Административно-правовое регулирование в области налогообложения в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:17, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является административно-правовые методы регулирования налогообложения.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
сущность и принципы налогообложения;
элементы, виды и функции налога;
система налогообложения доходов корпорации в Республике Казахстан и развитых странах;
понятие налоговой структуры государства и ее система;
административное и уголовное правонарушение.

Файлы: 1 файл

главы.docx

— 180.61 Кб (Скачать)

Денежные  средства, вносимые в виде налогов, не имеют целевого назначения. Они  поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство  не предоставляет налогоплательщику какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.

Для того чтобы  более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения, которые  сформулировал Адам Смит в форме  четырех положений, четырех основополагающих, можно сказать, ставших классическими  принципов, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:

1. Подданные  государства должны участвовать  в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, т. е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.

2. Налог,  который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен,  а не произведен. Размер налога, время и способ его уплаты  должны быть ясны и известны  как самому плательщику, так  и всякому другому...

3. Каждый  налог должен взиматься в такое  время и таким способом, какие  наиболее удобны для плательщика...

4. Каждый  налог должен быть устроен  так, чтобы он извлекал из  кармана плательщика возможно  меньше сверх того, что поступает  в кассы государства.

Принципы  Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких  иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в  них самих, они стали «аксиомами»  налоговой политики [6; 601].

Сегодня эти  принципы расширены и дополнены  в соответствии с духом нового времени. Мусина К. А. выделяет следующие  современные принципы налогообложения  многих стран:

  1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).
  2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на налог на добавочную стоимость, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.
  3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.
  4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
  5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.
  6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого внутреннего валового продукта и быть эффективным инструментом государственной экономической политики [7; 10].

Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.

В Казахстане принципы налогообложения впервые  закреплены Налоговым кодексом Республики Казахстан.

  1. Принцип обязательности налогообложения. Налогоплательщик обязан исполнять налоговое обязательство, налоговый агент - обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налогов в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан в полном объеме и в установленные сроки.
  2. Принцип определенности налогообложения. Налоги и другие обязательные платежи в бюджет Республики Казахстан должны быть определенными. Определенность налогообложения означает установление в налоговом законодательстве Республики Казахстан всех оснований и порядка возникновения, исполнения и прекращения налогового обязательства налогоплательщика, обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению налогов.
  3. Принцип справедливости налогообложения. Налогообложение в Республике Казахстан является всеобщим и обязательным. Запрещается предоставление налоговых льгот индивидуального характера.
  4. Принцип единства налоговой системы. Налоговая система Республики Казахстан является единой на всей территории Республики Казахстан в отношении всех налогоплательщиков (налоговых агентов).
  5. Принцип гласности налогового законодательства Республики Казахстан. Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы налогообложения, подлежат обязательному опубликованию в официальных изданиях [4].

Налоговая система  представляет собой совокупность налогов  и других обязательных платежей, установленных  государством и взимаемых с целью  создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также  совокупность принципов, способов, форм, методов их взимания и органов  налоговой службы.

В связи с  обретением независимости и переходом  экономики на рыночные отношения, республика формирует свою специфическую финансово-кредитную, бюджетно-налоговую политику, которая  складывается под воздействием произошедших исторических и экономических событий.

Налоговое право  определяет налоговую систему Республики Казахстан, как совокупность видов  налогов, сборов и пошлин, правовых норм, регулирующих налоговые отношения  и органы налоговой службы.

Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система  налогообложения, тем увереннее  чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно  рассчитать, каков будет эффект осуществления  того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции. Неопределенность — враг предпринимательства. Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень  риска, по крайней мере, удваивается, если к неустойчивости рыночной конъюнктуры  прибавляется неустойчивость налоговой  системы, бесконечные изменения  ставок, условий налогообложения, а  тем более — самих принципов  налогообложения. Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения  в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.

По мнению Мусиной К. А., стабильность налоговой  системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут  быть установлены раз и навсегда. «Застывших» систем налогообложения  нет и быть не может. Любая система  налогообложения отражает характер общественного строя, состояние  экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения  к правительству — и все  это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и  иных условий налоговая система  перестает отвечать предъявляемым  к ней требованиям, вступает в  противоречие с объективными условиями  развития народного хозяйства. В  связи с этим в налоговую систему  в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т. п.) вносятся необходимые  изменения.

Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой  системы достигается тем, что  в течение года никакие изменения (за исключением устранения очевидных  ошибок) не вносятся; состав налоговой  системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет. Систему налогообложения можно  считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской  деятельности, если остаются неизменными  основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят  за пределы экономической целесообразности).

Частные изменения  могут вноситься ежегодно, но при  этом желательно, чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового хозяйственного года.  Например, состояние бюджета  на очередной год, наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры  могут определить целесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимость  повышения на 2-3 пункта ставок налога на прибыль или доход. Такие частные  изменения не нарушают стабильности системы хозяйствования, но вместе с тем не препятствуют эффективной  предпринимательской деятельности.

