Административно-правовое регулирование в области налогообложения в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:17, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является административно-правовые методы регулирования налогообложения.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
сущность и принципы налогообложения;
элементы, виды и функции налога;
система налогообложения доходов корпорации в Республике Казахстан и развитых странах;
понятие налоговой структуры государства и ее система;
административное и уголовное правонарушение.

Файлы: 1 файл

главы.docx

— 180.61 Кб (Скачать)

Налоги подразделяются прямые и косвенные. Прямые налоги – налоги, уплаченные непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Объектом прямого налога служат доход и капитал. Это: подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество, налог с наследства и т.п. Косвенные налоги - (налог на добавленную стоимость и акцизы) на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу, непосредственно не связанные с доходами или имуществом налогоплательщика. Объектом косвенного налога является товар или услуги. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене (налог на добавленную стоимость, акцизы и т.п.). Особенностью косвенных налогов является то, что они носят замаскированный характер, так как включаются в цену товара. Они почти в 2 раза превышают по объему прямые налоги, так как увеличиваются с ростом цен; от них труднее уклониться. Например, при покупке книги покупатель вынужден оплачивать ее с учетом налога на добавленную стоимость, а если вы помыли автомашину на автостоянке и владелец автомашины заплатил вам за это, то вы можете уклониться от прямого налога и забрать всю выручку себе.

Юткина Т. Ф. подразделяет прямые налоги подразделяет на реальные и личные.

Реальные  налоги  - это налоги на имущество, а точнее, на такую его разновидность, как  вещи. Например, налог на имущество, налог на транспортные средства, земельный  налог.

Объектом  этих налогов является право собственности (право хозяйственного ведения, оперативного управления) либо иное вещное или обязательственное  право на определенное имущество, которое  выступает предметом данных налогов.

Личные налоги – это налоги на доходы (прибыль) налогоплательщика.

К личным налогам  относятся в Казахстане, например, корпоративный подоходный налог, индивидуальный подоходный налог, налог на сверхприбыль, взимаемый в системе налогов  с недропользователей, социальный налог.

Предметом личных налогов выступают сумма дохода (прибыли, фонда оплаты труда и  т. п.), полученная налогоплательщиком, объектом налога – право собственности (право хозяйственного ведения, оперативного управления) на те денежные средства, которые выражают этот доход (прибыль) [10; 18].

По мнению Худякова А. И. сущность налога как финансово-правовой категории  проявляется через функции налогообложения.

В учебной литературе наиболее часто  выделяются следующие функции налогообложения:

  1. фискальная (мобилизационная)  функция является основной функцией  налогообложения, посредством которой государство обеспечивается необходимыми   финансовыми ресурсами для выполнения возложенных на него функций;
  2. распределительная функция. Взимая налоги, государство тем самым оказывает влияние на различные сферы экономики, перераспределяет доходы между группами населения, регионами; 
  3. регулирующая функция. Государство, взимая налоги, обеспечивает соблюдение пропорций между потреблением и накоплением;
  4. стимулирующая функция.  Государство, устанавливая тот или иной режим налогообложения, создает  стимулы для  экономического роста, технического обновления, роста народонаселения;
  5. ограничительная функция.  Государство посредством данной функции  может оказывать сдерживающее и ограничивающее  воздействие на различные сферы экономики.
  6. контрольно-учетная функция позволяет государству вести  учет доходов физических и юридических лиц, объемов и структур производства, движения финансовых потоков [9; 15].

Указанное разграничение  функций налоговой системы носит  условный характер, так как все  они переплетаются и осуществляются одновременно.

Таким образом, элементы налога  - это  регламентированные налоговым законодательством  составные части налога, определяющие условия его применения. Элементы налога подразделяются на основные и дополнительные.

К основным  элементам относятся такие как: плательщик налога или сбора,   объект налогообложения, ставка налога или сбора. К дополнительным элементам -  предмет, база, единица налогообложения, источник уплаты налога, методы,  сроки и способы уплаты налога, особенности налогового режима, налоговые льготы.

Способ взимания налогов осуществляется при кадастровом  способе, т.е. когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку; на основе деклараций, примером может служить налог на прибыль; у источника выплаты, этот налог вносится лицом, выплачивающим доход.

Налоги подразделяются прямые и косвенные. К прямым налогам относятся: подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество, налог с наследства и т.п., а к косвенным - налог на добавленную стоимость и акцизы. Отличие прямых от косвенных налогов заключается в том, что прямые налоги напрямую взимаются с доходов и капитала налогоплательщика, а косвенные, имея замаскированный характер, включаются в цену товара.

