Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:17, дипломная работа
Целью исследования является административно-правовые методы регулирования налогообложения.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
сущность и принципы налогообложения;
элементы, виды и функции налога;
система налогообложения доходов корпорации в Республике Казахстан и развитых странах;
понятие налоговой структуры государства и ее система;
административное и уголовное правонарушение.
Например, статья 77 Налогового кодекса к плательщикам (налогоплательщикам) корпоративного подоходного налога относит: юридических лиц – резидентов Республики Казахстан, за исключением Национального Банка Республики Казахстан и государственных учреждений, а также юридических лиц – нерезидентов, осуществляющих деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение или получающие доходы из источников в Республике Казахстан [4].
В приведенном примере общим признаком является - юридическое лицо, специальным признаком - осуществление деятельности в Республике Казахстан через постоянное учреждение или получение доходов из источников в Республике Казахстан.
Статья 345 Налогового кодекса плательщиками налога на транспортные средства называет физических лиц, имеющих объекты обложения на праве собственности, и юридических лиц, их структурные подразделения, имеющие объекты обложения на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления [4].
В данном случае к общему признаку следует отнести – физические и юридические лица, а к специальному для физических лиц – право собственности, для юридических лиц, их структурных подразделений – право собственности, хозяйственное ведение, оперативное управление.
Для определения налогоплательщика того или иного налога, другого обязательного платежа значение имеет принцип резиденства.
При определении субъектов налога учитываются не политико-правовые отношения лица и государства, а экономические отношения. Эти экономические отношения определяются посредством принципа резиденства, то есть понятие «постоянное местопребывания», согласно которому налогоплательщики подразделяются на 2 группы лиц:
Важное различие этих двух групп налогоплательщиков состоит в том, что:
Таким образом, резидент – лицо, имеющее постоянное местопребывание в определенном государстве и несущее полную налоговую обязанность, а нерезидент – лицо, не имеющее постоянное местопребывание в данном государстве и несущее ограниченную налоговую обязанность. Следует отметить, что правила определения резиденства могут быть различными. Например, в основу налогообложения физических лиц могут быть положены два основных правила.
1 правило – равенства в
2 правило – право государства,
граждане которого получают
Как правило, национальным законодательством и международными соглашениями устанавливается строгая последовательность применения этих правил для определения резиденства субъектов. Если определить резиденство сложно, то вопрос решается, либо в договорном порядке между заинтересованными государствами, либо в судебном порядке.
В Казахстане правила определения резидентства для физических и юридических лиц различны.
Так, например, в целях налогообложения корпоративным и индивидуальным подоходным налогом статья 176 Налогового кодекса устанавливает:
Резидентами Республики Казахстан в целях налогообложения – п. 1 ст. 176 Налогового кодекса – признаются физические лица:
1) постоянно пребывающие в Республике Казахстан. Понятие «постоянно пребывающие в Республике Казахстан» раскрывается в п. 2 статьи 176 Налогового кодекса. Физическое лицо признается постоянно пребывающим в Республике Казахстан для текущего налогового периода, если оно находится в Республике Казахстан не менее ста восьмидесяти трех календарных дней в любом последовательном двенадцатимесячном периоде, оканчивающимся в текущем налоговом периоде.
2) или центр жизненных интересов, которых находится в Республике Казахстан. Центр жизненных интересов физического лица – п. 3 ст. 176 Налогового кодекса - рассматривается как находящийся в Республике Казахстан при одновременном выполнении следующих условий:
а) физическое лицо имеет гражданство Республики Казахстан или разрешение на проживание в Республике Казахстан (вид на жительство);
б) семья и (или) близкие родственники физического лица проживают в Республике Казахстан;
в) наличие в Республике Казахстан недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности или иных основаниях физическому лицу и (или) членам его семьи, доступного в любое время для его проживания и (или) для проживания членов его семьи;
3) или указанные в п. 4. статьи 176 Налогового кодекса. Физическими лицами, независимо от времени их проживания в Республике Казахстан и любых других критериев, предусмотренных статьей 176 Налогового кодекса, признаются физические лица, являющиеся гражданами Республики Казахстан, физические лица, подавшие заявление о приеме в гражданство Республики Казахстан или о разрешении постоянного проживания в Республике Казахстан без приема в гражданство Республики Казахстан: командированные за рубеж органами государственной власти, в том числе сотрудники дипломатических, консульских учреждений, международных организаций, а также члены семей указанных физических лиц; члены экипажей транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам или гражданам Республики Казахстан, осуществляющие регулярные международные перевозки; студенты, стажеры и практиканты, находящиеся за пределами Республики Казахстан с целью обучения или прохождения практики в течение всего периода обучения или практики [4].
П. 5 статьи 176 Налогового кодекса резидентами Республики Казахстан в целях налогообложения признает юридических лиц:
Нерезидентами в целях налогообложения признаются физические и юридические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с положениями статьи 176 Налогового кодекса.
Второй элемент налогового закона - объект налогообложения.
Государство указывает предмет, имущество, товар, действия лица, которые оно делает формальным основанием к взиманию налога.
