Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 10:45, курсовая работа
Краткое описание
Категория административно-правового регулирования позволяет глуб¬же познать юридическую часть политической надстройки, раскрыть органическое единство всех правовых явлений и одновременно определить место каждого из них в системе юридического воздействия. Кроме того, категория административно-правового регулирования дает возможность сосредоточить внимание на таких правовых явлениях, которые при обычных условиях состояния науки находятся как бы в тени устоявшихся понятий, иногда выполняют роль вспомогательных, дополнительных факто¬ров. К таким понятиям относятся, например, предмет административно-правового регулирования, метод административно-правового регулирования, которые обычно использовались лишь как инструменты научного построения системы права. Далее, категория административно-правового регулирования позволяет ввести в юридическую науку новые понятия, как, например, механизм административно-правового регулирования, структура административно-правового регулирования и т. д.
Оглавление
Введение …………………………………………………………………..3 1. Понятие и структура предмета административно- правового регулирования ………………………………………….5 2. Понятие и виды методов административно-правового регулирования …………………………………………………….15 3. Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли и институты ……………. 31 Заключение ………………………………………………………………36 Библиография ……………………………………………………………38
2. Понятие и виды методов административно-правового
регулирования …………………………………………………….15
3. Предмет и метод правового
регулирования как
основания деления права на отрасли и
институты ……………. 31
Заключение ………………………………………………………………36
Библиография ……………………………………………………………38
Введение
Общество объективно нуждается в установлении
определенной организованности в системе
общественных отношений. Эта организованность
общества сообщается ему действием различных
закономерностей и факторов объективного
и субъективного порядка.
Категория административно-правового
регулирования позволяет глубже познать
юридическую часть политической надстройки,
раскрыть органическое единство всех
правовых явлений и одновременно определить
место каждого из них в системе юридического
воздействия. Кроме того, категория административно-правового
регулирования дает возможность сосредоточить
внимание на таких правовых явлениях,
которые при обычных условиях состояния
науки находятся как бы в тени устоявшихся
понятий, иногда выполняют роль вспомогательных,
дополнительных факторов. К таким понятиям
относятся, например, предмет административно-правового
регулирования, метод административно-правового
регулирования, которые обычно использовались
лишь как инструменты научного построения
системы права. Далее, категория административно-правового
регулирования позволяет ввести в юридическую
науку новые понятия, как, например, механизм
административно-правового регулирования,
структура административно-правового
регулирования и т. д.
В целом же категория административно-правового
регулирования в самой обобщенной форме
отражает социальное назначение, служебную
роль права как одного из важнейших организующих
факторов в системе социального управления
общественными процессами. В юридической
литературе достигнуто почти единодушное
понимание административно-правового
регулирования как совокупности различных
форм и средств юридического воздействия
государства на поведение участников
общественных отношений, осуществляемого
в интересах всего общества или определенного
коллектива с целью подчинить поведение
отдельных субъектов установленному в
обществе правопорядку.
Общее назначение административно-правового
регулирования общественных отношений
состоит в том, что с его помощью достигается
установление и организация процесса
реализации прав и юридических обязанностей
различными субъектами общественных отношений.
Таким путем правовое регулирование придает
общественным отношениям определенность
и устойчивость, поскольку установленное
правило, с одной стороны, указывает наиболее
целесообразное поведение субъектов при
сложившихся обстоятельствах, а с другой
стороны, это правило гарантируется содействием,
поддержкой и охраной государства с целью
непременного достижения преследуемого
результата в урегулированных правом
общественных отношениях.[1]
Каждая отрасль права имеет свои юридические
средства воздействия на общественные
отношения, которые определяются предметом,
а также целью административно-правового
регулирования. Совокупность этих средств
юридического воздействия на общественные
отношения составляет метод административно-правового
регулирования, присущий той или иной
отрасли права.
Взаимосвязь предмета и метода регулирования
общественных отношений – вопрос, без
которого невозможно дать анализ правовой
системы и выявить особенности, присущие
правовому воздействию в каждой ее отрасли.[2]
1. Понятие и структура
предмета административно-правового
регулирования
Вопрос о предмете административно-правового
регулирования относится к числу дискуссионных.
Основные разногласия сводятся к тому,
на какие именно общественные отношения
(производственные, идеологические, волевые
и т. д.) и на что непосредственно в самих
общественных отношениях может оказывать
регулирующее воздействие норма права.