Так же выделяют следующие функции налогов: фискальная, распределительная, регулирующая, стимулирующая, ограничительная, контрольно – учетная. Каждая из функций носит условный характер. Переплетаясь, они осуществляются одновременно.

 

 

1.3 Система  налогообложения доходов корпорации  в Республике Казахстан и развитых  странах

 

 

В послании Президента Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстан-2030» содержится перспективный план развития нашего общества и государства. Многие негативные черты нашего сегодняшнего развития, как отмечается в Послании, «носят временный и преходящий характер, являются скорее следствием советского наследия, сложностей переходного периода, однако в какой мере мы используем возможности и нейтрализуем угрозы, поднимем свои активы и снизим пассивы, зависит от нас самих, от точности постановки целей и приоритетов, своевременности и гибкости в их реализации» [12].

По мнению Перова А. В., налогообложение  является важнейшим методом государственного регулирования, от его эффективности  зависит успех социальной и экономической  политики.

Среди множества экономических  рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в  переходный к рынку период, налоговая  система является одним из важнейших  экономических регуляторов, основой  финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство  широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления  рынка. Налоги, как и вся налоговая  система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена  система налогообложения, зависит  эффективное функционирование всего  государства [13; 91].

Бобоев М. Р. пишет, что на Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный  учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономики на налоги или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

При налоговом планировании не следует  ориентироваться только на размеры  налоговых ставок. Напротив, размеры  налоговых ставок с точки зрения обложения налоговой деятельности имеют второстепенное значение. Иначе  трудно бы было понять, почему в условиях полной свободы движения капиталов  компании продолжают действовать в странах с уровнем корпорационного налога не перебираются в «налоговые гавани», где ставки этого налога вовсе не применяется.

На самом  деле и в странах с нормальными (не пониженными) ставками налогов компании с хорошо поставленным налоговым  правительством платят налоги по эффективной  налоговой ставке не свыше 20-25%. А  эти ставки уже сравнимы с уровнем  налогообложения в странах –  «налоговых гаванях». Поэтому выбор  между странами с нормальными  налоговыми ставками и «налоговыми  гаванями» далеко не всегда предопределен  в пользу последних; во многих ситуациях  и те и другие играют на равных.

Снижение  высоких нормальных налоговых ставок до пониженных эффективных в западных странах в принципе доступно для  всех компаний, хотя и носит избирательный  характер. Практически во всех этих странах существуют значительные налоговые  льготы (или даже прямые субсидии и  компенсации) для экспортной деятельности, для инвестиций в новые промышленные мощности, в создание новых рабочих  мест, для предприятий, создаваемых  в относительно менее развитых районах  и т.д. Поэтому в отношении реальной производственной и коммерческой деятельности налоговые режимы развитых стран  вполне конкурентоспособны с режимами стран – «налоговых гаваней», особенно если учесть, что для реальной деятельности важны состояние инфраструктуры, доступности источников сырья, близость рынков сбыта, наличие квалифицированной рабочей силы, в чем «налоговые гавани», очевидно, уступают развитым странам.

Но даже и  для «базовых» компаний, не осуществляющих никакой деятельности в стране своего местонахождения, а только управляющих  активами, обслуживающих или контролирующих деятельность в других странах, размещение в стране с нормальным уровнем  налогообложения может оказаться  не менее выгодным, чем в стране – «налоговой гавани». Дело в том, что многие страны (США, Великобритания, Франция и т.д.) предоставляют  своим компаниям отсрочку от налогообложения  доходов, полученных за рубежом до тех  пор, пока они не будут реально  репатриированы в страну. Такая отсрочка может фактически иметь бессрочный характер, а при современном уровне процентных ставок отсрочка в уплате налогов на 7-8 лет равносильна  полному освобождению от налога.

Компании с международным масштабом  деятельности могут даже пользоваться весьма существенными льготами, предусмотренными международными налоговыми соглашениями; страны – «налоговые гавани» таких  соглашений не имеют [14; 56].

Наконец, некоторые развитые страны (США, Франция, ФРГ, Япония и т. д.) в  последние годы приняли специальные  законы, направленные за перемещением капиталов из этих стран в «налоговые убежища», которые на деятельность их граждан и компаний не распространяются. Это также служит сдерживающим фактором при выборе страны размещения капитала.

