Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 08:35, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является разработка предложений по совершенствованию механизма государственного управления в области внутренних дел.
В соответствии с указанной целью ставятся следующие задачи:
рассмотреть систему органов внутренних дел в Российской Федерации;
проанализировать законодательство Российской Федерации в области внутренних дел;
выявить особенности службы в различных органах внутренних дел;
выявить проблемы практической деятельности органов внутренних дел, предложить способы решения данных проблем.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ …………………………………………………………… 3
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. ……. 5
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ…… 9
1.1. Понятие и сущность государственного управления внутренними делами……. 9
1.2. Система органов внутренних дел…………………………………………………. 15
1.3. Нормативная основа государственного управления в области внутренних дел.. 25
1.4. Организационно-правовые формы управления внутренними делами…………. 29
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ……………….. 37
2.1. Полиция в системе органов внутренних дел Российской Федерации…………. 37
2.2. Государственная инспекция безопасности дорожного движения
Министерства внутренних дел Российской Федерации…………………………….. 44
2.3. Внутренние войска в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации………………………………………………………………………………. 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………… 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………… 70
Оценка того, насколько эта проблема решается, называется качеством государственного управления. Каждый подход использует в качестве основных разные показатели качества государственного управления.
Управление в области
внутренних дел как отрасль
На протяжении двух веков термин «внутренние дела» традиционно сохранялся, хотя содержание этой области государственной деятельности исторически менялось. После Октябрьской революции 1917 г. Народный комиссариат внутренних дел (НКВД, затем МВД) занимался строительством советской власти и многими другими внутренними делами, оставаясь вплоть до 60-х гг. XX в. на базе труда заключенных самым крупным промышленным и строительным министерством.
В современных условиях в соответствии с конституционными положениями, закрепившими изменения политической системы, организации государственной власти, федеративного устройства, экономических отношений, правового регулирования, коренным образом изменилось социальное назначение органов внутренних дел, полиции. Теперь оно заключается не в обслуживании политического режима, а в создании состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства; признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина, общества и государства от тех или иных угроз в сфере правоохраны.
В общем виде к объектам управления в области внутренних дел относятся: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Область внутренних дел государства включает в себя различные группы общественных отношений, связанные с: защитой прав, свобод и законных интересов граждан, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств; предупреждением и пресечением преступлений, административных правонарушений и иных посягательств; выявлением и раскрытием преступлений, розыском преступников и пропавших без вести граждан, производством дознания; осуществлением предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел; обеспечением безопасности дорожного движения; осуществлением лицензионно-разрешительной деятельности; проведением в жизнь правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах России; охраной имущества физических и юридических лиц по договорам; обеспечением правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства и их транзита через территорию России; осуществлением миграционной политики.
Возникающие в процессе названной деятельности общественные отношения по своей сути относительно близки, похожи, родственны и поэтому объединены в одну область внутренних дел.
Следовательно, сущность управления
в области внутренних дел и
его специфика состоит в том,
что оно не только представляет собой
целенаправленную организующую деятельность,
но и включает непосредственную практическую
охрану прав и свобод граждан, обеспечение
общественного порядка и
Содержание управления в области внутренних дел обусловливается характером и особенностями общественных отношений, составляющих объект управляющего воздействия, т.е. специфика объекта определяет и особенности управления в этой сфере. Его отличает: 1) динамизм функционирования; 2) значительно больший по сравнению с другими сферами управления объем государственно-властных принудительных полномочий; 3) профилактическая направленность; 4) сочетание централизма и децентрализма; 5) особенности службы в органах внутренних дел (вооруженность, строгая дисциплина, единоначалие, форма одежды, социальная защищенность личного состава)4.
Содержание управления раскрывают его функции:
а) общие – информационно-
б) специальные, или основные – административная, оперативно-розыскная, уголовно-процессуальная (дознание, предварительное следствие), профилактическая;
в) обеспечивающие – кадровая, материально-техническая, финансовая, делопроизводство и др.
Основным субъектом управления внутренними делами является государство, осуществляющее свои функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти5.
Общее руководство в области
внутренних дел осуществляет Президент
РФ, издающий указы по вопросам, относящимся
к этой сфере. Так, его указами
утверждены Положения о МВД России,
о милиции общественной безопасности
(местной милиции) в Российской Федерации.
Конституционные полномочия Президента
включают назначение на должность федерального
министра внутренних дел и освобождение
его от должности по представлению
Председателя Правительства РФ, назначение
и освобождение Главнокомандующего
внутренними войсками, других высших
должностных лиц органов
Непосредственное выполнение функций по обеспечению общественного порядка и безопасности осуществляют органы исполнительной власти. Их можно разделить на пять групп.
1. Правительство РФ, правительства
(советы министров или
2. Федеральные органы
исполнительной власти, которые
наряду со своими основными
функциями выполняют большой
объем работы по обеспечению
общественного порядка и
3. Государственные органы исполнительной власти России, которые называют «силовыми», например Министерство обороны.
4. Правоохранительные органы,
в объеме полномочий которых
обеспечение общественного
5. Государственные органы,
специально созданные для
К государственной системе
тесно примыкает и такое
Государственная система
обеспечения общественного
Государственное управление подразделяется на управление сферами и отраслями. В управление сферами входят вопросы общего, подведомственного характера (финансы, кредит, учет, статистика и т.д.). К управлению в отраслях относятся вопросы организации и деятельности однородных, объективно связанных между собой предприятий, учреждений, организаций и других объектов, функционирующих в той или иной области социально-политической, социально-культурной, хозяйственной деятельности государства.
Самостоятельной отраслью управления
в области социально-
1.2. Система органов внутренних дел
В соответствии с Конституцией
РФ существуют, в принципе, четыре различные
системы государственных
Нам хотелось бы посмотреть на существующую систему органов исполнительной власти Федерации и субъектов РФ для того, чтобы понять, в какой степени, составляющие ее ведомственные (функциональные) структуры, позволяют отнести себя к вышеназванным «идеальным типам». В качестве примера мы используем систему органов внутренних дел. При этом, нам очевидно, что в других сферах управления существуют другие иерархические системы, которые построены на иных принципах. В ситуации с органами внутренних дел, являющимися «классическими» органами управления, мы предполагаем строгую иерархию в зависимости от функциональной необходимости, а также повсеместного распределения органов управления и, соответственно, выбора варианта «интегрированной системы государственных органов Федерации и субъектов РФ» в смысле части 2 статьи 77 Конституции РФ. Таким образом, нам бы хотелось рассмотреть систему органов внутренних дел с точки зрения их общей структуры, задач и полномочий10, процедуры назначений на должности, контроля и финансирования.
МВД РФ подведомственно Президенту РФ и осуществляет свою деятельность11 непосредственно и (или) через входящие в его систему:
Ниже данного уровня находятся территориальные подразделения органов внутренних дел, в частности, отделы внутренних дел районов, городов и районов в городах, а также иные подразделения и организации.
Помимо классических органов внутренних дел существуют также и различающиеся по функциональному принципу «особые органы», которые наделены полномочиями по обеспечению безопасности в определенных сферах, а также особыми функциями в рамках органов внутренних дел. К таковым, в частности, относятся:
Информация о работе Административно-правовое регулирование в области внутренних дел