Подсчитать число ПЭО

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:08, контрольная работа

Краткое описание

В средствах массовой информации, современной публицистической и научной литературе в последнее время мы часто встречаем термин «зомбирование». Описывающие это явление утверждали, что существуют методы и средства воздействия на человека, позволяющие сделать его послушным «психороботом», управляемым теми, кто владеет специальными средствами и технологией изменения человеческой психики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Часть I. ТАЙНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК СПОСОБ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ВЛАСТИ
1.1. Значения контроля за информационными потоками для социального управления
1.2. Социально-психологические особенности политической ситуации в российском обществе
1.3. Информационная среда и информационно-психологическое воздействие в условиях кардинальных изменений российского общества
1.4. Взаимодействие человека и информационной среды: проблема информационно-психологической безопасности личности

ГЛАВА 2. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
2.1. Особенности анализа феномена тайного принуждения личности
2.2. Тайное принуждение личности в различных культурно-исторических условиях
2.3. Использование тайного принуждения личности в различных сферах социального взаимодействия

ГЛАВА 3. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТАЙНОМ ПРИНУЖДЕНИИ ЛИЧНОСТИ
3.1. Общая характеристика понятийного отображения проявлений тайного принуждения личности
3.2. Анализ, систематизация и уточнение основных понятий, отображающих проявления тайного принуждения личности

ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МАНИПУЛЯЦИИ КАК ТАЙНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
4.1. Общая характеристика научного понятийного аппарата, отражающего проявления тайного принуждения личности
4.2. Средства описания процесса межличностных манипуляций
4.3. Анализ и обобщение подходов к определению понятия «манипуляция»
4.4. Определение понятия «манипуляция» как научного отображения сущности тайного принуждения личности

Часть II. КОМПЛЕКСНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ КАК КОМПЛЕКСНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1. Активизация и основные сферы использования комплексных организационных технологий тайного принуждения личности
1.2. Сущность, содержание и общая характеристика психологических операций, используемых во внешнеполитической сфере и военном противоборстве
1.3. Общие правила и требования к проведению информационно-пропагандистских акций в процессе осуществления психологических операций
1.4. Характеристика основных компонентов психологических операций, используемых во внешнеполитической сфере и военном противоборстве

ГЛАВА 2. «CRISIS MANAGEMENT» И ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
2.1. Понятия «Crisis management» и «кризисных» технологий
2.2. Иллюстрация кризисных технологий с использованием ситуационного моделирования (моделирования гипотетических ситуаций)
2.3. Основные составные компоненты crisis management'а

ГЛАВА 3. ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ КАК ОСНОВНЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1. Общая характеристика информационно-психологических операций, используемых в сфере внутриполитических отношений
3.2. Характеристика основных компонентов информационно-психологических операций в сфере внутриполитических отношений
3.3. Характеристика лоббирования как компонента информационно-психологических операций
3.4. Комплексные организационные технологии тайного принуждения личности: уточнение и систематизация понятий
3.5. Анализ проведения и нейтрализации информационно-психологической операции в ходе региональной избирательной кампании

Часть III. ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В МАССОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ

ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ В МАССОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО АНАЛИЗА
1.1. Позиции рассмотрения и особенности анализа психологических манипуляций в массовых информационных процессах
1.2. Основания выделения различных групп манипулятивного воздействия, используемых в массовых информационных процессах
1.3. Особенности и задачи основных этапов информационно-психологического воздействия манипулятивного характера

ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В МАССОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ
2.1. Техника формирования доверия и привязанности к коммуникатору
2.2. Манипулятивные техники в массовых информационных процессах
2.3. Слухи и провокации как техника информационно-психологического воздействия

Часть IV. ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

ГЛАВА 1. ПРИЕМЫ И ТЕХНИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МАНИПУЛЯЦИЙ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
1.1. Позиции рассмотрения и особенности анализа межличностных манипуляций
1.2. Обсуждение как основной компонент межличностного взаимодействия
1.3. Манипулятивные приемы, используемые в ходе обсуждений и дискуссий

