Подсчитать число ПЭО

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:08, контрольная работа

Краткое описание

В средствах массовой информации, современной публицистической и научной литературе в последнее время мы часто встречаем термин «зомбирование». Описывающие это явление утверждали, что существуют методы и средства воздействия на человека, позволяющие сделать его послушным «психороботом», управляемым теми, кто владеет специальными средствами и технологией изменения человеческой психики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Часть I. ТАЙНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК СПОСОБ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ВЛАСТИ
1.1. Значения контроля за информационными потоками для социального управления
1.2. Социально-психологические особенности политической ситуации в российском обществе
1.3. