Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 00:27, курсовая работа
Существует стандарт (ГОСТ Р 50764—95 «Услуги общественного питания. Общие требования»), устанавливающий классификацию предприятий общественного питания, требования к предприятиям питания различных типов и классов. Он распространяется на предприятия общественного питания всех форм собственности, а также граждан-предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере предприятий общественного питания.
1.
Обслуживание на предприятиях
ресторанного типа
1.1.
Характеристика предприятий
Существует
стандарт (ГОСТ Р 50764—95 «Услуги общественного
питания. Общие требования»), устанавливающий
классификацию предприятий
Стандарт предусматривает следующие типы предприятий общественного питания: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная.
Тип
предприятия общественного
•
ассортимент реализуемой
•
техническую оснащенность (материальную
базу, инженерно-техническое
• методы обслуживания;
• квалификацию персонала;
• качество обслуживания (комфортность, этику общения, эстетику);
• номенклатуру предоставляемых потребителям услуг.
Класс предприятия общественного питания определяется совокупностью отличительных признаков предприятия определенного типа, характеризующих качество предоставляемых услуг, уровень и условия обслуживания.
Потребителям в предприятиях общественного питания различных типов и классов, в том числе и частных предпринимателей, предоставляются следующие услуги:
• питание;
• изготовление кулинарной продукции и кондитерских изделий;
•
организация потребления и
• реализация кулинарной продукции;
• организация досуга;
• информационно-консультативные;
• прочие.
Услуги питания включают услуги по изготовлению кулинарной продукции и услуги по созданию условий для ее реализации и потребления в соответствии с типом и классом предприятия и подразделяются на услуги питания: ресторана, бара, кафе, столовой, закусочной.
В соответствии с вышеперечисленными основными типами предприятий общественного питания предлагается рассмотреть услуги, ими предоставляемые.
Ресторан: изготовление, реализация и организация потребления широкого ассортимента блюд и изделий сложного приготовления всех основных групп из различных продуктов и винно-водочных изделий. Услуги оказываются квалифицированным производственным и обслуживающим персоналом в условиях повышенного уровня комфорта и материально-технического оснащения в сочетании с организацией досуга.
Бар: изготовление и реализация широкого ассортимента смешанных, крепких алкогольных, слабоалкогольных и безалкогольных напитков, закусок, десертов, мучных кондитерских и булочных изделий, покупных товаров; создание условий для их потребления у барной стойки или в зале.
Кафе: изготовление и реализация разнообразного ассортимента блюд, изделий и напитков в ограниченном по сравнению с рестораном ассортименте и с учетом специализации, создание условий для их потребления.
Столовая: изготовление кулинарной продукции разнообразной по дням недели или скомплектованных рационов питания (завтраки, обеды, ужины) для различных групп обслуживаемого контингента (рабочих, школьников, туристов и др.); создание условий для реализации и организации их потребления.
Закусочная: изготовление ограниченного ассортимента блюд несложного приготовления из определенного вида сырья, создание условий для ее реализации и потребления.
Различные типы предприятий общественного питания осуществляют также другие услуги по организации потребления продукции и обслуживания:
• организация и обслуживание торжеств, семейных и ритуальных мероприятий; участников конференций, переговоров, совещаний, культурно-массовых мероприятий в зонах отдыха и т. д.;
• услуги официанта (бармена) по обслуживанию на дому;
• доставка кулинарной продукции, кондитерских изделий и обслуживание потребителей по заказам на рабочих местах и на дому; в пути следования пассажирского транспорта (вагон-ресторан); в номерах гостиниц;
• бронирование мест в зале предприятия общественного питания; продажа талонов и абонементов на обслуживание скомплектованными рационами;
•
организация рационального
Оказываются услуги и по организации досуга клиентов предприятий общественного питания (например, проведение концертов, программ варьете в ресторанах); информационно-консультативные услуги (консультации шеф-повара по приготовлению оригинальных и изысканных блюд, диетсестры по вопросам меню при различных видах заболеваний в диетических отделениях и столовых и т. п.).
Прочие
немаловажные услуги, предоставляемые
предприятиями общественного
• продажа парфюмерии, принадлежностей для чистки обуви и т. п.;
• мелкий ремонт и чистка одежды;
• упаковка изделий, приобретенных на предприятиях общественного питания;
• предоставление потребителям телефонной и факсимильной связи на предприятии;
• гарантированное хранение личных вещей (верхней одежды), сумок и ценностей потребителя;
• вызов такси по заказу потребителя;
• парковка личных автомашин потребителей на организованную стоянку у предприятия.
Перечень услуг, предоставляемых предприятиями общественного питания, может быть расширен в зависимости от его класса и специфики обслуживаемого контингента потребителей.