ГЛАВА 2. МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ИГРЫ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК ТЕХНОЛОГИИ МАНИПУЛИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТЬЮ)
2.1. Общая характеристика межличностных манипулятивных игр
2.2. Примеры межличностных манипулятивных игр
2.3. Техники скрытого получения информации от партнера по общению как межличностные манипулятивные игры
2.4. Манипулятивные игры в предпринимательской деятельности

ГЛАВА 3. НЕЙТРАЛИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ МАНИПУЛЯЦИЙ В ОБСУЖДЕНИЯХ И ДИСКУССИЯХ
3.1. Принципы информационного обмена в ходе конструктивного общения
3.2. Требования к аргументации и логическому доказательству в ходе конструктивного обмена информацией
3.3 Психологические особенности нейтрализации деструктивных приемов аргументации оппонента в межличностном общении

Часть V. ЛОЖЬ КАК СРЕДСТВО МАНИПУЛЯЦИЙ

ГЛАВА 1. ЛОЖЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХ

Файлы: 1 файл

Грачев Г манипуляционные технологии.docx

— 369.25 Кб (Скачать)

Объектами психологических  операций могут быть: население, правительства  и армии враждебных, дружественных  и нейтральных стран, а в некоторых  ситуациях население и армия  своей страны. Психологические операции проводятся в мирное и военное  время, а также в кризисных  ситуациях.

Если вычленить, то общее  что есть в современном понимании  психологического содержания, психологических  механизмов, собственно психологической  сущности психологических операций, психологической войны, пропаганды, то это общее в кратком виде можно обозначить как использование  специфических средств и способов для оказания воздействия с целью  манипулирования группами людей  и отдельными лицами в интересах  других личностей и групп людей. По сути дела, это процесс организации  и осуществления специфического воздействия на людей для манипулирования  ими.

Как указывалось выше этот специфический вид воздействия  обозначается как манипулятивное воздействие, под которым понимается использование  различных способов, средств и  приемов воздействия на психику  человека для изменения его поведения  таким образом, что он начинает совершать  поступки выгодные для субъекта воздействия  и, которые он не совершил бы если бы знал в достаточном объеме данные, относящиеся к данной ситуации, в  том числе какие способы или  в каких целях применялись  по отношению к нему.

В ходе проведения психологических  операций манипулятивное воздействие  осуществляется на группы людей, как  на относительно небольшие, например личный состав конкретного воинского подразделения, так и на многочисленные, вплоть до населения одной или нескольких стран. Кроме этого манипулятивное воздействие осуществляется на отдельных  лиц, деятельность которых может  существенным образом влиять на проведение конкретных крупномасштабных или имеющих  важное значение мероприятий политического, экономического и военного характера. Конкретизироваться манипулятивное воздействие  может в различных технологиях  и разнообразных формах рефлексивного  управления.

Главная цель информационно-пропагандистских акций в процессе проведения психологических  операций – это дестабилизация общественной жизни, разложение изнутри, подготавливающее почву для успешного осуществления политических, экономических и военных действий направленных против какого-либо государства. Подрывные информационно-пропагандистские акции – это наиболее динамичные и агрессивные элементы, осуществляемых противником психологических операций.

Ввиду того, что объектом информационно-психологического воздействия  являются люди, главная задача подрывных  информационно-пропагандистских акций  в процессе проведения психологических  операций заключается в том, чтобы  повлиять на духовную сферу – общественное мнение и настроение, ценностные ориентации, взгляды, социально-психологический климат, посеять страх и неуверенность перед будущим, вызвать недоверие к деятельности органов власти и государственного управления, создать атмосферу недовольства, тревоги, содействовать возникновению оппозиционных групп и стимуляции антиправительственной деятельности и т.п.

