Правовое регулирование бухгалтерского дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:46, реферат

Краткое описание

1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета.
2. Взаимодействие бухгалтерского учета и налогообложения.
3. Правовые основы аудиторской деятельности.

Файлы: 1 файл

Лекция 5 Бух.учет .doc

— 116.00 Кб (Скачать)

  Правовое регулирование бухгалтерского дела.

1. Нормативное регулирование  бухгалтерского учета.

2. Взаимодействие бухгалтерского  учета и налогообложения.

3. Правовые основы  аудиторской деятельности.

  

 1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета.

 Как  уже говорили,   государства несколько ограничена. Государство оставляет за собой наиболее значимые существенные функции, позволяющие вмешиваться в объективно функционирующий рыночный механизм и корректировать его исходя из сложившихся на определенный период времени условий.

Любое государство  в современных условиях независимо от уровня экономического и социального развития оставляет  за собой право регулирования  финансового кредитного валютного  механизма функционирования  рыночной экономики. Следовательно,  бухгалтерский учет как институт финансового кредитного механизма выступает объектом  госрегулирования. 

 В  российской практике регулирование  организации бухгалтерского дела  со стороны государства осуществляется  на достаточно высоком уровне. Обусловлено это прежде всего сложившимися в нашей стране традициями бухгалтерского учета, во-вторых, отсутствием обоснованной концепции развития рыночной экономики и ее управленческих функций. В целом это обусловлено ролью бухгалтерского учета.  Учет обеспечивает формирование строго регламентированной финансовой отчетности, сопоставимой на всех уровнях управления экономики, кроме того госрегулирование бухгалтерского учета связано с необходимостью установления реальных налоговых обязательств, обеспечивающих формирование доходной части государственного бюджета.

       Необходимость госрегулирования бухгалтерского учета обуславливает наличие соответствующей системы нормативно-правового регулирования.  В зависимости  от степени влияния государства на организацию бухгалтерского дела различаются также схемы или системы нормативно-правового регулирования учета.  В нашей стране система нормативного регулирования является 4-ех уровневым, т.е. российское законодательство определяет следующие уровни регулирования бухгалтерского учета:

1. Федеральные законы, указы Президента, Постановления Правительства по вопросам учета, определяющие основные правила, понятия, цели и задачи ведения бухгалтерского учета. Основным документом первого уровня  является ФЗ «О бухгалтерском учете», принятый 21.11.06. 

2. Положения  и стандарты по б/у, которые  устанавливают общие принципы  и правила бухгалтерского учета отдельных объектов, утверждаются стандарты Минфина РФ.

3.  К  документам 3-его уровня относятся  местные указания, инструкции, рекомендации, разъяснения, комментарии, в которых раскрывается    механизм применения принципов и правил, предлагаются  варианты решения учетных задач и наконец, в них излагаются отраслевые особенности постановки б/у различных предприятий и организаций. Важнейшим документом 3-его уровня является план счетов б/у и инструкции по его использованию.

4. рабочие  документы, разрабатываемые на  уровне предприятия и формирующие  учетную политику организации. 

 ФЗ о б/у вступил в действие с 01.01.97г.   В нем определены концептуальные положения и общие принципы организации и ведения б/у, установлены права,  обязанности и ответственность юридических и физических лиц, управленческого персонала, а также меры обеспечивающие доступность  бух. информации, также ФЗ устанавливает порядок публикации  бухгалтерской отчетности и систему госрегулирования учета нашей страны. ФЗ распространяется на все полит. лица, находящиеся на территории РФ, включая филиалы и представительства иностранных организаций. В соответствии с этим законом все  юридические лица обязаны вести б/у в полном соответствии с этим законом.

Физические  лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в целях налогообложения в  соответствии с налоговым законодательством РФ.

Закон включает 4 главы, 19 статей:

1 глава  – общие положения. В этой  главе дается определение объектов  бух. дела, указываются задачи  б/у и приведены основные понятия,  используемые в бух. деле.  В  этой же главе расписаны порядок  госрегулирования организации бухгалтерского дела.  Закон определяет органы, несущие ответственность за организацию и методологию ведения б/у, начиная с правительства и завершая руководством предприятия.

2 глава  ФЗ называется  «Основные правила  ведения б/у». В этой главе определены требования ведения б/у (использование двойной записи, документирование хозяйственных операций, ведение учетных регистров).

3 глава  «Основные правила представления  и составления бухгалтерской отчетности». Здесь  изложены требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности, определен состав отчетности, порядок ее представления, правила оценки, а также порядок хранения бухгалтерской информации.

4 глава  «Заключительные положения». В ней  отражаются меры ответственности  за нарушение бухгалтерского законодательства РФ. 

Документом 2-ого  уровня, в котором рассматриваются  основные положения ФЗ «О б/у»  применительно  к отдельным объектам хозяйственного учета являются ПБУ или отечественные  бух.стандарты. 

    Независимо от содержания объекта учета все бухположения включают 5 разделов:

  1. введение или общие положения
  2. определение
  3. правила применения
  4. содержание
  5. дата вступления в действие.

В 1 части  определяются конкретные положения  ПБУ и дается характеристика объекта  учета.

Во 2 части  дается определение основных понятий, позволяющих однозначно понимать термины, используемые в данном стандарте.

