Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 23:05, контрольная работа

Краткое описание

Порядок поступления на государственную службу определяет¬ся правовыми актами с учетом:
а) особенностей статуса государственных органов;
б) особенностей сфер и отраслей, к которым эти органы отно¬сятся;
в) категорий групп государственных должностей;
г) способов замещения этих должностей.

Файлы: 1 файл

административное право.docx

— 28.82 Кб (Скачать)

Вариант №24 (14, 47, 67).

 

14.Административно-правовое  регулирование прохождения государственной  службы.

Порядок прохождение  государственной службы

Порядок поступления на государственную  службу определяется правовыми актами с учетом:

а) особенностей статуса  государственных органов;

б) особенностей сфер и отраслей, к которым эти органы относятся;

в) категорий групп государственных  должностей;

г) способов замещения этих должностей.

Конституционный принцип  равного доступа граждан Российской Федерации к государственной службе не исключает ограничений для поступления на эту службу или занятие конкретных государственных должностей. Ограничения установлены законами и другими правовыми актами.

Гражданин не может быть принят на государственную должность в случаях:

а) признания его судом  недееспособным или ограниченно  дееспособным;

б) лишения его судом  права занимать государственные  должности государственной службы в течение определенного срока;

в) наличия заболевания, препятствующего  выполнению должностных полномочий, если специальные требования к состоянию здоровья установлены для соответствующих должностей;

г) наличия близкого родства  или свойства с государственным  служащим, если их служба связана с  непосредственной подчиненностью и непосредственной подконтрольностью одного другому- К лицам, находящимся в отношениях близкого родства или свойства, отнесены родители, супруги, их братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов;

д) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, если служба будет связана с использованием таких сведений;

е) наличия гражданства  иностранного государства, если доступ к государственной службе не урегулирован на взаимной основе межгосударственными  соглашениями;

ж) отказа от представления сведений в органы налоговой службы о полученных доходах и имуществе, принадлежащем претенденту на должность на праве собственности, являющихся объектом налогообложения.

Порядок и условия замещения  государственных должностей государственной  службы в наиболее существенных вопросах регламентируются Законом об основах государственной службы. Им установлено, что гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет. Поступление оформляется приказом по государственному органу о назначении его на государственную должность государственной службы.

Назначение на государственную должность — юридический акт компетентного государственного органа или должностного лица, определяющий момент официального возложения на служащего осуществления функций, обязанностей и прав, определенных данной должностью. Путем назначения замещаются практически все государственные должности государственной службы, однако в установленных случаях — по результатам конкурса.

Порядок замещения должностей дифференцирован применительно к назначению впервые или вновь поступающих на государственную службу, а также к замещению вакантных должностей. Он различается также в зависимости от категорий и групп государственных должностей.

Конкурс представляет собой конкретную форму замещения должностей, включающую элементы выборности. Он имеет целью отбор высококвалифицированных кадров и комплектование ими государственных органов. Конкурс состоит в предварительной оценке профессиональных, деловых и нравственных качеств кандидата на должность.

Замещение государственной  должности по конкурсу предполагает:

а) избрание на вакантные  должности, которые, следовательно, могут  замещаться служащими на определенный срок (как правило, до пяти лет);

б) объявление в печати о  конкурсе на должность с сообщением основных требований к кандидатам на ее замещение;

в) возможность участия  в конкурсе нескольких претендентов;

г) рекомендацию кандидата  на должность конкурсной комиссией;

д) заключение контракта между администрацией и лицом, рекомендованным конкурсной комиссией или избранным на соответствующую должность;

е) издание приказа уполномоченным должностным лицом о назначении на должность.

По конкурсу замещаются определенные категории государственных должностей государственной службы.

В свою очередь, конкурс может  проводиться в форме конкурса документов или конкурса-испытания. В форме конкурса документов замещаются вакантные старшие государственные должности государственной службы; конкурса-испытания — на замещение вакантных высших, главных и ведущих государственных должностей государственной службы.

Конкурс проводится по установленной  процедуре. В частности, при конкурсе документов конкурсная комиссия оценивает  участников конкурса на основании документов об образовании, о предшествующей трудовой деятельности, а также на основании рекомендаций, тестирования и т. д.

Конкурс-испытание может  включать в себя прохождение испытания на соответствующую государственную должность и завершается государственным квалификационным экзаменом. 

Решение конкурсной комиссии является основанием для назначения на соответствующую должность государственной службы либо отказа в таком назначении.

Замещение вакантных государственных  должностей федеральной государственной службы по конкурсу регламентируется Положением о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 604.

Государственно - служебные отношения. Лицо, принятое на государственную службу, приобретает статус государственного служащего и субъекта государственно-служебных отношений. Особенность этих отношений состоит в том, что они складываются между государством в лице его органов и государственным служащим, осуществляющим служебную деятельность в качестве субъекта юридически-властных отношений.

