Органы налоговой
службы вправе осуществлять реализацию
задач, возложенных законодательными
актами Республики Казахстан, электронным
способом.
Органы налоговой
службы имеют также иные права, предусмотренные
настоящим Кодексом, законодательными
актами Республики Казахстан и актами
Президента Республики Казахстан.
Обязанности
органов налоговой службы
Органы налоговой
службы обязаны:
- соблюдать права налогоплательщика (налогового агента);
- защищать интересы государства;
- осуществлять налоговый контроль за исполнением налогоплательщиком налогового обязательства, налоговым агентом - обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налогов в порядке, установленном настоящим Кодексом, а также контроль за полнотой исчисления и своевременностью уплаты социальных отчислений, своевременностью исчисления, удержания и перечисления обязательных пенсионных взносов;
- вести учет налогоплательщиков, объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, учет исчисленных, начисленных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет, исчисленных, удержанных и перечисленных обязательных пенсионных взносов, исчисленных и уплаченных социальных отчислений;
- в пределах своей компетенции осуществлять разъяснение и давать комментарии по возникновению, исполнению и прекращению налогового обязательства;
- предоставлять налогоплательщику (налоговому агенту) информацию о действующих налогах и других обязательных платежах в бюджет, об изменениях в налоговом законодательстве Республики Казахстан, разъяснять порядок заполнения налоговых форм;
- представлять бесплатно налогоплательщику (налоговому агенту) утвержденные уполномоченным органом стандарты оказания государственных услуг, бланки установленных форм налоговых заявлений и (или) программное обеспечение, необходимое для представления налоговых отчетности и заявления в электронном виде;
- проводить налоговую проверку по предписанию и т.д [4].
При выявлении
в ходе налоговой проверки фактов
умышленного уклонения от уплаты
налогов и других обязательных платежей
в бюджет, а также фактов преднамеренного,
ложного банкротства, указывающих
на признаки преступления, органы налоговой
службы направляют соответствующим
правоохранительным органам материалы,
отнесенные к их посредственности,
для принятия процессуального решения
в соответствии с законодательными
актами Республики Казахстан. Органы налоговой
службы содержатся за счет республиканского
бюджета.
Разработка
общих направлений налоговой
политики, определение основных принципов
налогообложения возложены высшие
органы государственной власти –
Президента, Парламент страны. Парламент
как законодательный орган в
соответствии с Конституцией рассматривает,
разрабатывает и принимает законы
о налогах, сборы, обязательных платежах,
а также поправки к законодательным
актам. Все законодательные проекты
о введении или отмене тех или
иных налогов и сборов, об освобождении
от их уплаты на территории страны вносятся
в Парламент при наличии заключения
Правительства на основе оценки реальной
экономической ситуации в стране
и её регионах.
Оперативное
управление, то есть принятие комплекса
мер, преследующих целью максимальное
привлечение налоговых поступлений
в государственную казну при
минимальных затратах, осуществляется
Налоговым комитетом Министерства
финансов Республики Казахстана [27].
Налоговый комитет
Министерства финансов Республики Казахстан
(далее - Комитет) является ведомством
Министерства финансов Республики Казахстан,
осуществляющим в пределах компетенции
центрального исполнительного органа
реализационные и контрольные функции
в сфере обеспечения полноты
и своевременности поступлений
налогов и других обязательных платежей
в бюджет, исчисления, удержания
и перечисления обязательных пенсионных
взносов в накопительные пенсионные
фонды, исчисления и уплаты социальных
отчислений в Государственный фонд
социального страхования, участие в
реализации налоговой политики, обеспечение
в пределах своей компетенции экономической
безопасности, обеспечение соблюдения
налогового законодательства Республики
Казахстан, производства и оборота этилового
спирта и алкогольной продукции, производства
и оборота табачных изделий, производства
и оборота отдельных видов нефтепродуктов.
Комитет осуществляет
свою деятельность в соответствии с Конституцией и законами
Республики Казахстан, актами Президента,
Правительства Республики Казахстан,
иными нормативными правовыми актами.
Комитет имеет
территориальные подразделения, являющиеся
юридическими лицами в форме государственного
учреждения, создаваемые и упраздняемые
Правительством Республики Казахстан,
к которым относятся налоговые
департаменты по областям, городам
Астане и Алматы, налоговые управления
по районам, городам и районам в городах,
на территории специальных экономических
зон и межрайонные налоговые управления.
В целях эффективной
организации работы, Комитет координирует
деятельность территориальных подразделений
по вопросам осуществления деятельности
в сфере обеспечения полноты
и своевременности поступлений
налогов и других обязательных платежей
в бюджет, исчисления, удержания
и перечисления обязательных пенсионных
взносов в накопительные пенсионные
фонды, исчисления и уплаты социальных
отчислений в Государственный фонд
социального страхования, а также
в пределах компетенции в сфере
производства и оборота отдельных
видов подакцизных товаров и отдельных
видов нефтепродуктов.
На данное
подразделение, в пределах его компетенции,
возложены организационные и
контрольно – надзорные функции
в сфере обеспечения поступлений
налогов и обязательных платежей
в бюджет, полноты организации
и регулирования сборов и других
обязательных платежей в бюджет, полноты
и современности перечисления обязательных
пенсионных взносов и социальных
отчислений в фонды социального
страхования.
Министр финансов
Республики Казахстан осуществляет
общее руководство органами налоговой
службы, кроме оперативно – розыскной
и уголовно – процессуальной деятельности.
Комитет осуществляет
руководство территориальными подразделениями.
Комитет по
вопросам своей компетенции в
установленном законодательством
порядке издает правовые акты индивидуального
применения, оформляемые приказами
председателя Комитета или лица, его
замещающего. Финансирование деятельности
Комитета осуществляется из республиканского
бюджета [27].
