Административно-правовое регулирование в области налогообложения в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:17, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является административно-правовые методы регулирования налогообложения.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
сущность и принципы налогообложения;
элементы, виды и функции налога;
система налогообложения доходов корпорации в Республике Казахстан и развитых странах;
понятие налоговой структуры государства и ее система;
административное и уголовное правонарушение.

Файлы: 1 файл

главы.docx

— 180.61 Кб (Скачать)

Органы налоговой  службы вправе осуществлять реализацию задач, возложенных законодательными актами Республики Казахстан, электронным  способом.

Органы налоговой  службы имеют также иные права, предусмотренные  настоящим Кодексом, законодательными актами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

Обязанности органов налоговой службы

Органы налоговой  службы обязаны:

  1. соблюдать права налогоплательщика (налогового агента);
  2. защищать интересы государства;
  3. осуществлять налоговый контроль за исполнением налогоплательщиком налогового обязательства, налоговым агентом - обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налогов в порядке, установленном настоящим Кодексом, а также контроль за полнотой исчисления и своевременностью уплаты социальных отчислений, своевременностью исчисления, удержания и перечисления обязательных пенсионных взносов;
  4. вести учет налогоплательщиков, объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, учет исчисленных, начисленных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет, исчисленных, удержанных и перечисленных обязательных пенсионных взносов, исчисленных и уплаченных социальных отчислений;
  5. в пределах своей компетенции осуществлять разъяснение и давать комментарии по возникновению, исполнению и прекращению налогового обязательства;
  6. предоставлять налогоплательщику (налоговому агенту) информацию о действующих налогах и других обязательных платежах в бюджет, об изменениях в налоговом законодательстве Республики Казахстан, разъяснять порядок заполнения налоговых форм;
  7. представлять бесплатно налогоплательщику (налоговому агенту) утвержденные уполномоченным органом стандарты оказания государственных услуг, бланки установленных форм налоговых заявлений и (или) программное обеспечение, необходимое для представления налоговых отчетности и заявления в электронном виде;
  8. проводить налоговую проверку по предписанию и т.д [4].

При выявлении  в ходе налоговой проверки фактов умышленного уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также фактов преднамеренного, ложного банкротства, указывающих  на признаки преступления, органы налоговой  службы направляют соответствующим  правоохранительным органам материалы, отнесенные к их посредственности, для принятия процессуального решения  в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан. Органы налоговой службы содержатся за счет республиканского бюджета.

Разработка  общих направлений налоговой  политики, определение основных принципов  налогообложения возложены высшие органы государственной власти –  Президента, Парламент страны. Парламент  как законодательный орган в  соответствии с Конституцией рассматривает, разрабатывает и принимает законы о налогах, сборы, обязательных платежах, а также поправки к законодательным  актам. Все законодательные проекты  о введении или отмене тех или  иных налогов и сборов, об освобождении от их уплаты на территории страны вносятся в Парламент при наличии заключения Правительства на основе оценки реальной экономической ситуации в стране и её регионах.

Оперативное управление, то есть принятие комплекса  мер, преследующих целью максимальное привлечение налоговых поступлений  в государственную казну при  минимальных затратах, осуществляется Налоговым комитетом Министерства финансов Республики Казахстана [27].

Налоговый комитет  Министерства финансов Республики Казахстан (далее - Комитет) является ведомством Министерства финансов Республики Казахстан, осуществляющим в пределах компетенции  центрального исполнительного органа реализационные и контрольные функции  в сфере обеспечения полноты  и своевременности поступлений  налогов и других обязательных платежей в бюджет, исчисления, удержания  и перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды, исчисления и уплаты социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, участие в реализации налоговой политики, обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности, обеспечение соблюдения налогового законодательства Республики Казахстан, производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, производства и оборота табачных изделий, производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов.

Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан, актами Президента, Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами.

Комитет имеет  территориальные подразделения, являющиеся юридическими лицами в форме государственного учреждения, создаваемые и упраздняемые Правительством Республики Казахстан, к которым относятся налоговые  департаменты по областям, городам  Астане и Алматы, налоговые управления по районам, городам и районам в городах, на территории специальных экономических зон и межрайонные налоговые управления.

В целях эффективной  организации работы, Комитет координирует деятельность территориальных подразделений  по вопросам осуществления деятельности в сфере обеспечения полноты  и своевременности поступлений  налогов и других обязательных платежей в бюджет, исчисления, удержания  и перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды, исчисления и уплаты социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, а также  в пределах компетенции в сфере  производства и оборота отдельных видов подакцизных товаров и отдельных видов нефтепродуктов.

На данное подразделение, в пределах его компетенции, возложены организационные и  контрольно – надзорные функции  в сфере обеспечения поступлений  налогов и обязательных платежей в бюджет, полноты организации  и регулирования сборов и других обязательных платежей в бюджет, полноты  и современности перечисления обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений в фонды социального  страхования.

Министр финансов Республики Казахстан осуществляет общее руководство органами налоговой  службы, кроме оперативно – розыскной  и уголовно – процессуальной деятельности.

Комитет осуществляет руководство территориальными подразделениями.

Комитет по вопросам своей компетенции в  установленном законодательством  порядке издает правовые акты индивидуального  применения, оформляемые приказами  председателя Комитета или лица, его  замещающего. Финансирование деятельности Комитета осуществляется из республиканского бюджета [27].

