Административно-правовое регулирование в области налогообложения в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:17, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является административно-правовые методы регулирования налогообложения.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
сущность и принципы налогообложения;
элементы, виды и функции налога;
система налогообложения доходов корпорации в Республике Казахстан и развитых странах;
понятие налоговой структуры государства и ее система;
административное и уголовное правонарушение.

Файлы: 1 файл

главы.docx

— 180.61 Кб (Скачать)

2) второй  этап (1996-1998 гг.) - завершение создания  налоговой системы, отвечающей  требованиям рыночной экономики. 

В соответствии с разработанной концепцией был  принят Закон РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995г., который был введен в действие с 1 июля 1995г. В его разработке принимали участие представители и эксперты международных организаций: МВФ, Международной налоговой программы, ОЭСР, Стэндфордского университета, Гарвардского университета США и др.

В соответствии с принятыми правовыми нормами, на территории республики Кадырбеков Б. выделил, что функционировало 11 видов налогов и сборов, которые были сгруппированы с учетом особенностей устройства унитарного государства и звеньев бюджетной системы [3; 15].

По мнению Есенбаева М., современная система налогообложения в Казахстане регулируется посредством Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» от 12 июня 2001 г и введенного в действие с 1 января 2002г.  На сегодняшний день в действующее законодательство вносились изменения и дополнения девять раз и на 2005 год закон действует с поправками от 29 декабря 2003г. Так, в Казахстане, действует девять видов налогов, тринадцать видов сборов, девять видов плат, таможенные платежи (четыре) и государственная пошлина [2; 17].

Таким образом, налоги появились с разделением  общества на классы и возникновением государства. В истории развития общества еще ни одно государство  не смогло обойтись без налогов, поскольку  для выполнения своих функций  по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма  денежных средств, которые могут  быть собраны только посредством  налогов. Исходя из этого, минимальный  размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Налоги являются основным доходным источником государства, обеспечивая финансирование его  деятельности. Денежные средства, собранные  посредством налогов, поступают  в бюджет или другие денежные фонды  государства. И они расходуются  на содержание государственного аппарата, обеспечение обороноспособности страны и поддержание правопорядка, финансирование государственных программ, выплату  заработной платы работникам бюджетной  сферы. Недостаточность средств, собранных  посредством налогов, неэффективность  налоговой системы, массовое уклонение  от уплаты налогов - сразу же сказывается  на «самочувствии» государства.

Налоги - законодательно установленные государством в одностороннем  порядке обязательные денежные платежи  в бюджет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, производимые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный  характер [4].

По мнению Брызгалина А. В., налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Особенность понятия налога заключается в  том, что оно одновременно экономическое, хозяйственное, правовое  и политическое явление реальной жизни [5; 5].

Брызгалин А. В. пишет, что следует различать понятие налога как экономической категории, и понятие налога как финансово-правовой категории.

При рассмотрении налога как экономической  категории  выделяют:

1) экономический  аспект, где налог представляет  собой объективно существующие  экономические отношения, в рамках  которых происходит перемещение  части стоимости в денежном выражении от одного субъекта к другому субъекту на безвозвратной, безвозмездной основе;

2) материальный  аспект, где налог выступает как  денежный платеж. 

При рассмотрении налога как финансово-правовой категории также выделяют два  аспекта:

1) финансово-правовой  аспект, где налог представляет  собой совокупность налоговых  правоотношений, посредством которых  происходит изъятие части собственности  в денежном выражении субъектов  в собственность государства

2) материальный аспект, где налог  выступает как обязательный денежный  платеж в бюджет государства,  размер и сроки уплаты которого  определены налоговым законом.   

Налог как экономическая категория  трансформируется в налог как  финансово-правовую категорию тогда, когда государство, монополизируя  экономические налоговые отношения,  оставляет за собой право налогообложения,  признавая налог источником формирования своих доходов.

При этом государство является обязательным субъектом только налоговых правоотношений, налоговые экономические отношения  могут существовать и без участия  государства. 

Налог как  финансово-правовая категория обладает следующими признаками.

  1. Налог – это всегда установление государства. Налог это одно из проявлений суверенитета государства. Никто кроме государства не вправе устанавливать, вводить и взимать налоги. Правом установления налога обладают лишь высшие представительные органы. Согласно Конституции Республики Казахстан  правом установления налогов обладает Парламент Республики Казахстан, в некоторых случаях Президент Республики Казахстан. Поскольку это установление государства, то оно возможно только в правовой форме.
  2. Налог – это одностороннее установление государства. Вопросы налогообложения никогда не согласовываются с налогоплательщиком, никогда не выносятся на референдум.
  3. Налог – это отчуждение части собственности физических и юридических лиц в собственность государства. При налогообложении происходит смена форм собственности, т.е. часть собственности физических и юридических лиц в денежном выражении  переходит в собственность государства. Всякий налог является  нарушением права  собственности.
  4. Налог – это всегда принудительное взимание денег. Момент принуждения  присутствует как  при  возникновении налогового правоотношения, так и при исполнении налогового обязательства.
  5. Налог – это правомерное изъятие денег. Несмотря на принудительный характер налогообложения, государство становится их собственником на легитимных основаниях. Налог устанавливается путем принятия нормативного правового акта, обладающего высшей юридической силой.
  6. Налог – это обязательный платеж. Поскольку каждый обязан принимать участие в расходах государства, то никто не освобождается  от уплаты налога, если это не предусмотрено налоговым законом.
  7. Налог – это всегда денежный платеж.
  8. Налог – это безвозвратное взимание денег, т.е. деньги не будут возвращены налогоплательщику ни в каком будущем.
  9. Налог – это безэквивалентный платеж. Налог не является платой за какие-либо товары или услуги, а выступает безвозмездным платежом.  Налог есть плата за цивилизацию. При налогообложении порождаются  стабильные налоговые правоотношения, характеризующиеся  регулярностью, равномерностью, устойчивостью.

