Органы налоговой 
службы вправе осуществлять реализацию 
задач, возложенных законодательными 
актами Республики Казахстан, электронным 
способом.
Органы налоговой 
службы имеют также иные права, предусмотренные 
настоящим Кодексом, законодательными 
актами Республики Казахстан и актами 
Президента Республики Казахстан.
Обязанности 
органов налоговой службы
Органы налоговой 
службы обязаны:
  -  соблюдать права налогоплательщика (налогового агента);
 
  -  защищать интересы государства;
 
  -  осуществлять налоговый контроль за исполнением налогоплательщиком налогового обязательства, налоговым агентом - обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налогов в порядке, установленном настоящим Кодексом, а также контроль за полнотой исчисления и своевременностью уплаты социальных отчислений, своевременностью исчисления, удержания и перечисления обязательных пенсионных взносов;
 
  -  вести учет налогоплательщиков, объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, учет исчисленных, начисленных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет, исчисленных, удержанных и перечисленных обязательных пенсионных взносов, исчисленных и уплаченных социальных отчислений;
 
  -  в пределах своей компетенции осуществлять разъяснение и давать комментарии по возникновению, исполнению и прекращению налогового обязательства;
 
  -  предоставлять налогоплательщику (налоговому агенту) информацию о действующих налогах и других обязательных платежах в бюджет, об изменениях в налоговом законодательстве Республики Казахстан, разъяснять порядок заполнения налоговых форм;
 
  -  представлять бесплатно налогоплательщику (налоговому агенту) утвержденные уполномоченным органом стандарты оказания государственных услуг, бланки установленных форм налоговых заявлений и (или) программное обеспечение, необходимое для представления налоговых отчетности и заявления в электронном виде;
 
  -  проводить налоговую проверку по предписанию и т.д [4].
 
При выявлении 
в ходе налоговой проверки фактов 
умышленного уклонения от уплаты 
налогов и других обязательных платежей 
в бюджет, а также фактов преднамеренного, 
ложного банкротства, указывающих 
на признаки преступления, органы налоговой 
службы направляют соответствующим 
правоохранительным органам материалы, 
отнесенные к их посредственности, 
для принятия процессуального решения 
в соответствии с законодательными 
актами Республики Казахстан. Органы налоговой 
службы содержатся за счет республиканского 
бюджета.
Разработка 
общих направлений налоговой 
политики, определение основных принципов 
налогообложения возложены высшие 
органы государственной власти – 
Президента, Парламент страны. Парламент 
как законодательный орган в 
соответствии с Конституцией рассматривает, 
разрабатывает и принимает законы 
о налогах, сборы, обязательных платежах, 
а также поправки к законодательным 
актам. Все законодательные проекты 
о введении или отмене тех или 
иных налогов и сборов, об освобождении 
от их уплаты на территории страны вносятся 
в Парламент при наличии заключения 
Правительства на основе оценки реальной 
экономической ситуации в стране 
и её регионах.
Оперативное 
управление, то есть принятие комплекса 
мер, преследующих целью максимальное 
привлечение налоговых поступлений 
в государственную казну при 
минимальных затратах, осуществляется 
Налоговым комитетом Министерства 
финансов Республики Казахстана [27]. 
Налоговый комитет 
Министерства финансов Республики Казахстан 
(далее - Комитет) является ведомством 
Министерства финансов Республики Казахстан, 
осуществляющим в пределах компетенции 
центрального исполнительного органа 
реализационные и контрольные функции 
в сфере обеспечения полноты 
и своевременности поступлений 
налогов и других обязательных платежей 
в бюджет, исчисления, удержания 
и перечисления обязательных пенсионных 
взносов в накопительные пенсионные 
фонды, исчисления и уплаты социальных 
отчислений в Государственный фонд 
социального страхования, участие в 
реализации налоговой политики, обеспечение 
в пределах своей компетенции экономической 
безопасности, обеспечение соблюдения 
налогового законодательства Республики 
Казахстан, производства и оборота этилового 
спирта и алкогольной продукции, производства 
и оборота табачных изделий, производства 
и оборота отдельных видов нефтепродуктов.
Комитет осуществляет 
свою деятельность в соответствии с Конституцией и законами 
Республики Казахстан, актами Президента, 
Правительства Республики Казахстан, 
иными нормативными правовыми актами.
Комитет имеет 
территориальные подразделения, являющиеся 
юридическими лицами в форме государственного 
учреждения, создаваемые и упраздняемые 
Правительством Республики Казахстан, 
к которым относятся налоговые 
департаменты по областям, городам 
Астане и Алматы, налоговые управления 
по районам, городам и районам в городах, 
на территории специальных экономических 
зон и межрайонные налоговые управления.
В целях эффективной 
организации работы, Комитет координирует 
деятельность территориальных подразделений 
по вопросам осуществления деятельности 
в сфере обеспечения полноты 
и своевременности поступлений 
налогов и других обязательных платежей 
в бюджет, исчисления, удержания 
и перечисления обязательных пенсионных 
взносов в накопительные пенсионные 
фонды, исчисления и уплаты социальных 
отчислений в Государственный фонд 
социального страхования, а также 
в пределах компетенции в сфере 
производства и оборота отдельных 
видов подакцизных товаров и отдельных 
видов нефтепродуктов.
На данное 
подразделение, в пределах его компетенции, 
возложены организационные и 
контрольно – надзорные функции 
в сфере обеспечения поступлений 
налогов и обязательных платежей 
в бюджет, полноты организации 
и регулирования сборов и других 
обязательных платежей в бюджет, полноты 
и современности перечисления обязательных 
пенсионных взносов и социальных 
отчислений в фонды социального 
страхования.
Министр финансов 
Республики Казахстан осуществляет 
общее руководство органами налоговой 
службы, кроме оперативно – розыскной 
и уголовно – процессуальной деятельности.
Комитет осуществляет 
руководство территориальными подразделениями. 
Комитет по 
вопросам своей компетенции в 
установленном законодательством 
порядке издает правовые акты индивидуального 
применения, оформляемые приказами 
председателя Комитета или лица, его 
замещающего. Финансирование деятельности 
Комитета осуществляется из республиканского 
бюджета [27].
Налоговые органы 
в ходе исполнения своих основных 
задач, взаимодействуют с иными 
государственными органами:
  -  таможенные органы осуществляют взимание налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Казахстан. 
 
Например, при 
обмене информацией об осуществлении 
участниками внешнеэкономической деятельности 
экспортно-импортных операций, в ходе 
выявления, предупреждения и пресечения 
преступлений и правонарушений в сфере 
таможенного и налогового законодательства.
  -  судебные органы (при предъявлении в суды исков);
 
  -  органы статистики (при представлении в региональные органы Агентства  по статистике сведений о гражданах, прошедших государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя);
 
  -  органы юстиции (при регистрации юридических лиц, снятии их с учета);
 
  -  местные исполнительные органы (при выдаче налогоплательщику - физическому лицу квитанции, подтверждающей факт уплаты сумм налогов), а также с иными органами.
 
Согласно, Налогового 
кодекса, местные исполнительные органы 
не входят в структуру собственно налоговых 
органов, тем не менее, предусмотрено, 
что местные исполнительные органы могут 
осуществлять сбор налогов на имущество, 
транспортные средства, земельного налога, 
уплачиваемого налогоплательщиком - физическим 
лицом [4]. 
К местным 
исполнительным органам относятся 
акимы поселков, аулов, аульных и сельских 
округов. Сбор налогов осуществляется 
на основе квитанции, являющейся документом 
строгой отчетности. Форма квитанции устанавливается 
уполномоченным органом.
При организации 
сбора налогов акимы обеспечивают:
  -  вручение налогоплательщику - физическому лицу уведомления о сумме налога не позднее пяти рабочих дней со дня получения указанного уведомления от налоговых органов;
 
  -  при уплате суммы налогов наличными деньгами выдачу налогоплательщику - физическому лицу квитанции, подтверждающей факт такой уплаты;
 
  -  сдачу сумм налогов в банк или организацию, осуществляющую отдельные виды банковских операций, ежедневно не позднее следующего операционного дня, когда был осуществлен прием денег, для последующего зачисления их в бюджет. В случае, если ежедневные поступления денег составляют сумму менее десятикратного месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, а также при отсутствии банка или организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, в населенном пункте сдача денег осуществляется один раз в три операционных дня;
 
  -  правильность заполнения и сохранность квитанций;
 
  -  предоставление в налоговый орган отчетов об использовании квитанций, а также о сдаче сумм налогов в банк или организацию, осуществляющую отдельные виды банковских операций, в порядке и сроки, которые установлены уполномоченным органом.
 
