Административно-правовое регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение и анализ административно–правового регулирования, выявление его особенностей и методов.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
- определение понятия административно–правового регулирования;
- установление особенностей административно–правового регулирования;

Файлы: 1 файл

курсовая по ап.docx

— 50.35 Кб (Скачать)

Введение 

 

Актуальность темы. Категория  административно-правового регулирования  позволяет глубже познать юридическую  часть политической надстройки, раскрыть органическое единство всех правовых явлений и одновременно определить место каждого из них в системе  юридического воздействия. Кроме того, категория административно-правового  регулирования дает возможность  сосредоточить внимание на таких  правовых явлениях, которые при обычных  условиях состояния науки находятся  как бы в тени устоявшихся понятий, иногда выполняют роль вспомогательных, дополнительных факторов. К таким понятиям относятся, например, предмет административно-правового регулирования, метод административно-правового регулирования, которые обычно использовались лишь как инструменты научного построения системы права. Далее, категория административно-правового регулирования позволяет ввести в юридическую науку новые понятия, как, например, механизм административно-правового регулирования, структура административно-правового регулирования и т. д.

В целом же категория административно-правового  регулирования в самой обобщенной форме отражает социальное назначение, служебную роль права как одного из важнейших организующих факторов в системе социального управления общественными процессами. В юридической  литературе достигнуто почти единодушное  понимание административно-правового  регулирования как совокупности различных форм и средств юридического воздействия государства на поведение  участников общественных отношений, осуществляемого  в интересах всего общества или  определенного коллектива с целью  подчинить поведение отдельных  субъектов установленному в обществе правопорядку.

Однако многие вопросы  административно-правового регулирования  по-прежнему изучены не достаточно. Это и определило выбор темы исследования.

Актуальность темы заключается  также в том, что общество объективно нуждается в установлении определенной организованности в системе общественных отношений. Эта организованность общества сообщается ему действием различных  закономерностей и факторов объективного и субъективного порядка.

Целью данной работы является определение и анализ административно–правового  регулирования, выявление его особенностей и методов.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих  исследовательских задач:

- определение понятия  административно–правового регулирования;

- установление особенностей  административно–правового регулирования;

- определение понятия  и видов методов административно–правового  регулирования.

Объект исследования –  административно–правовое регулирование, его особенности и виды.

Предмет исследования –  совокупность административно-правовых норм, научно–теоретических положений  отечественных ученых юристов по вопросам административно–правового  регулирования.

Научно–практическое значение работы связанно с возможностью использовать ее результаты в учебном процессе при изучении дисциплины «Административное  право» и в юридической практике.

Структура работы в соответствии с поставленной целью и задачами включает в себя введение, 2 главы, заключение и список использованных источников.

 

1 Понятие и  особенности административного  правового регулирования 

 

1.1 Понятие административно–правового  регулирования

Чтобы раскрыть сущности административно–правового  регулирования необходимо уяснить  понятие «правового регулирования» вообще. Правовое регулирование представляет собой «единство социологического, нормативного и практического аспектов». Она начинается тогда когда в  целях, содержании, требованиях закона «схватывается» назревшая общественная потребность в упорядочивании взаимосвязей и взаимодействий людей, причем определенным образом и в определенном направлении. Имеется в виду не субъективное представление, какого–либо органа власти, а именно то, что в сознании массы людей  сформировалось как нечто необходимое, нужное, актуальное, крайне важное для  их дальнейшей жизни. Формирование нормативно–правового акта или закона осуществляется на основе информации о прошлом, но сама норам будет применяться в  будущем, которое неизвестно. То есть в социологическом смысле правовое регулирование имеет прогностический  характер, и показывает, что люди способны «конструировать» свою завтрашнюю жизнь.

Основой правового регулирования  является нормативный аспект, т.е. разработка и юридическое закрепление (установление) норм (правил) поведения людей. Такие  нормы (правила) воспринимаются по-разному, что зависит от их целей и содержания; порой они ограничивают свободу, очерчивая ее границы, но в большинстве  являются советом, помощью людям  в упорядочивании их взаимоотношений. Нормы ряда отраслей права, например трудового, семейного, жилищного и  т.д., практически не знают серьезных  ограничений и санкций, а передают людям опыт, пример поведения в  жизни.

Иначе, правовое регулирование  это – требование государства, необходимое  для упорядочивания общественной жизни. Поэтому данные требования должны быть социально обусловлены, системно организованы и практически реализованы. Правовое регулирование в разных сферах общественной жизни имеет свою специфику, что  следует учитывать при ее анализе  и оценке. Свою особенность несет  и правовое регулирование в сфере  административного права. Под правовым регулированием понимается процесс  воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических  норм (норм права)[1].

Основные направления  развития административно правового  регулирования на современном этапе  хорошо сформулированы Козловым Ю.М. –  вот они[2]:

·           разработка и реализация политики, выражающейся в государственных программах общефедерального и регионального масштабов (приватизации, демонополизации, инвестиционная, жилищная, энергетическая);

·           установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни (государственное стимулирование предпринимательства, обеспечение равноправия всех форм собственности, защита прав собственника, охрана прав потребителя, пресечение монополизма и не добросовестной конкуренции);

·           управление предприятиями и учреждениями государственного сектора;

·           регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора;

·           координация функционирования национализированного и денационализированного секторов хозяйственного социально – культурного и административно – политического строительства;

·           обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления;

·           осуществление государственного контроля и надзора за работой управляемой и регулируемой сфер.