Налоговые органы
в ходе исполнения своих основных
задач, взаимодействуют с иными
государственными органами:
- таможенные органы осуществляют взимание налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Казахстан.
Например, при
обмене информацией об осуществлении
участниками внешнеэкономической деятельности
экспортно-импортных операций, в ходе
выявления, предупреждения и пресечения
преступлений и правонарушений в сфере
таможенного и налогового законодательства.
- судебные органы (при предъявлении в суды исков);
- органы статистики (при представлении в региональные органы Агентства по статистике сведений о гражданах, прошедших государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя);
- органы юстиции (при регистрации юридических лиц, снятии их с учета);
- местные исполнительные органы (при выдаче налогоплательщику - физическому лицу квитанции, подтверждающей факт уплаты сумм налогов), а также с иными органами.
Согласно, Налогового
кодекса, местные исполнительные органы
не входят в структуру собственно налоговых
органов, тем не менее, предусмотрено,
что местные исполнительные органы могут
осуществлять сбор налогов на имущество,
транспортные средства, земельного налога,
уплачиваемого налогоплательщиком - физическим
лицом [4].
К местным
исполнительным органам относятся
акимы поселков, аулов, аульных и сельских
округов. Сбор налогов осуществляется
на основе квитанции, являющейся документом
строгой отчетности. Форма квитанции устанавливается
уполномоченным органом.
При организации
сбора налогов акимы обеспечивают:
- вручение налогоплательщику - физическому лицу уведомления о сумме налога не позднее пяти рабочих дней со дня получения указанного уведомления от налоговых органов;
- при уплате суммы налогов наличными деньгами выдачу налогоплательщику - физическому лицу квитанции, подтверждающей факт такой уплаты;
- сдачу сумм налогов в банк или организацию, осуществляющую отдельные виды банковских операций, ежедневно не позднее следующего операционного дня, когда был осуществлен прием денег, для последующего зачисления их в бюджет. В случае, если ежедневные поступления денег составляют сумму менее десятикратного месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, а также при отсутствии банка или организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, в населенном пункте сдача денег осуществляется один раз в три операционных дня;
- правильность заполнения и сохранность квитанций;
- предоставление в налоговый орган отчетов об использовании квитанций, а также о сдаче сумм налогов в банк или организацию, осуществляющую отдельные виды банковских операций, в порядке и сроки, которые установлены уполномоченным органом.
Органы налоговой
службы взаимодействуют с уполномоченными
государственными и местными исполнительными
органами, разрабатывают и принимают
совместные меры контроля в соответствии
с законодательством Республики
Казахстан, обеспечивают взаимный обмен
информацией.
Уполномоченные
государственные и местные исполнительные
органы обязаны оказывать содействие
органам налоговой службы в выполнении
задач по осуществлению налогового
контроля.
Органы налоговой
службы и таможенные органы исполняют
возложенные на них задачи по осуществлению
налогового контроля во взаимодействии
между собой.
Органы налоговой
службы и местные исполнительные
органы взаимодействуют между собой
по осуществлению сбора налогов
в порядке.
Полномочия
уполномоченных государственных и
местных исполнительных органов
по взиманию других обязательных платежей
в бюджет определяются особенной
частью настоящего Кодекса.
Органы налоговой
службы вправе осуществлять взаимодействие
с уполномоченными государственными
и местными исполнительными органами
электронным способом в порядке,
установленном настоящим Кодексом.
Должностное
лицо органов налоговой службы при
исполнении служебных обязанностей
охраняется законом.
- органы финансовой полиции (в случае выявления в ходе проведения налоговых проверок) [4].
По мнению
Бейсенова Б.М., агентство Республики Казахстан
по борьбе с экономической и коррупционной
преступностью (финансовая полиция), занимающиеся
выявлением, пресечением и расследованием
экономических преступлений и иных
правонарушений, в пределах компетенции.
4 июля 2002 года
принят Закон Республики Казахстан
«Об органах финансовой полиции
в Республики Казахстан». Указом
Президента Республики Казахстан
от 23 декабря 2003 года № 1255 «О
мерах по дальнейшему совершенствованию
системы государственного управления
Республики Казахстан», Агентство
финансовой полиции Республики
Казахстан реорганизовано в Агентство
Республики Казахстан по борьбе
с экономической и коррупционной
преступностью.
Органы финансовой
полиции Республики Казахстан (далее
- органы финансовой полиции) являются
специальными государственными органами,
осуществляющими правоохранительную
деятельность, направленную на предупреждение,
выявление, пресечение, раскрытие и
расследование преступных и иных
противоправных посягательств на права
человека и гражданина, интересы общества
и государства в сфере экономической
и финансовой деятельности, борьбы
с коррупцией путем проведения оперативно-розыскной
деятельности, предварительного следствия
и дознания, административного производства
в пределах их полномочий, установленных
законом.
Деятельность
органов финансовой полиции осуществляется
на принципах законности и уважения
и соблюдения прав и свобод, достоинства
человека и гражданина, единства системы
органов финансовой полиции, сочетание
гласных и негласных форм деятельности
и единоначалия, взаимодействия с
правоохранительными и другими государственными
органами, должностными лицами, организациями
и гражданами. Финансовая полиция относится
к специализированным правоохранительным
органам, входит в состав налоговой инфраструктуры
государства.
Основной
задачей органов финансовой полиции
является осуществление оперативно-розыскных
мероприятий, производство дознания и
предварительного следствия по делам
о налоговых преступлениях. Кроме
того органы финансовой полиции обеспечивают,
в случае необходимости, безопасности
деятельности органов службы, а также
защиту ее работников от преступных и
иных противоправных посягательств при
исполнении служебных обязанностей [28].