Административно-правовое регулирование в области налогообложения в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:17, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является административно-правовые методы регулирования налогообложения.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
сущность и принципы налогообложения;
элементы, виды и функции налога;
система налогообложения доходов корпорации в Республике Казахстан и развитых странах;
понятие налоговой структуры государства и ее система;
административное и уголовное правонарушение.

Файлы: 1 файл

главы.docx

— 180.61 Кб (Скачать)

С точки  зрения такого внутреннего планирования все налоги, уплачиваемые предприятием, рассматриваются как его собственные  издержки; разница лишь в возможностях и методах их учета. Так, налоги, уплачиваемые с имущества или капитала предприятия, могут быть точно определены заранее; конечное бремя налогов с оборотов таможенных пошлин и других налогов, рассчитываемых на базе цен продаваемых  товаров и услуг, может быть определено лишь с учетом возможности переложения  этих налогов на потребителей (путем  изменения цен); размер корпорационного  налога зависит от целого ряда компонентов, влияющих на величину балансовой прибыли, из которых только часть может  регулироваться самим предприятием, а остальные определяются внешними причинами, поэтому в отношении  этого налога может быть лишь более  или менее точный прогнозный расчет. Кроме того, предприятие должно планировать  возможную экономию на уплату налогов  вследствие использования льгот, предусмотренных  для тех или иных форм расходования его накоплений, отсрочек в уплате налога и т.д.

Таким образом, часть налогов представляет собой постоянную, заранее известную  долю общих издержек, другие налоги являются переменной величиной, зависящей  от факторов, в разной степени поддающихся  измерению или прогнозированию.

Поэтому при планировании своей  деятельности, размещении накопленных  доходов и ресурсов предприятие  разрабатывает, как правило, несколько  вариантов, из которых выбирает тот, который обеспечивает минимальный  размер налоговых обязательств (естественно, при равенстве прочих коммерческих и финансовых условий). При этом наиболее широкие возможности для налогового планирования существуют именно со стороны налогов, уплачиваемых по счетам прибылей, поскольку именно для этих налогов законом предусмотрено наибольшее число льгот, скидок, вычетов и т.д. в зависимости от выбора того или иного пути осуществления деятельности, формы и методов вложения капиталов [16; 21].

Гончаренко Л. И. предложила классификацию  налогов в виде схемы с учетом исторических особенностей образования  современной налоговой системы и потребностей налогового планирования. По этой классификации налогов, да и по содержанию, ярко видны различия с налоговой системой в Казахстане, тем не менее, трудно сказать, чья система лучше, т.к. экономика нашей страны сильно отличается от экономического положения зарубежных стран.

Различают налоги.

1.С  натуральной базой обложения:

  1. подомовые налоги;
  2. подушевые налоги;
  3. специфические таможенные пошлины;

2. Со стоимостной базой обложения:

1) налоги  на базе валового дохода:

1.1) акцизы;

1.2) налоги с оборота;

1.3) таможенные пошлины;

1.4) налоги на имущество, капиталы  и т.д.;

1.5) налоги на проценты, дивиденды  и т.д.;

2) налоги на базе очищенного  дохода:

2.1) корпорационный налог;

2.2) налог на индивидуальные доходы;

2.3) налог на добавленную стоимость;

2.4) налог на наследства.

Переход к системе обложения  на основе прироста только состояния  налогоплательщика (т.е. годовой суммы  его чистого дохода) потребовал создания условий для того, чтобы общая  сумма взимаемых с него налогов  не превысила пределов этого дохода. В прошлом этому ограничению не придавалось значения, разные виды налогов вводились сами по себе, действовали обособленно друг от друга, поэтому суммирование внешне невысоких ставок разных налогов, но устанавливаемых на базе валового, а не чистого дохода, нередко приводило для некоторых категорий населения к обложению, превышающему весь объем реализуемыми доходов и, соответственно, к их разорению и прогрессирующему обнищанию. Сейчас этому условию предается весьма большое значение, особенно если учесть, что в некоторых странах через налоги перераспределяется до трех пятых всей суммы национального дохода[17; 70].

