Административно-правовое регулирование в области налогообложения в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:17, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является административно-правовые методы регулирования налогообложения.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
сущность и принципы налогообложения;
элементы, виды и функции налога;
система налогообложения доходов корпорации в Республике Казахстан и развитых странах;
понятие налоговой структуры государства и ее система;
административное и уголовное правонарушение.

Файлы: 1 файл

главы.docx

— 180.61 Кб (Скачать)

Органы финансовой полиции осуществляют розыск физических и юридических лиц, уклоняющих от уплаты налогов, в отношении которых  имеются сведения о наличии у  них налоговой задолженности  либо при их уклонении от подачи налоговой декларации.

Правовую  основу деятельности органов финансовой полиции составляют Конституция  Республики Казахстан, иные нормативные правовые акты Республики Казахстан.

В процессы в своей работы органов финансовой полиции тесно взаимодействуют  с органами прокуратуры, органами внутренних дел, налоговыми органами, органами финансового  контроля, таможенными органами проводят оперативный обмен информацией, эффективные совместные налоговые  проверки.

Таким образом, для государства основным источником бюджетных поступлений являются налоги. Их полное и бесперебойное  поступление невозможно без создания в государстве эффективной налоговой  структуры. В состав налоговой структуры  Республики Казахстан входят - органы налоговой службы, таможенные органы, местные исполнительные органы, финансовая полиция.

 Важнейшим  элементом налоговой структуры  государства являются налоговые  органы, на которые возлагается  ответственность за полноту сбора  налогов и других обязательных  платежей в бюджеты всех уровней  на основе налогового законодательства  и других законодательных актов,  предусматривающих поступление  платежей в государственный бюджет, и других финансовых обязательств  перед государством.

На органы Налогового комитета возлагается ответственность  за полноту сбора налогов и  других обязательных платежей в бюджеты  всех уровней на основе налогового законодательства и других законодательных  актов, предусматривающих поступление  платежей в государственный бюджет, и других финансовых обязательств перед  государством.

Органы финансовой полиции выполняет функции по предупреждению, выявлению и расследованию  налоговых преступлений, с уклонением уплаты налогов и сборов, а также  ведут борьбу с иными экономическими преступлениями.

2.2 Административная  и уголовная ответственности  за нарушения налогового законодательства

 

 

На сегодняшний  день особую актуальность в нашем  государстве приобретает борьба с налоговыми правонарушениями и  ужесточение ответственности за их совершение. Учитывая недостаточный  общий уровень правовой и экономической  грамотности многих субъектов рыночных отношений, важным элементом борьбы с налоговыми правонарушениями является широкое разъяснение норм законодательства, включая налоговое, что и является целью настоящей статьи.

Процессу  развития любого общества наряду с  прогрессивными достижениями свойственны  и негативные явления. В числе  последних можно назвать стремление налогоплательщиков уклониться от уплаты налогов.

К сожалению, Казахстан не является исключением  из этого правила. Более того, за период независимости Казахстана под  влиянием активных экономических реформ существенно изменилась структура  налоговых правонарушений. Обозначился  ряд основных способов уклонения  от уплаты налогов: сокрытие объектов налогообложения, в том числе  путем ведения двойной бухгалтерии; непредставление документов налоговой  отчетности в налоговые органы или  включение в документы налоговой  отчетности заведомо искаженных данных о доходах, расходах, объектах налогообложения, суммах убытков или суммах налогов  и других обязательных платежей в  бюджет; уклонение от постановки на учет предприятия в налоговом  органе в целом или по отдельным  видам налогов; открытие нескольких банковских счетов без уведомления  налогового органа; умышленное уменьшение активов организации с целью  уклонения от применения по отношению  к организации мер принудительного  взыскания налоговой задолженности; проведение расчетов по хозяйственным  операциям, минуя банковские счета  организации, в том числе через  банковские счета третьих лиц, либо проведение расчетов наличными деньгами; уклонение от оформления счетов-фактур или оформление фиктивных счетов-фактур [29; 5].

Действующее законодательство, в том числе  Закон Республики Казахстан «О налогах  и других обязательных платежах в  бюджет», не содержит специального понятия  налогового правонарушения. Вместе с  тем в общепринятом понимании, а  также с учетом норм международных  договоров, посвященных вопросам налогообложения  и борьбы с нарушениями налогового законодательства, под налоговым  правонарушением понимается противоправное действие или бездействие, которое  выражается в неисполнении либо ненадлежащем исполнении налогоплательщиком обязательств перед государственным бюджетом, влекущее юридическую ответственность.

При совершении административных налоговых правонарушений физические лица могут выступать  в различных качествах: налогоплательщика, налогового агента, индивидуального  предпринимателя, должностного лица организации.

Совершение  налогового правонарушения влечет наступление  негативных последствий, заключающихся  в применении к нарушителю налоговых  санкций в основном в виде взысканий (штрафов, пени) в размерах, предусмотренных  Налоговым кодексом, а также мер  административной или уголовной  ответственности.

Основанием  ответственности является, прежде всего совершение противоправного действия или бездействия, содержащего все признаки состава правонарушения, предусмотренного законодательными актами Республики Казахстан, в том числе Налоговым кодексом, Кодексом об административных правонарушениях Республики Казахстан (далее - КоАП), Уголовным кодексом Республики Казахстан (далее - УК).

Санкции статей КоАП РК предусматривают ответственность юридических лиц с делением на их субъекты малого, среднего и крупного предпринимательства.

Если в  нормах КоАП РК не указано применяются ли они к юридическим лицам, являющимся субъектами малого, среднего или крупного предпринимательства, или иным организациям, данные нормы в равной мере действуют в отношении всех юридических лиц, за исключением случаев, когда по содержанию данных норм они относятся и могут быть применены только к юридическим лицам, являющимся субъектами малого, среднего или крупного предпринимательства.

