Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 00:27, курсовая работа
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что категория административно-правового регулирования позволяет глубже познать юридическую часть политической надстройки, раскрыть органическое единство всех правовых явлений и одновременно определить место каждого из них в системе юридического воздействия. Кроме того, категория административно-правового регулирования дает возможность сосредоточить внимание на таких правовых явлениях, которые при обычных условиях состояния науки находятся «в тени» устоявшихся понятий, иногда выполняют роль вспомогательных, дополнительных факторов
Введение……………………………………………………………………...........3
Глава I. Понятие, механизм и функции административного правового регулирования …………..……………………………………..……………….....7
1.1. Понятие административно – правового регулирования………………………….………………………………………….7
1.2. Механизм административно – правового регулирования……………………………………………………...……………...9
1.3. Функции административно – правового регулирования……………………………………………...…………………….11
Глава II. Методы административно – правового регулирования….………....14
2.1. Понятие методов административно – правового регулирования………………………………….………………………………...14
2.2. Императивный метод административно – правового регулирования…………………………………………………………………....18
2.3. Диспозитивный метод административно – правового регулирования…………………………………………………………..………..20
2.4. Предписание, запрет, дозволение, как методы административно-правового регулирования………………………………………………………21
Заключение…………………………………………………………………….....26
Список источников и литературы…………………………………………...….28
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИМЕНИ М.Т. КАЛАШНИКОВА
Факультет Экономика, право и гуманитарные науки
Кафедра «Государственно-правовые дисциплины»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Методы административно-правового регулирования в РФ
Выполнил: студент гр. Б02-411-1
А. М. Сабирзянова
Научный руководитель:
д.ю.н., профессор Иванов С.Н.
Ижевск
2014
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I. Понятие,
механизм и функции административного
правового регулирования …………..……………………………………..………………..
1.1. Понятие административно – правового
регулирования………………………….………………
1.2. Механизм административно – правового
регулирования……………………………………………
1.3. Функции административно – правового
регулирования……………………………………………
Глава II. Методы административно – правового регулирования….………....14
2.1. Понятие методов административно
– правового регулирования………………………………….………
2.2. Императивный метод административно
– правового регулирования……………………………………………
2.3. Диспозитивный метод административно
– правового регулирования……………………………………………
2.4. Предписание,
запрет, дозволение, как методы административно-
Заключение……………………………………………………
Список источников и литературы…………………………………………...…
Введение
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что категория административно-правового регулирования позволяет глубже познать юридическую часть политической надстройки, раскрыть органическое единство всех правовых явлений и одновременно определить место каждого из них в системе юридического воздействия. Кроме того, категория административно-правового регулирования дает возможность сосредоточить внимание на таких правовых явлениях, которые при обычных условиях состояния науки находятся «в тени» устоявшихся понятий, иногда выполняют роль вспомогательных, дополнительных факторов. К таким понятиям относятся, например, предмет административно-правового регулирования, метод административно-правового регулирования, которые обычно использовались лишь как инструменты научного построения системы права. Далее, категория административно-правового регулирования позволяет ввести в юридическую науку новые понятия, как, например, механизм административно-правового регулирования, структура административно-правового регулирования.
Категория административно-правового регулирования в самой обобщенной форме отражает социальное назначение, служебную роль права как одного из важнейших организующих факторов в системе социального управления общественными процессами. В юридической литературе достигнуто почти единодушное понимание административно-правового регулирования как совокупности различных форм и средств юридического воздействия государства на поведение участников общественных отношений, осуществляемого в интересах всего общества или определенного коллектива с целью подчинить поведение отдельных субъектов установленному в обществе правопорядку.
Объектом курсовой работы являются административно–правовое регулирование, его особенности и виды, методы административно – правового регулирования.
Предметом курсовой работы выступают совокупность административно-правовых норм, научно–теоретических положений отечественных ученых юристов по вопросам административно–правового регулирования.
Целью курсовой работы является определение и анализ административно–правового регулирования, выявление его особенностей и методов.
В связи с этим, поставлены следующие задачи:
1) Определение понятия административно–правового регулирования;
2)Установление особенностей административно–правового регулирования;
3) Определение понятия и видов методов административно–правового регулирования.