Стабильность  налогов означает относительную  неизменность в течение ряда лет  основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых налогов  и ставок, определяющих взаимоотношения  предпринимателей и предприятий  с государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленную  стоимость, акцизах, налоге на прибыль  и доходы. Многие же другие налоги и  сам состав системы налогообложения  могут и должны меняться вместе с  изменением экономической ситуации в стране и в общественном производстве [7; 20].

Таким образом, налоги появились с разделением  общества на классы и возникновением государства. История возникновения  налогов происходит в трех этапов формирования. Первый этап происхождения  налогов в древнем мире и в  средние века, налоги на этом этапе  существовал бессистемных платежей, преимущественно в натуральной  форме. Второй этап зарождает с конца XVIII века, появляются системы прямых и косвенных налогов. На третьем этапе развиваются различные научные теории, касающиеся проблем налогообложения. На этом этапе развития налогообложения проводятся налоговые реформы в большинстве государств,  основные   положения которых имели научное обоснование. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов. Налог - это обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей.

Налогообложение – это деятельность государства  по установлению и введение налогов, обеспечению их уплаты или взимания.

Налоги как  установленные государством обязательные индивидуально – безвозмездные  денежные платежи, которые вносятся в бюджет при наличии соответствующих  материальных предпосылок по заранее  предусмотренным ставкам и в  точно определенные сроки.

Впервые принципы (правила) налогообложения  были сформулированы А. Смитом. К ним относятся: хозяйственная независимость и свобода налогоплательщика, экономность, определенность, удобство, равномерность.

В Казахстане принципы налогообложения впервые  закреплены Налоговым кодексом Республики Казахстан. К ним относятся: принцип обязательности налогообложения, принцип определенности налогообложения, принцип справедливости налогообложения, принцип единства налоговой системы, принцип гласности налогового законодательства Республики Казахстан.

Налоговая система  представляет собой совокупность налогов  и других обязательных платежей, установленных  государством и взимаемых с целью  создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также  совокупность принципов, способов, форм, методов их взимания и органов  налоговой службы.

Налоговое право  определяет налоговую систему Республики Казахстан, как совокупность видов  налогов, сборов и пошлин, правовых норм, регулирующих налоговые отношения  и органы налоговой службы.

 

 

1.2 Элементы, виды и функции налога

 

 

Своеобразие налоговых отношений  находит свое отражение в структуре  налогового закона.   В связи с этим  Барулин С. В.  предлагает  использовать такой термин, как «элементы правового налогового механизма».  По мнению ученого,  система элементов правового механизма  состоит  из группы  основных и дополнительных элементов [8; 55].            

К основным  элементам правового механизма он относит такие как: плательщик налога или сбора,   объект налогообложения, ставка налога или сбора. К дополнительным элементам -  предмет, база, единица налогообложения, источник уплаты налога, методы,  сроки и способы уплаты налога, особенности налогового режима, налоговые льготы.

На наш взгляд, необходимо говорить об элементах налогового закона, так  как именно он определяет механизм налогообложения. А поскольку в  ограничении права собственности  не  может быть основных  и не основных вопросов, то  и деление  элементов налогового закона  на основные и дополнительные  является неверным. 

Первый элемент  закона – субъект налогообложения, т.е. круг налогоплательщиков.

В теории налогового права под субъектом  налога  понимают лицо,  с которого взимается  налог в соответствии с законом, возлагающим на него налоговое обязательство. В Налоговом кодексе  Республики Казахстан  применяется термин – «налогоплательщик».

Налогоплательщик – лицо, являющееся плательщиком налогов и других обязательных платежей в бюджет [4].

Определяя круг налогоплательщиков, законодатель, прежде всего, дает общие  признаки налогоплательщика. Так, в  соответствии с п. 15 статьи 10 Налогового кодекса:

  1. лицо – это физическое лицо   и юридическое лицо;
  2. физическое лицо – гражданин Республики Казахстан, гражданин иностранного государства, лицо без гражданства;
  3. юридическое лицо – организация, созданная в соответствии  с законодательством Республики Казахстан или иностранного государства (иностранное юридическое лицо).

Для целей Налогового кодекса компания, организация или другое корпоративное  образование, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства, рассматриваются в качестве самостоятельных юридических лиц, независимо от того, обладают ли они статусом юридического лица иностранного государства, где они созданы.

Поскольку у каждого налога и  другого обязательного платежа  свой налогоплательщик, законодатель называет специальные признаки налогоплательщика.

В качестве специальных признаков  в теории налогового права называют такие признаки, как: осуществление  предпринимательской деятельности; получение дохода; принятие наследства; владение на праве собственности  определенными видами имущества.Эти специальные признаки конкретизируются соответствующими  налоговыми законами; в Казахстане – соответствующими  разделами Налогового  кодекса.

Информация о работе Административно-правовое регулирование в области налогообложения в РК