Сущность и направленность комплекса психологических операций, объединенных долговременным стратегическим замыслом хорошо иллюстрируется высказыванием  одного из основателей и идеологов  американской разведки А. Даллеса:

 

«Посеяв там (в Советском  Союзе) хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти ценности поверить. Как? Мы найдем единомышленников... Найдем союзников  и помощников в самой России.

Эпизод за эпизодом будет  разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного  на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания...

Мы будем всячески поддерживать, и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать культ  секса, насилия, садизма, предательства, – словом, всякой безнравственности. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху...

Мы будем незаметно, но активно способствовать самодурству  чиновников, взяточников, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут  возводиться в добродетель...

Честность и порядочность будут осмеиваться и превратятся  в пережиток прошлого. Хамство  и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов, прежде всего к русскому народу, – все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветет махровым цветом...»

 

Примечательно, что способы  и рекомендации по проведению подрывной  деятельности, в т.ч. информационно-психологического воздействия разрабатывались и  использовались с очень давних пор. Анализ и обобщение рекомендаций того времени позволяет представить  суть некоторых из них в следующих  кратких положениях:

      • пытайтесь внести разложение во все ценное, вовлекайте людей в преступные дела;
      • подрывайте положение авторитетов и их репутацию, навлекайте на них позор в глазах соотечественников;
      • используйте даже самых низких и отвратительных людей;
      • мешайте деятельности правительств;
      • сейте разногласия и раздоры;
      • восстанавливайте молодежь против стариков;
      • сокрушайте старые традиции;
      • не жалейте ни подарков, ни денег, ни обещаний – все окупится.

 

Появление новых средств  распространения информации, разработка и использование наиболее эффективных  способов подачи различных сообщений  поставили вопросы техники информационно-пропагандистского  воздействия на одно из центральных мест в подготовке и проведении психологических операций в современных условиях.

в начало

 

1.3. Общие  правила и требования к проведению  информационно-пропагандистских акций  в процессе осуществления психологических  операций

 

Американский разведчик  Л. Фараго, работавший также некоторое  время на радиостанции «Свободная Европа», делясь опытом проведения психологических  операций или как он называет психологической  войны, в разделе «Пропаганда» своей  книги «Война умов», сформулировал  ряд принципов этой деятельности. Он обращает внимание на то, что пропаганда, не становясь монотонной, должна повторяться, снова и снова внушая одни и  те же идеи. Используясь как наступательное оружие, она должна затрагивать личности больше, чем события, так как события  очень сложны для восприятия, а  имя делает новость.

К основным принципам ведения  пропаганды Л. Фараго относит также  следующие:

      • пропаганда должна быть замаскирована, ее нельзя называть своим именем, иначе она потерпит неудачу;
      • пропаганда должна основываться на разведывательной информации, на знании политических, духовных, военных, экономических, бытовых особенностей стран и народов, для которых она предназначена;
      • она не должна сочинять темы для обсуждения, а исходить из вопросов и проблем, имеющихся в действительности;
      • должна быть гибкой и динамичной, постоянно приспосабливаться к событиям дня и быть всегда готовой изменить свою интерпретацию конкретного явления, чтобы более эффективно его использовать при изменившейся обстановке;
      • нельзя руководить пропагандой издали, хотя директивы и инструкции могут поступать из центра, конкретная обработка материалов должна оставаться на усмотрение людей, занимающихся ее распространением;
      • необходимо использовать все существующие возможности для распространения пропаганды, и особенно граждан тех стран, которые являются ее объектом, превращая их в невольных распространителей.

