Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:17, дипломная работа
Целью исследования является административно-правовые методы регулирования налогообложения.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
сущность и принципы налогообложения;
элементы, виды и функции налога;
система налогообложения доходов корпорации в Республике Казахстан и развитых странах;
понятие налоговой структуры государства и ее система;
административное и уголовное правонарушение.
Исключающая ответственность, в сфере налоговых правонарушений распространено последнее - исполнение приказа или распоряжения. Зачастую действия должностных лиц, отвечающих за правильность расчета и своевременность уплаты налогов, приобретают противоправный характер в силу необходимости подчинения распоряжениям их руководства. Следует иметь в виду, что в этом случае ответственность за налоговое правонарушение несет лицо, отдавшее незаконный приказ или распоряжение.
Однако если должностное лицо изначально знает о незаконности приказа или распоряжения руководства и понимает, что исполнение такого приказа или распоряжения повлечет нарушение требований законодательства, и тем не менее сознательно выполняет требования руководства (признак умышленной вины), то при таких обстоятельствах ответственным будет именно лицо, исполнившее приказ или распоряжение.
Таким образом, единственным основанием для освобождения от ответственности является неисполнение заведомо незаконного приказа или распоряжения, но, к сожалению, должностные лица не всегда могут продемонстрировать своему руководству принципиальность.
Отказ подчиниться
руководству в большинстве
Обстоятельства, смягчающие ответственность за налоговое правонарушение. Действующее законодательство предусматривает достаточно обширный перечень обстоятельств, смягчающих ответственность [31, 32]. Кроме того, судья или орган (должностное лицо), рассматривающий дело о налоговом правонарушении, может признать смягчающими и обстоятельства, прямо не указанные в законе. Теоретически к налоговым правонарушениям могут быть применены следующие обстоятельства:
При привлечении физических и юридических лиц к ответственности за совершение нескольких правонарушений законодательство исходит из общего принципа - взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности, но в установленных пределах.
Так, согласно нормам КоАП в случае, если административные штрафы выражены в процентах от суммы неисполненного или исполненного ненадлежащим образом налогового обязательства, установленного законодательными актами, при наложении их за совершение нескольких административных правонарушений, штраф взыскивается за каждое административное правонарушение отдельно. Однако при наложении взысканий одного и того же вида окончательный размер взыскания не может превышать трехкратного максимального предела, установленного законодательством для данного вида взыскания [31].
Уголовное законодательство исходит из того же принципа, устанавливая назначение наказания по совокупности приговоров. Срок исковой давности. В отличие от других видов нарушений действующее законодательство Республики Казахстан в отношении налоговых правонарушений, учитывая их специфику и серьезность, устанавливает более продолжительные сроки исковой давности, в течение которых виновные лица могут быть привлечены к ответственности. Срок исковой давности по налоговым обязательствам составляет пять лет [32].
Таким образом, означает, что
налоговый орган вправе
Согласно уголовному законодательству лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:
В случае невыполнения налогоплательщиком
налогового обязательства в срок
налоговые органы вправе применить
к нему обеспечительные меры и
меры принудительного взыскания
налоговой задолженности, предварительно
направив ему соответствующее
Если налогоплательщик не согласен
с предъявляемыми к нему требованиями,
он вправе обжаловать уведомление в
установленном
Налоговые отношения являются обязательственными. Суть обязательства состоит в уплате налога: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».
Следовательно, в сферу налогового регулирования должны включаться отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налогового обязательства.
Невыполнение налогового обязательства состоит в неуплате или неполной уплате налога. Это является сутью любого нарушения налогового законодательства. В недополучении бюджетом причитающихся ему сумм выражен ущерб, причиненный правонарушением.
Налоговый кодекс РК вводит понятие
налогового правонарушения, налоговой
санкции и закрепляет права налоговых
органов и налогоплательщиков едиными
процессуальными нормами. Под налоговыми
санкциями понимаются штрафы. Употребляя
в Кодексе термин «ответственность
за налоговое нарушение» законодатель
не называет, к какому виду юридической
ответственности она относится,
и это затрудняет определение
правовой природы предусмотренных
налоговых правонарушений. В целом
выделение специальной
Налогоплательщик, нарушивший налоговое
законодательство, в установленных
законом случаях несет
а) взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении - соответствующей суммы и штрафа в двукратном размере этой суммы. При установлении судом факта умышленного сокрытия или занижения дохода (прибыли) приговором либо решением суда по иску налогового органа или прокурора может быть взыскан в бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы дохода (прибыли);
б) штрафа за каждое из следующих нарушений: за отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшие за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период; за не предоставление или несвоевременное предоставление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога;
в) взыскания пени с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога. Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от других видов ответственности;
г) взыскание недоимки по налогам
и другим обязательным платежам, а
также сумм штрафов и иных санкций,
предусмотренных
Наиболее характерной санкцией, применение которой и выражается рассматриваемый вид правовой ответственности, является взыскание недоимки по налогам (принудительное осуществление обязанности, невыполненной правонарушителем - принудительное изъятие).
Термин «взыскание налога» вписывается только в правовую конструкцию института ответственности - в случае неуплаты налога добровольно (наступает ответственность) взыскивается недоимка по налогу.
Принудительное изъятие не уплаченных
в срок сумм налогов, применяемых
в бесспорном порядке в отношении
юридических лиц, можно назвать
мерой налоговой
Взимание налога с правовой точки зрения Джакишева Е.Е, следует расценивать как обязанность государства по сбору налога в целях защиты прав и законных интересов граждан. В случае добровольной уплаты налогоплательщиком налога он взимается государством, в случае же неуплаты его в срок, государством взыскивается недоимка по налогу. Следует также иметь в виду, что обязанность по обеспечению исполнения обязательства, как правило, лежит на должнике, а не на кредиторе, которым является государство, взимающее налог.
Институт «обеспечение исполнения обязательств» является институтом гражданского права, который хотя и предусматривает пеню в форме неустойки как способ обеспечения исполнения обязательств, но неустойка в гражданских правоотношениях традиционно применяется как мера ответственности.
Специфической мерой воздействия
налоговой ответственности
Согласно ст. 45 Налогового кодекса
обеспечительными мерами могут быть:
Начисление пени на неуплаченную сумму
налогов и других обязательных платежей
в бюджет [4].
Пеня начисляется за каждый день
просрочки исполнения налогового обязательства,
начиная со дня, следующего за днем
срока уплаты налога и другого
обязательного платежа в
Приостановление расходных операций
по банковским счетам
приостановление расходных операций по
банковским счетам (за исключением корреспондентских)
юридического лица и индивидуального
предпринимателя производится в следующих
случаях:
1) непредставления
2) непогашения налоговой
3) недопуска должностных лиц органа налоговой службы к налоговой проверке и обследованию объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, кроме случаев нарушения ими установленного настоящим кодексом порядка проведения налоговой проверки.
Распоряжение налогового органа о
приостановлении расходных
В случае непогашения налоговой задолженности в течение десяти рабочих дней со дня вынесения распоряжения о приостановлении расходных операций по банковским счетам налогоплательщика производится ограничение в распоряжении имуществом в счет налоговой задолженности. Решение об ограничении распоряжения имуществом налогоплательщика выносится только в отношении имущества, принадлежащего последнему на праве собственности или хозяйственного ведения (кроме случаев, когда в договоре о передаче имущества в хозяйственное ведение предусмотрен запрет на его отчуждение).
На основании решения об ограничении
в распоряжении имуществом производится
акт описи имущества на сумму
налоговой задолженности с
Информация о работе Административно-правовое регулирование в области налогообложения в РК