ходе процесса нормативно-правового регулирования51.

Подразделения Госавтоинспекции управлений (отделов) внутренних дел  по районам, городам и иным муниципальным  образованиям занимают особое место  в системе органов управления и подразделений Госавтоинспекции, которое в первую очередь определяется:

- наличием такой исключительной сферы правоохранительной 
деятельности, отнесенных в ведению МВД России как обеспечение 
безопасности дорожного движения);

- многообразием правоохранительных и иных полномочий, 
осуществляемых данными подразделениями;

Информация о работе Административно-правовое регулирование в области внутренних дел