Подсчитать число ПЭО

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:08, контрольная работа

Краткое описание

В средствах массовой информации, современной публицистической и научной литературе в последнее время мы часто встречаем термин «зомбирование». Описывающие это явление утверждали, что существуют методы и средства воздействия на человека, позволяющие сделать его послушным «психороботом», управляемым теми, кто владеет специальными средствами и технологией изменения человеческой психики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Часть I. ТАЙНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК СПОСОБ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ВЛАСТИ
1.1. Значения контроля за информационными потоками для социального управления
1.2. Социально-психологические особенности политической ситуации в российском обществе
1.3. Информационная среда и информационно-психологическое воздействие в условиях кардинальных изменений российского общества
1.4. Взаимодействие человека и информационной среды: проблема информационно-психологической безопасности личности

ГЛАВА 2. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
2.1. Особенности анализа феномена тайного принуждения личности
2.2. Тайное принуждение личности в различных культурно-исторических условиях
2.3. Использование тайного принуждения личности в различных сферах социального взаимодействия

ГЛАВА 3. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТАЙНОМ ПРИНУЖДЕНИИ ЛИЧНОСТИ
3.1. Общая характеристика понятийного отображения проявлений тайного принуждения личности
3.2. Анализ, систематизация и уточнение основных понятий, отображающих проявления тайного принуждения личности

ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МАНИПУЛЯЦИИ КАК ТАЙНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
4.1. Общая характеристика научного понятийного аппарата, отражающего проявления тайного принуждения личности
4.2. Средства описания процесса межличностных манипуляций
4.3. Анализ и обобщение подходов к определению понятия «манипуляция»
4.4. Определение понятия «манипуляция» как научного отображения сущности тайного принуждения личности

Часть II. КОМПЛЕКСНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ КАК КОМПЛЕКСНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1. Активизация и основные сферы использования комплексных организационных технологий тайного принуждения личности
1.2. Сущность, содержание и общая характеристика психологических операций, используемых во внешнеполитической сфере и военном противоборстве
1.3. Общие правила и требования к проведению информационно-пропагандистских акций в процессе осуществления психологических операций
1.4. Характеристика основных компонентов психологических операций, используемых во внешнеполитической сфере и военном противоборстве

ГЛАВА 2. «CRISIS MANAGEMENT» И ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
2.1. Понятия «Crisis management» и «кризисных» технологий
2.2. Иллюстрация кризисных технологий с использованием ситуационного моделирования (моделирования гипотетических ситуаций)
2.3. Основные составные компоненты crisis management'а

ГЛАВА 3. ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ КАК ОСНОВНЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1. Общая характеристика информационно-психологических операций, используемых в сфере внутриполитических отношений
3.2. Характеристика основных компонентов информационно-психологических операций в сфере внутриполитических отношений
3.3. Характеристика лоббирования как компонента информационно-психологических операций
3.4. Комплексные организационные технологии тайного принуждения личности: уточнение и систематизация понятий
3.5. Анализ проведения и нейтрализации информационно-психологической операции в ходе региональной избирательной кампании

Часть III. ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В МАССОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ

ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ В МАССОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО АНАЛИЗА
1.1. Позиции рассмотрения и особенности анализа психологических манипуляций в массовых информационных процессах
1.2. Основания выделения различных групп манипулятивного воздействия, используемых в массовых информационных процессах
1.3. Особенности и задачи основных этапов информационно-психологического воздействия манипулятивного характера

ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В МАССОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ
2.1. Техника формирования доверия и привязанности к коммуникатору
2.2. Манипулятивные техники в массовых информационных процессах
2.3. Слухи и провокации как техника информационно-психологического воздействия

Часть IV. ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

ГЛАВА 1. ПРИЕМЫ И ТЕХНИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МАНИПУЛЯЦИЙ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
1.1. Позиции рассмотрения и особенности анализа межличностных манипуляций
1.2. Обсуждение как основной компонент межличностного взаимодействия
1.3. Манипулятивные приемы, используемые в ходе обсуждений и дискуссий

ГЛАВА 2. МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ИГРЫ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК ТЕХНОЛОГИИ МАНИПУЛИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТЬЮ)
2.1. Общая характеристика межличностных манипулятивных игр
2.2. Примеры межличностных манипулятивных игр
2.3. Техники скрытого получения информации от партнера по общению как межличностные манипулятивные игры
2.4. Манипулятивные игры в предпринимательской деятельности

