Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:17, дипломная работа
Целью исследования является административно-правовые методы регулирования налогообложения.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
сущность и принципы налогообложения;
элементы, виды и функции налога;
система налогообложения доходов корпорации в Республике Казахстан и развитых странах;
понятие налоговой структуры государства и ее система;
административное и уголовное правонарушение.
2) второй
этап (1996-1998 гг.) - завершение создания
налоговой системы, отвечающей
требованиям рыночной
В соответствии с разработанной концепцией был принят Закон РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995г., который был введен в действие с 1 июля 1995г. В его разработке принимали участие представители и эксперты международных организаций: МВФ, Международной налоговой программы, ОЭСР, Стэндфордского университета, Гарвардского университета США и др.
В соответствии с принятыми правовыми нормами, на территории республики Кадырбеков Б. выделил, что функционировало 11 видов налогов и сборов, которые были сгруппированы с учетом особенностей устройства унитарного государства и звеньев бюджетной системы [3; 15].
По мнению Есенбаева М., современная система налогообложения в Казахстане регулируется посредством Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» от 12 июня 2001 г и введенного в действие с 1 января 2002г. На сегодняшний день в действующее законодательство вносились изменения и дополнения девять раз и на 2005 год закон действует с поправками от 29 декабря 2003г. Так, в Казахстане, действует девять видов налогов, тринадцать видов сборов, девять видов плат, таможенные платежи (четыре) и государственная пошлина [2; 17].
Таким образом, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
Налоги являются основным доходным источником государства, обеспечивая финансирование его деятельности. Денежные средства, собранные посредством налогов, поступают в бюджет или другие денежные фонды государства. И они расходуются на содержание государственного аппарата, обеспечение обороноспособности страны и поддержание правопорядка, финансирование государственных программ, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы. Недостаточность средств, собранных посредством налогов, неэффективность налоговой системы, массовое уклонение от уплаты налогов - сразу же сказывается на «самочувствии» государства.
Налоги - законодательно
установленные государством в одностороннем
порядке обязательные денежные платежи
в бюджет, за исключением случаев,
предусмотренных настоящим
По мнению Брызгалина А. В., налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
Особенность понятия налога заключается в том, что оно одновременно экономическое, хозяйственное, правовое и политическое явление реальной жизни [5; 5].
Брызгалин А. В. пишет, что следует различать понятие налога как экономической категории, и понятие налога как финансово-правовой категории.
При рассмотрении налога как экономической категории выделяют:
1) экономический
аспект, где налог представляет
собой объективно существующие
экономические отношения, в
2) материальный аспект, где налог выступает как денежный платеж.
При рассмотрении налога как финансово-правовой категории также выделяют два аспекта:
1) финансово-правовой
аспект, где налог представляет
собой совокупность налоговых
правоотношений, посредством которых
происходит изъятие части
2) материальный аспект, где налог
выступает как обязательный
Налог
как экономическая категория
трансформируется в налог как
финансово-правовую категорию тогда,
когда государство, монополизируя
экономические налоговые
При
этом государство является обязательным
субъектом только налоговых правоотношений,
налоговые экономические
Налог как финансово-правовая категория обладает следующими признаками.
10. Налог – обязательный денежный
платеж, поступающий в бюджет
государства. Наряду с
В литературе даются следующие определения сбора, пошлины, иных платежей.
Сбор – обязательный платеж, взимаемый государством за право участия, пользования чем-либо или за право осуществления той или иной деятельности.
Пошлина – обязательный платеж, взимаемый государством за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными государственными органами или должностными лицами.
Различают государственную и таможенную пошлины.
Иные платежи – обязательные платежи, взимаемые государством за право использования, принадлежащих государству природных ресурсов [5; 9].
В Республике Казахстан действуют как налоги, так и другие обязательные платежи в бюджет.
П.п. 10. п.1.ст. 10 Налогового кодекса Республики Казахстан определяет и другие обязательные платежи следующим образом: «другие обязательные платежи - обязательные отчисления денег (сборы, пошлины, платы и платежи) в бюджет, производимые в определенных размерах».
Вместе с тем, Налоговый кодекс дает определение государственной пошлины. Однако определения сборов, плат, платежей в Налоговом кодексе отсутствуют. Так, согласно статье 493 Налогового кодекса государственная пошлина – это обязательный платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами [4].
Брызгалин А. В. отмечал, что налоги отличаются от и других платежей, тем, что налоги представляют собой систематические платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц без предоставления встречного удовлетворения. Другие платежи взимаются за предоставление каких-либо услуг, прав. При этом они не являются ценой услуги, но уплачиваются в связи с услугой [5; 10].
Само по себе наличие установленного налога еще не решает проблему наличия у государства денег, собранных посредством этого налога. Для того чтобы эти деньги были, надо налог собрать либо принудительно, либо заставить налогоплательщика уплатить его самостоятельно, либо заставит налогоплательщика уплатить его самостоятельно.
Установление
налога как юридического факта, лежащего
на основе обязательства по передаче
налогоплательщиком государству определенной
суммы денежных средств, и исполнение
этого обязательства можно
Налогообложение включает в себя, во-первых, установление налогов как одностороннего, безэквивалентного, безвозвратного и принудительного платежа в пользу государства, во-вторых, ведение их в действие, в третьих, сбор этих налогов. Налоги устанавливает государство, оно же производит их удержание либо устанавливает порядок самостоятельной уплаты налога плательщиком, контролируя исполнение этого порядка. При неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога государство, в-четвертых, осуществляет принудительное его взыскание.
Таким образом,
налогообложение – это
Различают теоретические и законодательные принципы налогообложения.
В учебной
литературе в качестве теоретических
принципов налогообложения
Впервые принципы (правила) налогообложения были сформулированы А. Смитом в книге «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). К ним относятся:
Соблюдение этого правила, по мнению А. Смита, приводит к равенству налогообложения, пренебрежение – к неравенству.
3. Правило
определенности. Налогообложение должно
быть простым и четко
4. Правило удобства. Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда плательщику должно быть удобнее всего уплатить его.
Иногда правила налогообложения, сформулированные А. Смитом, называют Декларацией прав плательщиков. Эти правила призваны защищать интерес налогоплательщиков и отвечать интересам государства [6; 588-600].
А. Вагнер разработал 9 основных правил обложения, которые разбил на 4 группы:
Первая группа. Финансовые правила организации обложения: эластичность обложения, достаточность обложения.
Вторая группа. Народнохозяйственные правила: правильная комбинация различных налогов, надлежащий выбор источника обложения.
Третья группа. Этические правила: всеобщность обложения, равномерность обложения.
Четвертая группа.
Административно-технические
Главными
принципами налогообложения являются
равномерность и
Информация о работе Административно-правовое регулирование в области налогообложения в РК