Административно-правовое регулирование в области налогообложения в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:17, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является административно-правовые методы регулирования налогообложения.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
сущность и принципы налогообложения;
элементы, виды и функции налога;
система налогообложения доходов корпорации в Республике Казахстан и развитых странах;
понятие налоговой структуры государства и ее система;
административное и уголовное правонарушение.

Файлы: 1 файл

главы.docx

— 180.61 Кб (Скачать)

Введение

 

 

В современном  Казахстане налоги - одно из основных противоречий между обществом и государственной  властью.  Мировой и собственный  опыт в решении налоговых проблем  в формировании и проведении сбалансированной налоговой политики способствует экономическому развитию и повышению благосостояния общества. Поэтому проблемы налогообложения  во все времена были актуальными, а его изучение особенно интересно  и ценно для исследования современной  политической и экономической ситуации в Казахстан.

Основным  источником финансирования государственного бюджета являются налоги, сборы и  пошлины - из этих средств финансируются  республиканские и местные государственные  программы, содержатся структуры, обеспечивающие существование и функционирование самого государственного аппарата. При  этом значение налогов в государственном  бюджете Республики Казахстан с  каждым годом возрастает, поскольку  в связи с прохождением этапа  приватизации государственной собственности  и снижением доходов бюджета  от продажи государственной собственности  главным источником бюджета становятся налоговые поступления.

В Республике Казахстан сформирована налоговая  система суверенного государства, способная оказывать воздействие  не только на передачу части дохода государству, но и на развитие предпринимательства  и социально-общественных институтов. Вместе с тем назрела необходимость  выработки нового подхода к определению  роли и значения налоговой системы  в условиях развития рыночных отношений. Научно обоснованная, отражающая изменяющуюся действительность, она может позитивно  влиять на экономические процессы. Построение целостностной справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности являются важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса Республики Казахстан на пути создания рыночной экономики и успешного интегрирования национальной экономики в мировую. Уже давно и много говорилось о том, что действующая налоговая система нуждается в реформировании, но споры возникали в отношении характера и направления этого реформирования.

Как полагает налоговые преступления для государства  с развитой рыночной экономикой - явление  типичное и имеющее массовый характер. Сегодня в Казахстане идет процесс  становления современной налоговой  системы, налаживания работы органов, призванных контролировать поступления  налоговых средств в бюджет. Огромный вклад в рост налоговой преступности на заре становления суверенного Казахстана внесла общая нестабильность и разбалансированность экономических процессов, в первую очередь, кризис потребительского рынка, спад производства, прогрессирующий рост цен, усиление дифференциации доходов населения, падение жизненного уровня большинства граждан, сокращение расходов государства на социальные программы, увеличение уровня безработицы.

Налоговое правонарушение - противоправное, виновное деяние, в  виде умышленного либо не умышленного  действия или бездействия субъекта налоговых правоотношений, нарушающее права и интересы участников данного  вида общественных отношений, за которое  законодательством установлена  определенная ответственность, административного  либо уголовного характера. Противоправность налогового правонарушения заключается в несоблюдении правовой формы данного деяния. Налоговые правонарушения это только лишь незаконное уклонение от уплаты налогов налогоплательщиками, это не так, хотя неуплата налогов и является в данное время наиболее часто встречающимся видом налоговых правонарушений. Существует масса других видов деяний подобного рода, совершаемых другими участниками налоговых отношений.Поэтому перед данной работой есть ещё одна задача - объяснить человеку незнакомому с данной сферой права, что такое налоговое правонарушение. В связи с тем, что данный вид отношений в стране сейчас бурно развивается, стремясь,  в будущем, сравняться с уровнем развития этих отношений в экономически более развитых странах, дать более широкое понимание проблем, связанных с налогообложением. Появляются новые формы экономических преступлений, которые затрагивают так или иначе налоговые отношения. Правонарушения в сфере экономики совершаются все более ухищренными, и сложными способами, усиливается развитие теневого, в том числе криминального, сектора экономики.

