Административно-правовое регулирование в области налогообложения в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:17, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является административно-правовые методы регулирования налогообложения.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
сущность и принципы налогообложения;
элементы, виды и функции налога;
система налогообложения доходов корпорации в Республике Казахстан и развитых странах;
понятие налоговой структуры государства и ее система;
административное и уголовное правонарушение.

Файлы: 1 файл

главы.docx

— 180.61 Кб (Скачать)

Резкий  рост налоговых расходов во многих зарубежных странах со всей остротой поставил вопрос об упорядочении предоставления различных налоговых льгот на инвестиции, ускоренную амортизацию, региональные приоритеты. Одновременно с чтим налоговые реформы 1980-х гг. предусматривают расширение базы для исчисления доходов корпораций при определении их налоговых обязательств. Так, теперь под налогообложение подпадают расходы корпораций на различные виды услуг, рекламу, ранее включавшиеся в издержки производства. Эти изменения должны не столько повлиять на размер фискальных доходов, сколько стимулировать снижение издержек производства и повышение его эффективности[21; 111].

Логина  О. И. выделила важную группу налоговых льгот, которые представляют собой отсрочки по уплате налогов. Широкое распространение получили отсрочки, предоставляемые по отраслевому принципу. Особые режимы отсрочек по уплате налогов предоставляются в сфере страхования, инвестиционной деятельности, добывающей промышленности, сельском хозяйстве, при экспорте отдельных видов товаров и услуг. Так, страховые компании Великобритании имеют отсрочку по уплате корпорационного налога сроком в три года, т.е. в текущем финансовом году осуществляется фактическое погашение налоговых обязательств, возникших три года назад.

Наряду с отраслевыми отсрочками могут предоставляться отсрочки и рассрочки по уплате корпорационного налога в связи с особыми обстоятельствами. Уплата корпорационного налога осуществляется равными долями в течение года ежемесячно или ежеквартально. Иногда для отдельных категорий плательщиков устанавливаются особые сроки по внесению платежей. По истечении года на основании представления годовой налоговой декларации осуществляется определение окончательных налоговых обязательств и производится либо доплата налога, либо компенсация суммы переплаты. Как для недоимок, так и для переплат предусматриваются системы корректировки на базе действующей в стране учетной ставки центрального банка, т.е. если в течение одного квартала имело место превышение фактически уплаченных сумм по сравнению с налоговыми обязательствами за тот же период, то сумма превышения должна быть увеличена на процентную ставку центрального банка, а при недоплате налога за определенный период в том же порядке должна быть увеличена сумма недоплаты. Переплаты могут быть по выбору налогоплательщика либо возвращены путем перечисления на его счет, либо приняты к зачету в счет погашения налоговых обязательств будущего периода.

Для налогоплательщика отсрочка по уплате равноценна предоставлению беспроцентного или льготного банковского кредита [19;46].

С учетом изложенного  решение о целесообразности предоставления тех или иных налоговых льгот следует принимать с учетом таких аспектов, как прямые потери в государственных доходах, простота налогового администрирования   и   исполнения законодательства, социальные и распределительные эффекты, а также несовершенство рынков и наличие внешних эффектов.

Таким образом, предоставление налоговых льгот и освобождений может быть оправдано, если они:

  1. корректируют провалы рынка;
  2. направлены на решение актуальных задач;
  3. не  снижают прогрессивность налога на доходы;
  4. не привносят излишние сложности в налоговое законодательство;
  5. не искажают поведение экономических агентов;
  6. более эффективны по принципу  сопоставления затрат и выгод, чем программы прямых расходов.

Вместе с  тем, введение налоговых льгот и освобождений должно сопровождаться обоснованием, в котором содержатся ответы на следующие вопросы:

1) почему   введение   новой льготы необходимо в принципе;

2)  какие цели преследует введение данной льготы, и как будет измеряться успех или провал данной меры;

3) какие доказательства могут быть приведены в пользу того, что введение налоговой льготы позволит достичь указанных целей с приемлемыми затратами;

4) почему введение налоговой льготы  лучше прямых расходов бюджета для достижения указанных целей.

