Административно-правовое регулирование в области налогообложения в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:17, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является административно-правовые методы регулирования налогообложения.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
сущность и принципы налогообложения;
элементы, виды и функции налога;
система налогообложения доходов корпорации в Республике Казахстан и развитых странах;
понятие налоговой структуры государства и ее система;
административное и уголовное правонарушение.

Файлы: 1 файл

главы.docx

— 180.61 Кб (Скачать)

Как пишет в своей статье Конрад Р., налоги на доходы юридических лиц могут вводиться как на центральном, так и на региональном, а зачастую и на местном уровнях. В ряде стран подоходные налоги с юридических лиц относятся к основным источникам доходов центральных (федеральных, конфедеральных) бюджетов. На уровне регионов (штатов, земель, провинций, кантонов) применяются как самостоятельные подоходные налоги с юридических лиц, так и региональные надбавки к центральным налогам.

Ставки  центральных налогов на прибыль юридических лиц, как правило, являются пропорциональными, их уровень в зависимости от применения систем зачетов колеблется от 15% в Нидерландах до 42% в Германии.

Корпоративный налог в Великобритании был введен в 1965 году. Корпоративный налог заменил ранее действующую систему налогообложения предприятий в Великобритании. Корпоративный налог исчисляется со всей прибыли предприятий-резидентов (исключения составляют партнерства, которые облагаются подоходным налогом физических лиц), полученной ими в течение всего налогового периода. Резидентная компания - это компания, основной орган управления которой находится в стране, где осуществляется и контролируется ее деятельность. Корпоративный налог не платится неработающими компаниями, но такие компании обязаны предоставлять отчетность в налоговые органы Великобритании. Корпоративный налог начисляется за 12 месяцев в конце финансового года каждой компании и должен быть уплачен в течение девяти месяцев после окончания налогового периода. По Великобритании основная ставка налога на доходы корпорации составляет 28 %. Эта норма относится ко всем инвестиционным, холдинговым и другим компаниям с налогооблагаемой прибылью выше 1.5 миллионов фунтов стерлингов. Налоговый период по корпорационному налогу соответствует финансовому году, который длится с 1 апреля до 31 марта. Крупные компании обязаны платить налог в четыре взноса. Крупная компания - это компания с прибылью превышающей 1,5 миллионов фунтов стерлингов [21; 110].

Как и в других странах с развитой рыночной экономикой, в Норвегии подоходный налог с граждан имеет приоритетное значение в доходах бюджета. Физическое лицо, которое фактически присутствует либо намеревается присутствовать на территории Норвегии более шести месяцев, считается налоговым резидентом для налогообложения со дня прибытия.

Граждане Норвегии и иностранные  граждане, имеющие статус резидента, обязаны платить как национальные, так и местные налоги со всего  дохода, полученного в стране и  за ее пределами.

По мнению Радулески Д. М. не резиденты имеют налоговую обязанность только по доходам, полученным из норвежских источников. Полное налоговое освобождение гарантируется только для тех лиц, которые являются резидентами государства, имеющего налоговое соглашение с Норвегией, при условии фактического присутствия на ее территории в течение менее чем 183 дней в налоговом году. Это положение может быть выполнено, если иностранный гражданин нанимается юридическим лицом – налоговым резидентом страны, по международному договору с которой у Норвегии есть соглашение об избежание двойного налогообложения. Если иностранец нанят на работу норвежским предприятием, то он считается налоговым резидентом Норвегии со дня прибытия в страну.

Дивиденды, полученные из зарубежных компаний, облагаются налогом в общем  порядке. А налог, уплаченный у источника, обычно вычитается из налогооблагаемой базы.

Совокупный налогооблагаемый доход  включает основные элементы: заработную плату, дополнительные льготы и иные выплаты работодателя работнику, суммы возмещения из фондов социального страхования, пенсии, алименты, доход от предпринимательской деятельности и проценты на капитал.

Реформы корпоративного подоходного налога, произведенные в странах- членах Европейского Союза с 1980 г., влекут за собой более низкие установленные законом налоговые ставки и снижения налогов за счет увеличения сумм на износ, относимых в резерв предприятия. Несколько стран, включая Великобританию, уменьшили налоговые ставки для малых и средних предприятий, считая данную меру побудительным стимулом, влияющим на инвестиционные решения СМБ.

Необходимое условие для обложения корпорационным налогом - коммерческая деятельность, осуществляемая юридическим лицом. Определение коммерческой или промышленной деятельности дается в. нормах гражданского и налогового законодательства страны. Во Франции, например, под коммерческой (промышленной) деятельностью понимается деятельность, связанная с продажей, перепродажей, подрядом, предоставлением услуг, посредничеством, ведением банковских страховых и других операций, добычей сырья, его переработкой, производством готовой продукции или полуфабрикатов, перевозкой, хранением, осуществлением ремесленного производства.

