Подсчитать число ПЭО

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:08, контрольная работа

Краткое описание

В средствах массовой информации, современной публицистической и научной литературе в последнее время мы часто встречаем термин «зомбирование». Описывающие это явление утверждали, что существуют методы и средства воздействия на человека, позволяющие сделать его послушным «психороботом», управляемым теми, кто владеет специальными средствами и технологией изменения человеческой психики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Часть I. ТАЙНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК СПОСОБ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ВЛАСТИ
1.1. Значения контроля за информационными потоками для социального управления
1.2. Социально-психологические особенности политической ситуации в российском обществе
1.3. Информационная среда и информационно-психологическое воздействие в условиях кардинальных изменений российского общества
1.4. Взаимодействие человека и информационной среды: проблема информационно-психологической безопасности личности

ГЛАВА 2. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
2.1. Особенности анализа феномена тайного принуждения личности
2.2. Тайное принуждение личности в различных культурно-исторических условиях
2.3. Использование тайного принуждения личности в различных сферах социального взаимодействия

ГЛАВА 3. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТАЙНОМ ПРИНУЖДЕНИИ ЛИЧНОСТИ
3.1. Общая характеристика понятийного отображения проявлений тайного принуждения личности
3.2. Анализ, систематизация и уточнение основных понятий, отображающих проявления тайного принуждения личности

ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МАНИПУЛЯЦИИ КАК ТАЙНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
4.1. Общая характеристика научного понятийного аппарата, отражающего проявления тайного принуждения личности
4.2. Средства описания процесса межличностных манипуляций
4.3. Анализ и обобщение подходов к определению понятия «манипуляция»
4.4. Определение понятия «манипуляция» как научного отображения сущности тайного принуждения личности

Часть II. КОМПЛЕКСНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ КАК КОМПЛЕКСНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1. Активизация и основные сферы использования комплексных организационных технологий тайного принуждения личности
1.2. Сущность, содержание и общая характеристика психологических операций, используемых во внешнеполитической сфере и военном противоборстве
1.3. Общие правила и требования к проведению информационно-пропагандистских акций в процессе осуществления психологических операций
1.4. Характеристика основных компонентов психологических операций, используемых во внешнеполитической сфере и военном противоборстве

ГЛАВА 2. «CRISIS MANAGEMENT» И ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
2.1. Понятия «Crisis management» и «кризисных» технологий
2.2. Иллюстрация кризисных технологий с использованием ситуационного моделирования (моделирования гипотетических ситуаций)
2.3. Основные составные компоненты crisis management'а

ГЛАВА 3. ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ КАК ОСНОВНЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1. Общая характеристика информационно-психологических операций, используемых в сфере внутриполитических отношений
3.2. Характеристика основных компонентов информационно-психологических операций в сфере внутриполитических отношений
3.3. Характеристика лоббирования как компонента информационно-психологических операций
3.4. Комплексные организационные технологии тайного принуждения личности: уточнение и систематизация понятий
3.5. Анализ проведения и нейтрализации информационно-психологической операции в ходе региональной избирательной кампании

Часть III. ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В МАССОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ

ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ В МАССОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО АНАЛИЗА
1.1. Позиции рассмотрения и особенности анализа психологических манипуляций в массовых информационных процессах
1.2. Основания выделения различных групп манипулятивного воздействия, используемых в массовых информационных процессах
1.3. Особенности и задачи основных этапов информационно-психологического воздействия манипулятивного характера

ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В МАССОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ
2.1. Техника формирования доверия и привязанности к коммуникатору
2.2. Манипулятивные техники в массовых информационных процессах
2.3. Слухи и провокации как техника информационно-психологического воздействия

Часть IV. ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

ГЛАВА 1. ПРИЕМЫ И ТЕХНИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МАНИПУЛЯЦИЙ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
1.1. Позиции рассмотрения и особенности анализа межличностных манипуляций
1.2. Обсуждение как основной компонент межличностного взаимодействия
1.3. Манипулятивные приемы, используемые в ходе обсуждений и дискуссий

ГЛАВА 2. МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ИГРЫ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК ТЕХНОЛОГИИ МАНИПУЛИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТЬЮ)
2.1. Общая характеристика межличностных манипулятивных игр
2.2. Примеры межличностных манипулятивных игр
2.3. Техники скрытого получения информации от партнера по общению как межличностные манипулятивные игры
2.4. Манипулятивные игры в предпринимательской деятельности

