Административно-правовое регулирование в области налогообложения в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:17, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является административно-правовые методы регулирования налогообложения.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
сущность и принципы налогообложения;
элементы, виды и функции налога;
система налогообложения доходов корпорации в Республике Казахстан и развитых странах;
понятие налоговой структуры государства и ее система;
административное и уголовное правонарушение.

Файлы: 1 файл

главы.docx

— 180.61 Кб (Скачать)

Думается, не следует забывать, что из перечисленных  выше характерных черт квалифицирующих  признаков могут быть выделены основные, первоначальные (отражение существенно  измененной степени общественной опасности) и производные, хотя и существенные черты (например, влияние на уголовно-правовую оценку содеянного). Подобное деление, разумеется, условно, однако оно позволяет избежать определения квалифицирующих признаков через производные черты. Примечательно, что именно такое определение, в частности через свойство квалифицирующих признаков изменять наказание, стало традиционным .

Признак состава  преступления - это указанное в  законе характерное для определенной категории преступлений существенное обстоятельство, отражающее характер либо типовую степень общественной опасности содеянного и влияющее в каждом случае наличия обстоятельств дела, соответствующих данному признаку, на законодательную оценку содеянного.

Признак основного  состава - указанное в законе характерное  для всех преступлений данного вида существенное обстоятельство, отражающее вместе с другими признаками основного  состава характер и "обычную" степень  общественной опасности содеянного, необходимые и достаточные для  обоснования уголовной ответственности.

Квалифицирующий признак состава - указанное в  законе характерное для части  преступлений данного вида существенное обстоятельство, отражающее типовую (существенно  измененную в сравнении с основным составом преступления) степень общественной опасности содеянного либо содеянного и личности виновного и влияющее на законодательную оценку совершенного преступления [36; 237].

Анализ практики назначения наказания за налоговые  преступления обращает внимание на низкий уровень доведения уголовных  дел до их завершения судом.

С одной стороны, это связано с высоким уровнем  латентности налоговых преступлений и, следовательно, низким уровнем выполнения контрольных функций органами, призванными  следить за полнотой охвата и точностью  учета налогоплательщиков и сумм, подлежащих уплате в государственный  бюджет в виде налогов, сборов и других обязательных платежей. По количеству зарегистрированных уголовных дел  в общей массе экономических  преступлений налоговые преступления пока занимают ничтожно малый процент, со всей очевидностью указывающий на то, что еще достаточно много потенциальных преступников уходят от заслуженного наказания.

С другой стороны, высоким остается уровень виновных в налоговых преступлениях, сумевших различивши способами уйти от уголовной  ответственности.

Налоговые преступления - это самые разнообразные виды посягательств на налоговые отношения, которые включают в себя сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения, преступления, заключающиеся  в противодействии или неисполнении требований налоговой службы в целях  сокрытия доходов (прибыли) или неуплаты налогов, уклонение от подачи декларации о доходах.

Наибольшее  количество установленных налоговых  преступлений в крупном и особо  крупном размерах приходятся на такие  сферы, как торгово-закупочная деятельность, производство и оборот спирта и алкогольной  продукции, реализация ГСМ, внешнеэкономическая  деятельность, строительство, кредитно-финансовая и посредническая деятельность, импорт (экспорт) товаров и внутренняя торговля.

Особого внимания требует практика рассмотрения уголовных  дел судами нижних инстанций, допускающих  неоправданные судебные ошибки, позволяющие  уходить от уголовной ответственности  лицам, совершившим налоговые преступления [39; 20].

Меры криминологического характера предупреждения налоговых  преступлений предполагают два взаимосвязанных  фактора: с одной стороны, наличие  адекватной нормативно-правовой базы, предусматривающей ответственность  налогоплательщика за нарушение  законодательства в области налогов, а с другой - эффективное осуществление  соответствующими органами контрольных  функций по поводу точного исполнения положений налогового законодательства. Мера ответственности за налоговые  правонарушения установлена в Кодексе  Республики Казахстан «Об административных правонарушениях». Указанный документ, на наш взгляд, в нынешнем его  виде в полной мере отвечает требованиям, необходимым для предупреждения малозначительных нарушений налогового законодательства [31].

