Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:55, курсовая работа
Целью данной работы является определение и анализ административно–правового регулирования, выявление его особенностей и методов.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
- определение понятия административно–правового регулирования;
- установление особенностей административно–правового регулирования;
Введение
Актуальность темы. Категория
административно-правового
В целом же категория административно-
Однако многие вопросы
административно-правового
Актуальность темы заключается также в том, что общество объективно нуждается в установлении определенной организованности в системе общественных отношений. Эта организованность общества сообщается ему действием различных закономерностей и факторов объективного и субъективного порядка.
Целью данной работы является определение и анализ административно–правового регулирования, выявление его особенностей и методов.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
- определение понятия
административно–правового
- установление особенностей
административно–правового
- определение понятия
и видов методов
Объект исследования – административно–правовое регулирование, его особенности и виды.
Предмет исследования – совокупность административно-правовых норм, научно–теоретических положений отечественных ученых юристов по вопросам административно–правового регулирования.
Научно–практическое значение работы связанно с возможностью использовать ее результаты в учебном процессе при изучении дисциплины «Административное право» и в юридической практике.
Структура работы в соответствии с поставленной целью и задачами включает в себя введение, 2 главы, заключение и список использованных источников.
1 Понятие и особенности административного правового регулирования
1.1 Понятие административно–
Чтобы раскрыть сущности административно–правового
регулирования необходимо уяснить
понятие «правового регулирования»
вообще. Правовое регулирование представляет
собой «единство
Основой правового регулирования является нормативный аспект, т.е. разработка и юридическое закрепление (установление) норм (правил) поведения людей. Такие нормы (правила) воспринимаются по-разному, что зависит от их целей и содержания; порой они ограничивают свободу, очерчивая ее границы, но в большинстве являются советом, помощью людям в упорядочивании их взаимоотношений. Нормы ряда отраслей права, например трудового, семейного, жилищного и т.д., практически не знают серьезных ограничений и санкций, а передают людям опыт, пример поведения в жизни.
Иначе, правовое регулирование
это – требование государства, необходимое
для упорядочивания общественной жизни.
Поэтому данные требования должны быть
социально обусловлены, системно организованы
и практически реализованы. Правовое
регулирование в разных сферах общественной
жизни имеет свою специфику, что
следует учитывать при ее анализе
и оценке. Свою особенность несет
и правовое регулирование в сфере
административного права. Под правовым
регулированием понимается процесс
воздействия государства на общественные
отношения с помощью
Основные направления развития административно правового регулирования на современном этапе хорошо сформулированы Козловым Ю.М. – вот они[2]:
· разработка и реализация политики, выражающейся в государственных программах общефедерального и регионального масштабов (приватизации, демонополизации, инвестиционная, жилищная, энергетическая);
· установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни (государственное стимулирование предпринимательства, обеспечение равноправия всех форм собственности, защита прав собственника, охрана прав потребителя, пресечение монополизма и не добросовестной конкуренции);
· управление предприятиями и учреждениями государственного сектора;
· регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора;
· координация функционирования национализированного и денационализированного секторов хозяйственного социально – культурного и административно – политического строительства;
· обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления;
· осуществление государственного контроля и надзора за работой управляемой и регулируемой сфер.
Механизм административно-
Категория механизма административно-
В структуру этого механизма входят следующие элементы:
a) нормы административного права и его принципы, объективно выраженные в законах, указах и других нормативных актах;
b) акты толкования норм административного права, издаваемые уполномоченными на то органами;
c) акты применения норм административного права;
d) административно-правовые отношения;
e) правосознание, юридические факты, законность.
Каждый элемент механизма
административно-правового
Таким образом, административно-правовое
регулирование представляет собой
процесс последовательного
Административно-правовое регулирование управленческих общественных отношений может иметь различную целевую нагрузку и, соответственно, различные формы своего выражения. Учитывая это, можно говорить о трех важнейших проявлениях регулятивной функции административного права.
В полном соответствии с
ролью исполнительной власти в государственно-властном
механизме с достаточной
Административно-правовое регулирование вместе с тем выражается и в том, что соответствующие субъекты исполнительной власти полномочны самостоятельно, но на подзаконной основе творить правовые нормы. В этом суть правотворческой или правоустановителъной функции административного права. Главное, что необходимо при этом учитывать, заключается в том, что административное нормотворчество производно от основной, т.е. правоисполнительной, функции административного права и служит ее интересам. Практически это означает, что нормы административного права, создаваемые самими органами исполнительной власти, по своей сути также являются конкретной формой правоисполнения. Так, Правительство Российской Федерации – высший орган исполнительной власти издает правовые акты, имеющие нормативный характер, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ.
В процессе административно-правового
регулирования реализуется
При осуществлении административно-
1.2 Особенности
административно–правового
Административное право – совокупность правовых норм, с помощью которых государство регулирует общественные отношения, возникающие в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти.
Дело в том, что, как
уже на это обращалось внимание,
отношения управленческого
Так, несомненно, управленческий характер имеют внутрипартийные или внутрипрофсоюзные отношения, имеющие своей целью организацию «собственных дел» (самоорганизация). Например, это образование соответствующих органов управления, установление внутриорганизационных правил и т.п. на основе уставных норм.
За пределами государственно-
Нас же интересуют такие
общественные отношения управленческого
характера, в которых ввиду их
прямой связи с государственно-