Подсчитать число ПЭО

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:08, контрольная работа

Краткое описание

В средствах массовой информации, современной публицистической и научной литературе в последнее время мы часто встречаем термин «зомбирование». Описывающие это явление утверждали, что существуют методы и средства воздействия на человека, позволяющие сделать его послушным «психороботом», управляемым теми, кто владеет специальными средствами и технологией изменения человеческой психики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Часть I. ТАЙНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК СПОСОБ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ВЛАСТИ
1.1. Значения контроля за информационными потоками для социального управления
1.2. Социально-психологические особенности политической ситуации в российском обществе
1.3. Информационная среда и информационно-психологическое воздействие в условиях кардинальных изменений российского общества
1.4. Взаимодействие человека и информационной среды: проблема информационно-психологической безопасности личности

ГЛАВА 2. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
2.1. Особенности анализа феномена тайного принуждения личности
2.2. Тайное принуждение личности в различных культурно-исторических условиях
2.3. Использование тайного принуждения личности в различных сферах социального взаимодействия

ГЛАВА 3. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТАЙНОМ ПРИНУЖДЕНИИ ЛИЧНОСТИ
3.1. Общая характеристика понятийного отображения проявлений тайного принуждения личности
3.2. Анализ, систематизация и уточнение основных понятий, отображающих проявления тайного принуждения личности

ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МАНИПУЛЯЦИИ КАК ТАЙНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
4.1. Общая характеристика научного понятийного аппарата, отражающего проявления тайного принуждения личности
4.2. Средства описания процесса межличностных манипуляций
4.3. Анализ и обобщение подходов к определению понятия «манипуляция»
4.4. Определение понятия «манипуляция» как научного отображения сущности тайного принуждения личности

Часть II. КОМПЛЕКСНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ КАК КОМПЛЕКСНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1. Активизация и основные сферы использования комплексных организационных технологий тайного принуждения личности
1.2. Сущность, содержание и общая характеристика психологических операций, используемых во внешнеполитической сфере и военном противоборстве
1.3. Общие правила и требования к проведению информационно-пропагандистских акций в процессе осуществления психологических операций
1.4. Характеристика основных компонентов психологических операций, используемых во внешнеполитической сфере и военном противоборстве

ГЛАВА 2. «CRISIS MANAGEMENT» И ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
2.1. Понятия «Crisis management» и «кризисных» технологий
2.2. Иллюстрация кризисных технологий с использованием ситуационного моделирования (моделирования гипотетических ситуаций)
2.3. Основные составные компоненты crisis management'а

ГЛАВА 3. ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ КАК ОСНОВНЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1. Общая характеристика информационно-психологических операций, используемых в сфере внутриполитических отношений
3.2. Характеристика основных компонентов информационно-психологических операций в сфере внутриполитических отношений
3.3. Характеристика лоббирования как компонента информационно-психологических операций
3.4. Комплексные организационные технологии тайного принуждения личности: уточнение и систематизация понятий
3.5. Анализ проведения и нейтрализации информационно-психологической операции в ходе региональной избирательной кампании

Часть III. ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В МАССОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ

ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ В МАССОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО АНАЛИЗА
1.1. Позиции рассмотрения и особенности анализа психологических манипуляций в массовых информационных процессах
1.2. Основания выделения различных групп манипулятивного воздействия, используемых в массовых информационных процессах
1.3. Особенности и задачи основных этапов информационно-психологического воздействия манипулятивного характера

ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В МАССОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ
2.1. Техника формирования доверия и привязанности к коммуникатору
2.2. Манипулятивные техники в массовых информационных процессах
2.3. Слухи и провокации как техника информационно-психологического воздействия

Часть IV. ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

ГЛАВА 1. ПРИЕМЫ И ТЕХНИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МАНИПУЛЯЦИЙ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
1.1. Позиции рассмотрения и особенности анализа межличностных манипуляций
1.2. Обсуждение как основной компонент межличностного взаимодействия
1.3. Манипулятивные приемы, используемые в ходе обсуждений и дискуссий