Степень разработанности темы. Немаловажное значение имеет то обстоятельство, что данная тема еще не подвергалась специальному научному анализу. Поэтому надо признать, что её исследование восполняет существующий пробел в общей теории государства и права, а также закладывает научные основы для дальнейшего целенаправленного изучения.
Вместе с тем, различные аспекты темы, так или иначе, затрагиваются как в общетеоретических, так и в отраслевых исследованиях.
В общей теории права вопросам исследования правового регулирования, в том числе и его методам, были посвящены работы С.С. Алексеева, М.И. Байтина, А.Г. Бережнова, Н.С. Бондаря, С.Н. Братуся,
A.M. Витченко, Л.Д. Воеводина, В.М. Горшенева, С.А. Комарова, B.J1. Кулапова, A.B. Малько, Г.В. Мальцева, Н.И. Матузова, Т.В. Милушевой, П.Е. Недбайло, В.В. Ныркова, В.А. Сапуна, В.Д. Сорокина, И.Н. Сенякина, Ю.А. Тихомирова, В.А. Туманова, P.O. Халфиной, М.Д. Шаргородского, К.В. Шундикова, Л.С. Явича, В.Ф. Яковлева и других.
В отраслевых юридических науках проблема правового регулирования исследуется в трудах Л.Б. Алексеева, П.В.Анисимова, B.Г. Беляева, В.П. Божьева, В.П. Грибанова, А.Г. Диденко, Н.Д, Егорова, A.A.Иванова, О.С. Иоффе., A.M. Ларина, Р.Г. Нурмагамбетова, И.В. Рукавишниковой, Т.Е. Павлисовой, Г.М, Петрова, А.И. Процевского, Ф.М. Рудинского, В.М. Савицкого, A.A. Савостина, М.М. Салтыгова, H.H. Семенюта, А.Л. Сергеева, Ю.Н. Слепченко, Г.Я. Стоякина, B.C. Шадрина, И.Е. Фарбера, П.М. Филиппова, В.М. Чхиквадзе и многих других ученых.
Нельзя не заметить, научно-исследовательский
акцент, как правило, делается на фундаментальных
вопросах определения правовых средств,
методов, способов, механизма, режима правового
регулирования, а в отраслевых науках
внимание специально концентрируется
вокруг проблем регулирования определенных
общественных отношений (трудовых, земельных, административных и.
В правовой науке проблема системы методов правового регулирования еще не ставилась. Исследование данной проблемы связанно с привнесением в юридическую материю новых знаний о регулятивном потенциале правовых методов как целостного образования, выражающего правовую зрелость современного российского общества. Полная картина современного регулятивного аппарата невозможна без определения понятия «система методов правового регулирования», анализа ее элементов, структуры и динамики развития. Данная степень имеет высокую степень разработанности, в этой связи отсутствие соответствующих научных наработок становится фактическим препятствием на пути создания всех необходимых условий для эффективного правового регулирования в нашем обществе.
В структурно-композиционном плане курсовая работа состоит из введения, двух глав, первая глава включает три параграфа, вторая глава состоит из четырех параграфов, заключения и списка источников и литературы.
Административно-правовое
регулирование - один из видов отраслевого
правового регулирования, основанный
на действии административного права
и богатого арсенала административно-правовых
средств на общественные отношения, имеющие
место в сфере деятельности государственной
администрации. Итогом административно-правового
регулирования является административно-
Исторически процесс формирования административно-правового регулирования начался с появления нормативной административно-правовой регламентации, административного законодательства и образования административного права как относительно самостоятельной правовой отрасли. Вслед за новыми общественными отношениями, требующими административно-правового регулирования, непрерывно трансформируется и его нормативная основа, идет развитие административного законодательства и права, его институтов, содержания административно-правового регулирования.1
В основе административно-правового регулирования лежит воздействие на общественные отношения комплекса юридических средств административно-правового характера. Среди них отрасль административного права и ее подотрасли, административно-правовые институты, нормативные административно-правовые акты, первичные административно-правовые веления, метод и режимы административно-правового регулирования, индивидуальные административно-правовые акты, юридические факты, административные правоотношения, административно-правовые меры защиты, меры административной и дисциплинарной юридической ответственности.