10. Налог – обязательный денежный  платеж, поступающий в бюджет  государства. Наряду с налогами  как обязательными платежами  существуют и другие обязательные  платежи, как-то: сборы, пошлины,  иные платежи. 

В литературе даются следующие определения  сбора, пошлины, иных платежей.

Сбор – обязательный платеж, взимаемый  государством за право участия, пользования  чем-либо или  за право осуществления той или иной деятельности.

Пошлина – обязательный платеж, взимаемый  государством за совершение  юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными государственными органами или должностными лицами.

Различают государственную и таможенную пошлины.

Иные платежи – обязательные платежи, взимаемые государством за право использования, принадлежащих  государству природных  ресурсов [5; 9]. 

В Республике Казахстан действуют как  налоги, так и  другие  обязательные платежи в бюджет.

П.п. 10. п.1.ст. 10 Налогового кодекса Республики Казахстан  определяет и другие обязательные платежи  следующим образом: «другие обязательные платежи  - обязательные отчисления денег (сборы, пошлины, платы и платежи) в бюджет, производимые в определенных размерах».

Вместе с  тем, Налоговый кодекс дает определение  государственной пошлины. Однако определения  сборов, плат, платежей в Налоговом  кодексе отсутствуют. Так, согласно статье 493 Налогового кодекса  государственная пошлина – это обязательный платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий  и (или) выдачу  документов уполномоченными на то государственными органами или должностными  лицами [4].

Брызгалин А. В. отмечал, что налоги отличаются от и других платежей, тем, что налоги представляют собой систематические платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц  без предоставления встречного удовлетворения. Другие платежи взимаются за предоставление каких-либо услуг, прав. При этом они не являются ценой услуги, но уплачиваются в связи с услугой [5; 10].

Само по себе наличие установленного налога еще  не решает проблему наличия у государства  денег, собранных посредством этого  налога. Для того чтобы эти деньги были, надо налог собрать либо принудительно, либо заставить налогоплательщика  уплатить его самостоятельно, либо заставит налогоплательщика уплатить его самостоятельно.

Установление  налога как юридического факта, лежащего на основе обязательства по передаче налогоплательщиком государству определенной суммы денежных средств, и исполнение этого обязательства можно объединить через понятие «налогообложение».

Налогообложение включает в себя, во-первых, установление налогов как одностороннего, безэквивалентного, безвозвратного и принудительного платежа в пользу государства, во-вторых, ведение их в действие, в третьих, сбор этих налогов. Налоги устанавливает государство, оно же производит их удержание либо устанавливает порядок самостоятельной уплаты налога плательщиком, контролируя исполнение этого порядка. При неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога государство, в-четвертых, осуществляет принудительное его взыскание.

Таким образом, налогообложение – это деятельность государства по установлению и введение налогов, обеспечению их уплаты или  взимания.

Различают теоретические  и законодательные принципы налогообложения.

В учебной  литературе в качестве теоретических  принципов налогообложения приводятся принципы, сформулированные А. Смитом и А. Вагнером.

Впервые принципы (правила) налогообложения  были сформулированы А. Смитом в книге «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). К ним относятся:

  1. Правило хозяйственной независимости и свободы налогоплательщика. А. Смит рассматривал данное правило как основополагающее правило по отношению к другим.
  2. Правило равномерности. Каждый должен участвовать в покрытии расходов государства  соразмерно полученному им на законных основаниях доходу.

 

 Соблюдение этого  правила, по мнению А. Смита, приводит к  равенству налогообложения, пренебрежение  – к неравенству.

3. Правило  определенности. Налогообложение должно  быть простым и четко определенным, не допускать двойного толкования.  Неопределенность налогообложения создает условия для  злоупотребления властью со стороны сборщиков налога.

4. Правило  удобства. Каждый налог должен  взиматься  в то время и тем способом, когда плательщику должно быть удобнее всего уплатить его.

  1. Правило экономности. Административные издержки должны быть минимальными.

Иногда правила  налогообложения, сформулированные А. Смитом, называют Декларацией  прав плательщиков. Эти правила  призваны защищать интерес налогоплательщиков и отвечать интересам государства [6; 588-600]. 

А. Вагнер разработал 9 основных правил обложения, которые  разбил на 4 группы:

Первая группа. Финансовые правила организации  обложения: эластичность обложения, достаточность  обложения.

Вторая группа. Народнохозяйственные правила: правильная комбинация различных налогов, надлежащий выбор источника обложения.

Третья группа. Этические правила: всеобщность  обложения, равномерность обложения.

Четвертая группа. Административно-технические правила: определенность обложения, удобство уплаты налога, максимальное уменьшение издержек взимания.

Главными  принципами налогообложения являются равномерность и определенность. Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени  убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в  том, что порядок налогообложения  устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство  так же определяет меры взыскания  за невыполнение данного закона.

Информация о работе Административно-правовое регулирование в области налогообложения в РК