Некоторые авторы утверждают, что право
непосредственно регулирует даже производственные
отношения, разновидностью которых, по
их мнению, являются имущественные отношения,
лишенные какого – либо волевого содержания.[3]
Из поведения людей, их различных и многочисленных
поступков складываются индивидуальные
или, как принято говорить, конкретные
общественные отношения, которые в свою
очередь образуют в качестве «равнодействующей»
систему общественных отношений. В ней
совокупность производственных . отношений
составляет основу любой социальной формации.
Важно выяснить, что же подвергается непосредственному
правовому регулированию: отдельные конкретные
отношения, виды конкретных отношений
или вся совокупность общественных отношений
в целом.
Правовые нормы прямо предусматривают
сравнительно непосредственные результаты
человеческой деятельности, а не ее конечный
объективно складывающийся итог, поскольку
эти нормы определяют тот или иной вариант
поведения при соответствующих условиях
и обстоятельствах. Поэтому, непосредственным
предметом нормативно – административно-правового
регулирования являются конкретные общественные
отношения, а не вся их совокупность.
Так, конституционное право непосредственно
регулирует конкретные отношения, складывающиеся
в области организации и деятельности
органов государственной власти. Одновременно
оно устанавливает ряд принципиальных
положений, которые служат юридической
базой всего российского законодательства.
В частности, Конституция РФ закрепляет
факт защиты в нашей стране всех форм собственности.
Исчерпывается ли этим правовое опосредствование
отношений собственности? Разумеется,
нет. Указанное положение Конституции
РФ носило бы декларативный характер,
если бы не было его детализации в текущем
законодательстве, непосредственно регулирующем
отношения собственности.
Вместе с тем, юридические нормы представляют
собой правила общего характера, имеют
в виду не единичное, поведение людей во
всем его своеобразии и неповторимости,
а лишь типичные варианты поведения; регулирующее
воздействие оказывает в конце концов
не единичная норма, а группы норм (институты,
отрасли права).
Регулируя отношения купли – продажи
между отдельными гражданами, нормы гражданского
кодекса определяют наиболее типичные
особенности этих отношений в обществе,
отнюдь не имея в виду во всех случаях
казуистически устанавливать содержание
договоров, время и форму их заключения,
срок исполнения обязательств и другие
моменты, отличающие любой данный акт
купли – продажи от другого. Из этого следует,
что предметом нормативно – административно-правового
регулирования являются определенные
виды конкретных общественных отношений.
В самом деле, предметом регулирования
норм административного права является
вид конкретных общественных отношений,
образующихся в сфере исполнительно –
распорядительной деятельности государственных
органов, – управленческие отношения,
предметом регулирования гражданского
права – конкретные имущественные отношения,
образующиеся в сфере действия закона
стоимости, и т. п.[4]
Регулируя те или иные виды конкретных
общественных отношений, законы и другие
нормативные акты отражают в конечном
счете потребности всей существующей
системы производственных отношений и
оказывают на всю совокупность этих отношений
обратное воздействие, охраняя экономический
базис, создавая условия для его укрепления,
способствуя развитию о народного хозяйства.
Обратное воздействие права на способ
производства опосредствуется в регулировании
отдельных видов конкретных общественных
отношений, которые законодатель способен
активно упорядочивать и вводить в определенные
рамки.
В реальной жизни конкретные отношения
находятся в теснейшей взаимосвязи и взаимозависимости,
органически между собой переплетены.
Нужна была огромная сила научной абстракции,
чтобы суметь выделить из этой массы отношений
те, которые являются определяющими. Только
объяснение всего многообразия общественных
отношений характером производственных
отношений, а этих последних – уровнем
развития производительных сил позволило
определить развитие общественных формаций
как естественно – исторический процесс,
не зависящий от того, сознают его люди
или нет, желают они этого развития или
предпочитают сохранение старого, порядка
отношений. Определенные виды конкретных
общественных отношений в своей совокупности
образуют экономический базис общества,
другие – его надстройку.
Механизм административно-правового
регулирования идеологических отношений
достаточно ясен, коль скоро эти отношения
зависят от волевого поведения людей.
Воздействуя на сознание и волю их участников,
право организует развитие идеологических
отношений в направлении, угодном народу
и государству.
Есть общественные идеологические отношения,
которые возникают непосредственно в
связи с правовым регулированием и исчезают
при прекращении действия той или иной
правовой нормы. В существовании таких
отношений непосредственно определяющую
роль играет государственно–правовое
регулирование, хотя и эти отношения в
конечном счете должны отражать существующие
экономические отношения, должны быть
так. или иначе связаны с фактическими
отношениями, органически присущими данному
способу производства, иначе они теряют
свой смысл и свое значение.