В 3 и 4 частях ПБУ отражается содержание стандарта  или процедуры его применения на практике.

 В  5 части устанавливается дата  вступления в действие стандартов.

 Появление  российских учетных стандартов  связано, во-первых, с переходом  к рыночной экономике, и во-вторых, с развитием системы  нормативного регулирования учета. Изменчивость рыночной экономики и хозяйственного механизма функционирования ее предопределяет также необходимость пересмотра учетных стандартов и осуществления постоянной работы  в части их разработки. Следовательно, работа по разработке отечественных ПБУ не завершена и продолжается.

Важнейшим документом 3-его уровня госрегулирования учета является план счетов б/у, представляющий систематический перечень синтетических и субсчетов, обязательный к исполнению всеми предприятиями различных организационно-правовых форм, форм собственности, отраслей экономики и видов деятельности.

Действующий в настоящее время план счетов определяет особенности функционирования современной российской экономики и его появление обусловлено следующими обстоятельствами:

  1. новые требования, предъявляемые пользователями к формированию финансовой информации;
  2. разработка новых нормативных документов государственного регулирования учета, это ФЗ «О б/у», ПБУ и др.
  3. появление в системе бухгалтерского учета двух информационных подсистем: финансового и управленческого;
  4. ориентация на международные стандарты финансового учета.

   Независимо от ведения нового плана счетов при его разработке сохранена преемственность построения плана счетов, а также иерархическая структура счетов и субсчетов. Обеспечивается сочетание государственных интересов и интересов хозяйствующих субъектов. Обеспечивается независимость формирования информации в целях бухгалтерского учета от процесса формирования информации в целях налогового учета.

      Нормативными документами 3-его  уровня наряду с планом счетов  бухгалтерского учета для реализации  экономических механизмов учета хозяйствующих субъектов используются методические указания, рекомендации, комментарии, инструкции и др. нормативные документы 3-его уровня.

В настоящее  время принят ряд методических документов, в числе которых методические указания по учету основных средств – 98г, методические указания по учету материальных производственных запасов – 2000, методические указания по проведению инвентаризации – 2005, Положение ЦБ РФ  «О безналичных расчетах в РФ» - 2002,  порядок ведения кассовых операций, утвержденный ЦБ РФ, и ряд других.

Приведенный перечень документов 3-его уровня не является закрытым. Методические указания носят конкретный и однозначный  характер, в связи с чем считаются  обязательными к исполнению, а  методические рекомендации носят более  общий характер и предназначены для использования предприятиями, организациями при разработке учетной политики, отражающей специфику отраслей и осуществление финансово-хозяйственной деятельности. Следовательно, методические рекомендации допускают альтернативность решения учетных проблем.

Инструкции  как методические документы обеспечивают толкование экономического механизма  заложенного в документах вышестоящего уровня, и поскольку они утверждаются как самостоятельный нормативный  документ, то подлежат обязательному  исполнению.

Комментарии официальных лиц также могут  приниматься учетными  работниками  в качестве ориентиров при формировании учетной политики, инструкций и самих  документов.

Рабочие документы по организации и ведению  бухгалтерского учета относятся  к 4-ому уровню системы нормативного регулирования. В совокупности все рабочие или внутренние документы образуют учетную политику организации. В соответствии с ФЗ «О б/у», учетная политика должна быть оформлена приказом или распоряжением руководителя организации, и только после этого они приобретают нормативно-правовой характер.  Учетная политика включает следующие рабочие документы:

  1. рабочий план счетов,
  2. формы первичных учетных документов, разрабатываемые организацией,
  3. формы внутренних документов бухгалтерской отчетности,
  4. порядок проведения инвентаризации и метод оценки имущества и обязательств,
  5. график и правила документооборота и технология обработки учетной информации,
  6. порядок контроля за хозяйственными операциями,
  7. прочие документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета.
 

 Содержание  учетной политики должно включать 3 аспекта:

  1. методические
  2. технические
  3. организационные.

Методический  аспект раскрывает способы ведения  бухгалтерского учета, оказывающие  существенное влияние на оценку и  принятие управленческого решения.

Технический аспект включает основные рабочие инструменты реализации методологических аспектов и включает рабочие документы.

Организационный аспект – им выступает организационная  форма бухгалтерской службы предприятия.    
 

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ включает большое количество разнообразных законодательных, нормативно-методических актов, принятых как в условиях современной рыночной экономики, так и действующей со времен СССР.

Действующие в настоящее время эти документы  часто носят противоречивый характер, либо  дублируют друг друга, либо противоречат. В связи с этим  в практике учетной работы возникают определенные проблемы, решение которых на уровне предприятия становится невозможным. Действующий закон «О б/у» определяет, что основной целью бухгалтерского учета является формирование достоверной и объективной информации, обеспечивающей при этом единообразие ведения учета, имущества и обязательств.

В случае противоречий между нормативными документами  бухгалтер должен принимать решения исходя из следующих правил:

1. норма  документа, обладающего большим  статусом, отменяет норму документа,  обладающего меньшим статусом;

2. требование  нормативных документов, изданных  одной и той же инстанцией, предполагают отмену прежней  нормы в пользу новой;

Информация о работе Правовое регулирование бухгалтерского дела