ГЛАВА 3. НЕЙТРАЛИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ МАНИПУЛЯЦИЙ В ОБСУЖДЕНИЯХ И ДИСКУССИЯХ
3.1. Принципы информационного обмена в ходе конструктивного общения
3.2. Требования к аргументации и логическому доказательству в ходе конструктивного обмена информацией
3.3 Психологические особенности нейтрализации деструктивных приемов аргументации оппонента в межличностном общении

Часть V. ЛОЖЬ КАК СРЕДСТВО МАНИПУЛЯЦИЙ

ГЛАВА 1. ЛОЖЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХ

Файлы: 1 файл

Грачев Г манипуляционные технологии.docx

— 369.25 Кб (Скачать)

Манипулятивные возможности  средств массовой коммуникации достаточно хорошо известны исследователям, политикам, специалистам в области рекламы  и имиджмейкинга, заказчикам всевозможного  рода рекламной продукции и т.д. Этим вопросам посвящены многочисленные исследования. Рассмотрение данной темы включено уже в учебные курсы  ряда гуманитарных дисциплин, например, политологии, социальной психологии, а  также в некоторые учебные  пособия. Представляет интерес определение  причин, обусловливающих манипулятивный характер СМК. Несмотря на некоторые  различия в подходах к их трактовке  у различных авторов, возможно объединить эти причины в три основные группы.

Во-первых, это причины, вызванные пристрастностью и субъективизмом людей, работающих в сфере массовой коммуникации. То есть, те искажения, которые вызываются их индивидуально-психологическими, личностными особенностями, политическими пристрастиями и симпатиями и т.п.

Во-вторых, это причины, вызванные политическими, социально-экономическими и организационными условиями, в которых осуществляют свою деятельность средства массовой коммуникации. Основная из них – зависимость СМК от конкретных социальных субъектов. Она может проявляться в двух основных формах – экономической и административной. Экономическая форма зависимости проявляется в том, что СМК в рыночных условиях работают на определенных клиентов, например, рекламодателей и других заказчиков из числа представителей крупного капитала. Административная форма зависимости проявляется в том, что СМК подчиняются своим хозяевам и учредителям.

В третьих, это причины, обусловленные самим процессом функционирования средств массовой информации. Для того, чтобы привлечь внимание и завоевать массовую аудиторию СМИ при подаче материалов и подготовки сообщений, различных программ руководствуются определенными общими правилами или принципами.

При этом, как отмечает В.П. Пугачев: «взятые ими на вооружение принципы отбора материалов плохо совместимы с глубокими аналитическими сообщениями  и часто препятствуют созданию информационной картины мира, более или менее  адекватной реальности». Им выделяется пять таких принципов, которые в  общем виде можно сформулировать следующим образом:

  1. Приоритетность (действительная и мнимая) и привлекательность темы для граждан. В соответствии с этим принципом наиболее часто сообщения СМИ касаются таких, например, проблем, как угроза миру и безопасности граждан, терроризм, экологические и иные катастрофы и т.п.
  2. Неординарность фактов. Это означает, что информация о других экстремальных событиях – голоде, войнах, необычайно жестоких преступлениях и т.д. – доминирует над освещением явлений будничной, повседневной жизни. Этим объясняется, в частности, склонность СМИ к информации негативного характера и сенсациям.
  3. Новизна фактов. Привлечь внимание населения в большей степени способны сообщения, еще не получившие широкой известности. Это могут быть новейшие данные о результатах развития экономики или численности безработных, о полете к другим планетам, о новых политических партиях и их лидерах и т.д.
  4. Успех. Согласно этому принципу, в передачи и статьи попадают сообщения об успехах политических лидеров, партий или целых государств. Особое внимание уделяется победителям на выборах или в рейтинговых опросах. Культ звезд в политике, искусстве, спорте – типичное явление для СМИ в рыночном обществе.
  5. Высокий общественный статус. Чем выше статус источника информации, тем значительнее считается интервью или передача, поскольку предполагается, что их популярность при прочих равных условиях прямо пропорциональна общественному положению людей, сообщающих сведения. В силу действия этого правила наиболее легкий доступ к СМИ имеют лица, занимающие высшие места в политической, военной, церковной или других иерархиях: президенты, военноначальники, министры и т.д. Им посвящаются первые страницы газет и главные радио- и телепередачи.