 Основной  причиной теневой экономической  активности являются недостатки  действующего правового режима. В стране пока не сложилась  должная налоговая культура. Налоги  подавляющим числом налогоплательщиков  рассматриваются не как долг  гражданина, а как досадная навязанная  обязанность. Однако исполнение  государством возложенных функций  по большому счету - это благо  для каждого. Следовательно, содержание  обществом государства - это долг  каждого налогоплательщика, и  задача общества добиться того, чтобы любой из них проникся  пониманием этого. До тех пор  пока не будет сформирована  и эффективно функционировать налоговая культура населения, борьба с налоговыми преступлениями должна вестись посредством всей мощи государственной власти. Последовательное совершенствование форм и методов борьбы с преступными посягательствами на охраняемую уголовным законом систему налогообложения, необходимость повышения эффективности использования уголовно-правовых средств определяет важность исследования широкого круга вопросов предупреждения, пресечения налоговых злоупотреблений и привлечения к уголовной ответственности за указанные преступления. Потребность в проведении исследования по данной проблематике обусловлена естественной диалектикой развития общества во всем своем многообразии, в том числе в области налоговых отношений, существенно изменившего регламентацию ответственности за налоговые преступления.

Актуальность  темы обусловлена понятием налогообложением, теоретической и практической значимостью  вопросов, связанных с применением  мер ответственности за налоговое  нарушение. И она подчиняется тем же требованиям, которые предъявляются в праве административной и уголовной ответственности.

Целью исследования является административно-правовые методы регулирования налогообложения.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

  1. сущность и принципы налогообложения;
  2. элементы, виды и функции налога;
  3. система налогообложения доходов корпорации в Республике Казахстан и развитых странах;
  4. понятие налоговой структуры государства и ее система;
  5. административное и уголовное правонарушение.

Объектом  исследования являются административное и уголовное правонарушение в  области налогообложения.

Методология и методика исследования. Методологической основой исследования являются такие  философские методы исследования, как  общенаучный метод познания, а  также систематический, исторический и иные методы исследования.

Теоретическую основу исследования составили правовое учения о налогообложении, налоговой  структуры, административные правонарушение и налоговое преступление. 

При написании  дипломной работы были использованы работы ученых и авторефератов по налоговому, административному и  уголовному праву в частности, Алибекова С.Т,  А.И.Худякова,  Есенбаева М. Брызгалина А. В. , Мусина К. А., Барулина С.В.,  Елимбекова С.К, Ибраева К.Т., Конрада Р., Сидоренко Т.В. ,  Джакишева Е.Е, Бейсенова Б.М., Логина О.И., Кирилина В.Е., Кадырбекова Б., Юткина Т. Ф., Бобоева М.Р., Мамбеталиева Н. Т.,и т. д.

Нормативную базу исследования составили, административное и  уголовное законодательство, а  также законодательство и подзаконные  акты иных отраслей права. В ходе исследования автором были использованы работы отечественных  и зарубежных ученых по теории права.

Научная новизна  дипломной работы заключается в том, что она представляет собой первое комплексное понятие налогообложение, раскрытие налоговой структуры, исследование административной, уголовной,  криминологических проблем налоговых преступлений на новом этапе развития казахстанского общества. Новизна исследования определяется сделанным автором выводом о том, что ныне действующий Налоговый кодекс Республики Казахстана, несмотря на его отдельные недостатки, в целом соответствует современному этапу развития экономики страны. Таким образом, нет глубинного противоречия между потребностями макроэкономики страны и действующей системой налогообложения, т.е. отсутствуют фундаментальные условия.

1 Понятия,  принципы, элементы, виды и функции  налогообложения

 

 

1.1 Сущность  и принципы налогообложения

 

 

Любому государству  для приобретения подлинной независимости  и самостоятельности необходима, прежде всего, крепкая и стабильная финансовая база. В условиях рыночной экономики, как показывает опыт развитых стран, главной финансовой основой  государства является налоговые  поступления в государственный  бюджет от населения и хозяйствующих  субъектов.

