Административно-правовое регулирование в области налогообложения в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:17, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является административно-правовые методы регулирования налогообложения.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
сущность и принципы налогообложения;
элементы, виды и функции налога;
система налогообложения доходов корпорации в Республике Казахстан и развитых странах;
понятие налоговой структуры государства и ее система;
административное и уголовное правонарушение.

Файлы: 1 файл

главы.docx

— 180.61 Кб (Скачать)

Налоговая сетка  – законодательно закрепляет долю дохода, выраженную в процентах, подлежащих перечислению в бюджет в зависимости  от его величины. Необходимо особо  подчеркнуть что налоговая сетка устанавливается на основе принципы прогрессивного обложения, когда больший доход обкладывается по более высокой ставке. В результате по мере роста доходов в них растёт доля, изымаемая в качестве налога. При прогрессивной системе построения налоговых ставок с ростом доходов всё большая часть их денежного выражения поглощается бюджетом. Предельным случаем является ситуация, когда весь доход, получаемый сверх какого – либо определённого уровня, может быть перечислен в бюджет. Если речь идёт о прибыли, то в итоге по мере роста доходности предприятия и достижения прибылью какого либо предела, заинтересованность предприятия в повышении эффективности своей работы ослабляется, а затем и вовсе исчезает. Эта зависимость вынуждает тщательно разрабатывать прогрессивные ставки налогообложения для каждой категории доходов.

Во многих странах, как пишет Мусина К. А. в  своей книге «Налоговая система  зарубежных стран», сумма, с которой  взимаются налоги, называется налоговой  базой. В случае налогов на доходы её можно называть налогооблагаемым доходом (прибылью). При этом, если размер налоговой ставки жестко закреплён, то величина налоговой базы может меняться в зависимости от тех вычетов, которые законодательство разрешает производить из дохода (прибыли), подлежащей обложению налогами. Уменьшение налоговой базы законом разрешено производить в соответствии с предоставлением данной категории налогоплательщиков льготами. Налоговая льгота (льгота на налоги) устанавливается как и налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами [1; 33].

Метод налогообложения – порядок  изменения ставки налога в зависимости  от роста налоговой базы.

Налоговый кодекс  содержит следующее определение налоговой ставки. Налоговая ставка  представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой  базы. Налоговая ставка  устанавливается в процентах или в абсолютной сумме  на единицу измерения налоговой базы [4].

Пятый элемент закона – льготы.

Следует отметить, что этот элемент  налогового закона не является  обязательным. Возможность предоставления, каких – либо льгот зависит от проводимой государством налоговой политики, социальной политики.

Налоговые льготы – это различные  исключения из общего режима,  которые имеют одну общую цель – сокращение размера налогового обязательства  налогоплательщика. Реже преследуется другая цель – отсрочка или рассрочка платежа. 

Налоговые льготы имеют существенные различия  по механизму своего действия.

В зависимости  от того,  на  изменение какого элемента направлена льгота – предмет налога, налоговой базы, налогового оклада (суммы налога) - они подразделяются  на три группы:

1 группа – налоговые изъятия;

2 группа – налоговые скидки;

3 группа – налоговые кредиты. 

Налоговые изъятия – налоговая  льгота, направленная  на выведение  из-под налогообложения отдельных предметов налогообложения.

Например, статья 143 Налогового кодекса  определяет объекты налогообложения  индивидуальным подоходным налогом. Таковыми являются:

1) доходы, облагаемые у источника  выплаты;

2) доходы, необлагаемые у источника выплаты [4].

Между тем, статья 144 Налогового кодекса  устанавливает перечень доходов, не подлежащих налогообложению, у источника  выплаты, а статья 163 устанавливает  доходы, не облагаемые  у источника выплаты.

Другим примером является статья 225  Налогового кодекса, которая устанавливает обороты, освобожденные  от налога на НДС.

В рамках налоговых изъятий льготы могут предоставляться как для  всех налогоплательщиков, так и для  отдельных категорий. Статья 144 Налогового кодекса, устанавливающая доходы, не подлежащие налогообложению, предусматривает  льготы,  как для всех налогоплательщиков, так и для отдельных категорий [4].