Для тех лиц, которые совершают общественно  опасные деяния в области налогов, предусмотрены также меры уголовной  ответственности (ст.ст.221 и 222 УК РК). Впервые  за налоговые преступления был предусмотрен такой вид наказания, как конфискация  имущества [32].

Однако этого, по мнению Каримиова Ф.А., недостаточно в плане повышения эффективности борьбы с налоговыми преступлениями и предупреждения их совершения. Ужесточая меры уголовной ответственности по налоговым преступлениям, законодатель предусматривает повышение степени наказания в основном лишь при повторном нарушении закона. Практика же показывает, что повторно уголовному преследованию за налоговые преступления подвергается незначительное количество лиц [41; 36].

Исходя из этого, нами предложено внести изменения  в УК РК, учитывая особую общественную опасность налоговых преступлений, ужесточить наказание по ст.ст.221 и 222 УК РК, начиная с первичного установления факта совершенного деяния. Такая  мера, очевидно, станет более действенной  в плане предупреждения налоговой  преступности [32].

Проведенный анализ судебно-следственной практики позволяет сделать вывод о  высокой степени латентности  в области налоговых преступлений. Это в большей степени связано  с низким уровнем осуществления  контрольных функций со стороны  органов, призванных бороться и предупреждать  налоговые преступления.

Искоренить  налоговые преступления одними лишь криминологическими мерами невозможно. Необходимо осуществление комплекса  мероприятий, предусматривающих совершенствование  криминогенных мер наравне с  профилактикой и другими способами  предупреждения налоговых правонарушений.

Прежде всего, основополагающий документ, регулирующий налоговые отношения, должен соответствовать  высоким стандартам его адекватности развивающейся экономики и социума  в целом. Также он должен быть однозначно читаемым как для контролирующих органов, так и для налогоплательщиков. Это позволит исключить имеющиеся  в действительности спорные моменты при привлечении к ответственности по фактам уклонения от уплаты налогов и, следовательно, случаи необоснованного возбуждения административных либо уголовных дел.

Необходимо  ускорить темпы повышения налоговой  культуры населения страны. Здесь  имеется в виду повышение налоговой  образованности лиц, являющихся потенциальными налогоплательщиками. Вместе с этим следует проводить мероприятия  по воспитанию патриотизма у граждан  страны, привития им чувства долга  при уплате налогов. Данная задача затрагивает  другие стороны общественных отношений, такие как формирование справедливых отношений по поводу распределения  общественных богатств, причастности к созданию совокупных ресурсов государства, одинаковой ответственности при  совершении аналогичных правонарушений, главенствующее положение закона - все равны перед законом и  т.п [41; 32].

Качественным  скачком в предупреждении налоговых  преступлений может стать предлагаемый нами алгоритм выявления, широкомасштабного  анонсирования налоговых правонарушений. Эффективность предложенного метода борьбы с налоговыми правонарушениями - в его целенаправленности и комплексности, ассоциирующейся с постоянными PR-кампаниями. В результате предложенного мероприятия  может быть раскрыто около 10% налоговых  правонарушений, являющихся в настоящее  время латентными налоговыми правонарушениями. В результате комплексного и гласного подхода данная мера приведет к эффекту  мультипликатора, что положительно отразится на снижении латентности  налоговых правонарушений и росту  поступлений в государственный  бюджет.

 Агентство  по борьбе с экономической  и коррупционной преступностью  (финансовая полиция) Республики  Казахстан является правопреемником  налоговой полиции, созданной  в 1994 году. Практика показала необходимость  подобного правоохранительного  органа, призванного бороться с  преступлениями в области экономики  [41; 33].

Наиболее  рациональной мерой по совершенствованию  деятельности финансовой полиции стало, мы считаем, ее непосредственное подчинение Президенту Республики Казахстан. На этапе  переходной экономики, в котором  находится Казахстан, пока еще окончательно не сложились законодательно-функциональные общественные отношения, что часто  приводит к необоснованному вторжению  заинтересованных лиц в процесс  досудебного и судебного расследования  налоговых и других экономических  преступлений. Президентский надзор за ходом расследования позволит избежать необоснованного ухода  от ответственности лиц, замешанных в экономических преступлениях, получивших большой общественный резонанс, среди которых значительное место  занимают налоговые преступления.