Надстроечные отношения зависят от базиса,
но все же обладают известной самостоятельностью.
Это дает сравнительно широкие возможности
для правового воздействия, ибо здесь
объективно возможны весьма разнообразные
варианты волевых действий и поступков
людей.
Очевидно, что в государственно организованном
обществе имеется большое число надстроечных
отношений, которые иначе как в правовой
форме существовать не могут (например,
определенная часть административно –
правовых отношений и процессуальные
отношения) и, следовательно, в значительной
мере непосредственно зависят от характера
административно-правового регулирования,
хотя они и не могут быть оторваны от своей
материальной основы.
Следует согласиться с теми, кто указывает
на существование двух видов юридических
отношении: правоотношений, опосредствующих
существовавшие до них фактические отношения,
и таких отношений, которые иначе как в
правовой форме существовать не могут.
В первом случае юридические отношения
обычно не исчерпывают опосредствуемых
ими фактических отношений, во втором
– отношения выступают не иначе как в
виде правовых отношений.
Не следует думать, пишет М. С. Строгович,
что общественные отношения всегда существуют
сами по себе, а нормы права лишь оформляют
уже существующие отношения. Есть идеологические
отношения, которые существуют только
как правовые отношения.
Это не значит, что во втором случае правоотношения
вытекают только из правовой нормы, что
предметом административно-правового
регулирования оказываются сами юридические
отношения. Для возникновения второго
вида правовых отношений необходимо, помимо
юридических норм, существование определенных
жизненных потребностей и фактов, опираясь
на которые государство создает новые
правового характера отношения.
Сложнее обстоит дело с уяснением механизма
административно-правового регулирования
экономических отношений.
Экономические отношения, складывающиеся
как непосредственно в процессе производства,
так и в процессе распределения и обмена,
являются отношениями материальными.
Материальный характер экономических
отношений определяется тем, что их содержанием
является деятельность по производству
и распределению материальных благ, которая
непосредственно зависит от уровня развития
производительных сил и обусловленного
им характера разделения труда. Экономические
отношения представляют собой форму деятельности
человека, направленную на поддержание
своего существования.
Совокупность экономических отношений
не зависит от воли людей. Каждый участник
производственной деятельности вынужден
считаться с теми условиями производства,
какие сложились при данном уровне орудий
труда и навыков трудовой деятельности
и к которым он неминуемо должен приспособиться,
чтобы поддерживать свое существование.
Он не может полностью осознать тех общественных
результатов, к которым приведет то или
иное совершенствование техники производства,
т. е. не может предвидеть всех общественных
результатов своей деятельности. Это не
означает, что человек не в состоянии осознать
существующих производственных отношений,
что ни при каких условиях нельзя сознательно
регулировать производственную деятельность,
что люди не могут понять экономические
законы развития общества и направить
свою деятельность на изменение материальных
условий своего существования. Но поддерживая
и развивая способ производства материальных
благ, будучи от него зависимыми, люди
не в состоянии отменить закономерностей
производства и организовать его по своему
произволу, вне зависимости от достигнутого
уровня развития общественных производительных
сил.
Некоторые юристы считают, что право
способно регулировать только идеологические
общественные отношения и не может регулировать
отношений экономических. При этом обычно
ссылаются на независимость экономических
отношений от сознания и воли людей. Сторонники
этой точки зрения смешивают два вопроса
– осуществимость административно-правового
регулирования отдельных сторон экономических
отношений с действительной невозможностью
путем правового воздействия произвольно
создавать тот или иной тип производственных
отношений, не считаясь с достигнутым
уровнем развития производительных сил,
характером разделения труда и существующими
формами собственности. Право регулирует
экономические отношения постольку, поскольку оно опосредствуется
в сознании людей. Акты производства, попадающие
под воздействие права, представляют собой
акты волевого поведения, хотя и обусловленные
уровнем производства и характером производственных
отношений[5] . Представляется, что эти положения
трудно оспоримы и полностью соответствуют
тому, что Ф. Энгельс говорил о роли гражданского
права, которое «санкционирует существующие,
при данных обстоятельствах нормальные,
экономические отношения между отдельными
лицами»[6] .
Система производственных отношений,
покоящаяся на определенном уровне развития
производительных сил, объективно обусловлена,
но отдельное экономическое отношение,
выступающее как отдельный акт объективного
процесса производства, распределения
или обмена, необходимо связано с волей
участников этого отношения. Вне конкретных
волевых актов людей процесс производственной
деятельности, распределения и обмена
неосуществим.