Исходя  из вышеизложенного, можно утверждать, что современная система налогообложения предприятий Казахстана адекватна изменениям в хозяйственном механизме субъектов предпринимательства. К настоящему времени структурные реформы налоговой системы в Казахстане практически завершены, в целом их результаты следует оценить положительно.

Вместе с  тем, всегда остаются резервы для дальнейшего совершенствования налогового законодательства.

При этом необходимо принимать во внимание, что налоговые льготы и освобождения могут отрицательно воздействовать на экономический рост в конечном итоге. Они являются дискриминационными по своему характеру и инициируют ренто ориентированное поведение предприятий, не получающих выгод от существующих налоговых стимулов, но желающих создать собственные стимулы в налоговой системе, а также предприятий, получающих преимущества в настоящее время и желающих их сохранить. Такое стремление к извлечению ренты повышает социальные и экономические издержки от введения налоговых льгот. При появлении дополнительных льгот сокращается эффективная налоговая база, а экономические искажения растут. Правительство может оказаться в ситуации, когда будет вынуждено повысить основные ставки налогов, чтобы компенсировать упущенные доходы.

Одновременно увеличиваются эффективные ставки налогообложения для тех категорий налогоплательщиков,    которые    лишены льгот и освобождений.

Таким образом, может быть положено начало контрпродуктивному циклу, когда введение налоговых стимулов приводит к повышению ставок налогообложения, тем самым повышая спрос на налоговые льготы. Такое поведение уже было отмечено в некоторых странах (например, в конце 1970-х гг. в Индонезии и в начале периода администрации Рейгана в США).

В результате этого возникает  необходимость проведения значительных налоговых реформ, которые заключаются в снижении налоговых ставок в сочетании с отменой налоговых льгот для построения казахстанской налоговой системы, которая бы не тормозила развитие хозяйства, а являлась мощным импульсом к подъему экономики страны. Налоговая система Казахстана, несомненно, требует совершенствования, но при любом реформировании следует учесть положительные тенденции в практике реформирования системы налогообложения в развитых странах. Рассмотрев налоговое законодательство нескольких зарубежных стран, можно сделать вывод, что наше налоговое законодательство многое почерпнуло именно оттуда, но благодаря тому, что экономическое развитие наших стран на разном уровне, существует много отличий. Они заключаются и в самой классификации налогов и в процентных ставках, хочу отметить, в некоторых случаях в нашем законодательстве налоговые ставки ниже. В сравнении с нашими, налоги на предприятия в зарубежных странах определены более четко. Но, как видим, у них в этом вопросе тоже проблем достаточно.

Таким образом, на Западе налоговые вопросы давно  уже занимают почетное место в  финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых  ставок неправильный или недостаточный  учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

Применение  налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми. А этот фактор является главным в определении успешности государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Правовая характеристика ответственности  за нарушения налогового законодательства

 

 

2.1  Понятие налоговой структуры  государства и ее система

 

 

В работе Худякова А.И., понятие «налоговая структура  государства» охватывается система  государственных органов, которые  осуществляют взимание и сбор налогов, а также контроль в сфере налогообложения.

В этом смысле в состав налоговой структуры  Республики Казахстан входят: органы налоговой службы, таможенные органы, местные исполнительные органы, органы финансовой полиции [9; 84].

Ибраев К. Т. выделил, что организационным принципом строения системы налоговой службы государства является принцип централизации. Уполномоченный орган осуществляет руководство налоговыми органами. Первые руководители налоговых органов назначаются на должности уполномоченным государственным органом. Все это обеспечивает централизованный характер организации налоговой службы государства и её независимость от местных представительных и исполнительных органов, что свидетельствует о централизованном характере самой налоговой системы [25; 7].

В соответствии с Налоговым кодексом органы налоговой  службы состоят из уполномоченного  органа и налоговых органов.

Уполномоченные  государственные органы - государственные  органы Республики Казахстан, за исключением  налоговых органов и местных  исполнительных органов, уполномоченные Правительством Республики Казахстан  осуществлять исчисление и (или) сбор других обязательных платежей в бюджет, а  также взаимодействующие в соответствии с настоящим Кодексом с органами налоговой службы в пределах их компетенции, установленной законами Республики Казахстан [4].