Налоговые скидки – налоговые льготы, которые   направлены на сокращение налоговой базы.

Чаще всего налоговые скидки применяются при личном  налогообложении, где скидки связаны не с доходами, а  с расходами налогоплательщика.

То есть налогоплательщик имеет  право уменьшить доход, подлежащий  налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели поощряемые  обществом и государством: перечисления в благотворительные фонды, учреждения образования, культуры, затраты на природоохранные мероприятия.

При этом в зависимости от влияния  на результаты  налогообложения скидки  могут быть:

1) лимитированными (размер скидок ограничен). Например, статья 122 Налогового кодекса  предусматривает, что расходы, фактически понесенные налогоплательщиком на содержание  объектов социальной сферы, подлежат исключению в пределах двух процентов от  налогооблагаемого дохода;

2) не лимитированными. Например, п. 4 статьи 122 Налогового кодекса  гласит: «Организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, исключительным  видом деятельности которых  является кредитование сельского хозяйства, уменьшают  налогооблагаемый  доход на сумму дохода от данного вида деятельности [4].

В зависимости от наличия  ограничений по субъектам льготы  могут быть:

1) общими, которыми пользуются все налогоплательщики. Например, п. 1 статьи 122 Налогового кодекса;

2) специальными, их пользование разрешено лишь  некоторым  субъектам – п. 2 статьи 122 Налогового кодекса [4].

Налоговый кодекс предусматривает   предоставление налоговой скидки в виде инвестиционных налоговых преференций по корпоративному подоходному налогу, земельному налогу и налогу на имущество.

Инвестиционные налоговые преференции  – это предоставление права дополнительных вычетов из совокупного годового дохода налогоплательщиков, осуществляющих инвестиции в фиксированные активы с целью создания новых, расширения и обновления действующих производств, освобождение таких налогоплательщиков от уплаты налога на имущество по вновь введенным в эксплуатацию фиксированным активам в рамках  инвестиционного  проекта с целью создания новых, расширения и обновления действующих производств, а также освобождение от уплаты земельного налога по земельным участкам,  приобретенным и используемым для реализации инвестиционного  проекта».

Налоговый кредит – льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или  окладной суммы.

Окладная сумма – это результат  умножения количества  единиц налогообложения, входящих в налоговую базу, на ставку налога.

Следует отметить, что понятие «кредита»  в налогообложении носит условный характер. Он отличается от понятия  банковского кредита, основанного  на возвратности и платности.  Существуют условно возвратные, но бесплатные  налоговые кредиты, например,  условие – сохранение какого-либо вида деятельности, в случае нарушения условия – налог  исчисляется за все время действия предприятия.

Налоговые кредиты также подразделяются в зависимости  форм предоставления льгот:

1) снижение ставки налога (ст. 317 Налогового кодекса);

2) сокращение окладной суммы (п. 5 ст. 139 Налогового кодекса);

3) отсрочка или рассрочка уплаты налога (ст. 41, ст. 249 Налогового кодекса);

4) возврат ранее уплаченного  налога (ст. 253 Налогового кодекса);

5) зачет  ранее уплаченного налога (ст. 129, ст. 173 Налогового кодекса);

6) замена уплаты налога натуральным  исполнением (целевой налоговый  кредит) [4].

Целевой налоговый кредит – льгота, предоставляемая местными органами власти в пределах суммы налога, поступающего в местный бюджет, налогоплательщику в случае выполнения им особо важного заказа  по социально-экономическому развитию территории  или предоставления  особо важных  услуг  населению данной территории. Для его получения необходимо  заключить налоговое соглашение местными органами власти, подлежащее  утверждению при рассмотрении бюджета.

По мнению Юткиной Т. Ф., льготы позволяют вычитать из валового дохода определённые суммы, не подлежащие обложению налогом. В результате таких операций облагаемый доход (налоговая база) оказывается меньше валового дохода на величину налоговых льгот. Определение суммы облагаемого дохода позволяет подсчитать размеры налога. Для этого необходимо применить налоговую ставку к облагаемому доходу.

