Административно-правовое регулирование в области налогообложения в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:17, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является административно-правовые методы регулирования налогообложения.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
сущность и принципы налогообложения;
элементы, виды и функции налога;
система налогообложения доходов корпорации в Республике Казахстан и развитых странах;
понятие налоговой структуры государства и ее система;
административное и уголовное правонарушение.

Файлы: 1 файл

главы.docx

— 180.61 Кб (Скачать)

На  сегодняшний день особую актуальность в нашем государстве приобретает  борьба с налоговыми правонарушениями и ужесточение ответственности  за их совершение. Учитывая недостаточный  общий уровень правовой и экономической  грамотности многих субъектов рыночных отношений, важным элементом борьбы с налоговыми правонарушениями является широкое разъяснение норм законодательства, включая налоговое, что и является целью настоящей статьи.

Процессу  развития любого общества наряду с  прогрессивными достижениями свойственны  и негативные явления. В числе  последних можно назвать стремление налогоплательщиков уклониться от уплаты налогов.  
К сожалению, Казахстан не является исключением из этого правила. Более того, за период независимости Казахстана под влиянием активных экономических реформ существенно изменилась структура налоговых правонарушений.

Обозначился ряд основных способов уклонения  от уплаты налогов: сокрытие объектов налогообложения, в том числе  путем ведения двойной бухгалтерии; непредставление документов налоговой  отчетности в налоговые органы или  включение в документы налоговой  отчетности заведомо искаженных данных о доходах, расходах, объектах налогообложения, суммах убытков или суммах налогов  и других обязательных платежей в  бюджет; уклонение от постановки на учет предприятия в налоговом органе в целом или по отдельным видам налогов; открытие нескольких банковских счетов без уведомления налогового органа; умышленное уменьшение активов организации с целью уклонения от применения по отношению к организации мер принудительного взыскания налоговой задолженности; проведение расчетов по хозяйственным операциям, минуя банковские счета организации, в том числе через банковские счета третьих лиц, либо проведение расчетов наличными деньгами; уклонение от оформления счетов-фактур или оформление фиктивных счетов-фактур.

Таким образом, анализ различных точек зрения о  понятии административного правонарушения в области налогообложения и  его признаков позволило к  общим признакам отнести: общественно  вредное влияние, противоправность, виновность, наличие причиненной  связи между противоправным деянием  и наступившими последствиями, наказуемости. Правонарушение в области налогообложения  является общественно вредным деянием, вызывающим дисбаланс в одной  из основных, жизненно важных сфер современного суверенного государства – в  налоговой сфере, в которой выражается в материальном ущербе, наносимой  государственному бюджету. По степени  причиненного вреда правонарушение в области налогообложения подразделяется на формальное и материальное. Формальные правонарушения способны косвенно причинить материальный ущерб государству, а материальный, которое повлекли за собой материальный ущерб государству. 

За совершение правонарушений в сфере налогообложения  законодательством предусмотрены  виды юридической ответственности. Обладая специфическими чертами, указанные  виды ответственности, установленные  за нарушение налогового законодательства, имеют вместе с тем общие признаки. Во-первых, все виды юридической  ответственности служат защите интересов  личности, общества и государства  в специфической области - сфере  налогообложения. Во-вторых, основанием привлечения к любому из этих видов  ответственности является налоговое  правонарушение. Налоговые правонарушения могут быть различными по характеру  и степени общественной опасности (вредности).

Различают налоговые  преступления и проступки. Однако всех их объединяет общий объект посягательства - общественные отношения, складывающиеся в сфере налогообложения и  охраняемые нормами налогового законодательства. В-третьих, совершение налоговых правонарушений запрещено налоговыми нормами. Нормы  налогового законодательства прямо  или отсылочным способом устанавливают  санкции за нарушение правил и  предписаний в сфере налогообложения.

Уголовное законодательство предусматривает ответственность  за совершение налоговых преступлений. Как правило, налоговыми преступлениями признаются нарушения действующего порядка исчисления и уплаты налоговых  платежей, нанесшие существенный ущерб  национальному бюджету.

Исходя из положений общей теории ответственности  за совершение правонарушений, основными  критериями дифференциации правонарушений на уголовные преступления, административные проступки, гражданские, налоговые  и иные правонарушения.

Налоговое преступление - это совершенное в налоговой  сфере противоправное деяние, преступный характер которого признан действующим  уголовным законодательством территории, к юрисдикции которой оно отнесено.

Уклонение от уплаты налогов связано с невыполнением  виновным определенных норм налогового законодательства. В связи с этим судебно-следственным органам следует  обратить внимание на то, что по делам  о преступлениях, в постановлении  о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительном заключении и приговоре  должно быть обязательно указано, какие  конкретно нормы налогового законодательства, действовавшего на момент совершения преступления, нарушены обвиняемым, осужденным.

При рассмотрении дел, связанных с применением  законодательства об ответственности  за уклонение от уплаты налогов, судам  надлежит иметь в виду, что фактические  данные, подтверждающие наличие или  отсутствие в действиях подсудимого  состава преступления, наряду с заключением  эксперта могут устанавливаться  также актами документальных проверок исполнения налогового законодательства и ревизии финансово-хозяйственной  деятельности.

Учитывая  специфику дел о налоговых  преступлениях, рекомендовать судам  в целях наиболее полного и  всестороннего выяснения всех обстоятельств, связанных с уклонением от уплаты налогов, привлекать в необходимых  случаях к участию в судебном разбирательстве специалистов, обладающих соответствующими познаниями в области  налогообложения.

