Административно-правовое регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение и анализ административно–правового регулирования, выявление его особенностей и методов.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
- определение понятия административно–правового регулирования;
- установление особенностей административно–правового регулирования;

Файлы: 1 файл

курсовая по ап.docx

— 50.35 Кб (Скачать)

В стадии предварительного расследования при регулировании  взаимоотношений следователя и  прокурора используется метод предварительного санкционирования (следователь не может  произвести обыск без санкции  прокурора), метод утверждения (обвинительное  заключение следователя по делу может  быть передано в суд только после  утверждения его прокурором) и  т. д. При регулировании взаимоотношений  между следователем, с одной стороны, и свидетелем, экспертом – с  другой, используется, например, метод  предупреждения об ответственности за ложные показания, заключение и т. Д. Особой природой и содержанием отличаются методы остальных организационных форм правоохраны–надзорной, правообеспечительной, реализации мер государственного принуждения.[11]

Подробные характеристики природы  и видов управления, приведенные  выше, позволяют выявить их «юридический срез». Здесь интересны два аспекта. Первый касается поля применения юридических  средств. Будучи комплексным явлением, управление использует для своих  целей разные средства - экономические, материальные, кадровые, идеологические, юридические, технические. Юридические  средства имеют как собственное  поле применения, так и смежное  поле, где они опосредуют использование  других средств. Нахождение меры их правового  отражения - дело сложное, и его не всегда удается осуществить правильно.

Второй аспект связан с  радиусом правового отражения, имея в виду разные виды управления. Право  в целом, все его отрасли служат правовым обеспечением управления в  обществе, социального управления и  управления государством, государственными делами. Государственное управление в более узком смысле опосредуется конституционным и административным правом.

Именно административное право регулирует организацию и  деятельность специального аппарата - органов исполнительной власти, собственно управленческую деятельность. И в  то же время административное право  в функциональном смысле охватывает и управление обществом, и управление государством, поскольку его нормы  создают правовые режимы функционального  назначения. В орбиту этих режимов  технологически единообразной деятельности неизбежно включается широкий круг субъектов права. Иначе невозможно обеспечить постоянное, оперативное  и специализированное осуществление  и охрану публичных интересов.

Таковы два основных аспекта, характерных для правового опосредования всех видов управления. Их более подробному раскрытию послужат пояснения природы права и правового отражения организации и деятельности субъектов и объектов управления. Общество и государство заинтересованы во всемерном внедрении правовых основ управления и в его последовательной демократизации.

Но не следует преувеличивать характер этого воздействия. Его  модельный смысл на практике меняется. Право, закон вводят режимы регулирования  и устанавливают порядок деятельности юридических и физических лиц. Нередко  обилие актов не помогает, а мешает делу. Юридические ошибки - «спутники» управления[12].

 

Заключение

Приступая к рассмотрению административно–правового регулирования  необходимо отметить, что, прежде всего  административное право, связанное  с социальным явление получившим название «управление».

Механизм административно-правового  регулирования - это совокупность правовых средств, а также процессов и  состояний, которые наступают в  волевых общественных отношениях в  области государственного управления в результате воздействия на них  административно-правовых норм.

Каждый элемент механизма  административно-правового регулирования  выполняет специфическую роль в  регулировании поведения людей  и возникающих на его основе общественных отношений.

Административно-правовое регулирование  управленческих общественных отношений  может иметь различную целевую  нагрузку и, соответственно, различные  формы своего выражения.

Административное право  – совокупность правовых норм, с  помощью которых государство  регулирует общественные отношения, возникающие  в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти.

Административно–правовому регулированию свойственно то, что  они возникают, изменяются и прекращаются в сфере государственного управления. Казалось бы, все становится ясным, так как уже известно, что границы данной сферы определяются организацией и функционированием системы (механизма) исполнительной власти на всех уровнях Российской Федерации, процессом осуществления государственно-управленческой деятельности. Однако пока можно утверждать лишь одно: связь интересующих нас общественных отношений с государственно-управленческой деятельностью дает основания для того, чтобы обобщенно их можно было бы характеризовать в качестве управленческих отношений.

Таким образом, в регулируемых административным правом общественных отношениях всегда предполагается не только участие того или иного  исполнительного органа, но и прежде всего его функционирование в  качестве выступающего от имени государства  субъекта исполнительной ветви государственной  власти.

Есть еще одна специфическая  особенность административно-правового  регулирования. Ее суть заключается  в следующем: административное право  имеет в своем распоряжении юридические  средства, с помощью которых осуществляется защита общественных отношений, регулируемых иными отраслями права. Имеется  в виду административная ответственность.

Подводя итог сказанному о  методах административно–правового  регулирования, отметим, что проблема методологии является достаточно дискуссионной в правовой науке, а применительно к административному праву, обладающему уникальным по объему и сложности предметом правового регулирования, дискуссионной в двойне.

Метод административно правового  регулирования характеризует способ воздействия административно –  правовых норм на общественные отношения. Иными словами, предмет административного  права отвечает на вопрос, что именно регулирует эта отрасль, в то время  как метод объясняет, посредством  каких приемов, способов, механизмов.

При изучении проблемы метода административно-правового регулирования, важно обратить внимание на категорию  «метод управления», которая трактуется как способ или совокупность приемов, операций и процедур подготовки и  принятия, организации и контроля выполнения управленческих решений, осуществляемых участниками управленческой деятельности.

Во–первых методы административно–правового регулирования можно подразделить на запреты, предписания и дозволения.

Во–вторых, методы административно–правового  регулирования можно разделить  на императивные и диспозитивные.