ГЛАВА 2. МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ИГРЫ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК ТЕХНОЛОГИИ МАНИПУЛИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТЬЮ)
2.1. Общая характеристика межличностных манипулятивных игр
2.2. Примеры межличностных манипулятивных игр
2.3. Техники скрытого получения информации от партнера по общению как межличностные манипулятивные игры
2.4. Манипулятивные игры в предпринимательской деятельности

ГЛАВА 3. НЕЙТРАЛИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ МАНИПУЛЯЦИЙ В ОБСУЖДЕНИЯХ И ДИСКУССИЯХ
3.1. Принципы информационного обмена в ходе конструктивного общения
3.2. Требования к аргументации и логическому доказательству в ходе конструктивного обмена информацией
3.3 Психологические особенности нейтрализации деструктивных приемов аргументации оппонента в межличностном общении

Часть V. ЛОЖЬ КАК СРЕДСТВО МАНИПУЛЯЦИЙ

ГЛАВА 1. ЛОЖЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХ

Файлы: 1 файл

Грачев Г манипуляционные технологии.docx

— 369.25 Кб (Скачать)

Во-вторых, манипуляция используется как обозначение специфического вида психологического воздействия. В этом значении используются также понятия «манипулятивное воздействие», «психологические манипуляции», «манипулирование общественным мнением» и «манипулирование общественным сознанием», «межличностные манипуляции», «социально-политические манипуляции личностью» и т.п.

В-третьих, понятие манипуляции используется для обозначения определенных организационных форм применения тайного принуждения человека и отдельных способов или устойчивых сочетаний приемов скрытого психологического воздействия на личность.

Причем можно выделить простые «одноактные» манипуляции или акты манипулятивного воздействия, а также сложные, которые можно условно обозначить как манипулятивные игры.

Иными словами, процесс  манипулирования может быть растянут во времени и представлять многошаговую поэтапную процедуру оказания манипулятивного  воздействия на человека. Он может  быть относительно простым, включающим «одноактный» период общения с использованием одного или нескольких приемов манипулятивного  воздействия, или структурно достаточно сложным, т.е. включать комплекс (систему) разнообразных манипулятивных приемов, действие которых направлено на различные  психологические структуры личности и использование различных психологических  механизмов с поэтапной реализацией  этих приемов в определенные периоды  времени и в различных ситуациях  взаимодействия. Таким образом, сложная  манипуляция имеет свои временную, пространственную и организационно-социальную структуры.

Сложные и устойчивые организационные  формы тайного принуждения человека, как уже отмечалось, могут обозначаться самостоятельными понятиями, например, такими как политические игры, психологические  операции, манипулятивные информационно-пропагандистские и информационно-рекламные кампании и т.д. В данном случае добавление определения «манипулятивный» позволяет  хотя бы при анализе отделить недобросовестную рекламу и пропаганду от общественно  необходимых форм публичного доведения  информации о важных и социально  значимых проблемах, идеях, взглядах, товарах и т.п. (например, пропаганда здорового образа жизни, реклама новых технологий и технических новинок и т.д.).

Кроме этого, для обозначения  отдельных способов, их устойчивых сочетаний, условий и организации  их применения могут использоваться такие понятия, как манипулятивные приемы, манипулятивные техники, манипулятивные технологии и т.п.

Часть II

КОМПЛЕКСНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

 

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ОПЕРАЦИИ КАК КОМПЛЕКСНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ  ЛИЧНОСТИ

1.1. Активизация  и основные сферы использования  комплексных организационных технологий  тайного принуждения личности

1.2. Сущность, содержание и общая характеристика  психологических операций, используемых  во внешнеполитической сфере  и военном противоборстве

1.3. Общие правила  и требования к проведению  информационно-пропагандистских акций  в процессе осуществления психологических  операций

1.4. Характеристика  основных компонентов психологических  операций, используемых во внешнеполитической  сфере и военном противоборстве

 

ГЛАВА 2. «CRISIS MANAGEMENT» И ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

