Административно-правовые акты

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 22:42, контрольная работа

Краткое описание

Административный акт (правовой акт управления) — вид подзаконных, официальных юридических актов, принимаемых субъектами государственной администрации в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, содержащие односторонние властные волеизъявления и влекущие юридические последствия1.

Оглавление

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, ИХ ПОНЯТИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА. 3

ВИДЫ ПРАВОВЫХ АКТОВ УПРАВЛЕНИЯ 5

ПОДГОТОВКА И ПРИНЯТИЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ УПРАВЛЕНИЯ 9

Подготовка правовых актов управления 9

Принятие правовых актов управления 11

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К АКТАМ УПРАВЛЕНИЯ 13

ПОСЛЕДСТВИЯ НЕСОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К ПРАВОВЫМ АКТАМ УПРАВЛЕНИЯ 15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

Файлы: 1 файл

К.Р. Административное право.docx

— 50.04 Кб (Скачать)

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 
 
 
 
 

Контрольная работа по Административному праву на тему:

Административно-правовые акты 

Выполнила:

      Студентка 3-го курса гр. 12а461-09

Евдокимова  Ю.В. 

Научный руководитель:

Савинов К.А 
 
 
 

Нижний Новгород

2010

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, ИХ ПОНЯТИЕ  И ЮРИДИЧЕСКАЯ  ПРИРОДА. 3

ВИДЫ  ПРАВОВЫХ АКТОВ УПРАВЛЕНИЯ 5

ПОДГОТОВКА  И ПРИНЯТИЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ УПРАВЛЕНИЯ 9

Подготовка правовых актов управления 9

Принятие правовых актов управления 11

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К  АКТАМ УПРАВЛЕНИЯ 13

ПОСЛЕДСТВИЯ НЕСОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К  ПРАВОВЫМ АКТАМ УПРАВЛЕНИЯ 15

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17 
 

 

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, ИХ ПОНЯТИЕ  И ЮРИДИЧЕСКАЯ  ПРИРОДА.

 

     В теории административного права институт административного акта является одним из центральных, так как в его рамках осуществляются все важнейшие функции государственного управления.

     При помощи этих актов органы исполнительной власти, в пределах своих полномочий, регулируют общественные отношения,  организуют хозяйственную, государственную, культурную и общественно-политическую жизнь, охраняют общественный порядок  и государственную безопасность, защищают законные права и свободы  граждан, общественных и государственных  организаций.

     Административный  акт (правовой акт управления) — вид подзаконных, официальных юридических актов, принимаемых субъектами государственной администрации в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, содержащие односторонние властные волеизъявления и влекущие юридические последствия1.

     Основные  признаки административно-правового акта:

    • является подзаконным актом управления;
    • имеет официальный, государственно-властный характер и исполнение акта гарантируется, а при необходимости обеспечивается государственными мерами принуждения;
    • исходит от компетентного органа в односторонне-властном порядке;
    • принимается уполномоченным субъектом управления по предметам ведения и в объеме полномочий и носит в значительной мере творческий характер управленческого решения;
    • устанавливает обязательные правила и нормы поведения или регламентирует определенный порядок управленческих отношений;
    • юридическая сущность акта управления  - содержит обязательное правовое разрешение различных вопросов государственного управления.

     В правовых актах управления решаются многие вопросы детализации и  конкретизации общих правовых норм, содержащихся в правовых актах законодательных (представительных) органов государственной власти.

     Административно-правовые акты, принимаемые на основании закона, являются подзаконными актами. Самым высоким по силе актом управления является указ (нормативный) Президента РФ, потом постановление Правительства РФ, нормативные акты ФОИВ, органов МСУ, аналогично на уровне субъектов РФ.  Таким образом, акты управления издаются, прежде всего, органами исполнительной власти, однако они также принимаются и государственными органами, относящимися к другим ветвям государственной власти, — органами законодательной и судебной властей. В последнем случае акты управления (приказы, распоряжения, регламенты) направлены на разрешение внутриорганизационных проблем и вопросов в системе самих этих органов. К ним относятся акты руководителей органов законодательной власти, прокуроров, председателей судов. Судьи выносят также постановления по делам об административных правонарушениях. Также необходимо отметить, что правовые акты управления по масштабности их действия не ограничиваются сферой государственного управления. В ряде случаев с их помощью регламентируются отдельные стороны общественных отношений, составляющих предмет не административного, а иных отраслей российского права. В наибольшей степени это касается финансовых отношений, частично трудовых, земельных и др. В частности, именно на их основе возникают налоговые, природоохранительные правоотношения.

     Можно выделить следующие аспекты юридического значения административных актов, которые:

    • выступают в качестве юридических фактов (издание приказа о назначении на должность государственной службы представляет собой реальное основание для формирования нового статуса);
    • возлагают конкретные обязанности на субъекты управления или наделяют их определенными правами;
    • устанавливают, изменяют или отменяют нормы права или другие акты управления (постановление Правительства РФ является основанием для издания федеральным министерством или ведомствами конкретизирующих административных актов);
    • являются доказательством для суда, основанием для возбуждения судебного дела;
    • возлагают конкретные обязанности на субъекты управления или наделяют их определенными правами2.

     Юридическое значение административных актов заключается в том, чтобы показать их правовую роль в юридической практике не только органов государственного управления и местного самоуправления, но и органов законодательной (представительной) и судебной властей.