 

Динамичные изменения  политической и социально-экономической  обстановки в России, ее международного положения оказывают зачастую прямое влияние на обыденные жизненные  ситуации значительной части населения  страны. Так, например, последствия  проводимой экономической политики, изменения ее направлений в связи  с расстановкой и перегруппировкой политических сил может вызвать  оживление экономической конъюнктуры  или ее спад и соответственно закрытие определенных производств, и остановку  предприятий определенного профиля. Это в свою очередь может приводить  к потере рабочих мест для множества  людей в ряде регионов, отдельных  городов и т.д. Закрытие крупных  производств оборонного комплекса  ведет к резкому снижению привлекательности  специальностей технического профиля  и, соответственно, поиску других профессий  для части населения.

Активизация деятельности финансово-коммерческих структур ориентирует  значительную часть молодежи на получение  специальностей экономического и юридического профиля. Конфликтные ситуации в  ряде регионов вызывают миграционные процессы.

Все это активизирует потребности  людей в социально значимой информации для своей ориентировки в политической и социально-экономической ситуации на федеральном, региональном и местном  уровнях, заставляет их стать активными  потребителями информации, участниками  информационно-коммуникативных процессов  в нашем обществе.

В тоже время происходящие кардинальные общественные изменения  привели к резкому количественному  и качественному изменению информационной среды российского общества, в  которой приходится действовать  людям, функционировать всем общественным и государственным структурам, предприятиям, учреждениям и т.д.

Эти явления происходят в условиях бурного развития телекоммуникационных средств и информационной техники, создания качественно новых информационных технологий и систем, что выдвигает  информационно-коммуникативные процессы и совокупность разноуровневых информационных факторов на ключевое место в сфере  социального управления в обществе.

В информационной среде, представляющей сложное системное образование, выделяется процессуальная составляющая, как наиболее динамичная и изменяющаяся ее часть – информационно-коммуникативные процессы, которые активно воздействуют на индивидуальную, групповую и общественную психологию (индивидуальное, групповое и массовое сознание).

В наибольшей степени непосредственному  воздействию информационной среды  подвержена духовная сфера общества, деформация и деструктивные изменения  которой в форме психоэмоциональной и социальной напряженности, искаженных нравственных норм и критериев, неадекватных социальных стереотипов и установок, ложных ориентаций и ценностей и  т.п., в свою очередь влияют на состояние  и процессы во всех основных сферах общественной жизни, в том числе  политической и экономической.

Конкретные формы влияния  информационной среды на духовную сферу  общества выделяются как информационное воздействие на социальные субъекты различных уровней общности, системно-структурной  и функциональной организации, на индивидуальную, групповую и общественную психологию, а терминологически в общем виде обозначаются как информационно-психологическое  воздействие. Суть данного понятия  отражает процесс изменения психических  состояний и характеристик людей  под влиянием информационно-коммуникативных  процессов как динамического  компонента информационной среды.

Отличительной особенностью нашего времени является переход  к новому качественному состоянию  общества, которое характеризуется  резким повышением роли информационных процессов и, в частности, созданием  целой индустрии производства информации. Предполагается, что современное  общество находится на переходе к  качественно иной форме своего существования  – информационному обществу и, в более широком контексте, к информационной цивилизации.

Работы современных исследователей, развивающих взгляды Циолковского, Вернадского, Винера и ряда других ученых, закономерно подводят к выводу о  необходимости перевода философско-теоретического осмысления идеи всеобщего информационного  поля в область прикладных научных  исследований, имеющих непосредственное практическое значение для человека.

Существуют определенные различия в понятийном аппарате, в  подходах к выделению структуры  и основных составляющих информационного  поля у различных авторов. В то же время анализ существующих подходов позволяет выделить некоторые основные положения, разделяемые по своей  сути многими специалистами в  этой области, и которые могут  быть достаточно эффективно использованы при рассмотрении проблематики информационно-психологического воздействия на человека, информационно-психологической  безопасности и психологической  защиты личности. Существо некоторых из этих положений представляется возможным изложить в виде следующих основных тезисов.

Жизнь человека развертывается не только в физической среде, мире природы, но и в мире искусственном, им же самим созданным. Этот подход активно развивался отечественными исследователями. Так, например, выделяя  предметную среду и, в первую очередь, природу как вечный источник жизнедеятельности  человека, Л.П. Буева, отмечает, что сама человеческая «деятельность порождает  новую реальность».

Эту новую реальность, создаваемый  человеком «искусственный мир» можно  разделить на две основных составляющих части – техносферу (мир техники, технологий и т.п.) и информационную среду.

Активное использование  понятия информационная среда можно  рассматривать, с одной стороны, как вызванное более углубленным  пониманием социальной среды, а с  другой – определяемое логикой усиления в современных условиях роли и специфики влияния информационных факторов на жизнедеятельность человека и общества в целом.