Налоговые органы в ходе исполнения своих основных задач, взаимодействуют с иными  государственными органами:

  1. таможенные органы осуществляют взимание налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Казахстан.

Например, при  обмене информацией об осуществлении  участниками внешнеэкономической деятельности экспортно-импортных операций, в ходе выявления, предупреждения и пресечения преступлений и правонарушений в сфере таможенного и налогового законодательства.

  1. судебные органы (при предъявлении в суды исков);
  2. органы статистики (при представлении в региональные органы Агентства по статистике сведений о гражданах, прошедших государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя);
  3. органы юстиции (при регистрации юридических лиц, снятии их с учета);
  4. местные исполнительные органы (при выдаче налогоплательщику - физическому лицу квитанции, подтверждающей факт уплаты сумм налогов), а также с иными органами.

Согласно, Налогового кодекса, местные исполнительные органы не входят в структуру собственно налоговых органов, тем не менее, предусмотрено, что местные исполнительные органы могут осуществлять сбор налогов на имущество, транспортные средства, земельного налога, уплачиваемого налогоплательщиком - физическим лицом [4].

К местным  исполнительным органам относятся  акимы поселков, аулов, аульных и сельских округов. Сбор налогов осуществляется на основе квитанции, являющейся документом строгой отчетности. Форма квитанции устанавливается уполномоченным органом.

При организации  сбора налогов акимы обеспечивают:

  1. вручение налогоплательщику - физическому лицу уведомления о сумме налога не позднее пяти рабочих дней со дня получения указанного уведомления от налоговых органов;
  2. при уплате суммы налогов наличными деньгами выдачу налогоплательщику - физическому лицу квитанции, подтверждающей факт такой уплаты;
  3. сдачу сумм налогов в банк или организацию, осуществляющую отдельные виды банковских операций, ежедневно не позднее следующего операционного дня, когда был осуществлен прием денег, для последующего зачисления их в бюджет. В случае, если ежедневные поступления денег составляют сумму менее десятикратного месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, а также при отсутствии банка или организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, в населенном пункте сдача денег осуществляется один раз в три операционных дня;
  4. правильность заполнения и сохранность квитанций;
  5. предоставление в налоговый орган отчетов об использовании квитанций, а также о сдаче сумм налогов в банк или организацию, осуществляющую отдельные виды банковских операций, в порядке и сроки, которые установлены уполномоченным органом.

Органы налоговой  службы взаимодействуют с уполномоченными  государственными и местными исполнительными  органами, разрабатывают и принимают  совместные меры контроля в соответствии с законодательством Республики Казахстан, обеспечивают взаимный обмен информацией.

Уполномоченные  государственные и местные исполнительные органы обязаны оказывать содействие органам налоговой службы в выполнении задач по осуществлению налогового контроля.

Органы налоговой  службы и таможенные органы исполняют  возложенные на них задачи по осуществлению  налогового контроля во взаимодействии между собой.

Органы налоговой  службы и местные исполнительные органы взаимодействуют между собой  по осуществлению сбора налогов  в порядке.

Полномочия  уполномоченных государственных и  местных исполнительных органов  по взиманию других обязательных платежей в бюджет определяются особенной  частью настоящего Кодекса.

Органы налоговой  службы вправе осуществлять взаимодействие с уполномоченными государственными и местными исполнительными органами электронным способом в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Должностное лицо органов налоговой службы при  исполнении служебных обязанностей охраняется законом.

  1. органы финансовой полиции (в случае выявления в ходе проведения налоговых проверок) [4].

По мнению Бейсенова Б.М., агентство Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция), занимающиеся выявлением, пресечением и расследованием экономических преступлений  и иных правонарушений, в пределах компетенции.

4 июля 2002 года  принят Закон Республики Казахстан  «Об органах финансовой полиции  в Республики Казахстан». Указом  Президента Республики Казахстан  от 23 декабря 2003 года № 1255 «О  мерах по дальнейшему совершенствованию  системы государственного управления  Республики Казахстан», Агентство  финансовой полиции Республики  Казахстан реорганизовано в Агентство  Республики Казахстан по борьбе  с экономической и коррупционной  преступностью.

Органы финансовой полиции Республики Казахстан (далее - органы финансовой полиции) являются специальными государственными органами, осуществляющими правоохранительную деятельность, направленную на предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и  расследование преступных и иных противоправных посягательств на права  человека и гражданина, интересы общества и государства в сфере экономической  и финансовой деятельности, борьбы с коррупцией путем проведения оперативно-розыскной деятельности, предварительного следствия и дознания, административного производства в пределах их полномочий, установленных законом.

Деятельность  органов финансовой полиции осуществляется на принципах законности и уважения и соблюдения прав и свобод, достоинства  человека и гражданина, единства системы  органов финансовой полиции, сочетание  гласных и негласных форм деятельности и единоначалия, взаимодействия с  правоохранительными и другими государственными органами, должностными лицами, организациями и гражданами. Финансовая полиция относится к специализированным правоохранительным органам, входит в состав налоговой инфраструктуры государства.

Основной  задачей органов финансовой полиции  является осуществление оперативно-розыскных  мероприятий, производство дознания и  предварительного следствия по делам  о налоговых преступлениях. Кроме  того органы финансовой полиции обеспечивают, в случае необходимости, безопасности деятельности органов службы, а также  защиту ее работников от преступных и  иных противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей [28].

Информация о работе Административно-правовое регулирование в области налогообложения в РК