ВИДЫ  ПРАВОВЫХ АКТОВ УПРАВЛЕНИЯ

 

     Классификация административно-правовых актов имеет важнейшее значение не только для содержательного познания сущности института правового акта управления, но и для практического применения административных актов, для их поиска и эффективной работы с ними. В зависимости от различных оснований можно выделить различные виды административно-правовых актов.

     По  мнению профессора А.П. Коренева, основывающемуся  на общих положениях теории права, административно-правовые акты необходимо классифицировать по следующим основаниям:

     в зависимости от юридических свойств:

    • Нормативные административные акты устанавливают - это акты, которые регулируют однотипные общественные отношения путем установления определенных правил должного поведения в сфере государственного управления, рассчитанных на длительное неоднократное применение (исполнение) и не имеющих конкретного адресата (правила воинского учета, нормы сертификации, стандартизации и качества продукции)3. Регламентируют порядок организации и деятельность не только органов исполнительной власти, но и органов государственного власти в целом
    • Индивидуальные правовые акты управления – это решения субъектов управления по конкретным вопросам, обращенные к конкретным лицам для их однократного применения4. Принимаются для реализации нормативных правовых актов. Приказ о назначении того или иного лица на ту или иную должность в аппарате управления
    • В смешанных актах могут содержаться как нормативное предписание, так и индивидуальное распоряжение. Таким образом, включают как нормы права, так и индивидуальные конкретные решения (распоряжения, поручения и т.д.), предписания для органов управления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

     в зависимости от срока действия:

    • бессрочные;
    • срочные;
    • временные.

     в зависимости от органов, издающих правовые акты  управления:

    • указы и распоряжения (издает Президент РФ или глава исполнительной власти субъекта РФ);
    • постановления и распоряжения (принимаются органом государственного управления общей компетенции - Правительством РФ, правительствами субъектов РФ);
    • приказы - издаются, как правило, руководителями всех уровней органов исполнительной власти, в том числе в милитаризованных структурах. По содержанию приказ может быть как нормативным, так и индивидуальным актом.
    • инструкция, принимается, как правило, руководителем органа исполнительной власти. Особенность инструкции - она содержит правовые нормы, которые детализируют законы или другие нормативные акты вышестоящих органов, определяют порядок выполнения работ или совершения отдельных действий.

     Правовые  акты управления издаются также государственными органами, которые не являются органами исполнительной власти. Например, приказы, инструкции и другие нормативные  акты принимаются руководителями представительных органов, председателями судов, прокурорами. Эти акты издаются для разрешения внутриорганизационных вопросов.

     в зависимости от характера компетенции органов, принимающих правовые акты управления:

    • акты управления органов общего управления (постановления Правительства РФ, правительств субъектов РФ);
    • акты управления органов отраслевого управления (приказы федерального министра, председателя государственного комитета, руководителей федеральных служб надзоров);
    • акты управления органов межотраслевого управления (например, приказы Госстандарта России);
    • акты управления, издающиеся контрольно-надзорными органами (инструкции федеральных госгортехнадзора, госэнергонадзора).

     в зависимости от формы выражения выделяются:

    • словесные (письменные и устные) акты управления;
    • конклюдентные акты управления (дорожные знаки, специальные сигналы и обозначения, звуковой и шумовые сигналы, «зеленый коридор» в международных аэропортах и т.д.)5.

     Профессор Д.Н. Бахрах предложил дополнительно классифицировать правовые акты управления следующим образом:

     в зависимости от функциональной роли и значения акта управления:

направленные  на информационное обеспечение деятельности государственных органов; прогнозирование и моделирование; планирование, организацию и распорядительство; надзор и контроль в различных отраслях или сферах и т.п.

     в зависимости от способа принятия акта:

коллегиальные акты, которые принимаются коллегиальным  органом на специальном заседании  в итоге проведенного голосования, например Правительством РФ; единоличные  акты (часто являются результатом  коллективного обсуждения, анализа  и согласования) 6.

     Н.М. Конин также выделяет следующие  классификационные группы:

     в зависимости от предмета ведения и территориального масштаба действия: федеральные, субъектов Федерации и местные.

     Необходимо  отметить, что имеются и иные классификации административно-правовых актов. В основном они отражают и расширяют содержание перечисленных выше подходов.

ПОДГОТОВКА  И ПРИНЯТИЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ УПРАВЛЕНИЯ

 

     Правовые  акты управления только тогда выполняют  свою служебную роль, когда они  действуют, т.е. вызывают те юридические  последствия, ради достижения которых  издаются исполнительными органами. Действующим в указанном смысле является акт, обладающий определенным правовым свойством - юридической силой. Как правило, правовой акт приобретает юридическую силу с момента издания или опубликования, если особо не оговорен иной порядок приведения его в действие. Данному моменту предшествует процесс подготовки административно-правового акта. Необходимо ответить, что на каждом уровне государственного управления существуют собственные правила создания актов управления.

Подготовка  правовых актов управления

       Применительно к актам Президента РФ порядок подготовки актов установлен Указом Президента РФ от 2 мая 1996 г. N 638 7.   Проекты данных актов выносятся с приложением на согласование в установленном порядке с заинтересованными органами государственной власти. После чего проект

Информация о работе Административно-правовые акты