Услуги предоставляемые предприятиями общественного питания, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 50764—95 «Услуги общественною питания. Общие требования». Предприятия также должны отвечать определенным требованиям: соответствовать своему целевому назначению; предоставлять все услуги точно и своевременно, обеспечивая при этом безопасность для потребителей (вплоть до сохранности их жизней, например, противопожарные приспособления); соблюдать вопросы экологии (охрана окружающей среды территории; техническое состояние и содержание помещений и др.). При оказании услуг должно быть учтено требование эргономичности, которое характеризуется совокупностью гигиенических, антропологических и физиологических возможностей потребления. Именно соблюдение эргономичности обеспечивает комфорт обслуживания, способствует поддержанию нужного баланса в организмах потребителей. Вопрос эстетичности не менее важен в данном списке требований, так, помещение предприятия питания должно отличаться гармоничностью архитектурно-планировочного стиля, персонал — культурой обслуживания и др. Должна соблюдаться социальная адресность услуги (соответствие контингента потребителей типу предприятия). Необходимо также пре доставление полной и достоверной информации о данной конкретной услуге (информативность услуги). Требование информативности предполагает использование разнообразных видов рекламы.
Таким
образом, сегодня в нашей стране
существует большое количество заведений
общественного питания, предоставляющих
гражданам огромный выбор вкусной
и быстрой пищи, а также различные дополнительные
услуги. Классификацию предприятий общественного
питания и требования, предъявляемые к
ним, устанавливает государственный стандарт,
который предусматривает такие типы предприятий
питания, как ресторан, бар, кафе, закусочная
и столовая, при определении которых
учитываются различные факторы. Услуги,
предоставляемые предприятиями общественного
питания, должны также соответствовать
требованиям стандарта.
1.2.
Деятельность ресторана по
Ресторан (от фр. — восстанавливать силы, кормить, давать есть) — предприятие питания, предоставляющее гостям (клиентуре) широкий ассортимент блюд, напитков, кондитерских изделий, в том числе фирменных и сложного приготовления. Уровень обслуживания в ресторанах обеспечивается поварами, официантами, метрдотелями и сочетается с организацией отдыха и развлечений.
Согласно Бородиной В.В., ресторан - предприятие, которое производит и предлагает клиентам питание с целью удовлетворения их гастрономических потребностей. Экономической целью данного вида деятельности является получение прибыли независимо от того, имеем ли мы дело с чисто ресторанным бизнесом (отдельно взятые рестораны в специально отведенных местах) или с ресторанами, составляющими часть другого учреждения или предприятия [ ].
Итак, что же представляют собой современные рестораны.
Ресторан – предприятия общественного питания, отличается высоким уровнем обслуживания посетителей в сочетании с организацией их отдыха (эстрадные представления, танцы и др.).
В залах предусматривается улучшенная сервировка столов, художественное оформление интерьера. К услугам посетителей – широкий выбор разнообразных закусок, заказных (порционных) блюд и напитков, кондитерских изделий. В ресторанах предусматриваются банкетные залы, бары, или коктейль-холлы с барными стойками.
Рестораны организуют обслуживание торжественных и официальных приемов, совещаний, конференций. В субботние и воскресные дни проводят семейные обеды, дегустации блюд национальных кухонь, тематические вечера, балы. Здесь празднуются свадьбы, отмечаются юбилейные даты и т.д.
В
дополнение к основным формам обслуживания
рестораны могут отпускать
Посетители обслуживаются официантами. Обслуживающий персонал должен иметь форменную одежду и обувь единого образа. Менеджер по обслуживанию и официанты должны в совершенстве владеть техникой обслуживания, а в ресторанах, обслуживающих иностранных туристов, также одним из иностранных языков в пределах профессионального разговорного минимума.
Посетители оплачивают заказ наличными деньгами по счету, предъявленному официантом. Днем обеды могут отпускаться официантами по чекам, полученным посетителями в кассах.
Рестораны размещают преимущественно на центральных, оживленных улицах, на железнодорожных вокзалах и автовокзалах, в аэропортах, на пристанях, теплоходах, морских судах, в плавучих домах отдыха, при гостиницах, мотелях, в местах массового отдыха: парках, садах, а также на стадионах и в пригородных зонах.
В традиционной классификации, установленной ГОСТом Р 50762-95, рестораны делятся на четыре класса: «люкс», высший, первый и второй, каждому из которых соответствует определенный набор требований.
В ресторанах категории люкс: потребителям предоставляют высокий уровень комфорта. Предлагают заказные и фирменные блюда, напитки и кондитерские изделия.
Иногда в ресторанах официанты подают блюда с проведением заключительных операции по их приготовлению в присутствии потребителей, заказавших эти блюда.
В ресторане люкс помимо заказных и фирменных блюд, не включенных в меню в ассортименте покупных товаров должен быть шоколад, конфеты (в ассортименте), фрукты, ягоды, цитрусовые.
Витрины
в ресторанах люкс оформляют используя
различные декоративно-
Столовую посуду и приборы изготавливают по специальному заказу (из нержавеющей стали, высококачественного фарфора и стекла с наилучшей отделкой) либо подбирают с учетом особенностей кухни и обслуживание. На каждом предмете из фарфора должна быть монограмма или эмблема предприятия. На банкетах и приемах используют посуду и приборы из мельхиора и хрусталя.
Информация о работе Принципы формирования обслуживания на предприятиях общественного питания