Механизм административно-правового  регулирования - это совокупность правовых средств, а также процессов и  состояний, которые наступают в  волевых общественных отношениях в  области государственного управления в результате воздействия на них  административно-правовых норм.

Категория механизма административно-правового  регулирования выработана наукой для  показа права в развитии, выявления  закономерностей его функционирования, повышения эффективности правового  регулирования.

В структуру этого механизма  входят следующие элементы:

a)         нормы административного права и его принципы, объективно выраженные в законах, указах и других нормативных актах;

b)         акты толкования норм административного права, издаваемые уполномоченными на то органами;

c)         акты применения норм административного права;

d)         административно-правовые отношения;

e)         правосознание, юридические факты, законность.

Каждый элемент механизма  административно-правового регулирования  выполняет специфическую роль в  регулировании поведения людей  и возникающих на его основе общественных отношений. Следовательно, эти элементы механизма одновременно выступают  в качестве юридических средств  административно-правового регулирования. При этом административно-правовые средства включаются в процесс регулирования  в определенной последовательности.

Таким образом, административно-правовое регулирование представляет собой  процесс последовательного использования  административно-правовых средств для достижения целей регулирования поведения участников общественных отношений[3]. Определение данному понятию можно дать следующим образом: административно-правовое регулирование - это целенаправленное воздействие на общественные отношения в сфере государственного управления системы административно-правовых средств регулирования, закрепленных в нормах действующего законодательства[4].

Административно-правовое регулирование  управленческих общественных отношений  может иметь различную целевую  нагрузку и, соответственно, различные формы своего выражения. Учитывая это, можно говорить о трех важнейших проявлениях регулятивной функции административного права.

В полном соответствии с  ролью исполнительной власти в государственно-властном механизме с достаточной степенью отчетливости проявляется правоисполнительная функция административного права. Это означает, что главное содержание административно-правового регулирования находит свое выражение в обеспечении свойственными ему средствами проведения в жизнь (исполнения) требований действующего российского законодательства.

Административно-правовое регулирование  вместе с тем выражается и в  том, что соответствующие субъекты исполнительной власти полномочны самостоятельно, но на подзаконной основе творить  правовые нормы. В этом суть правотворческой  или правоустановителъной функции административного права. Главное, что необходимо при этом учитывать, заключается в том, что административное нормотворчество производно от основной, т.е. правоисполнительной, функции административного права и служит ее интересам. Практически это означает, что нормы административного права, создаваемые самими органами исполнительной власти, по своей сути также являются конкретной формой правоисполнения. Так, Правительство Российской Федерации – высший орган исполнительной власти издает правовые акты, имеющие нормативный характер, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ.

В процессе административно-правового  регулирования реализуется также  и правоохранительная функция, имеющая  своим назначением обеспечение  соблюдения установленного правового  режима и защиту законных прав и  интересов участников регулируемых общественных отношений. Следует еще  раз подчеркнуть, что в порядке  осуществления широкого круга контрольно-надзорных  полномочий и применения мер административного  принуждения исполнительные органы и их должностные лица практически  обеспечивают правовую защиту многих общественных отношений, регулируемых иными отраслями действующего права.

При осуществлении административно-правового  регулирования в настоящее время  главное внимание уделяется реализации федеральных и региональных программ (например, жилищной, энергетической); проведению в жизнь требований, обеспечивающих организационно-правовые основы хозяйственной  жизни (например, пресечение монополизма, государственное стимулирование предпринимательства, охрана прав потребителей); обеспечению  реализации прав (включая их охрану) и обязанностей физических и юридических  лиц в сфере государственного управления; координации деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, государственного и частного секторов хозяйственной и социально-культурной жизни; осуществлению государственного контроля и надзора в регулируемой сфере общественных отношений[5].

1.2 Особенности  административно–правового регулирования

Административное право  – совокупность правовых норм, с  помощью которых государство  регулирует общественные отношения, возникающие  в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти.

Дело в том, что, как  уже на это обращалось внимание, отношения управленческого характера  могут возникать за пределами  государственно-управленческой деятельности.

Так, несомненно, управленческий характер имеют внутрипартийные  или внутрипрофсоюзные отношения, имеющие своей целью организацию «собственных дел» (самоорганизация). Например, это образование соответствующих органов управления, установление внутриорганизационных правил и т.п. на основе уставных норм.

За пределами государственно-управленческой деятельности складываются достаточно разнообразные, управленческие по своему назначению, общественные отношения  также в системе местного самоуправления.

Нас же интересуют такие  общественные отношения управленческого  характера, в которых ввиду их прямой связи с государственно-управленческой деятельностью непосредственно  выражается государственный (публичный) интерес, государственная управляющая  воля. Соответственно при определении  предмета административного права  в центре внимания должны быть общественные отношения, прямо связанные с  функционированием системы исполнительной власти. Но такое функционирование предполагает наличие специального субъекта, который имеет все необходимые  возможности и полномочия по реализации исполнительной власти. Следовательно, границы сферы государственного управления определяются, прежде всего, наличием специальных субъектов  – участников соответствующих управленческих отношений. Иное неизбежно приведет к тому, что под сферой государственного управления придется понимать любые  варианты общественно значимой деятельности, т.е. даже реализацию законодательной  и судебной властей. Очевидно, что  подобное решение рассматриваемой  проблемы неприемлемо.

Информация о работе Административно-правовое регулирование