Налоги являются не только источником формирования финансовой базы государства, но и мощным инструментом государственного регулирования экономики. Налоги воздействуют на ход воспроизводственного процесса и выступают важным фактором обеспечения экономического роста. Налоги существуют столько, сколько  существует государства. Они возникают  с появлением государства и являются основной его существования. В современной  экономической литературе выделятся  четыре основных этапа развития налогообложения.

Первый этап развития налогообложения характеризуется  неорганизованностью и случайным  характером этого процесса. К данному  этапу можно отнести налогообложение, существующее в древнем мире и  в средние века. Наиболее наглядно развитие налогообложения в древнем  мире характеризуется процессом  налогообложения в Римской империи. Налоги на данном этапе развития имели  бессистемный характер и существовали в основном в натуральной форме. Постепенно с развитием товарно-денежных отношений налоги начали принимать  денежную форму.

Второй этап охватывает период с конца XVII века до последней трети XVIII века. В этот период развития общества налоги превращаются уже в основной источник доходов государственных бюджетов многих стран. Налогообложение приобретает определенную системность: появляются системы прямых и косвенных налогов. Налоги в этот период становятся важным элементом существования многих европейских государств и система организации налогообложения требует необходимости научного осмысления ее дальнейшего развития.

На третьем  этапе развиваются различные  научные теории, касающиеся проблем  налогообложения. Основоположником теории налогообложения заслуженно считается  известный шотландский экономист  А. Смит (1723-1790г.), который в 1776 году выпускает  свою книгу «Исследование о природе  и причинах богатства народов». Именно он является автором известных ныне  финансовой науке четырех классических принципов: определенности, справедливости, удобства и дешевизны (экономии) налогообложения. На этом этапе развития налогообложения проводятся налоговые реформы в большинстве государств,   основные   положения которых имели научное обоснование.

По мнению Алибекова С. Т.,  современный этап развития налогообложения характеризуется болееконкретным теоретическим обоснованием его различных аспектов. Получают признание во многих государствах кейнсианская, неоклассическая, неокейнсианская теории налогообложения. Налоги становятся не только основным источником пополнения доходов бюджетов, но и превращаются в один из мощных регуляторов социально-экономических процессов [1; 7].

В своей научной  статьеЕсенбаев М. выделил, что после распада СССР в Республике Казахстан начинается процесс формирования собственной налоговой системы, учитывающей рыночный механизм развития экономики. Налогообложение в Казахстане претерпевает глубокие реформы. Первый закон «О налоговой системе Республики Казахстан» был принят 24 декабря 1991года. Период введения данного закона характеризуется разрывом прежних связей, обусловленным развалом СССР, образованием нового суверенного государства, глубоким кризисом экономики, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Не имея, собственного опыта в создании законодательных  актов и ввиду недостаточности  исследований в области зарубежного  опыта налогообложения Казахстан  в основном, использовал в своей  налоговой политике опыт соседних государств и, прежде всего Российской Федерации. Между тем само государственное  устройство в наших странах предполагало определенную разницу в основах  построения налоговых систем. В результате слепого копирования чужого опыта  в Казахстане была построена трехзвенная  налоговая система, присущая федеративному  государству. Она включала в себя три группы налогов: общегосударственные, общеобязательные местные налоги и  сборы, местные налоги и сборы [2; 18].

Большое количество налогов (43 вида: 16 общегосударственных. 10 общеобязательных налогов и сборов, 17 местных налогов и сборов), нестабильность законодательства, наличие множества  платежей, расчетной базой для  которых являлась себестоимость, применение большого количества льгот (только к  одному налогу на прибыль применялось 9 ставок и насчитывалось около 30 льгот) сделало налоговую систему  практически неуправляемой и  совершенно неэффективной.

Работа над  усовершенствованием налоговой  системы Казахстана началась уже  в 1992г. В комитете Верховного Совета Республики Казахстан по финансам и  бюджету была разработана и предложена концепция налоговой реформы, в  которой выделялись следующие два  этапа ее проведения в республике:

1) первый  этап (1994-1995 гг.) - разработка и введение  в действие базиса новой налоговой  системы Налогового кодекса; 

Информация о работе Административно-правовое регулирование в области налогообложения в РК