Штраф есть денежное взыскание назначаемое в размере, соответствующем определенному количеству месячных расчетных показателей, установленных законодательством РК на момент назначения наказания, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период. С учетом этого суд при назначении наказания в виде штрафа должен указать в приговоре не только размер денежной суммы, подлежащей взысканию с осужденного, но и количество месячных расчетных показателей или количество месяцев за период осуществления преступной деятельности с документально подтвержденным размером заработной платы или иного дохода осужденного за каждый из этих месяцев.

Налоговое преступление может быть выявлено наряду с незаконным предпринимательством в случае, если лицо, кроме незаконного предпринимательства, осуществляло законную деятельность и  при этом уклонялось от уплаты налогов  или сборов. Поэтому рассматривать  незаконное предпринимательство как  преступление, предваряющее налоговое  преступление, на наш взгляд, не совсем правильно.

С нашей точки  зрения, неуплаченные налоги и сборы  не могут быть в прямом смысле предметом, например, хищения, так как не являются имуществом. Напомним, что имущество - это вещи, деньги, ценные предметы и иные предметы материального мира, обладающие стоимостью, по поводу которых существуют отношения собственности, нарушаемые преступлением. Исходя из публично-правовых отношений, связанных с уплатой налогов, сами налоговые платежи ни на одном этапе хозяйственной и финансовой деятельности не являются собственностью налогоплательщика. Они априори принадлежат государству, которое установило ответственность не за их хищение, а за уклонение от их уплаты.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Налоги появились  с разделением общества на классы и возникновением государства. История  возникновения налогов происходит в трех этапов формирования.

Первый этап происхождения налогов в древнем  мире и в средние века, налоги на этом этапе существовал бессистемных платежей, преимущественно в натуральной  форме. Второй этап зарождает с конца  XVIII века, появляются системы прямых и косвенных налогов. На третьем этапе развиваются различные научные теории, касающиеся проблем налогообложения. На этом этапе развития налогообложения проводятся налоговые реформы в большинстве государств,  основные   положения которых имели научное обоснование.

В истории  развития общества еще ни одно государство  не смогло обойтись без налогов. Налог - это обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц  для удовлетворения общественных потребностей.

Налогообложение – это деятельность государства  по установлению и введение налогов, обеспечению их уплаты или взимания.

Налоги как  установленные государством обязательные индивидуально – безвозмездные  денежные платежи, которые вносятся в бюджет при наличии соответствующих  материальных предпосылок по заранее  предусмотренным ставкам и в  точно определенные сроки.

Впервые принципы (правила) налогообложения  были сформулированы А. Смитом. К ним относятся: хозяйственная независимость и свобода налогоплательщика, экономность, определенность, удобство, равномерность.

В Казахстане принципы налогообложения впервые  закреплены Налоговым кодексом Республики Казахстан. К ним относятся: принцип обязательности налогообложения, принцип определенности налогообложения, принцип справедливости налогообложения, принцип единства налоговой системы, принцип гласности налогового законодательства Республики Казахстан.

Налоговая система  представляет собой совокупность налогов  и других обязательных платежей, установленных  государством и взимаемых с целью  создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также  совокупность принципов, способов, форм, методов их взимания и органов  налоговой службы

Налоговое право  определяет налоговую систему Республики Казахстан, как совокупность видов  налогов, сборов и пошлин, правовых норм, регулирующих налоговые отношения  и органы налоговой службы.

Элементы налога  - это регламентированные налоговым законодательством составные  части налога, определяющие условия  его применения. Элементы налога подразделяются на основные и дополнительные.

К основным  элементам относятся такие как: плательщик налога или сбора,   объект налогообложения, ставка налога или сбора. К дополнительным элементам -  предмет, база, единица налогообложения, источник уплаты налога, методы,  сроки и способы уплаты налога, особенности налогового режима, налоговые льготы.

Способ взимания налогов осуществляется при кадастровом  способе, т.е. когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку; на основе деклараций, примером может служить налог на прибыль; у источника выплаты, этот налог вносится лицом, выплачивающим доход.

Налоги подразделяются прямые и косвенные. К прямым налогам относятся: подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество, налог с наследства и т.п., а к косвенным - налог на добавленную стоимость и акцизы. Отличие прямых от косвенных налогов заключается в том, что прямые налоги напрямую взимаются с доходов и капитала налогоплательщика, а косвенные, имея замаскированный характер, включаются в цену товара.

Так же выделяют следующие функции налогов: фискальная, распределительная, регулирующая, стимулирующая, ограничительная, контрольно – учетная. Каждая из функций носит условный характер. Переплетаясь, они осуществляются одновременно.

На Западе налоговые вопросы давно уже  занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или  даже вызвать банкротство предприятия.

С другой стороны, правильное использование предусмотренных  налоговым законодательством льгот  и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или  даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

Применение  налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.

С помощью  налогов определяются взаимоотношения  предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных  инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

С помощью  налогов государство получает в  свое распоряжение ресурсы, необходимые  для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются  также расходы по социальному  обеспечению, которые изменяют распределение  доходов. Система налогового обложения  определяет конечное распределение  доходов между людьми. А этот фактор является главным в определении  успешности государства.

Для государства  основным источником бюджетных поступлений  являются налоги. Их полное и бесперебойное  поступление невозможно без создания в государстве эффективной налоговой  структуры. В состав налоговой структуры  Республики Казахстан входят - органы налоговой службы, таможенные органы, местные исполнительные органы, финансовая полиция.

Информация о работе Административно-правовое регулирование в области налогообложения в РК