Налоговое регулирование деятельности предприятий может осуществляться как путем воздействия на уровень прибыли, так и через контроль производимых затрат. С точки зрения теории необходимость в последнем отсутствует, поскольку к издержкам создания продукта относятся все затраты, понесенные предприятием в связи с его производством и реализацией. Однако у налогоплательщиков может возникнуть желание искусственно завысить себестоимость товара, сократив тем самым прибыль. В этой связи в практике налогообложения ряда стран применяется понятие «налоговая себестоимость», которая по составу значительно уже своего экономического эквивалента. В странах с развитой рыночной экономикой занижение прибыли путем необоснованного увеличения затрат достаточно редкое явление ввиду наличия эффективных рынков ресурсов и готовой продукции. Плательщики и налоговые органы, как правило, располагают информацией о рыночной цене на товар и его средней себестоимости. В странах с переходной экономикой при отсутствии рыночной инфраструктуры завышение произведенных затрат встречается значительно чаще. Это обуславливает значимость категории «себестоимость товара», которая позволяет государству определять расходы (и их лимиты), разрешаемые к вычету при формировании налогооблагаемой базы, тем самым повысить контроль над ее расчетом [22; 102].

Хунгерфорд Т. выделял систему вычетов из валового дохода часто дополняет система налоговых кредитов. Налоговый кредит представляет собой вычет из суммы начисленных налоговых обязательств. Налоговые кредиты можно подразделить на три группы:

1) кредиты по ранее уплаченным налогам, т.е. уменьшение суммы налоговых обязательств на величину уплаченных, главным образом за рубежом, налогов;

2)  инвестиционные кредиты, вычеты    определенной    части фактически произведенных инвестиций;

3) специальные   налоговые кредиты   (по   стимулированию научно-исследовательских   работ,   занятости  определенных категорий рабочих и служащих, профессиональному   обучению и др.).

Наряду  с общими налоговыми режимами в ряде стран действуют специальные налоговые режимы по отраслям экономики. К таким отраслям обычно относятся сельское хозяйство, лесное хозяйство, горнодобывающая, нефтяная и газовая промышленность, энергетика. Для этих отраслей    могут   применяться особые системы амортизации основных фондов, вводиться дополнительные инвестиционные льготы.

Важное  значение для определения уровня налогового бремени по корпорационному налогу имеют законодательно установленные режимы зачета или компенсации понесенных убытков. Как правило, убытки подразделяются на коммерческие (по текущей деятельности) и некоммерческие, включающие потерю капитала (уменьшение стоимости), потерю дохода от земельной собственности. Коммерческие убытки подлежат вычету из дохода отчетного периода, а также могут быть перенесены на будущие периоды. Некоммерческие убытки подлежат вычету только в определенных размерах и принимаются в зачет только в отношении доходов от прироста стоимости определенных активов. Другими словами, уменьшение стоимости капитала может быть компенсировано лишь путем вычета из дохода от прироста капитала того же вида активов за один и тот же период. Возможности зачетов в отношении доходов от прироста капитала в будущие периоды ограничены. [23; 11].

Формы и способы льготного налогообложения  предпринимательской деятельности находятся в постоянном развитии.

К числу наиболее распространенных льгот  следует отнести налоговые вычеты из валовой прибыли корпорации: различные производственные, коммерческие, транспортные издержки, проценты по задолженности, убытки, представительские расходы, затраты на НИОКР, дивиденды и др. вычитаются из валового объема прибыли для определения чистой прибыли, подлежащей налогообложению.

Нечеткость  определения налоговых вычетов  корпораций позволяет осуществлять различные налоговые махинации путем списания доходов под видом деловых издержек.

Тотер Е., Васон Б. и Эттлингер М. писали, что «спасительными» статьями сокрытия части предпринимательской прибыли от уплаты налога являются, как правило, представительские расходы, реклама. Часто преувеличиваются данные по убыткам и безнадежным долгам.

Предоставляя  корпорациям те или иные налоговые  льготы, законодатель стремится, прежде всего, активизировать воздействие налогового регулятора на различные экономические процессы.

Отдельные налоговые льготы преследуют целью  смягчение последствий циклических кризисов. Законодательства ряда стран предусматривают создание специальных инвестиционных фондов, не облагаемых подоходным налогом. Обратимся за примером к шведскому закону об общем инвестиционном фонде 1979 г. Он предусматривает возможность для каждого предприятия, занимающегося коммерческой деятельностью или получающего доход от земельной собственности сельскохозяйственного назначения, отчислять до половины уточненной годовой прибыли в свой инвестиционный фонд. Средства поступают на специальные инвестиционные счета Сберегательного банка и не учитываются при исчислении подоходного налога. Инвестиционный фонд предприятия с разрешения правительства или Управления рынком груда может использоваться на осуществление капиталовложений, строительство новых и модернизацию старых предприятий, субсидирование экспорта и др.

