Правовое регулирование бухгалтерского дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:46, реферат

Краткое описание

1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета.
2. Взаимодействие бухгалтерского учета и налогообложения.
3. Правовые основы аудиторской деятельности.

Файлы: 1 файл

Лекция 5 Бух.учет .doc

— 116.00 Кб (Скачать)

    - разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

    - проведение маркетинговых исследований;

    - обучение и оказание других услуг по профилю своей деятельности.

    Аудиторская деятельность является одним из видов  предпринимательской деятельности, поэтому ей присущи все признаки предпринимательской деятельности: самостоятельность, риск, направленность на систематическое получение прибыли, наличие регистрации.

    Самостоятельность аудиторской деятельности проявляется  при решении вопроса о заключении договора, в процессе планирования аудитором своей деятельности.

    Аудиторский риск - это субъективно определяемая аудитором вероятность признать по итогам аудиторской проверки, что бухгалтерская отчетность может содержать не выявленные существенные искажения после подтверждения ее достоверности или признать, что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчетности нет.

    Аудиторский риск включает три компонента:

    - внутрихозяйственный риск;

    - риск системы внутреннего контроля;

    - риск необнаружения ошибок и  искажений бухгалтерской отчетности.

    Аудиторы  должны руководствоваться принципами независимости, объективности, конфиденциальности, честности, профессиональной компетентности и добросовестности.

     

    В соответствии с Законом об аудите аудиторская проверка может проводиться в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, которые именуются аудируемыми лицами.

    Аудит может осуществляться:

    1) аудиторами.

    Аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее/квалификационный аттестат аудитора. (Ст. 3 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»)

    Аудиторы  могут заниматься аудиторской деятельностью:

  • самостоятельно, т.е. в качестве индивидуального аудитора;
  • в качестве работника аудиторской организации;
  • в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе по гражданско-правовому договору;

    2) аудиторскими организациями.

    Аудиторская организация - коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги. (Ст. 4 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»)

    Они создаются в любой организационно-правовой форме. Не менее 50 процентов кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории РФ, а в случае, если руководителем организации является иностранный гражданин, - не менее 75 процентов. В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов.

    Индивидуальные  аудиторы и аудиторские организации имеют право:

  • осуществлять собственно аудит;
  • оказывать услуги, сопутствующие аудиту.

    Аудиторы  и аудиторские организации не могут заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и связанной с ней, так как имеют исключительную хозяйственную компетенцию.

    Таким образом, условиями осуществления аудиторской деятельности выступают:

  • регистрация в качестве субъекта предпринимательской деятельности;
  • получение квалификационного аттестата аудиторами, желающими работать самостоятельно или в составе аудиторской организации;

    - получение лицензии и включение в Государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций. 

      Аудиторы (аудиторские организации) обязаны:

  1. соблюдать требования законодательства;
  2. предоставлять аудируемому лицу информацию о требованиях законодательства, касающихся аудита;
  3. в срок, установленный договором, передать заключение аудируемому лицу;
  4. обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица.

    Обязанностям  аудиторов (аудиторских организаций) корреспондируют предусмотренные ст. 6 указанного выше Закона права аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор об оказании аудиторских услуг.

    Статьей 202 Уголовного кодекса РФ предусмотрена  ответственность за злоупотребление полномочиями аудиторами, а именно: за использование частным аудитором своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя и для других лиц, либо за нанесение вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

    Среди обстоятельств, отягчающих это преступление, указано злоупотребление полномочиями в отношении заведомо несовершеннолетнего или недееспособного.

      Аудиторская проверка представляет собой совокупность мероприятий т.е. Планирование аудита, заключающихся в сборе, оценке и анализе аудиторских доказательств, которые касаются финансового положения экономического субъекта, подлежащего аудиту, и имеющих своим результатом выраженное мнение аудитора о правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности этого экономического субъекта.

    Программа аудиторской проверки включает в  себя совокупность приемов и методов  аудита, перечень аудиторских процедур, применяемых в данной аудиторской  проверке, а также их характер, сроки, объем и конкретных исполнителей.