Исчислить налог, значит применить налоговую ставку к облагаемому доходу (налоговой  базе). Уменьшение налоговых поступлений  в бюджет происходит не только за счёт официальных налоговых льгот, но и в результате прямого уклонения от уплаты налогов. Это стремление характерно как для крупного, так и для мелкого бизнеса. Серьёзную проблему для властей представляет сокрытие факта предпринимательской деятельности значительной частью мелких и средних предприятий, представляющих собой так называемую «скрытую экономику». В результате того, что многие деловые операции не регистрируются, недоплачивается значительная часть соответствующего налога [10; 29].

В статье Алишеров К. Л. пишет, что развитые страны предоставляют большое количество налоговых льгот социальной направленности. Например, различные льготы предоставляются в зависимости от семейного положения налогоплательщика: налоговые скидки предоставляются вдовам (Франция); увеличивается необлагаемый минимум для семей, имеющих на содержание иждивенцев (Япония); в Италии допускаются раздельное обложение доходов супругов, если их уровень не превысил 7 млн. лир в год. Возраст налогоплательщика также может явиться основанием для предоставления льгот: во Франции, например, лица старше 60 лет освобождаются от уплаты жилищного налога. Разнообразные льготы предоставляются инвалидам (в США и Канаде, например, увеличен необлагаемый минимум для лица, потерявших зрение) [11; 13].  

Шестой элемент  закона – срок уплаты налога

Сроки уплаты налога предусматриваются  по каждому налогу отдельно. Срок уплаты налога – это  устанавливаемое законом время (период) в течение которого    налогоплательщик  обязан внести налог.

Срок – это юридический факт, с которым закон связывает  наступление определенных последствий. В случае нарушения  срока уплаты налога взимается пеня.

Сроки уплаты налога определяются:

1) календарной датой (корпоративный подоходный налог);

2) периодом времени, исчисляемого месяцами, декадами, неделями, днями (налог на добавленную стоимость);

3) указанием на событие или действие, с которым  закон связывает наступление определенных последствий.

В рамках налогообложения определяются и другие сроки. Например,  налоговый период, сроки подачи налоговой декларации, налоговой отчетности.

Налоговым кодексом впервые  введено понятие налоговый период. Налоговый период – статья 28 Налогового кодекса  - период времени, установленный применительно к отдельным налогам и другим обязательным платежам  в бюджет согласно особенной части  Налогового кодекса Республики Казахстан, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога и других обязательных  платежей, подлежащих уплате в бюджет. 

Седьмой  элемент закона – порядок уплаты налога.

Порядок уплаты налога – подразумевает  способ уплаты, место, форму внесения налогового платежа.

Существуют следующие способы  уплаты налога:

1) частями (текущие, авансовые платежи) с последующим окончательным  расчетам и уплатой налога (п. 2 ст. 340 Налогового кодекса);

2) разовая уплата (ст. 342 Налогового кодекса).

Место уплаты также имеет значение при определении порядка уплаты налога. Выделяют место уплаты:

1)  по месту нахождения предмета  налогообложения (п. 4. ст. 339 Налогового кодекса);

2)  по месту регистрации плательщика (ст. 272 Налогового кодекса).

Формами уплаты принято считать:

1) у источника выплаты (взимание  налога до получения дохода) -  характерно  для обложения доходов наемного труда и других более или менее фиксированных доходов (ст. 132 Налогового кодекса). Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. То есть до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

2) по декларации (взимание налога после получение дохода) – практикуется для обложения нефиксированных доходов, при множественности их источников (ст. 192, ст. 275 Налогового кодекса).

Декларация  — документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата  налога производится после получения  дохода и лицом, получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.

3) по кадастру (перечню типичных объектов налогообложения, классифицируемых  по внешним признакам) – применяется обычно при поземельном, промысловом налогах (ст. 329 Налогового кодекса) [4].

Кадастровый — (от слова кадастр — таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован  на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит  от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается  по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

Информация о работе Административно-правовое регулирование в области налогообложения в РК