В настоящее время достаточно активно также используется понятие  информационной сферы, которое иногда рассматривается как синоним  информационной среды.

В наиболее общем виде под информационной сферой понимается совокупность: субъектов информационного взаимодействия или воздействия; собственно информации, предназначенной для использования субъектами информационной сферы; информационной инфраструктуры, обеспечивающей возможность осуществления обмена информацией между субъектами; общественных отношений, складывающихся в связи с формированием, передачей, распространением и хранением информации.

В трактовке понятия информационная сфера можно выделить два основных подхода. Их основное различие заключается во включении субъектов информационного взаимодействия или выделении их из структуры информационной сферы. В рамках проводимого нами социально-психологического анализа и использования в связи с этим понятия информационная среда это не выступает как принципиальное различие. Для целей нашего исследования является существенным моментом, использование таких признаков при определении понятия информационная среда, как совокупность информации и информационно-коммуникативных процессов, участвуя в которых личность может взаимодействовать с информацией, накопленной обществом и другими субъектами как индивидуальными, так и совокупными, как непосредственно, так и опосредованно.

Таким образом, жизнедеятельность  человека реализуется одновременно с миром природы и в специфической  для человеческого общества информационной среде, имеющей свои закономерности развития и функционирования.

Первой характерной особенностью информационной среды общества, а в более широком контексте – всей человеческой цивилизации, является то, что ей присуще постоянное и стремительное расширение, осуществляемое самим же человеком (отдельными личностями, группами людей, организациями, определенными социальными институтами и т.п.). Особенно бурно расширение информационной среды общества происходит в последнее время, и темпы его постоянно растут.

Второй характерной особенностью является то, что в информационной среде в интегрированном виде и разнообразных, зачастую довольно причудливых сочетаниях, одновременно функционирует информация, которая адекватно отражает существующий мир, а также деформированная, искаженная информация. Это обусловлено как сложностью самого процесса познания и неполнотой наших знаний о мире, так и пристрастностью, субъективностью людей, ее порождающих, а зачастую - целенаправленным использованием информационных процессов для введения окружающих в заблуждение при достижении собственных целей и игнорировании наносимого своими действиями ущерба другим людям.

Подтверждением данного  подхода могут служить результаты анализа информационных потоков  в функционировании политической системы  общества. Рассматривая роль и значение информации, а также ее искажений, в частности, в ходе политической борьбы, А.И. Юрьевым, в частности, были выделены восемь основных ее разновидностей, негативно воздействующих на функционирование политической системы общества. По сути выделенные им разновидности отражают действие определенных способов трансформации  и искажения информационных потоков, в результате чего происходят качественные изменения информации, превращающие ее в реальную силу, негативно воздействующую на политическую систему общества. В преддверии информационного века, отмечает он, это ставит вопрос об «информационной  экологии», защищающей психику человека от избыточной и ложной информации.

Можно конечно обсуждать  основания предложенной А.И. Юрьевым  классификации, используемых терминов для обозначения искажений информации, но для наших рассуждений является наиболее значимым фактором их наличие  в информационных процессах, зачастую вызываемое политической борьбой.

Таким образом, трансформация  и изменение информации или процессов  ее функционирования используется некоторыми социальными субъектами для оказания воздействия на психику людей  и изменения их поведения, для  психологических манипуляций и  оказания манипулятивного воздействия  на личность. То есть, специфическим  образом организованное изменение  информационной среды выступает  как своеобразное информационное оружие, которое, в частности, достаточно активно  используется в политической борьбе.

в начало

 

1.4. Взаимодействие человека и  информационной среды: проблема  информационно-психологической безопасности  личности

 

Реформирование общества и переход к рыночным отношениям резко активизировали информационно-коммуникативные  процессы, осуществляемые опосредованно  через средства массовой коммуникации и непосредственно в межличностном  и личностно-групповом взаимодействии. Это стимулировало широкую распространенность и интенсивное применение манипулятивных приемов и технологий воздействия  на людей. Использование в информационно-коммуникативных  процессах манипулятивного воздействия  на различные категории граждан  России достигло таких масштабов, что  может представлять угрозу информационно-психологической  безопасности личности и российского  общества в целом.

Современный этап развития не только не снизил, а усилил тенденцию  к использованию новейших технологий информационного воздействия манипулятивного  характера на психику людей в  политической борьбе.

Информация о работе Подсчитать число ПЭО