В административном праве в отличие от ряда других отраслей (конституционного, гражданского, трудового) нет основного и единого кодифицированного закона. Поэтому отсутствует общий юридический источник, в котором бы Российское государство прямо провозгласило и поставило перед административным правом, административным законодательством главные цели, определило свои публичные интересы и задачи. Однако можно предположить, что при формировании и развитии административного права и законодательства государство должно стремиться к тому, чтобы с их помощью обеспечить организацию и функционирование государственной административной власти, государственной администрации, системы подведомственных ей государственных организаций (предприятий и учреждений). Опираясь на административное право, государство призвано обеспечить эффективное административно-правовое регулирование деятельности всех субъектов, находящихся в сфере данного вида регулирования. В этом и состоят главные цели и интересы государства применительно к административному праву.
Указанные публичные цели и интересы неизбежно трансформируются в процессе административно-правового регулирования в цели, задачи, функции, права и обязанности участвующих в нем субъектов. В связи с необходимостью реализации обозначенных целей и интересов государство вынуждено наделять своих "доверенных лиц", "агентов", каковыми являются субъекты государственной администрации, большое число лиц, занимающих государственные должности и должности государственной службы, правами особого рода властными правами. Благодаря им такие лица получили название должностных лиц. Одновременно, будучи не в силах предусмотреть и установить все ситуации, которые могут реально возникнуть по вопросам их компетенции, государство во многих случаях предоставляет возможность носителям административной власти по собственному усмотрению решать, когда и как надо им властно, императивно действовать. Напротив, поведение субъектов административного права, не обладающих властными правами, государство и его органы регламентируют более подробно, детально и однозначно.
Следовательно, главные цели и интересы государства, получающие отражение, закрепление в административном праве, побуждают его предоставлять большую правовую свободу органам исполнительной власти, администрации государственных организаций как своим агентам и детальнее описывать, регламентировать в актах административного права поведение субъектов, не имеющих властных полномочий. Поэтому в первом случае государство предпочитает широко пользоваться такими юридическими способами воздействия, как предписание и дозволение, и редко прибегает к запретам. Во втором случае, когда удел субъектов административного права состоит в том, чтобы подчиняться и заниматься не распорядительной, а исключительно исполнительской деятельностью, государство и стремится меньше использовать дозволения.
Механизм административно-правового регулирования – это совокупность правовых средств, а также процессов и состояний, которые наступают в волевых общественных отношениях в области государственного управления в результате воздействия на них административно-правовых норм. Какие же средства, процессы и состояния включает в себя механизм административно-правового регулирования общественных отношений?
Административно-правовое регулирование начинается с издания норм права. Административно-правовые нормы – начальный и ведущий рычаг движения государственной воли к ее исполнителям.
В механизме административно-правового регулирования нормативно-правовые акты играют двоякую роль: во-первых, они несут участникам регулируемого общественного отношения в области государственного управления информацию о правовых требованиях государства; во-вторых, содержат указания на юридические средства, с помощью которых предполагается достигнуть оптимального согласования воли индивидуумов, их коллективов с государственной волей, т.е. упорядочения общественного отношения в общих интересах субъекта и объекта управления. Эта роль нормативно-правовых актов позволяет считать их систему нормативной основой правового регулирования.2
Важное место в нормативной основе механизма правового регулирования в области государственного управления занимают акты планирования экономического, социального и культурного развития; правовые стандарты, значение и удельный вес которых возрос в условиях проводимых в республике преобразований; локальные нормативные акты (сфера действия их ограничивается рамками предприятия, учреждения, организации – правила внутреннего трудового распорядка, техники безопасности, правила составления и представления определенной документации и др.). Эффективность правового регулирования предполагает включение в его механизм идеологической коммуникации, направленной на моральное и идеологическое подкрепление предъявляемых адресатам правовых требований, а также стимулирующей коммуникации, которая состоит в том, что государство морально и материально поощряет активное, инициативное использование правовых требований участниками общественных отношений в области государственного управления. При нарушении права государство использует институт юридической ответственности.3
Информация о работе Методы административно-правового регулирования в РФ