ГЛАВА 3. НЕЙТРАЛИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ МАНИПУЛЯЦИЙ В ОБСУЖДЕНИЯХ И ДИСКУССИЯХ
3.1. Принципы информационного обмена в ходе конструктивного общения
3.2. Требования к аргументации и логическому доказательству в ходе конструктивного обмена информацией
3.3 Психологические особенности нейтрализации деструктивных приемов аргументации оппонента в межличностном общении

Часть V. ЛОЖЬ КАК СРЕДСТВО МАНИПУЛЯЦИЙ

ГЛАВА 1. ЛОЖЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХ

Файлы: 1 файл

Грачев Г манипуляционные технологии.docx

— 369.25 Кб (Скачать)

 

Ко второй группе можно отнести  следующие понятия: макиавеллизм, стратагемы и стратагемная политика, политические интриги и мистификации, психологические и тайные операции, пропаганда и психологическая война, политические игры и недобросовестная реклама (политическая и коммерческая), дезинформация, оперативные игры и т.д.

Рассматривая эту группу понятий, можно отметить следующие  характерные особенности. В понятиях этой группы, как и предыдущей, содержатся основные характеристики, отражающие сущность скрытого принуждения людей:

      • сокрытие истинных целей действий, суть которых заключается, как правило, в получении односторонней или большей выгоды для инициатора этих действий;
      • использование приемов, маскирующих истинные цели и побуждающих совершать действия, выгодные для инициатора их применения;
      • опасность для окружающих действий, обозначающихся данными понятиями, которая отражается в их общей морально негативной оценке.

 

В то же время следует  отметить, что происходит определенная трансформация моральной оценки способов тайного принуждения, использующихся в сфере социального управления. Моральное неодобрение их использования  способствует появлению такого приема, как публичное обвинение оппонентов в их применении и, таким образом, в нарушении якобы общепринятой этики социального взаимодействия. В действительности же использование  таких способов в международных  отношениях, политической и экономической  борьбе, противоборстве спецслужб, военном  искусстве и дипломатии является правилом и, соответственно, влияет на моральную оценку.

Таким образом, наряду с  общей публичной морально негативной оценкой использования этих способов, в указанных сферах социального  взаимодействия оценка их применения определяется такими двумя основными  принципами, как цель оправдывает  средства и двойной стандарт. Иными  словами, применение способов тайного  принуждения с собственной стороны  оправдано и морально допустимо, а с противоположной – нет, так как цели оппонентов не являются такими высокими и полезными, как свои собственные. Достижение собственных целей определяет допустимость применения любых способов и средств.

Политические и оперативные  игры, специальные и тайные операции, психологические операции и психологическая  война, пропагандистские и рекламные  кампании являются понятиями, отражающими  устойчивые организационные формы  целенаправленного комплексного применения различных способов и средств  скрытого принуждения людей.

Об их «узаконенности»  как определенных норм социального  взаимодействия могут, в частности, свидетельствовать следующие факты. Данные понятия введены в официальное  употребление, и их содержание раскрывается в соответствующих нормативных  и методических материалах и литературных источниках. Так, например, в американском законодательстве приводятся следующие  определения тайных операций и психологической  войны.

Тайная операция (американское законодательство):

  1. Деятельность по сбору разведывательной, контрразведывательной и другой информации, тайная политическая или экономическая пропаганда и полувоенная деятельность, проводимая такими способами, которые обеспечивают секретность операций.
  2. Операции, планируемые против иностранных правительств, учреждений и лиц таким образом, чтобы скрыть подлинных организаторов или позволить им в случае провала отрицать причастность к данным операциям.
  3. Операция негласного расследования, в которой используется секретный агент.

Психологическая война (американское законодательство) – «планомерное проведение пропагандистских и других психологических операций для оказания влияния на мнения, чувства и поведение иностранных группировок в целях достижения задач национальной политики государства».

В то же время, опираясь на данные иностранных источников, следует  сразу же отметить, что объектами  психологических операций, проводимыми  зарубежными государствами, выступают  не только иностранные группировки, но и определенные социальные группы и организации как других стран (враждебных и дружественных), так  и своей собственной страны, а  также ее население в целом.