Соотношение императивных и  диспозитивных норм с первой рассмотренной  нами категорией методов регулирования  можно представить в виде следующей  классификации.

а) по характеру воздействия  на волю субъектов права - методы убеждения  и принуждения;

б) по способу воздействия - обязывающие, уполномочивающие, поощряющие, запрещающие методы;

в) по форме предписания - категорические (императивные), поручительные, рекомендательные и диапозитивные  методы.

Для административно-правового  регулирования в обществе характерны три основные функции: две позитивного  порядка – статическая и динамическая, и одна негативная.

Методы процессуального  характера используются главным  образом при применении норм материального  права.

Методы правотворчества  используются в деятельности органов  государства и отдельных должностных  лиц по установлению норм права.

Метод санкционирования выражается, например, в том, что отдельные  правотворящие органы в силу своей правовой природы обязываются окончательно определить юридическую силу норм, принимаемых подотчетными органами.

Методы правоприменения более разнообразны и различаются в зависимости от того, в какой конкретной организационно – правовой форме деятельности они используются.

Специфическая особенность  административно-правового регулирования. Ее суть заключается в следующем: административное право имеет в  своем распоряжении юридические  средства, с помощью которых осуществляется защита общественных отношений, регулируемых иными отраслями права. Имеется  в виду административная ответственность.

 

Список используемой литературы 

 

I. Нормативные акты

1.         Кодекс об административных правонарушениях // "Парламентская газета", 05.01.2002, N 2-5.

2.         Гражданский кодекс РФ от 26.01.1996 г. // "Российская газета", 22.12.2006, N 289.

3.         ФЗ «Об исполнительном производстве» от 21.07.1997 г. // "Парламентская газета", 10.10.1997 г, N 131 – С.44-75

4.         ФЗ «О судебных приставах» от 21.07.1997 г. // "Российская газета", 05.08.1997 г, .N 149 – C.37-81

II. Книги

5.         Звоненко Д.П, Малумов А.Ю, Малумов Г.Ю., Административное право. Учебник – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007 – С. 416.

6.         Бельский К.С., Административное право России. Курс лекций., - М.: Юрист, 2008 г. – 704 с.

7.         Бельский К.С., Козлов Ю.М., и др. Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова и Л.Л. Попова. - М., Юрист, 1999. – 439 с.

8.         Горшенев В.М., Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М.: «Юридическая литература», 1973. – 521 с.

9.         Иваньков А.Е., Административное право: Учебный минимум, М.: «Юриспруденция», 2005 г. – 473 с.

10.      Козлов Ю.М., Административное право: учебник, М.: ЮРИСТЪ, 2005. – 554 с.

11.      Савостин А.А. Аттестация в административном праве России (некоторые проблемы) // Современное право. 2006. № 3. – 69 с.

12.      Савостин А.А. К вопросу о роли и значении и актуальности исследования методов административно-правового регулирования общественных отношений в современной России // Закон и право. 2006. № 2. – 74 с.

13.      Савостин А.А. Классификация методов административно-правового регулирования на современном этапе. // Современное право. 2006. № 1. – 60 с.

14.       Савостин А.А. Методика административно-правового регулирования: история или перспективы развития // Закон и право. 2006. №3. – 84 с.

15.      Савостин А.А. Сертификация как метод административно-правового регулирования // Современное право. 2006. № 2. – 59 с.

16.      Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. - М.: Крокус, 2001. – 652 с.

III. Диссертации и авторефераты  диссертаций

17.      Бобылев А.И. Рецензия на монографию С.В. Алексеева" Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности". МГИУ, 2005. - 320 с

18.      Савостин А.А. Методы административно-правового регулирования и управления (понятие, сущность, классификации): Монография. - М.: ВНИИ МВД России, 2004. - 49 с.

19.      Савостин А.А., Методы административно-правового регулирования общественных отношений: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. - М.,2006. - 45 с.

[1] Волосов М.Е., Додонов В.Н., Капинус Н.И., Капинус О.С., Крутских В.Е., Мишустина Е.А., Панов В.П., Сюкияйнен Л. Р., Щерба С.П., Большой юридический словарь, Инфра-М, 2006. – С.294

[2] Козлов Ю.М., Административное право: учебник, М. : ЮРИСТЪ, 2005. –С. 38. 554 с.

[3] Бельский К.С., Козлов Ю.М., и др. Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова и Л.Л. Попова. - М., Юрист, 1999.

[4] Савостин А. А. Методы административно-правового регулирования общественных отношений в период социальных реформ (историография и современные проблемы): Монография. - М.: ВНИИ МВД России, 2003. 6,9 п.л.

[5] Бельский К.С., Козлов Ю.М., и др. Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова и Л.Л. Попова. - М., Юрист, 1999. – С. 10-11

[6] См.: Осинцев Д.В. Административно-правовые средства легализации хозяйственной деятельности (учебно-методическое пособие).  – УрАГС, 2002. – 174 с.

[7] ФЗ «Об исполнительном производстве» от 21.07.1997 г. // "Парламентская газета", N 131, 10.10.1997 г.

[8] ФЗ «О судебных приставах» от 21.07.1997 г. // "Российская газета", N 149, 05.08.1997 г.

[9] Козлов Ю.М., Административное право: Учебник. – М.: Юристъ, 2001.– С. 131.

[10] Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс.- М.: 2001. – С. 220.

[11] Горшенев В.М. Способы и организационные  формы правового регулирования в социалистическом обществе.  М.:  «Юридическая  литература»,  1973  С. 92.

[12] Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс.- М.: 2001. - С. 25-26


Информация о работе Административно-правовое регулирование