В целом, характеризуя деятельность финансовой полиции, следует  отметить, что она находится в  стадии формирования. Однако положительные  итоги ее деятельности просматриваются  все отчетливее. Повышается качество работы - меньше дел возвращается на дополнительное расследование, больше судебных материалов доходят до логического  конца, раскрываются принципиально новые экономические преступления, растет уровень профессионализма сотрудников.

Общее руководство  государственными органами в борьбе с преступностью осуществляет Президент, возглавляющий Совет Безопасности Республики Казахстан. Безусловно, основную нагрузку по предупреждению преступности осуществляют правоохранительные органы, на которые возложена обязанность  осуществления правоохранительной деятельности, то есть пресечение нарушений  конкретных правовых норм об ответственности  за преступления или иные правонарушения, восстановление нарушенных прав.

Общие меры предупреждения совершения от уплаты налогов отмечается, что предупреждение преступлений - это деятельность государства  и общества, направленная против преступности  с целью удержания ее на минимально возможном уровне посредством воздействия  на причины и условия, ее порождающие [41; 35].

К общим мерам  предупреждения налоговой преступности, в первую очередь, должна относиться общая налоговая политика государства. Она должна образовываться в соответствии с уровнем развития общих отношений, образовываться в соответствии с  уровнем развития общих отношений, реально существующих налоговых  преступлений на данном этапе развития общества. По мнению Каримиова Ф.А, налоги должны быть нейтральными по отношению к экономическим действиям налогоплательщиков и рассматриваться как необходимый элемент расходов предприятия наряду с выплатой заработной платы рабочим. Однако такое отношение возможно при условии, что налогообложение удерживается в разумных пределах. Чрезмерные налоги сковывает частную инициативу, подрывает основы экономических интересов хозяйствующих субъектов.

Невозможность реализации экономических интересов  всей предпринимательской деятельности подрывает и производство, а следовательно, и доходную часть государственного бюджета. Закрытие предприятия приведет к росту безработицы и, соответственно, к увеличению расходов бюджета налоговых преступлений социальные пособия [41; 36].

В этой связи, должны быть пределы роста налогов  и (или) обоснованность сохранения высокого уровня ставок налогов, что находит  отражение в постепенном снижении налоговых ставок в ходе проводимых реформ в Республики Казахстан.

Безусловно, налоги не должны снижать заинтересованность предпринимателей в повышении дохода и прибыли. Налогообложение не должно проводить к снижению реальных доходов  граждан, ниже прожиточного минимума.

Для развития отечественного производства в современных  условиях необходимо делать акцент на развитие налогообложения малого и  среднего бизнеса.

Рахимов Т.Т. пишет, к основным направлениям совершенствования  налогообложения малого и среднего бизнеса относятся следующие  приоритеты:

- расширение  сферы применения патентных форм  расчета с бюджетом налогообложения  основе фиксированного суммарного  налога;

- организация  системы учета налоговых преступлений  от сферы малого предпринимательства;

- невмешательство  в дела предпринимателей со  стороны контролирующих органов;

- внедрение  системы мониторинга малых организационных  форм и пересмотр критериев  отнесения к малому бизнесу; 

- создание  условий для внедрения методики  расчетов с бюджетом путем  уплаты фиксированного налога  налогообложения вмененный доход.

В итоге, реформирую систему налогов и налогообложения, государство должно стимулировать  развитие малого и среднего бизнеса, в том числе развитие отечественной  промышленности, имея следующие цели: увеличение налогооблагаемой базы, вывод  большего количества предпринимателей из теневого сектора экономики и  повышение их конкурентоспособности.

Для этого  государству необходимо реформировать  систему правового просвещения. Следует с детства воспитывать  граждан, как добросовестных налогоплательщиков, используя для этого возможности  школ, ВУЗов, СМИ, рекламы и др. Для  чего необходимо организовывать проведение в средних и высших учебных  заведениях семинаров, посвященных  налоговой проблематике. Более того следует проводить работы по повышению  квалификации сотрудников государственных  органов - субъектов предупреждения совершения уклонения от уплаты налогов  и повышение авторитета данных субъектов [42; 17].

Информация о работе Административно-правовое регулирование в области налогообложения в РК