В настоящее время в литературе обсуждается вопрос о необходимости разграничения понятий объект налога и предмет налога. До последнего времени данные понятия практически отождествлялись. Так, например, встречались следующие определения объекта налога:
«Объект налога – это то, на что начисляется или налагается налог».
«Объектом налога или предметом налога выступают различные виды доходов, сделки, различные формы накопленного богатства или имущества».
На основе анализа и обобщения
литературы, полагаем, что следует
различать не только понятия «объект
налога» и «предмет налога», но и
понятия «объект
Худяков А. И. дает понятие объекту налогообложения, который представляет собой юридический признак налога. Иногда в литературе с объектом налогообложения связывают понятие налогообразующая связь [9; 13].
Предмет налогообложения – это фактический признак налога.
Источник налогообложения
Для иллюстрации правильности таких суждений можно привести, например, положения статьи 324 и 326 Налогового кодекса.
Плательщиками земельного налога являются физические и юридические лица, имеющие предмет обложения на праве собственности, на праве землепользования, на праве первичного безвозмездного временного землепользования. Предметом налогообложения является земельный участок (при общей долевой собственности на земельный участок – земельная доля). Источник налогообложения является доход (заработная плата).
Следует обратить внимание, что понятие объект налогообложения одновременно является специальным признаком налогоплательщика. Кроме того, в некоторых случаях предмет налогообложения и источник налогообложения могут совпадать. Например, при взимании индивидуального подоходного налога предметом налогообложения и источником налогообложения является доход (заработная плата).
Таким образом, объект налогообложения - это те юридические факты (действия, события, состояния), которые обусловливают обязанность субъекта заплатить налог. Предмет налогообложения – это предметы реального мира, с наличием которого связано налоговоеобязательство и качество которого определяет величину (сумму налога).Источник налогообложения – это материальный фонд, из которого выплачивается налог.
В Налоговом кодексе, к сожалению, данные понятия не разграничиваются. Так, согласно статье 25 Налогового кодекса объектами налогообложения и объектами, связанными с налогообложением, являются имущество и действия, с наличием которых у налогоплательщика возникает налоговое обязательство [4].
Объект налогообложения и
Третий элемент закона – единица налогообложения.
Государство, определяя предмет налогообложения, устанавливает единицу налогообложения.
Единица налогообложения – единица измерения предмета (масштаб налогообложения) с помощью, которой определяется налогооблагаемая база.
Налогооблагаемая база возникает после количественного определения предмета налогообложения с помощью единицы налогообложения.
Согласно статье 26 Налогового кодекса налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иные характеристики объекта налогообложения и объекта, связанного с налогообложением, на основе которых определяются суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет [4].
По мнению Алибекова С. Т. выбор той или иной единицы налогообложения из ряда возможных диктуется соображениями удобства, традициями. Например, при обложении земель используется единица измерения, принятая в стране – акр, гектар, сотка, квадратный метр. Единицей измерения подакцизного бензина может быть – литр, галлон, баррель.
Для измерения большинства
Возможными единицами
Четвертый элемент закона – налоговая ставка – норма налогообложения.
Налоговая ставка - это размер (величина) налога, который взимается с единицы налогообложения или предмета в целом.
Основными видами ставок являются:
1) твердые. Устанавливаются в абсолютной сумме на единицу (иногда на весь предмет) обложения независимо от размера доходов (реальные налоги);
2) пропорциональные – действуют в одинаковом проценте к доходу без учета его величины (пропорциональное обложение – размер ставок не изменяется и не зависит от уровня дохода);
3) прогрессивные - возрастают по мере роста облагаемого предмета (прогрессивное обложение – ставка увеличивается по мере роста дохода);
4) регрессивные – возрастают по мере уменьшение дохода (регрессивное обложение);
5) смешанные [4].
Налоговые ставки могут выражаться в процентах, в твердой денежной сумме, в кратности к годовому расчетному показателю, месячному расчетному показателю. Так, например, статья 135 Налогового кодекса устанавливает, что налогооблагаемый доход налогоплательщика подлежит налогообложению по ставке 30 процентов [4].
Величина налоговых ставок может быть пересмотрена правительством в случае, если размеры налоговых изъятий не соответствует целям и задачам экономической стратегии государства, по отношению к развитию экономики. Их изменения могут осуществляться в сторону повышения, если правительство ставит целью увеличить приток средств в государственную казну и изъять средства у предприятий и населения. Величина налоговых ставок является предметом постоянных дискуссий, ожесточенной предвыборной борьбы правительств во всех странах поскольку их изменение оказывает непосредственное влияние на личные доходы и финансовые активы предприятий и затрагивает жизненные интересы всех слоёв населения.
Как выделял Барулин С. В., тенденция к повышению налогов характерна для сильных централизованных государств, стремящихся сконцентрировать в своих руках как можно больший объём финансовых ресурсов с целью последующего воздействия через бюджет на развитие экономики. Однако чем большая часть дохода имеется государством в качестве налогов, тем меньше стимулов к её получению.
Чрезмерно высокие налоговые ставки вызывают снижение активности предпринимателей, что автоматически ведёт к падению доходов и соответственно, к сокращению средств поступающих в бюджет в качестве налогов [8; 58].
Информация о работе Административно-правовое регулирование в области налогообложения в РК