 

Л. Фараго подчеркивает, что  пропаганда должна воздействовать на чувства больше, чем на разум. Приоритет  эмоций как объекта пропагандистского  воздействия выделяет и Л. Фрезер. На каких эмоциях может прямо  или косвенно играть пропаганда задает он вопрос? И сам отвечает на него следующим образом: на всех – на простых эмоциях, вроде страха, на сложных – таких как гордость или любовь к приключениям, на недостойных эмоциях вроде жадности, или на добрых – таких как сочувствие или самоуважение, на эгоистических эмоциях вроде честолюбия, или на эмоциях, обращенных к другим – таких как любовь к семье. Все человеческие эмоции и инстинкты в то или иное время давали пропагандистам средства влиять или пытаться влиять на поведение тех, кто служит для них мишенью.

Анализ организации и  направленности пропагандистских акций, осуществляемых в процессе проведения психологических операций, позволяет  выделить некоторые рекомендации в  качестве общих правил или определенных принципов:

      • осуществление информирование по всем возможным каналам, которые достигают объектов психологических операций;
      • использование в пропагандистских акциях любых аргументов и доводов, которые могут служить достижению целей проводимых психологических операций;
      • постоянное составление (формирование) и распространение сообщений с искаженной, ложной или специальным образом подобранной информации, в том числе в виде слухов, исходя из того, что «что-нибудь, да останется»;
      • дифференцированный подход к объектам пропагандистских акций по возрастному, национальному, профессиональному и другим признакам;
      • изменение содержания пропагандистских материалов, способов и средств их подачи в зависимости от обстановки: от незаметного и скрытого манипулятивного воздействия, до прямых побудительных призывов к активным действиям;
      • постоянный учет психологических особенностей и состояний людей для того, чтобы расширить аудиторию объектов пропагандистских акций путем использования специальных приемов манипулятивного воздействия;
      • использование в пропагандистских акциях проводимых психологических операций граждан и других лиц, постоянно проживающих в странах-мишенях воздействия или выходцев из них.

 

в начало

 

1.4. Характеристика  основных компонентов психологических  операций, используемых во внешнеполитической  сфере и военном противоборстве

 

В самом общем виде психологическую  операцию возможно рассматривать как  сложный согласованный комплекс мер политического, экономического, организационно-технического и военного характера, а также разведывательно-подрывных  и информационно-пропагандистских акций, осуществляемых для оказания психологического воздействия на отдельных  лиц и различные категории  населения, личный состав вооруженных  сил, работников структур государственной  власти и управления страной или  отдельными регионами, членов политических партий, общественных организаций и  движений с целью изменения их чувств, психических состояний, мнений, отношений и поведения таким  образом, что это способствует достижению целей, выгодных для отдельных лиц, групп, социальных организаций, определенных государственных или других структур страны-субъекта этих операций. Причем объектами психологических операций могут быть как граждане страны противника и ее союзников, так и свои соотечественники и союзники.

Анализ применяемых во внешнеполитической и военной сфере  психологических операций можно  выделить в их структуре информационно-пропагандистскую и организационно-практическую или  вспомогательную деятельность, которые  направлены на оказание психологического воздействия и/или создание условий, повышающих его эффективность.

Психологические операции могут проводиться в форме  информационно-пропагандистских, политических, экономических, военных и иных акций.

Организационно-практическую деятельность иногда обозначают как  психологические действия, под которыми понимается осуществление конкретных мероприятий как в мирное, так  и военное время, направленных на подрыв позиций противоборствующей стороны и укрепление собственных.

К психологическим действиям, в частности, относят: экономические  и политические санкции или угрозу их применения; демонстрация силы (военной  мощи) и угрозу ее применения; поддержка  внутри страны (объекта психологических  операций) оппозиции (в том числе  вооруженной), расовых, этнических, религиозных  и иных противоречий, кампаний гражданского неповиновения, митингов, демонстраций; развитие доброжелательности населения (с помощью гражданских программ в области медицины, образования, сельского хозяйства, гуманитарной помощи, организации работы с авторитетами из местного населения и т.д.). Каждая из таких акций или мероприятий, или их комплекс должны влиять на принятие решений политических деятелей или население стран, являющихся объектами психологических операций.

Информация о работе Подсчитать число ПЭО