Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:55, курсовая работа
Целью данной работы является определение и анализ административно–правового регулирования, выявление его особенностей и методов.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
- определение понятия административно–правового регулирования;
- установление особенностей административно–правового регулирования;
В предложенном ранее определении
административного права
Что означает возникновение управленческих отношений, регулируемых административным правом, в связи с реализацией исполнительной власти?
То (и это весьма существенно),
что имеются в виду только те отношения,
в которых непременно участвует
тот или иной исполнительный орган,
т.е. соответствующий субъект
Без их участия общественные
отношения выходят за рамки административно-
Это объясняется тем, что
в названных отношениях нет участника,
способного в юридической форме
выражать волю и интересы государства,
практически реализовать в
Таким образом, в регулируемых
административным правом общественных
отношениях всегда предполагается участие
субъекта, наделенного исполнительно-
Что означает возникновение управленческих отношений, регулируемых административным правом, по поводу реализации исполнительной власти?
Одно лишь наличие органа
исполнительной власти (исполнительного
органа) далеко не во всех случаях может
служить достаточным основанием
для того, чтобы данное общественное
отношение безоговорочно
Дело в том, что такие
органы нередко совершают действия,
которые в соответствии с российским
законодательством
Только тогда, когда данный исполнительный орган фактически реализует свою управленческую компетенцию, он реально выступает в качестве субъекта исполнительной власти. Иначе говоря, имеется в виду, что им реализуются юридически властные полномочия, которые и составляют содержание его компетенции. А таковой он наделяется именно для того, чтобы быть способным осуществлять государственно-управленческую деятельность.
Таким образом, в регулируемых административным правом общественных отношениях всегда предполагается не только участие того или иного исполнительного органа, но и прежде всего его функционирование в качестве выступающего от имени государства субъекта исполнительной ветви государственной власти.
В целом управленческие отношения
в интересующем нас смысле являются
«полем» осуществления
Изложенные положения в определенной степени помогают пониманию содержания такого понятия, как «сфера государственного управления». Тем не менее, административно-правовому регулированию общественных отношений свойственны некоторые весьма специфические черты, проявляющиеся и в предмете административного права.
Фактически имеется в виду следующее. В буквальном смысле сфера государственного управления охватывает любые проявления государственно-управленческой деятельности. Это бесспорно. Однако на практике дело обстоит таким образом, что в эту сферу включаются все основные проявления экономической, социально-культурной и административно-политической жизни страны.
Соответственно управленческие
отношения, составляющие предмет административного
права, нередко обнаруживаются и
там, где действуют нормы других
отраслей российского права. Например,
управленческими по своей сути могут
быть общественные отношения, входящие
в предмет трудового, финансового,
экологического, предпринимательского
и даже гражданского права. Это отношения,
связанные с обеспечением государственной
финансовой дисциплины, с оформлением
прав на осуществление
Конечно, и отдельные стороны деятельности исполнительных органов могут также регулироваться нормами иных отраслей права. Уже приводился пример с регулированием имущественных сделок, заключаемых органами государственного управления. Еще один пример: основная масса работников исполнительных органов действует помимо норм административного права, также и на основании норм трудового права и т.п.
Есть еще одна специфическая
особенность административно-
Все изложенное, отражая
специфические особенности
Государственно-управленческая
деятельность в своих основных проявлениях
является организационной или
Из этого вытекает вывод
о том, что организационные отношения
могут иметь место не только в
сфере государственного управления.
Так, отдельные их проявления обнаруживаются
в деятельности органов законодательной
и судебной властей, органов прокуратуры.
Они связаны, например, с функционированием
аппарата Федерального Собрания Российской
Федерации, аппаратов законодательных
органов субъектов Федерации, с
деятельностью руководителей
Практика свидетельствует
также и о том, что в сфере
государственного управления могут
возникать отношения без
Наиболее ярким примером подобного рода может служить предусмотренная ч. 2 ст. 132 Конституции РФ возможность наделения законом органов местного самоуправления, которые, как уже подчеркивалось, не являются государственными органами, отдельными государственными полномочиями с передачей им необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Вместе с тем административное право регулирует также управленческие отношения между органами местного самоуправления (администрацией районов, городов) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (администрацией краев, областей), республиканскими правительствами, в состав которых они входят.
Предмет административно-правового
регулирования можно определить
как особое правовое состояние, связанное
с регламентацией учреждения и функционирования
организационных структур, применением
особых методов воздействия на подвластные
объекты, связанных с ними управленческих
процедур, регулятивных и охранительных
специальных правовых режимов, в
рамках которых действует
Определив суть предмета административно–правового регулирования и изучив особенности можно сделать вывод о том, что предмет административного права весьма многообразен.
И это полностью предопределено общественно-политической значимостью государственно-управленческой деятельности, охватывающей и в современных условиях развития рыночных отношений широчайший круг общественных связей в экономической и социальной сферах жизни. Новые явления (экономические реформы, становление институтов частной собственности, приватизация и т.п.) не проявляются сами по себе, стихийно. Они требуют не только государственной "поддержки и защиты, но и регулирования. В силу этого служебная роль государства как основного субъекта социального управления сохраняется, что находит свое выражение, в частности, в известном расширении и модификации административно-правового регулирования.
В заключительной части рассматриваемого
вопроса следует обозначить особенности
административно–правового
· Специальный субъект, который
наделен исполнительно–
· Предмет административно–правового регулирования;
· Особенности юридических средств, влияющих на защиту общественных отношений регулирующих иными отраслями права.
· Наличие административно–правового регулирования в деятельности органов законодательной власти, судебной системе, прокуратуре.
· В рамках административно–правового регулирования предусматривается возможность делегирования полномочий.
· Методы административно–правового регулирования (рассмотрены в последующей главе).
2 Методы административно–
2.1 Понятие методов
административно–правового
Постулат о превалировании
административно-правового
Несмотря на некоторые
расхождения в теоретических
позициях, в большинстве административно-
Традиционно в административно-правовых
исследованиях
В изложенных признаках метода
административно-правового
Для него (метода) характерны такие черты, как преобладание предписаний, исключение юридического равенства участников отношений, где одному из них предоставлен определенный объем юридически властных полномочий, адресуемых другому. Как следствие этого, превалирует односторонность волеизъявлений одного из участников отношений; далее - наличие официальной инстанции, полномочной решать в одностороннем порядке различные вопросы, независимо от того, по чьей инициативе они возникают. Административно-правовые отношения это властеотношения, а метод их регулирования сочетает способы подчинения одного субъекта другому и является методом командного типа.