Государственно-служебные  отношения значительной части государственных служащих могут складываться не только внутри, но и вне рамок органа, в котором они занимают должности (между служащими выше- и нижестоящих органов, контрольно-надзорных органов).

Государственно-служебные  отношения, урегулированные нормами административного права, представляют собой разновидность административных правоотношений.

Государственно-служебные  отношения возникают на основе одностороннего решения государственного органа (должностного лица), которое, во-первых, юридически закрепляет поступление гражданина на государственную  службу, во-вторых, служит основанием для выполнения им служебных обязанностей по данной, должности, в-третьих, определяет момент возникновения его обязанностей перед государством, а также служебных и личных прав. Перемещение служащих сопровождается также изданием административного акта.

Правоограпичения государственные служащих (их надо отличать от ограничений поступления на государственную службу) обусловлены особенностями государственной службы и имеют целью обеспечение ее эффективного функционирования. Государственная служба неотделима от осуществления государственной власти. Поэтому должны быть определенные, в частности, правовые препятствия всегда возможному злоупотреблению принадлежностью к этой власти- Установленные правоограничения заключаются в основном в том, что государственный служащий не вправе:

а) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

б) быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации аналогичных органов, ее субъектов и органов местного самоуправления;

в) заниматься предпринимательской  деятельностью лично или через  доверенных лиц;

г) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральным законом или если ему в установленном порядке не поручено участвовать в управлении этой организацией;

д) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;

е) использовать в неслужебных  целях средства материально-технического, финансового и информационного  обеспечения, другое государственное  имущество и служебную информацию;

ж) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

з) получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию (подарки, ссуды, услуги и др.);

и) принимать участие в  забастовках;

к) использовать свое служебное  положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений, для пропаганды отношений к ним.

Для федеральных государственных  служащих установлен ряд запретов относительно получения ими без должного разрешения иностранных наград и знаков отличия  иностранного государства; 
загранкомандировок за счет юридических лиц и граждан, за исключением служебных поездок в установленных случаях; совершения определенных действий в отношениях с религией.

Установленные ограничения  не преследуют цели ущемления гражданских  прав государственных служащих и  направлены на обеспечение независимости  их служебной деятельности, против коррупции, на создание нормальных условий  для работы государственного аппарата-

Вышеназванные ограничения  адресованы государственным служащим, занимающим государственные должности  государственной службы, и не распространяются на служащих государственных предприятий, учреждений и организаций.

Прохождение государственной  службы отдельными категориями служащих связано с их периодической аттестацией, повышением квалификации в специально созданных учебных заведениях, на курсах и т. д.

Аттестации проводится для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы, а также для решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда. Она должна проводиться не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года.

Огромная значимость для  государственных служащих аттестации, в результате которой затрагиваются  их служебные и личные интересы, обусловила то, что порядок и условия ее проведения устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ.

Оценка деятельности государственного служащего и рекомендации по результатам аттестации выносятся создаваемыми аттестационными комиссиями. По результатам аттестации руководитель органа принимает решение, учитывающее также рекомендации аттестационной комиссии.

Повышение квалификации. Государственные служащие повышают квалификацию в различных учебных заведениях: Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, институтах повышения квалификации государственных служащих, функционирующих в различных регионах.

Командировки, классные чины, ранги, форменная одежда. Режим прохождения государственной службы включает регулирование служебных командировок, введение для некоторых категорий государственных служащих персональных званий, классных чинов, рангов, форменной одежды, знаков различия, закрепление права на табельное оружие, порядка его применения и использования и т. д. В настоящее время классные чины, ранги и т. д. введены для многих категорий государственных служащих органов военизированных и гражданских отраслей и сфер деятельности (обороны, внутренних дел, железнодорожного, водного, воздушного транспорта, таможенных органов и др.)

Прекращение государственной  службы. Государственная служба прекращается в результате увольнения государственного служащего на основании и в порядке, установленных правовыми актами. Оно возможно по инициативе самого государственного служащего и компетентного государственного органа или должностного лица-Основания увольнения по инициативе государственного органа или должностного лица предусмотрены законодательством о труде. Дополнительно ряд специфических оснований, обусловленных особенностями поступления на государственную службу и ее прохождения, установлен Законом об основах государственной службы.

Подавляющее большинство  конкретизированных здесь оснований  не связано с отношением государственного служащего к выполнению им должностных  обязанностей. К ним относятся  увольнение в связи с достижением пенсионного возраста, установленного для замещения государственной должности государственной службы; прекращением гражданства Российской Федерации; несоблюдением ограничений, установленных для государственных служащих; наличием заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей.

Информация о работе Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы