Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 00:27, курсовая работа
Существует стандарт (ГОСТ Р 50764—95 «Услуги общественного питания. Общие требования»), устанавливающий классификацию предприятий общественного питания, требования к предприятиям питания различных типов и классов. Он распространяется на предприятия общественного питания всех форм собственности, а также граждан-предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере предприятий общественного питания.
Таким
образом, ресторан предоставляет клиентам
широкий ассортимент блюд, напитков, кондитерских
изделий, в том числе фирменных и сложного
приготовления, а также отличается высоким
уровнем обслуживания посетителей
в сочетании с организацией их отдыха.
Рестораны делятся на четыре класса, каждому
из которых соответствует определенный
набор требований. Современные рестораны
также могут быть классифицированы в соответствии
с их месторасположением, обслуживаемой
аудиторией, типом предоставляемой продукции
и сервиса. Разные по типу рестораны основываются
в своей работе на сфере питания, на сфере
культуры или на интерьере.
1.3.
Виды обслуживания на
Виды, методы и формы обслуживания на предприятиях питания зависят от места приема пищи, способа ее получения и доставки потребителям, степени участия персонала в обслуживании и др. Выбор наиболее рациональных видов обслуживания способствует более полному удовлетворению спроса потребителей.[Радченко]
Методы обслуживания потребителей: способ реализации потребителям продукции общественного питания. Различают два метода обслуживания: обслуживание официантом, барменом, буфетчиком и самообслуживание.
Форма обслуживания потребителей: организационный прием, представляющий собой разновидность или сочетание методов обслуживания потребителей. Примеры форм обслуживания: реализация кулинарной продукции через торговые автоматы, столы саморасчета, по типу «шведского стола», отпуск скомплектованных обедов.
Основными видами обслуживания в общественном питании являются:
• реализация продукции в залах предприятий открытого типа (ресторанов, баров, столовых, кафе, закусочных), а также в столовых при промышленных предприятиях, учебных заведениях;
• обслуживание пассажиров в пути следования;
• реализация кулинарной продукции через магазины (отделы) кулинарии;
• организация обслуживания официантом (барменом) на дому.
В зависимости от способа обслуживания различают предприятия: обслуживаемые официантами, самообслуживания, смешанного обслуживания.
При массовом обслуживании, при сравнительно небольшом ассортименте реализуемых блюд, для ускорения обслуживания применяется самообслуживание, в процессе которого потребители самостоятельно берут с раздаточной холодные блюда и напитки, мучные кондитерские изделия. Горячие блюда раздатчики порционируют непосредственно перед отпуском.
Обслуживание
официантами применяется в
При комбинированном методе предусматривается сочетание двух указанных методов обслуживания. Например, предприятие работает днем по методу самообслуживания (общедоступная столовая, кафе), а в вечернее время — обслуживание официантами. В таких предприятиях также должны создаваться условия для организации отдыха потребителей.
В зависимости от участия персонала в обслуживании различают полное и частичное самообслуживание.
При полном самообслуживании потребитель выполняет все операции, связанные с получением блюд, доставкой их к обеденному столу и уборкой посуды.
При
частичном самообслуживании большую
часть этих операций выполняет персонал
предприятия для ускорения
По режиму питания клиентов предприятия ресторанного типа предоставляют обслуживание в виде завтрака, полного пансиона (предоставление завтрака, обеда, ужина), полупансиона (предоставление завтрака и обеда или ужина), специального питания, питания для детей и др. В ряде гостиниц предусматриваются кухни, мини-бары, а услуга питания может быть реализована как в номере (по вызову, заказу), так и на предприятии питания.
Кроме того, при организации завтраков, обедов и ужинов используются различные методы обслуживания:
Обслуживание «а ля карт»;
«а парт»;
«табльдот»;
При обслуживании «а ля карт» гости из карты-меню выбирают то, что им больше всего нравится. Заказ передается на кухню и сразу же начинается приготовление и сервировка заказанных блюд и напитков. При таком обслуживании гость имеет возможность получить от официанта совет, а официант со своей стороны активно участвует в выборе блюд и напитков.
Несмотря на то, что метод «а ля карт» считается самым трудоемким, в настоящее время он является и самым распространенным методом обслуживания в ресторанах, так как больше всего соответствует желаниям гостей [Кабуш С.122].
Метод обслуживания «а парт» предполагает, что гости, предварительно сделав заказ, обслуживаются в установленный промежуток времени (часто встречается в домах отдыха и курортных гостиницах).
При обслуживании методом «табльдот» все гости обслуживаются в одно и то же время и по одному и тому же меню. Обслуживание начинается тогда, когда все гости соберутся за столом.
Существуют
также специальные формы
Зал-экспресс
организуется в ресторанах для ускорения
обслуживания посетителей с ограниченным
обеденным перерывом. Такой зал
располагает небольшим
Стол-экспресс. Рассчитан на 20 человек, имеет круглую форму, с поворотной центральной частью, на которой устанавливаются разнообразные закуски, блюда, кулинарные кондитерские изделия, соки, напитки. Посетители, сев за стол, поворачивают за ручку центральную поворотную часть и выбирают те или иные блюда. Горячие напитки подает официант после чего он рассчитывается с посетителями.
Шведский
стол. Организация питания
Для организации шведского стола используется специальное торгово-технологическое оборудование, в состав которого входят:
прилавок для подносов;
охлаждаемый прилавок для холодных и сладких блюд;
прилавки-мармиты для супов и основных горячих блюд;
прилавок для горячих напитков;
тележки с выжимными устройствами;
прилавок для столовых приборов и др.
Стол покрывают белой или цветной скатертью.
Для обслуживания шведского стола создается бригада официантов. Каждый работник, входящий в бригаду, выполняет конкретный вид работы. Бригадир официантов или шеф-повар, получив продукцию на завтрак (обед, ужин), выставляет ее для посетителей, следит в течение дня за ассортиментом продукции, по мере реализации пополняет его недостающей продукцией. Официанты сервируют обеденные столы, убирают использованную посуду. По просьбе посетителей (с учетом возрастных, физических недостатков и других причин) официант может обслужить их за столом.
Для
реализации горячих напитков чаще всего
организуют отдельный стол. Здесь
устанавливают самовар или
Посетители, взяв поднос со специального стола, стоящего при входе в зал, выбирают и порционируют пищу самостоятельно, однако в случае необходимости им оказывает помощь повар-консультант.
Меню должно быть разнообразным по дням недели, учитывать вкусы и запросы иностранных клиентов. В необходимых случаях ресторан должен обеспечить клиентов диетическими и вегетарианскими блюдами.
Кейтеринг - организация обслуживания чаще всего вне помещений предприятия питания. Наиболее характерными примерами такого обслуживания является организация пикников, банкетов, фуршетов, свадеб и других подобных мероприятий, когда для их организации и проведения приглашаются профессиональные менеджеры.
Кейтеринг может быть разделен на много различных категорий в зависимости от того обслуживания, которое предоставляется клиентам. Однако следует заметить, что многие из этих категорий в чем-то оказываются схожими. В целом индустрию кейтеринга можно подразделить на пять основных категорий:
• кейтеринг в помещении;
• кейтеринг вне помещения;
• индивидуальный кейтеринг;
• разъездной кейтеринг;
• розничная продажа.
В ресторанах применяются также следующие дополнительные прогрессивные формы обслуживания:
• Бизнес-ланч — обед для деловых людей в будние дни с 12 до 16 ч. по более низким ценам. Составляется отдельное меню, выбор блюд должен быть достаточным: холодные закуски — 4—5 наименований; первые блюда — 2—З; вторые блюда — 3—4; 1—2 блюда дня от шефа; десерт — 2—З; горячие напитки (кофе, чай).
• Воскресный бранч — обслуживание по типу «шведского стола». Характерен широкий ассортимент блюд; отдельно организуют чайный, десертный, шведский столы, В стоимость шведского стола включается стоимость бокала вина или шампанского. Бранчи могут быть тематическими — охотничий, национальный и тому подобное.
• Кофе-брейк — или кофе-пауза — для участников совещаний, конференций. Организуются фуршетные столы; в ассортименте - пирожки, пирожные, печенье, бутерброды, канапе, лимон, кофе, чай, минеральная вода.
В
настоящее время широко используются
возможности предприятий
В зависимости от формы обслуживания банкеты подразделяются на:
банкет с полным обслуживанием официантами
банкет за столом с частичным обслуживанием официантами
банкет – фуршет
Информация о работе Принципы формирования обслуживания на предприятиях общественного питания