Технология проведения психологических операций на тактическом, оперативном и стратегическом уровне детально описана в нормативных  документах и методических материалах вооруженных сил США и ряда других стран. Цели, задачи и способы, методика, уровни организации и осуществления  психологических операций, в частности, изложены в принятых во второй половине восьмидесятых годов нормативных  документах регламентирующих действия армии США в этой сфере.

Об активизации использования  тайных операций и информационно-психологических  акций свидетельствует, в частности, позиция американских законодателей.

В 1991 году в США внесены  дополнения в принятый в 1947 году закон  «О национальной безопасности», которым  официально за правительством США закреплено право осуществлять тайные операции, т.е. такие действия по оказанию влияния  на политическую, экономическую или  военную обстановку за рубежом, при  осуществлении которых предполагается, что роль руководства и государственных  органов Соединенных Штатов не будет  очевидной или публично признанной.

В этом плане достаточно показательными являются высказывания председателя комитета по разведке палаты представителей конгресса США П. Гооса, который, выступая перед американскими  журналистами в мае 1998 года, отмечал  необходимость повышения эффективности  тайных операций. Тайные операции ближайшего времени, как считает П. Гоос, который  в прошлом был оперативным  работником ЦРУ, вероятно, будут включать элементы психологической войны, а  также более активное использование  информационного оружия.

Комплексное использование  различных способов скрытого психологического принуждения людей в виде системы  психологических операций и разнообразных  пропагандистских акций и рекламных  кампаний выступает как распространенное средство политической борьбы не только во внешнеполитической деятельности и  в условиях международных конфликтов, но и как присущее внутриполитической деятельности. И в этом состоит  еще одна его характерная особенность.

Так, например, рассматривая психологическую войну в широком  смысле как целенаправленное и планомерное  использование политическими оппонентами  пропаганды и других средств (дипломатических, военных, экономических, политических и т.д.) для прямого или косвенного воздействия на мнения, настроения, чувства и в итоге на поведение  противника с целью заставить  его действовать в угодных  им направлениях, современные российские политологи отмечают, что, будучи компонентом  системы политических отношений, психологическая  война присутствует в различных  измерениях этой системы не только как внешняя, но и как внутренняя политика.

Во внутренней политике психологическая война обычно ограничивается пропагандистским противостоянием  политических оппонентов, хотя может  приобретать в отдельных случаях  и более сложный комплексный  характер. Внутриполитическими примерами  психологической войны являются пропагандистские столкновения в ходе любой предвыборной кампании или  борьбы за власть.

Здесь психологическая  война выступает в качестве действий, направленных на ослабление морального духа политических оппонентов, на подрыв авторитета их руководителей, на дискредитацию  их действий, в конечном счете на оказание давления на взгляды отдельных людей и общественное мнение в целом для достижения конкретных целей.

Продолжая рассмотрение понятий  данной группы, можно выделить еще  некоторые характерные особенности  и различия в их значении.

Во-первых, выделяется ряд  понятий, отражающих общий подход к  использованию способов скрытого принуждения  людей. К ним, в частности относятся  такие понятия, как макиавеллизм и стратагемная политика.

Под макиавеллизмом (от имени Н. Макиавелли) понимается образ политической деятельности, не пренебрегающей любыми средствами ради достижения поставленной цели.

Суть стратагемной политики заключается в том, что это политика, которая обеспечивает реализацию подготовленной стратагемы, используя при этом средства и методы не из норм и обычаев международного права, а из теории военного искусства, и основывается на принципе – цель оправдывает средства. Содержательная модель стратагемы является «синтезом результатов оценки ситуации и специфического приема, выработанного теорией для аналогичной обстановки». Стратагема, в частности внешнеполитическая, в интерпретации специалистов – это, как правило, хорошо разработанный стратегический план, нацеленный на решение одной или нескольких важнейших стратегических задач внешней политики государства и предусматривающий использование обманных действий (хитростей, ловушек), которые вводят противника в заблуждение относительно истинных целей и побуждают его действовать определенным образом, выгодном для противоположной стороны.

