Административно-правовое регулирование в области налогообложения в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:17, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является административно-правовые методы регулирования налогообложения.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
сущность и принципы налогообложения;
элементы, виды и функции налога;
система налогообложения доходов корпорации в Республике Казахстан и развитых странах;
понятие налоговой структуры государства и ее система;
административное и уголовное правонарушение.

Файлы: 1 файл

главы.docx

— 180.61 Кб (Скачать)

Важнейшим элементом  налоговой структуры государства  являются налоговые органы, на которые  возлагается ответственность за полноту сбора налогов и других обязательных платежей в бюджеты  всех уровней на основе налогового законодательства и других законодательных  актов, предусматривающих поступление  платежей в государственный бюджет, и других финансовых обязательств перед  государством.

На органы Налогового комитета возлагается ответственность  за полноту сбора налогов и  других обязательных платежей в бюджеты  всех уровней на основе налогового законодательства и других законодательных  актов, предусматривающих поступление  платежей в государственный бюджет, и других финансовых обязательств перед  государством.

Органы финансовой полиции выполняет функции по предупреждению, выявлению и расследованию  налоговых преступлений, с уклонением уплаты налогов и сборов, а также  ведут борьбу с иными экономическими преступлениями.

Анализ различных  точек зрения о понятии административного  правонарушения в области налогообложения  и его признаков позволило  к общим признакам отнести: общественно  вредное влияние, противоправность, виновность, наличие причиненной  связи между противоправным деянием  и наступившими последствиями, наказуемости.

Правонарушение  в области налогообложения является общественно вредным деянием, вызывающим дисбаланс в одной из основных, жизненно важных сфер современного суверенного  государства – в налоговой  сфере, в которой выражается в материальном ущербе, наносимой государственному бюджету. По степени причиненного вреда правонарушение в области налогообложения подразделяется на формальное и материальное. Формальные правонарушения способны косвенно причинить материальный ущерб государству, а материальный, которое повлекли за собой материальный ущерб государству. 

За совершение правонарушений в сфере налогообложения  законодательством предусмотрены  виды юридической ответственности. Обладая специфическими чертами, указанные  виды ответственности, установленные  за нарушение налогового законодательства, имеют вместе с тем общие признаки. Во-первых, все виды юридической  ответственности служат защите интересов  личности, общества и государства  в специфической области - сфере  налогообложения. Во-вторых, основанием привлечения к любому из этих видов  ответственности является налоговое  правонарушение. Налоговые правонарушения могут быть различными по характеру  и степени общественной опасности (вредности).

Различают налоговые  преступления и проступки. Однако всех их объединяет общий объект посягательства - общественные отношения, складывающиеся в сфере налогообложения и  охраняемые нормами налогового законодательства. В-третьих, совершение налоговых правонарушений запрещено налоговыми нормами. Нормы  налогового законодательства прямо  или отсылочным способом устанавливают  санкции за нарушение правил и  предписаний в сфере налогообложения.

Уголовное законодательство предусматривает ответственность  за совершение налоговых преступлений. Как правило, налоговыми преступлениями признаются нарушения действующего порядка исчисления и уплаты налоговых  платежей, нанесшие существенный ущерб  национальному бюджету.

Исходя из положений общей теории ответственности  за совершение правонарушений, основными  критериями дифференциации правонарушений на уголовные преступления, административные проступки, гражданские, налоговые  и иные правонарушения.

Налоговое преступление - это совершенное в налоговой  сфере противоправное деяние, преступный характер которого признан действующим  уголовным законодательством территории, к юрисдикции которой оно отнесено.

Уклонение от уплаты налогов связано с невыполнением  виновным определенных норм налогового законодательства. В связи с этим судебно-следственным органам следует  обратить внимание на то, что по делам  о преступлениях, в постановлении  о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительном заключении и приговоре  должно быть обязательно указано, какие  конкретно нормы налогового законодательства, действовавшего на момент совершения преступления, нарушены обвиняемым, осужденным.

При рассмотрении дел, связанных с применением  законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов, судам надлежит иметь в виду, что фактические данные, подтверждающие наличие или отсутствие в действиях подсудимого состава преступления, наряду с заключением эксперта могут устанавливаться также актами документальных проверок исполнения налогового законодательства и ревизии финансово-хозяйственной деятельности.