Органы налоговой 
службы взаимодействуют с уполномоченными 
государственными и местными исполнительными 
органами, разрабатывают и принимают 
совместные меры контроля в соответствии 
с законодательством Республики 
Казахстан, обеспечивают взаимный обмен 
информацией.
Уполномоченные 
государственные и местные исполнительные 
органы обязаны оказывать содействие 
органам налоговой службы в выполнении 
задач по осуществлению налогового 
контроля.
Органы налоговой 
службы и таможенные органы исполняют 
возложенные на них задачи по осуществлению 
налогового контроля во взаимодействии 
между собой.
Органы налоговой 
службы и местные исполнительные 
органы взаимодействуют между собой 
по осуществлению сбора налогов 
в порядке.
Полномочия 
уполномоченных государственных и 
местных исполнительных органов 
по взиманию других обязательных платежей 
в бюджет определяются особенной 
частью настоящего Кодекса.
Органы налоговой 
службы вправе осуществлять взаимодействие 
с уполномоченными государственными 
и местными исполнительными органами 
электронным способом в порядке, 
установленном настоящим Кодексом.
Должностное 
лицо органов налоговой службы при 
исполнении служебных обязанностей 
охраняется законом.
  -  органы финансовой полиции (в случае выявления в ходе проведения налоговых проверок) [4].
 
По мнению 
Бейсенова Б.М., агентство Республики Казахстан 
по борьбе с экономической и коррупционной 
преступностью (финансовая полиция), занимающиеся 
выявлением, пресечением и расследованием 
экономических преступлений  и иных 
правонарушений, в пределах компетенции. 
4 июля 2002 года 
принят Закон Республики Казахстан 
«Об органах финансовой полиции 
в Республики Казахстан». Указом 
Президента Республики Казахстан 
от 23 декабря 2003 года № 1255 «О 
мерах по дальнейшему совершенствованию 
системы государственного управления 
Республики Казахстан», Агентство 
финансовой полиции Республики 
Казахстан реорганизовано в Агентство 
Республики Казахстан по борьбе 
с экономической и коррупционной 
преступностью.
Органы финансовой 
полиции Республики Казахстан (далее 
- органы финансовой полиции) являются 
специальными государственными органами, 
осуществляющими правоохранительную 
деятельность, направленную на предупреждение, 
выявление, пресечение, раскрытие и 
расследование преступных и иных 
противоправных посягательств на права 
человека и гражданина, интересы общества 
и государства в сфере экономической 
и финансовой деятельности, борьбы 
с коррупцией путем проведения оперативно-розыскной 
деятельности, предварительного следствия 
и дознания, административного производства 
в пределах их полномочий, установленных 
законом.
Деятельность 
органов финансовой полиции осуществляется 
на принципах законности и уважения 
и соблюдения прав и свобод, достоинства 
человека и гражданина, единства системы 
органов финансовой полиции, сочетание 
гласных и негласных форм деятельности 
и единоначалия, взаимодействия с 
правоохранительными и другими государственными 
органами, должностными лицами, организациями 
и гражданами. Финансовая полиция относится 
к специализированным правоохранительным 
органам, входит в состав налоговой инфраструктуры 
государства. 
Основной 
задачей органов финансовой полиции 
является осуществление оперативно-розыскных 
мероприятий, производство дознания и 
предварительного следствия по делам 
о налоговых преступлениях. Кроме 
того органы финансовой полиции обеспечивают, 
в случае необходимости, безопасности 
деятельности органов службы, а также 
защиту ее работников от преступных и 
иных противоправных посягательств при 
исполнении служебных обязанностей [28].