Уполномоченный  государственный орган является центральным исполнительным органом  Республики Казахстан, осуществляющим руководство и межотраслевую  координацию в сфере обеспечения  поступления государственных доходов. Уполномоченный орган осуществляет руководство налоговыми органами.

На органы налоговой службы возлагается задача по обеспечению полноты и своевременности  поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноты  и своевременности  удержания  и перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды, исчисления и уплаты социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, участие  в реализации налоговой политики, обеспечение в пределах экономической  безопасности, обеспечение соблюдения налогового законодательства Республики Казахстан.

К налоговым  органам относятся территориальные  подразделения уполномоченного  органа по областям, городам Астаны и Алматы, по районам, городам и районам в городах, а также межрайонные территориальные подразделения уполномоченного органа. В случае создания специальных экономических зон могут быть образованы налоговые органы на территориях этих зон. Налоговые органы подчиняются непосредственно по вертикали соответствующему вышестоящему органу налоговой службы и не относятся к местным исполнительным органам [4].

С точки зрения Кирилина В.Е., налоговые органы созданы  с четко определенной целью - для  контроля над соблюдением налогового законодательства. Поэтому такие  органы находятся в постоянно  длящихся и непрерывных отношениях с государством. Налоговые органы для выполнения поставленных перед  ними задач имеют соответствующие  обязанности и права. Но они не могут позволить себе реализовывать  закрепленные за ними налоговым законодательством  права по своему усмотрению. Для  налоговых органов предоставленные  им права в большинстве случаев  являются одновременно и их обязанностями; иными словами, право налогового органа одновременно выступает и  его обязанностью по отношению к  государству и другим субъектам  налоговых правоотношений.

Таким образом, налоговый орган является отдельным  субъектом налоговых правоотношений, потому что он действует от имени  государства и обладает властной компетенцией в сфере налоговой  деятельности [26; 31].

Органы налоговой  службы вправе:

  1. в пределах своей компетенции разрабатывать и утверждать нормативные правовые акты;
  2. осуществлять налоговый контроль;
  3. осуществлять международное сотрудничество по вопросам налогообложения;
  4. требовать от налогоплательщика (налогового агента) представления права доступа к просмотру данных программного обеспечения и (или) информационной системы, содержащих данные первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, информацию об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, в случае использования налогоплательщиком (налоговым агентом) такого программного обеспечения и (или) информационной системы, за исключением права доступа к просмотру данных программного обеспечения и (или) информационной системы банков и иных организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, содержащих сведения о банковских счетах их клиентов, составляющие банковскую тайну в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;
  5. требовать от налогоплательщика (налогового агента) представления документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноту и своевременность исчисления, удержания и перечисления обязательных пенсионных взносов и исчисления и уплаты социальных отчислений, письменных пояснений по составленным налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговым формам, а также финансовой отчетности налогоплательщика (налогового агента), в том числе консолидированной финансовой отчетности налогоплательщика-резидента (налогового агента), включая финансовую отчетность его дочерних организаций, расположенных за пределами Республики Казахстан, с приложением аудиторского отчета в случае, если для такого лица законодательными актами Республики Казахстан  установлено обязательное проведение аудита;
  6. в ходе налоговой проверки в порядке, определенном Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях, производить у налогоплательщика (налогового агента) изъятие документов, свидетельствующих о совершении административных правонарушений;
  7. на основании предписания обследовать имущество, являющееся объектом налогообложения и (или) объектом, связанным с налогообложением, независимо от его места нахождения, проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика (налогового агента) (кроме жилых помещений);
  8. получать от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций;
  9. получать от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, сведения о наличии и номерах банковских счетов, об остатках и движении денег на этих счетах с соблюдением установленных законодательными актами Республики Казахстан требований к разглашению сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну;
  10. определять косвенным методом объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением;
  11. привлекать к налоговым проверкам специалистов;
  12. предъявлять в суды иски в соответствии с законодательством Республики Казахстан, в том числе о ликвидации юридического лица по основаниям.

Информация о работе Административно-правовое регулирование в области налогообложения в РК