Учитывая  специфику дел о налоговых  преступлениях, рекомендовать судам  в целях наиболее полного и  всестороннего выяснения всех обстоятельств, связанных с уклонением от уплаты налогов, привлекать в необходимых  случаях к участию в судебном разбирательстве специалистов, обладающих соответствующими познаниями в области  налогообложения.

Штраф есть денежное взыскание назначаемое в размере, соответствующем определенному количеству месячных расчетных показателей, установленных законодательством РК на момент назначения наказания, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период.

С учетом этого  суд при назначении наказания  в виде штрафа должен указать в  приговоре не только размер денежной суммы, подлежащей взысканию с осужденного, но и количество месячных расчетных  показателей или количество месяцев  за период осуществления преступной деятельности с документально подтвержденным размером заработной платы или иного  дохода осужденного за каждый из этих месяцев.

Налоговое преступление может быть выявлено наряду с незаконным предпринимательством в случае, если лицо, кроме незаконного предпринимательства, осуществляло законную деятельность и  при этом уклонялось от уплаты налогов  или сборов. Поэтому рассматривать  незаконное предпринимательство как  преступление, предваряющее налоговое  преступление, на наш взгляд, не совсем правильно.

С нашей точки  зрения, неуплаченные налоги и сборы  не могут быть в прямом смысле предметом, например, хищения, так как не являются имуществом. Напомним, что имущество - это вещи, деньги, ценные предметы и иные предметы материального мира, обладающие стоимостью, по поводу которых  существуют отношения собственности, нарушаемые преступлением. Исходя из публично-правовых отношений, связанных с уплатой  налогов, сами налоговые платежи  ни на одном этапе хозяйственной  и финансовой деятельности не являются собственностью налогоплательщика. Они  принадлежат государству, которое  установило ответственность не за их хищение, а за уклонение от их уплаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

