Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:55, курсовая работа
Целью данной работы является определение и анализ административно–правового регулирования, выявление его особенностей и методов.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
- определение понятия административно–правового регулирования;
- установление особенностей административно–правового регулирования;
Выражение требования как
средства руководящего воздействия
безусловный результат
Таким образом, первая и основная
черта административно-
Появление особого институционального формирования, занятого постоянным осуществлением государственного управления и руководства в интересах других лиц, свидетельствует о наличии функционального и юридического неравенства субъектов административного права.
Иначе говоря, если правовое состояние основано на установлении конкретных материальных различий функций, выполняемых субъектами (начальника и подчиненного, инспектора и контролируемого, и т.д.), вследствие необходимости деятельности в чужих интересах, то адекватным методом правового воздействия является приказ.
Метод административно правового
регулирования характеризует
Категорию «метод административно-правового регулирования» характеризуют следующие признаки:
а) административно-правовой
метод - это статическая составляющая
способа правового
б) он содержит ключевые идеи, принципы регулирования в различных областях исполнительно-распорядительной деятельности государства, создает общую направленность юридического воздействия и является системообразующим фактором для правового инструментария внутри отрасли;
в) включает методы управления,
в той степени, в которой они
подвергнуты нормативно-
г) имеет в числе разновидностей отраслевой административно-правовой метод.
В научной литературе понятие
и содержание методов административно-
При изучении проблемы метода
административно-правового
В числе характерных черт понятия «метод административно-правового регулирования» можно назвать следующие позиции:
a) Это статическая составляющая способа правового регулирования общественных отношений в сфере государственного управления.
b) Содержит ключевые идеи, принципы регулирования в различных областях исполнительно-распорядительной деятельности государства, создает общую направленность юридического воздействия и является системообразующим фактором для правового инструментария внутри отрасли.
c) Включает методы управления в той степени, в которой они подвергнуты нормативно-правовой регламентации.
d) Имеет в числе разновидностей отраслевой административно-правовой метод.
Административно-правовой метод
отражает способ воздействия права
на государственно-управленческие отношения
посредством определенной совокупности
административно-правовых средств, закрепленных
в действующем
2.2 Виды методов
административно–правового
Существуют различные
классификации методов
Во-первых, методы административно–правового
регулирования можно
Предписание - закрепление (возложение,
установление) прямой юридической обязанности
совершить те или иные действия в
рамках, предусмотренных правовой нормой.
Крайней формой данного метода является
принуждение, характеризующееся
Запрет - определение прямой
юридической обязанности не совершать
те или иные действия. При этом запрет
может быть сформулирован как
предельно императивно ("запрещается",
"не допускается" и т.п.), так
и в относительно мягких формах,
тем не менее, не меняющих сути запрета
("рекомендуется
Дозволение - юридическое разрешение совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой, или воздержаться от их совершения по своему усмотрению.
Во-вторых, методы административно
– правового регулирования
Императивные нормы выражаются в категорических предписаниях, действующих независимо от воли, желания, усмотрения субъектов права. Они четко, однозначно определяют их поведение, не позволяя участникам правоотношений самостоятельно, по своему усмотрению изменить или отступить от предписанного правила.
Диспозитивные нормы действуют постольку, поскольку субъекты самостоятельно не установили иные условия своих взаимоотношений. Они предоставляют субъекту свободу по своему усмотрению выбрать или установить любой вариант своего поведения, иногда с учетом указанных в норме условий и обстоятельств. Таким образом, «отличие диспозитивной нормы от императивной не в восполнении пробелов волеизъявлением сторон, а в разрешении сторонам отступать в своих договорах от этой нормы»[10].
Соотношение императивных и диспозитивных норм с первой рассмотренной нами категорией методов регулирования можно представить в виде следующей классификации:
а) по характеру воздействия на волю субъектов права - методы убеждения и принуждения;
б) по способу воздействия - обязывающие, уполномочивающие, поощряющие, запрещающие методы;
в) по форме предписания - категорические (императивные), поручительные, рекомендательные и диапозитивные методы.
Подводя итог сказанному о
методах административно–
Совокупность методов
административно-правового
Наиболее важными с
точки зрения воздействия на поведение
участников отношений и преследуемого
результата являются методы материально
– правового характера. Они охватывают
самую обширную область отношений,
направлены на достижение результатов
развития всего общества в целом
и потому имеют, определяющее значение
по отношению к методам
Частная классификация методов
материального характера
Для административно-правового
регулирования в обществе характерны
три основные функции: две позитивного
порядка – статическая и
а) методы, гарантирующие устойчивость общественных отношений;
б) методы стимулирующего назначения;
в) методы принудительного воздействия.
Государство с помощью
права ставит цель упорядочить часто
повторяющиеся варианты поведения
людей в различных сферах жизни
и соответствующие интересам
поступательного развития общества.
Такая направленность административно-правового
регулирования призвана создать
устойчивость и известную определенность
в общественных отношениях. Поэтому
нормы права, предназначенные осуществлять
данное направление, объединяют в себе
главным образом методы, гарантирующие
устойчивость воли субъектов в реализации
установленных нормативных
Методы стимулирующего назначения. Сущность рекомендательного метода состоит в том, что в нормативных предписаниях содержится, совет без прямой обязывающей регламентации относительно желаемого поведения, следование которому позволит наиболее эффективно достигнуть результата, выгодного конкретному коллективу или всему обществу. Кроме того, рекомендательный метод, как правило, предполагает установление определенных условии поддержки, обеспечивающих реализацию избранного поведения.
Несомненно, стимулирующим
свойством обладает и поощрительный
метод, устанавливающий такое
Методы процессуального
характера используются главным
образом при применении норм материального
права. К методам процессуального
характера следует отнести
Методы правотворчества
используются в деятельности органов
государства и отдельных
Метод санкционирования выражается, например, в том, что отдельные правотворящие органы в силу своей правовой природы обязываются окончательно определить юридическую силу норм, принимаемых подотчетными органами.
Методы правоприменения более разнообразны и различаются в зависимости от того, в какой конкретной организационно – правовой форме деятельности они используются.
Методы принудительного
воздействия. Своеобразные методы административно-правового
регулирования используются при
регламентировании