Следует иметь  в виду, что занижение налогооблагаемого  дохода из-за небрежности самого налогоплательщика, его работников, ненадлежащей постановки бухгалтерского и налогового учета, незнания или неправильного применения закона и т.п. не может служить  основанием к освобождению от ответственности. Такое разъяснение содержится в  постановлении Верховного суда Республики Казахстан № 19 от 20 декабря 1999 года «О некоторых вопросах применения судами налогового законодательства». Верховным  судом также отмечено, что не являются налоговыми правонарушениями технические  ошибки, допущенные при расчете налоговых  платежей, но самостоятельно выявленные налогоплательщиком (до налоговой проверки) и своевременно доведенные им до сведения налоговых организаций [30].

К ответственности  за совершение налогового правонарушения могут быть привлечены физические и  юридические лица. При этом необходимо иметь в виду, что к уголовной  ответственности могут привлекаться только физические лица. Налоговые  санкции и административная ответственность  применимы как к физическим, так  и юридическим лицам.

В административном и  уголовном кодексе установлены следующие общие требования к субъектам ответственности:

  1. ответственность физического лица может иметь место при условии вменяемости правонарушителя и достижения им шестнадцатилетнего возраста;
  2. наложение административного взыскания на физическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо, равно как и привлечение к административной ответственности юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо.

Указанное означает, что в случае совершения налогоплательщиком - юридическим лицом налогового правонарушения к ответственности может быть привлечено как само юридическое  лицо, так и его должностные  лица, по чьей вине допущено налоговое  правонарушение. При этом должностными лицами налогоплательщика законодательством  признаются руководители и другие работники  юридического лица, выполняющие управленческие (организационно-распорядительные или  административно-хозяйственные) функции [31].

С учетом положений  Закона Республики Казахстан № 2732 от 26 декабря 1995 года «О бухгалтерском  учете и финансовой отчетности»  к должностным лицам налогоплательщика, которые могут наряду с руководителем  организации нести ответственность  за налоговые правонарушения, относятся  главные бухгалтеры.

Обязательным  условием привлечения лица к ответственности  за налоговое правонарушение является вина. Виновным правонарушением считается  действие или бездействие, совершенное  умышленно или по неосторожности (ст. 13 КоАП, ст. 19 УК).

Объектом  административного правонарушения, в том числе общим объектом, являются общественные отношения, урегулированные различными отраслями права и охраняемые мерами административной ответственности.

Налоговое правонарушение, прежде всего, посягает на интересы государства. Поэтому интересы государства в  сфере налогообложения и выступают  родовым объектом налогового правонарушения.

Видовым объектом материальных налоговых правонарушений выступает право государства  на получение дохода в виде самой  суммы налогового платежа или  иного обязательного платежа  в бюджет. Вред, причиненный противоправным деянием, выражается в неполучении  государством определенной суммы денежных средств, которые он бы получил бы при надлежащем исполнении налогоплательщиком или иным субъектом своей обязанности  по уплате налога или иного обязательного  платежа в бюджет.

Видовым объектом организационных (формальных) налоговых  правонарушений выступает право  государства на соблюдение установленного им порядка учета налогоплательщиков, ведения ими налогового учета  в соответствии с установленным  порядком, представления отчетной налоговой  документации, организации и проведения налогового контроля органами налоговой  службы.

Непосредственный  объект налогового правонарушения определяется составом конкретного правонарушения.

В конечном счете, все составы налоговых  правонарушений имеют одну цель –  защита установленного государством порядка  в сфере налогообложения 

Субъективная  сторона налогового правонарушения – это психическое отношение правонарушителя к совершенному им деянию и его последствиям, выражается в виновности правонарушителя [29; 6].

 Обязательным  условием привлечения лица к  ответственности за налоговое  правонарушение является вина. Виновным  правонарушением считается действие  или бездействие, совершенное  умышленно или по неосторожности [31, 32].

Противоправное  деяние может быть совершено в  форме действия (например, искажение  данных налоговых учета с целью  избежания уплаты налога) или бездействия (например, неподача налоговой декларации). Действие выражает активную форму поведения субъекта; бездействие – пассивную («ничего не делание»).

Правонарушение  признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало  противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные  последствия и желало (прямой умысел) или не желало, но сознательно допускало (косвенный умысел) наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично [31, 32].

Правонарушение  признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных  последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований  легкомысленно рассчитывало на их предотвращение (самонадеянность), либо не предвидело возможности наступления таких  последствий, хотя при должной внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть (небрежность) [31, 32].

Необходимо  отметить, что при установлении вины лица, привлекаемого к ответственности  за налоговое правонарушение, работает принцип презумпции невиновности. Сказанное  означает, что лицо, в отношении  которого возбуждено дело об административном правонарушении или уголовное дело, считается невиновным, пока его виновность не будет установлена и доказана судом или органом (должностным  лицом), рассмотревшим в пределах своих полномочий дело. При этом никто не обязан доказывать свою невиновность, а любые сомнения в виновности толкуются в пользу лица, в отношении  которого возбуждено дело. В его  же пользу должны разрешаться и сомнения, возникающие при применении законодательства [29; 7].

Еще одним  принципом привлечения к ответственности  за налоговое правонарушение является недопустимость повторного привлечения  к ответственности. Этот принцип  применяется при наступлении как уголовной, так и административной ответственности и заключается в том, что никто не может быть дважды подвергнут административному взысканию или уголовному наказанию за одно и то же правонарушение (преступление) [31, 32].

Информация о работе Административно-правовое регулирование в области налогообложения в РК