    Аудиторские проверки можно классифицировать по различным основаниям.

    В зависимости от вида деятельности проверяемого субъекта выделяют банковский аудит; аудит страховщиков; аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов; общий аудит.

    Аудит может быть внешним или внутренним. Под термином «внешний аудит» понимают собственно аудит, осуществляемый аудитором (аудиторской организацией).

  • Внутренний аудит - это организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его локальными актами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля.

    Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Инициативный аудит проводится в любое время и в тех объемах, которые будут установлены самостоятельным решением органа управления экономического субъекта.

    Юридическим фактом возникновения правоотношения при осуществлении инициативной аудиторской проверки следует считать заключаемый договор на оказание аудиторских услуг

    Обязательный  аудит — ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. (Ст. 7 ФЗ «Об аудиторской деятельности»)

      Согласно Закону об аудите обязательному аудиту подлежат государственные внебюджетные фонды, источником образования средств которых являются предусмотренные законодательством обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами.

    Законом об аудите обязательный аудит распространен  на инвестиционные фонды. Согласно ст. 50 Федерального закона от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах», аудитор в соответствии с заключенным договором обязан проводить ежегодные аудиторские проверки.

     

    Аудиторское заключение — официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых, лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. (Ст. 10 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»)

      Единые требования к форме  и содержанию аудиторского заключения определены Правилом (стандартом) № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности». Данный стандарт разработан с учетом международных стандартов аудита.

    Аудиторское заключение включает:

  1. наименование: «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности»;
  2. адресата: оно должно быть адресовано лицу, предусмотренному законодательством РФ и (или) договором;
  3. сведения об аудиторе: наименование, место нахождения, номер и дату свидетельства о государственной регистрации и лицензии, срок действия лицензии, членство в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении;
  4. сведения об аудируемом лице;
  5. вводную часть. В ней, в частности, указывается, из каких документов состоит финансовая (бухгалтерская) отчетность, а также то, что ответственность за ведение бухгалтерского учета и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности возложена на аудируемое лицо;
  6. часть, описывающую объем аудита. Под объемом аудита понимается способность аудитора выполнить процедуры аудита, которые считаются необходимыми в данных обстоятельствах. В данной части аудитор заявляет о наличии остаточных оснований для выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  7. часть, содержащую мнение аудитора;
  8. подпись аудитора.

    К аудиторскому заключению прилагается  финансовая (бухгалтерская) отчетность, в отношении которой выражается мнение и которая датирована, подписана и скреплена печатью аудируемого лица в соответствии с требованиями законодательства.

    В зависимости от мнения аудитора, аудиторские  заключения можно подразделить на следующие виды:

    1) аудиторское заключение с выражением безоговорочно положительного мнения, если финансовая (бухгалтерская) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении и результатах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица в соответствии с установленными принципами и методами ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности в Российской Федерации;

     2) модифицированное аудиторское заключение.

      Его составляют, если возникли:

  • факторы, не влияющие на аудиторское мнение, но описываемые в аудиторском заключении с целью привлечь внимание пользователей к какой-либо ситуации, сложившейся у аудируемого лица, такой ситуации может служить незаконченное судебное разбирательство между организацией и налоговым органом по вопросу правильности исчисления налоговой базы.
  • факторы, которые влияют на аудиторское мнение и могут привести к выражению мнения с оговоркой, отказу от выражения мнения или отрицательному мнению.

    К таким факторам относятся:

    а) ограничение объема работы аудитора, которые могут привести к выражению мнения с оговоркой или к отказу от выражения мнения;

    б) разногласие с руководством относительно допустимости выбранной учетной политики, метода ее применения, адекватности раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности, могут привести к выражению мнения с оговоркой или к отрицательному мнению.

    Если  аудитор выражает любое мнение, кроме  безоговорочно положительного, он должен четко описать все причины этого в аудиторском заключении и, если это возможно, дать количественную оценку возможного влияния на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

    Статья 11 Закона об аудите вводит понятие заведомо ложного аудиторского заключения. Заведомо ложным признается аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки.

Информация о работе Правовое регулирование бухгалтерского дела