2.1. Понятия  «Crisis management» и «кризисных» технологий

2.2. Иллюстрация  кризисных технологий с использованием  ситуационного моделирования (моделирования  гипотетических ситуаций)

2.3. Основные  составные компоненты crisis management'а

 

ГЛАВА 3. ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ОПЕРАЦИИ КАК ОСНОВНЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ  ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

3.1. Общая характеристика  информационно-психологических операций, используемых в сфере внутриполитических  отношений

3.2. Характеристика  основных компонентов информационно-психологических  операций в сфере внутриполитических  отношений

3.3. Характеристика  лоббирования как компонента  информационно-психологических операций

3.4. Комплексные  организационные технологии тайного  принуждения личности: уточнение  и систематизация понятий

3.5. Анализ  проведения и нейтрализации информационно-психологической  операции в ходе региональной  избирательной кампании

 

к содержанию

 

ГЛАВА 1

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ КАК КОМПЛЕКСНЫЕ  ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО  ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

 

1.1. Активизация  и основные сферы использования  комплексных организационных технологий  тайного принуждения личности

 

Тенденции общественного  развития и противоборства в международной  сфере развиваются в сторону  существенного качественного и  количественного повышения использования  информационно-психологических факторов, в частности, при реализации комплекса  мероприятий по подготовке к ведению  информационных войн.

Становится реальностью  и выдвигается на первый план новая  группа угроз безопасности, возникающих  при подготовке и ведению иностранными государствами информационной войны, в частности, в регионах, являющихся традиционно сферой российских национальных интересов (России), а также и на ее собственной территории.

Одним из направлений осуществляемых мероприятий по подготовке и проведению информационных войн является проведение информационно-психологических операций, ориентированных на формирование условий  для принятия выгодных для зарубежных государств и их деловых кругов решений  в военной, политической, экономической  и других областях в странах-мишенях, являющихся объектами информационно-психологического воздействия.

Об этом, в частности  свидетельствуют высказывания председателя комитета по разведке палаты представителей конгресса США П. Гооса, который  выступая перед американскими журналистами в мае 1998 года, отмечал необходимость  повышения эффективности тайных операций. Причем тайные операции ближайшего времени, как считает П. Госс, который, в прошлом был оперативным  работником ЦРУ, вероятно, будут включать элементы психологической войны  а также более активное использование  информационного оружия.

Это, позволяет сделать  вывод о реальности угрозы национальной безопасности России в информационной сфере, связанных с активизацией использования информационно-психологического воздействия.

Кроме межгосударственных отношений и военной сферы  наиболее массированно и рельефно психологические  манипуляции проявляются и используются в политической борьбе и экономической  конкуренции. В этих сферах зачастую они включены в долговременные и  широкомасштабные операции с использованием разнообразных организационных  форм и имеют комплексный характер. Причем последствия действий и поведения  человека и его выбора под влиянием коммерческой рекламы носят локальный  ограниченный характер, а негативные последствия использования кризисных  технологий в экономической конкуренции  хотя и могут затрагивать интересы значительных групп людей, но в малой  степени зависят от воли и действий большинства из них, так как активными  участниками от деятельности которых  зависит исход конкурентной борьбы является ограниченный круг собственников  и управленцев, определенных финансово-экономических  структур и команд профессионалов, специализирующихся в сфере использования  специальных технологий конкурентной борьбы.

В то же время при политическом выборе его последствия имеют  массовой и долговременный характер как лично для совершающего выбор, так и для других людей и  таким образом не только затрагивают  интересы большинства населения, но и вовлекают в политическую борьбу в качестве активных участников значительные группы людей. Кроме этого в политической сфере в наиболее рельефном и  относительно явном виде реализуются  закономерности борьбы с присущими  ей хитростями, маневрами, обманом и  другими специфическими приемами, средствами и вытекающими последствиями.

Как отмечают политологи, психологическая  война между политическими противниками является реальностью нашего времени, и свойственна не только для внешнеполитической сферы, но и активно используется во внутриполитической деятельности и присуща как развитым странам запада, так и нашей российской действительности1[1].