При всем этом, как выделял Бобоев М. Р., давление развитых стран запада на страны - «налоговые гавани» никогда не было особенно сильным. Точнее было бы сказать, что отношение налоговых властей западных стран к «налоговым гаваням», при всей остроте официальной критики, остается в рамках «резервируемой благосклонности». Большинство из стран - «налоговых гаваней» при желании могли бы быть сокрушены простыми политическими экономическими мерами буквально в несколько дней. Но на самом деле капиталы только «базируются» в налоговых гаванях», а реально они вкладываются и функционируют в тех же западных странах. Туда же переводятся и доходы с этих капиталов, поскольку их владельцы проживают в этих странах. Более жесткая позиция по отношению к «налоговым гаваням» могла бы побудить инвесторов и компании окончательно покинуть свою страну. Наконец, страны - «налоговые убежища» играют важную роль для смягчения остроты конкурентных противоречий между развитыми странами в борьбе за привлечение капиталов и дают важный аргумент для внутриполитической борьбы в этих странах, позволяя властям защищать предоставление существенных налоговых льгот капиталам ссылками как раз на наличие этих «налоговых убежищ» за рубежом[14; 65].

Таким образом, уплата предприятием налога по стандартной, установленной законом  ставке является необычным, редким явлением и свидетельствует о плохой постановке налогового планирования на данном предприятии.

Для целей налогового планирования все множество налогов, уплачиваемых предприятиями в ходе его деятельности, Галкин В. Ю. целесообразно подразделил  на налоги, оплачиваемые по счетам издержек, и налоги, уплачиваемые по счетам прибылей и убытков. При этом в первой группе налогов можно выделить налоги, уплачиваемые предприятием от имени других лиц, и  налоги, подлежащие делению между  предприятием и другими лицами. Однако это деление, хотя и основано на законодательно утвержденных формах налогов, на практике оказывается весьма расплывчатым. Действительно, то, в какой доле эти налоги приняты  на собственные издержки, зависит  не от налогового законодательства, а  от конкретных условий взаимоотношения  данного предприятия со своими контрагентами.

Например, налоги с оборота, акцизы и т.д., хотя и уплачиваются предприятием от своего имени, но фактически при  благоприятных обстоятельствах  могут через цены полностью перекладываться  на потребителей, т.е. номинальное увеличение издержек на сумму этих налогов автоматически  сбалансируется соответствующим увеличением  выручки [15; 59].

Среди налогов, уплачиваемых предприятием от имени других лиц, можно выделить налоги на заработную плату.

Налоговое планирование является компонентом (и одним из важнейших) внутреннего  планирования предприятия, показатели и общие цели которого принципиально  отличаются от публикуемых в официальных отчетах и балансах. Публикуемые размеры балансовой прибыли (и даже прибыли после уплаты налогов) не являются и не могут являться целью деятельности предприятия. В действительности цифры, публикуемые в балансах предприятий, представляют собой лишь ту долю реальных накоплений, которую предприятие готово предоставить для распределения между государством (в виде налогов с прибыли) и акционерами (в виде дивидендов, остаток прибыли может использоваться на создание некоторых видов резервов). Причем если говорить об акционерах, то балансовая прибыль является средством удовлетворения в основном мелких акционеров, а крупные пайщики предприятий реализуют свою долю накоплений другими более выгодными для них способами.

Как пишут Макконнелл, Кэмпбелл Р., в своем внутреннем планировании предприятия ориентируются не на балансовую прибыль, а на некий сводный показатель накопления (который на разных предприятиях рассчитывается по разной методике), охватывающий, кроме балансовой прибыли, целый ряд других форм, под которыми маскируется реальная прибавочная стоимость, произведенная на данном предприятии. Это, во-первых, часть реальных денежных накоплений, которые в балансе показываются как издержки: отчисления в амортизационные фонды (точнее, их избыточная часть по сравнению с реальным износом оборудования), различного рода резервы, формируемые за счет начисления на издержки, и т.д. Во вторых, это нереализованный прирост стоимости принадлежащих предприятию активов: недвижимого имущества, товарных запасов, пакетов акций и т.д. В третьих, это находящиеся в обороте предприятия средства, передача которых в пользу других лиц может быть задержана на более или менее длительное время: суммы налогов, по которым государством предоставлена отсрочка; пенсионные фонды и фонды привлечения к участию в капитале предприятия наемных работников, образуемого путем начислений на них заработную плату; временно освобождаемые от налогов фонды накопления средств на капиталовложения и т.д. Не все эти фонды в одинаковой степени выражают накопление предприятия; поэтому фонды и суммы, перечисленные в двух последних группах, должны учитываться с соответствующими поправочными коэффициентами [16; 18].

Информация о работе Административно-правовое регулирование в области налогообложения в РК