В США налоговые льготы для НИОКР  были предусмотрены еще в 1954 г. кодексом внутренних доходов. Компании получили право либо единовременного полного вычета из облагаемого налогом дохода расходов на НИОКР по типу текущих производственных расходов, либо вычета этих расходов из доходов в течение ряда лет.

Применительно к НИОКР активно используется техника налогового кредита. Так, величина налогового кредита на НИОКР в Канаде варьирует в пределах 10-25 %. Закон «О налоговой реформе для экономического оздоровления», принятый в США в 1981 г., устанавливает налоговый кредит на прирост НИОКР. Он представляет собой вычет из исчисленной суммы налога на прибыль в размере 25 % (с1986 г. - 20 %) дополнительных расходов фирмы на НИОКР в текущем году в сравнении с соответствующими среднегодовыми затратами на эти цели за предшествующий трехлетний период. Аналогичные льготы предусмотрены налоговым законодательством многих зарубежных стран. В Японии промышленные компании могут создавать не подлежащие налогообложению специальные резервные фонды для гарантирования от потерь при реализации научно-исследовательских программ [24; 25].

Перспективное направление в льготном обложении  НИОКР - предоставление налоговых льгот для развития фундаментальной, универсальной науки. Законом о налоговой реформе 1986 года  в США частным компаниям предоставлена 20 % скидка по расходам на фундаментальные исследования, проводимые университетами в соответствии со специально заключаемыми контрактами.

Широко  используются в практике налогового регулирования специальные отраслевые скидки. Примером одной из них может служить скидка на истощение недр, применяемая в нефтегазовой и горнорудной промышленности.

Еще один способ предоставления корпорациям  льготного режима обложения - налоговая амнистия. В современном налоговом праве термин «налоговая амнистия» имеет, по крайней мере, два значения. Одно из них будет рассмотрено ниже в связи с проблемой уклонения от налогов. Другое же значение определим сейчас: под налоговой амнистией понимают такую разновидность льготного обложения корпорации, которая предполагает возврат ранее уплаченных налогов.

Налоговая амнистия в последнее время активно  используется как средство стимулирования внешнеторговых операций. Один из наиболее эффективных способов субсидирования экспорта, связанный с налоговой амнистией, состоит в значительном увеличении ставки косвенного налога и возвращения уплаченных налогов экспортеру. В такой ситуации при прочих равных условиях экспорт товара становится более выгодным, чем его реализация на внутреннем рынке [24; 30].

В своей статье Кондрад указал, что для поощрения концентрации капитала, обновления производственных фондов, стимулирования внешнеэкономической деятельности государство использует такой вид налоговой льготы как отсрочку платежа или освобождение от уплаты налога. Полное освобождение корпорации от налогов на определенный период получило название «налоговых каникул». Так, отсрочка налогового платежа допускается во Франции для сливающихся или реорганизующихсякомпаний, а в США - для компаний, расширяющих свой экспорт. «Налоговые каникулы» могут предоставляться вновь создающимся корпорациям (в Канаде сроком до 3 лет, в Израиле — от 5 до 12 лет). В США при слиянии компаний вновь образованная компания получает годичные налоговые каникулы, если хотя бы одна из слившихся компаний была убыточна.

Налоговые системы зарубежных стран содержат разветвленную систему налоговых  льгот, различных исключений из установленных налоговых норм. Это, во-первых, усложняет само налоговое законодательство, делает его трудно восприимчивым. Во-вторых, затрудняется порядок начисления налога и осуществления налогового контроля. И, наконец, многочисленные льготы ведут к сокращению поступлений в доходную часть бюджета. В бюджетах некоторых стран суммы, которые казна недополучает в результат е предоставления налоговых льгот, приходят по специальной статье «налоговые расходы». В Великобритании налоговые расходы отражаются в пятилетних планах государственных расходов и проходят по разделу «прямые налоговые скидки и льготы». В Японии они классифицируются как «специальные налоговые мероприятия». Бюджетный акт американского парламента 1974 г. определяет налоговые расходы как потерю в доходах, возникающую на основе федеральных законов о налогах, специально предусматривающих различные исключения из принципов налогообложения, снижение общего дохода, применение преференциальной налоговой ставки или общее снижение налогового обязательства.

Информация о работе Административно-правовое регулирование в области налогообложения в РК