Ее развертывание осуществляется в форме психологических операций и наиболее динамичной их части - информационно-пропагандистском столкновении политических оппонентов.

Политические и оперативные  игры, специальные и тайные операции, психологические операции и психологическая  война, пропагандистские и рекламные  кампании являются понятиями, отражающими  устойчивые организационные формы  целенаправленного комплексного применения различных способов и средств  скрытого принуждения людей.

Об их «узаконенности»  как определенных норм социального  взаимодействия могут, в частности, свидетельствовать следующие факты. Данные понятия введены в официальное  употребление, и их содержание раскрывается в соответствующих нормативных  и методических материалах и литературных источниках. Так, например, в американском законодательстве приводятся специальные  определения тайных операций и психологической  войны, которые мы приводили ранее  в предыдущих главах.

В то же время, опираясь на данные иностранных источников, следует  сразу же отметить, что объектами  психологических операций, проводимыми  зарубежными государствами, выступают  не только иностранные группировки, но и определенные социальные группы и организации как других стран (враждебных и дружественных), так  и своей собственной страны, а  также ее население в целом2[2].

Так, например, в качестве важнейшего источника угроз информационно-психологической  безопасности, действующего постоянно  и все более активно и мощно, П.И. Фисенко рассматривает также  другие государства, ведущие массированные  психологические операции против населения  или отдельных социальных групп  страны, избранной в качестве их «мишени» (объекта воздействия). Основываясь  на анализе работ американских специалистов в этой области (Г. Киссинджер «Проблемы  национальной стратегии», У. Тейлор «Психологические операции как компонент спектра  конфликтов»), он делает вывод об усилении внимания к использованию психологических  факторов и психологических операций в обеспечении внешнеполитической деятельности США, о направленности психологических исследований на выработку  рекомендаций для правящей элиты  и руководства вооруженных сил  в мирное время и в кризисных  ситуациях.

Данные рекомендации, в  частности, включают следующие положения:

  1. стратегическое мышление обязательно должно учитывать психологический фактор, стратег должен знать, как ведут себя люди в ситуациях угрозы и провоцирования;
  2. психологические операции в любом виде войны или конфликта занимают важное место;
  3. они должны проводиться не только против враждебных, но и нейтральных и дружественных стран («мишени» или объекты психологических операций) в интересах США;
  4. широко должны использоваться все современные средства массовой информации;
  5. необходимо постоянно отыскивать целевые аудитории в странах – «мишенях» и воздействовать на них; и др.

 

Распад Советского Союза, создание новых государств на его  территории и России как правопреемницы СССР, не изменили целей и задач  психологических операций, направленных на население их стран. Как показывают данные американских источников, «мишенями» являются государства, которые не обязательно  являются «врагами США», но которые  ведут политику, отличающуюся от политики, проводимой США.

в начало

 

1.2. Сущность, содержание и общая характеристика  психологических операций, используемых  во внешнеполитической сфере  и военном противоборстве

 

Технология проведения психологических операций на тактическом, оперативном и стратегическом уровне детально описана в нормативных  документах и методических материалах вооруженных сил США и ряда других стран.

Цели, задачи и способы, методика, уровни организации и осуществления  психологических операций, в частности, изложены в принятых во второй половине восьмидесятых годов нормативных  документах регламентирующих действия армии США в этой сфере3[3].

В странах Североатлантического союза организация психологических  операций регламентируется директивами, уставами и наставлениями, разработанными как для вооруженных сил отдельных  государств блока, так и для НАТО в целом. В масштабе НАТО действует  единая директива «О принципах планирования и ведения психологических операций».

Большой опыт проведения психологических  операций во внешнеполитической и военной  области накоплен в США, Великобритании, ФРГ и Японии. Изучение и анализ этого опыта позволяет сделать  следующие обобщения на их сущность, организацию и проведение.

Информация о работе Подсчитать число ПЭО