  1. Алибеков С.Т. Налоговое право Республики Казахстан (Общая и Особенная части): Учебник.- Алматы: Юридическая литература, 2008. – 236 с.
  2. Есенбаев М. На пути к новой налоговой системе: [Беседу с начальником инспекции, первым зам. Министром финансов. [Записала Мустафина С.] // Казахстанская правда. – 2000. -  № 9. – С. 17-20.
  3. Кадырбеков Б., Грисюк С. Учитывая особенности Республики: (Об основных принципах формирования налоговой системы) // Казахстан: экономика и жизнь. - 1995. - №3-4.–С. 15-17.
  4. Кодекс РК от 01.01.2012 г. О налогах и других обязательных платежах в бюджет. - Алматы: Юрист, 2012г. – 737 с..
  5. Брызгалин А. В. Принципы налогового права: теория и практика // Законодательство и экономика. - 1998. - № 19-20. - С. 231.
  6. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. - М.: Социально-экономическая литература, 1962. – 610 с.
  7. Мусина К. А. Налоговая система зарубежных стран.- Алматы: ЕАОИ, 2009. -  228 с.
  8. Барулин С.В. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики // Финансы. - 1996. -  №1. - С. 55-58.
  9. Худяков А.И., Бродский Г.М. Теория налогообложения: Учебное пособие. – Алматы, 2003. –284 с.
  10. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложения: Учебник. – Москва: Инфра-М, 2000. – 321 с.
  11. Алишеров К. Л. Ежемесячный журнал // Алматы: Вестник КазНУ. Серия экономическая. - 2006.-№2 (54).- С. 185-187.
  12. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 29 января 2010 года. Новое десятилетие –Новый экономический подъем – Новые возможности Казахстана.
  13. Перов А.В., Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие.- 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2005. – 215 с.
  14. Бобоев М.Р., Мамбеталиев Н. Т., Тютюрюков Н. Н. Налоговые системы   зарубежных стран: Содружество Независимых Государств. - М.: Гелиос АРВ, 2002. – 235 с.
  15. Галкин В.Ю. Новые методы хозяйствования: налоговые платежи из прибыли предприятий и их роль в формировании доходов государственного бюджета. – М.: Минфин, 2009. – 319 с.
  16. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – Баку, 1992. - 382 с.
  17. Гончаренко Л.И. Налог на прибыль (доход) организации: проблемы выбора объекта обложения // Финансы. Алматы. - 2001.-№15 - С. 69-85.
  18. Елимбеков С.К. Налоговое регулирование как институт развития социально-экономических процессов Республики Казахстан. Автореф.диссер. кандид.юридич.наук.Каз. Нац. универ-т им. Аль-Фараби. - Алматы, 2009.–39 с.
  19. Логина О.И. Система налогообложения доходов корпорации в развитых странах // Банки Казахстана. Астана. - 2011.- №5.- С. 42-46.
  20. Линвуд Т. Гайгер. Макроэкономическая теория и переходная экономика. -  Москва: Инфра-М, 1996. – 230 с.
  21. Конрад Р. Эссе по индонезийской Налоговой реформе. Документ для обсуждения № 1936-8 КОМПАУНДА; Общее Объяснение Налогового закона. Американский Конгресс, 1982. -  С. 210-211.
  22. ЧангВун Нам, Дойна Мария Радулески. Эффекты Реформ Налога с доходов корпорации на Инвестиционных решениях // Мировая экономика. - 2007.- №29 (1-2). - С.101-108.
  23. Хунгерфорд Т. Налоговые Расходы: Тенденции и Критические анализы. // Ежегодный журнал. - 2006. - № 13. – С. 11-13.
  24. Тодер Е., Васон Б.,Эттлингер. Налоговые  расходы корпорации. - Москва: ИНЕКТО, 2002. – 313 с.
  25. Ибраев К.Т. Налоговая структура РК. Автореф.диссер.докт.юрид.наук. - Астана: Каз. Гуманитарно-юридический унив-т, 2009. – 15 с.
  26. Кирилина В.Е. Субъект налогового права как правовая категория. Автореф.диссер.д-ра юрид.наук. - Астана: Каз. Гуманитарно-юридический унив-т, 2004. - 335 с.
  27. Положение о Министерстве финансов Республики Казахстан Утверждено постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2008 года № 387.
  28. Закон Республики Казахстан от 4 июля 2002 годы. Об органах финансовой полиции Республики Казахстан.  № 336.
  29. Сидоренко Т.В. Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях в области налогообложения, органами налоговой службы. Автореф.диссер.канд.юрид.наук. - Алматы: КазНУ им. Аль-Фараби, 2005. – 20 с.
  30. Постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 20 декабря 1999 года. О некоторых вопросах применения судами налогового законодательства.
  31. Кодекс РК от 29.12.2010г. Об административных правонарушениях. – Юрист, 2010. – 334 с.
  32. Уголовный Кодекс Республики Казахстан от 18.01.2012 г.
  33. Джакишев Е.Е. Административное правонарушение в области налогообложения и его признаки. Автореф.диссер.кандид.юрид.наук. - Астана: ЕНУ им. Л. Н. Гумилева, – 2007. – 38 с.
  34.   Егоров В.А. Налоговые преступления и их предупреждение. Автореф.диссер.д-ра юрид.наук. - Астана: Каз. Гуманитарно-юридический унив-т, 2010. – 20 с.
  35. Статистические данные Комитета правовой статистики Республики Казахстан за 2005-2009 года.
  36. Борчашвили И.Ш. Уголовное право. Особенная часть (Курс лекций).  Под.ред. Академика АЕН РК. - Алматы, 2006. –340 с.
  37. Бейсенов Б.М. Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика уклонения от уплаты налогов. Автореф.диссер.д-раюрид.наук. - Алматы: Унив-т им. Д. И. Кунаева, 2010. – 35 с.
  38. Санжаров А.Т.  Проблемы вины и ответственности по уголовным делам о налоговых преступлениях. Автореф.диссер.канд.юридич.наук. - Алматы: Унив-т им. Д.И. Кунаева, 2001. – 47 с.
  39. Кучеров И.И. Налоговые преступления в сфере налогообложения и пути их совершенствования // Налоги и налогообложение в РК. – 2005. – №29. – С. 23-25.
  40. Белоусова С.С. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов. Автореф.диссер.канд.юрид.наук. - Алматы: КазНУ им. Аль-Фараби, 2007. –48 с.
  41. Каримиов Ф.А. Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с налоговыми преступлениями. Автореф.диссер.докт.юрид.наук. -  Алматы: Унив-т им. А. Кунаева. - 2010. – 39 с.
  42. Рахимов Т.Т. Мотивация преступления и уголовная ответственность. Автореф.диссер.канд.юрид.наук. - Алматы: КазНУ им. Аль-Фараби, 2008. –21 с.

Информация о работе Административно-правовое регулирование в области налогообложения в РК