Поэтому для обеспечения этого условия  пришлось создать новые формы  взаимного учета различных видов  налогов, и среди них наиболее важное значение имеет система подоходных налогов. Эта система включает в себя ряд предварительных, авансовых налогов и окончательный налог, в котором эти налоги суммируются путем так называемого налогового кредита. В общем виде эта система может быть представлена следующим образом:

Налог на индивидуальные доходы.

1. Налоги на прирост капитала:

1.1. Доходы от капитала и другие  фиксированные доходы (ренты и  др.).

2. Налоги «у источника»:

2.1. Доходы от капитала и другие  фиксированные доходы (ренты и  др.).

3. Налоги на прибыли в корпоративном  секторе бизнеса:

3.1. Корпорационный налог.

3.2. Налог «у источника» на  дивиденды.

3.3. Налоги на нераспределенную  часть прибыли.

4. Налоги на прибыли некорпоративного бизнеса и доходы от труда за свой счет.

5. Налоги «у источника» с заработной  платы:

5.1. Заработная плата и другие  доходы от работы по найму.

Такая система подоходных налогов, с известными модификациями, существует во всех развитых капиталистических  странах. Ведущую роль в ней играет налог на индивидуальные доходы, которым  облагается вся сумма доходов  каждого отдельного налогоплательщика (в некоторых странах допускается  суммирование доходов для супружеских  пар). Налог на индивидуальные доходы взимается по прогрессивно растущим ставкам, которые для наиболее высоких  доходов могут достигать 75-80%. Авансовые  или предварительные налоги взимаются  с определенных видов доходов  по мере их получения, т.е. «у источника». Для этих налогов установлены  твердые, фиксированные ставки: для  процентов и дивидендов обычно 25-30%, для лицензионных платежей и выплат по авторским правам - 10-12% и т.д. Для  удержания налогов из заработной платы обычно применяются специально разработанные шкалы налоговых ставок [17; 75].

Елимбеков С. К. подтверждает, что применение налога является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы предприятия.

С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности  с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями, регулируется внешнеэкономическая  деятельность, включая привлечение  иностранных инвестиций, формируется  хозрасчетный доход и прибыль  предприятия. Государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые  для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются  также расходы по социальному  обеспечению, которые изменяют распределение  доходов. Система налогообложения  определяет конечное распределение  доходов между людьми.

В условиях развития различных форм собственности и, прежде всего, частной, заслуживает внимания переход к  единой базе обложения юридических  и физических лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью.

Индивидуальные предприниматели  и хозяйствующие субъекты подведены  под общую основу – единый порядок  исчисления налога на основе определения  совокупного годового дохода (валовой выручки) [18; 19].

Современная налоговая система  не предусматривает каких-либо отличий  в системе налогообложения юридических  лиц в зависимости от видов  деятельности и размеров предприятий. Практически все юридические  лица, зарегистрированные на территории РК, облагаются по единой схеме налогообложения.

В целом, налоговая система в  переходный период отличалась достаточной  стабильностью. Вместе с тем, осуществляемые в экономике преобразования приводили  к необходимости эволюционного  реформирования налоговой системы, требовали внесения определенных коррективов  в действующее законодательство для динамичного развития. Важно  было создание такой системы налогообложения, которая не только обеспечивала бы фискальные интересы государства, но и  стимулировала бы развитие производства, эффективное использование природных  ресурсов страны и приток широкомасштабных инвестиций.

На достижение этих целей направлены изменения и дополнения, вносимые в Налоговый кодекс [4].

В изменениях предусмотрены меры по повышению уровня собираемости налоговых  платежей, установлению экономической  и законодательной стабильности для инвесторов, расширению практики применения фиксированных налогов  на основе патента, усилению административной и уголовной ответственности  налогоплательщиков, нарушающих налоговое  законодательство.

Реформирование действующей налоговой  системы должно осуществляться в  направлениях создания благоприятных  налоговых условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств  в инвестиционные программы, обеспечения  льготного налогового режима для  иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития экономики. Эти направления  имеют непосредственное отношение  практически ко всем налогам. Среди  них ключевое значение получают налоги на прибыль и на добавленную стоимость, которые в решающей мере определяют налоговое бремя на товаропроизводителей и благодаря этому способны либо подавить производство, либо стать  мощным рычагом его стимулирования.