Во-вторых, можно выделить ряд понятий, отражающих определенные способы, общие механизмы и обобщенные схемы процесса скрытого принуждения  людей. К ним, в частности, можно  отнести следующие понятия: дезинформирование, блеф в политике, манипулирование в политике, политическая интрига, пропаганда и агитация, недобросовестная реклама и т.п. Для иллюстрации этого положения рассмотрим кратко содержание некоторых из этих понятий.

Агитация (лат. agitatio – приведение в движение) – пропагандистская деятельность с целью побуждения к политической активности отдельных групп или широких масс населения. Отличается разнообразием устных, печатных и аудиовизуальных средств и является распространенным инструментом политической борьбы.

Пропаганда (лат. propaganda – подлежащее распространению) – деятельность – устная или с помощью средств массовой информации, осуществляющая популяризацию и распространение идей в общественном сознании.

 

Понятие «пропаганда» было введено в 1662 г. Папой XV, образовавшим особую конгрегацию, задачей которой  было распространение веры с помощью  миссионерской деятельности.

Под политической пропагандой понимается систематически осуществляемые усилия повлиять на сознание индивидов, групп, общества для достижения определенного, заранее намеченного результата в области политического действия.

Кроме этих значений в понятие  «пропаганда» в большинстве случаев  вкладывается негативный смысл. Для  иллюстрации этого положения  приведем ряд определений пропаганды, сформулированных зарубежными авторами. Многие зарубежные специалисты, по сути дела, открыто признают, что пропаганда является средством обмана, информационно-психологического насилия над личностью и контроля ее поведения. Об этом, в частности, свидетельствуют даваемые ими и  приведенные ниже некоторые определения.

Наиболее характерным  и отражающим сущность пропаганды является определение английского теоретика  Л. Фрезера, который полагает, что  «пропаганду можно определить, как искусство принуждения людей делать то, чего бы они не делали, если бы располагали всеми относящимися к ситуации данными».

Известный американский исследователь  средств массовой информации Лассуэл  подчеркивал, что не цель, а метод  отличает управление людьми с помощью  пропаганды от управления ими при  помощи насилия, бойкота, подкупа или  других средств социального контроля.

Практически не изменилось понимание пропаганды, сущность которой  по мнению американских психологов, высказанному еще более полувека назад состоит  в том, что под ее влиянием «каждый  индивид ведет себя так, как если бы его поведение вытекало из его  собственных решений. Точно также  можно манипулировать поведением группы людей, причем каждый член такой группы будет считать, что поступает  по собственному разумению».

В те же годы американскими  социальными психологами совершенно открыто утверждалось, что пропаганда является «частью более широкого процесса создания легенд и мифов».

 

Дезинформирование:

  1. Мероприятие, рассчитанное на введение в заблуждение лиц или организаций путем подтасовки и подделки документальных доказательств с тем, чтобы вызвать ответное действие со стороны лиц или организаций, компрометирующее ее.
  2. Сообщение неверных сведений, введение в заблуждение ложной информацией.

 

Манипуляция (от фр. – manipulation) в политике рассматривается в следующих двух основных значениях:

  1. махинация;
  2. система психологического воздействия, ориентированная на внедрение иллюзорных представлений.

 

Кроме рассмотренных выше, во второй группе, выделяется ряд понятий, отражающих устойчивые организационные формы комплексного использования способов скрытого принуждения людей. К ним, в частности, можно отнести следующие понятия: «политические игры», «оперативные игры», «лоббирование», «психологические операции», «тайные операции», «специальные операции».

Среди указанных организационных  форм комплексного использования способов скрытого принуждения людей можно  выделить две основные категории. К первой относятся те из них, которые имеют специфическую сферу применения, ограниченный круг объектов воздействия и не затрагивают непосредственно в массовом порядке значительные группы населения. Это, в частности, оперативные игры, специальные и тайные операции. К этой категории можно также отнести некоторые кризисные технологии, политические игры и лоббирование в случаях, когда они не входят в качестве составных компонентов более крупномасштабных организационных форм тайного принуждения людей, например, при информационно-психологических операциях. Такие же организационные формы, как психологические операции в политической борьбе, информационно-пропагандистские и рекламные кампании, направлены, как правило, на большие группы населения, т.е. для них практически каждый человек является объектом воздействия и скрытого психологического принуждения.

Информация о работе Подсчитать число ПЭО