Система полного  освобождения от налога распределяемой прибыли может быть организована как на уровне компаний, так и на уровне акционеров. Система уменьшения налогообложения прибыли на уровне акционеров может основываться на использовании системы зачета (налогового кредита) налога, уплаченного компанией в отношении распределяемой прибыли.

Логина  О. И. пишет, что в целях поощрения  инвестиционной деятельности корпораций в последнее время стали активно использоваться так называемые налоговые инвестиционные кредиты. В США они начали использоваться в 1962 г. Тогда корпорациям было предоставлено право вычитать из суммы подлежащих уплате налогов определенный процент от стоимости произведенных в этом же году инвестиций. Некоторые законодательные акты называют подобную льготу инвестиционной премией и засчитывают в ряде случаев всю стоимость произведенных инвестиций в счет уплаты подоходного налога. В Великобритании налоговый кредит начал использоваться еще в середине 1940-х гг. (так называемые «первоначальные скидки») и предоставлялся в первый год эксплуатации машин, оборудования и промышленных зданий. В отличие от обычных налоговых скидок и вычетов налоговый кредит представляет собой вычет, который производится непосредственно из уже начисленной суммы налога. Такая льгота увеличивает в структуре внутренних накоплений корпорации долю нераспределенной прибыли и создает возможности для расширения инвестиций в новое оборудование за счет собственных ресурсов. Заслуживает особого внимания и то обстоятельство, что право на получение инвестиционного налога кредита наступает лишь в год ввода оборудования в эксплуатацию, а не при его закупке. Это, естественно, стимулирует быстрое освоение приобретенного оборудования.

Размеры налогового кредита постоянно меняются в зависимости от потребностей антициклического регулирования, а в случае необходимости предоставление инвестиционного налогового кредита может быть приостановлено.

Налоговый кредит широко используется и в целях  стимулирования внешнеэкономической деятельности корпорации. Налоговые обязательства компании снижаются на определенный процент в зависимости от прироста показателей вывоза капитала. При осуществлении заграничных инвестиций налоговый кредит снижает степень риска, существующего на нестабильных рынках [19; 42].

По  мнению Линвуд Т., законы о налогообложении большинства зарубежных стран предусматривают налоговые льготы в связи с амортизационными отчислениями. Разрешение осуществлять ускоренную амортизацию, т. е. списывать стоимость основного капитала не в соответствующих физическому износу нормах, а в увеличенном размере, приводит к искусственному завышению издержек производства и соответственно к снижению отражаемой на счетах прибыли, а значит и налоговых выплат. В ФРГ в ряде отраслей на амортизацию разрешено списывать 20-30 % стоимости основного капитала в год, а в отдельных случаях - до 50 %. В Великобритании в первый год введения в эксплуатацию нового капитала разрешается списывать на амортизацию половину стоимости нового оборудования. Во многих странах сейчас перешли к использованию неравномерного метода амортизационных списаний: в первый год-два списывается наибольшая часть стоимости, а по отдельным видам оборудования производится единовременное списание стоимости в начале срока службы.

Введение  ускоренных норм амортизации в 1980-х  гг. способствовало сокращению налоговых обязательств корпораций, созданию дополнительных стимулов для расширения инвестиций и в целом стимулировало экономический рост.

Сумма налогового зачета (кредита) включается в совокупный налогооблагаемый доход физического лица, но вычитается из облагаемого дохода корпорации. Система уменьшения налогообложения прибыли на уровне компании может строиться как на основе разных ставок, применяемых для распределяемой (низкая ставка) и не распределяемой прибыли (повышенная ставка), так и на основе частичного освобождения от налогообложения распределяемой прибыли. Система двух ставок для распределяемой и не распределяемой прибыли компаний используется в Германии. Система экономического двойного налогообложения корпорационным и личным подоходным налогом (так называемая классическая система налогообложения) предполагает последовательное обложение, как дохода корпорации, так и дохода акционера. Однако последнюю систему не следует считать менее благоприятной для физических лиц, так как именно при классической системе обычно используется пониженный по сравнению с другими системами уровень ставок налогообложения дивидендов. На практике многие страны используют комбинации указанных систем освобождения от налогов прибыли на определенных уровнях [20; 124].

Информация о работе Административно-правовое регулирование в области налогообложения в РК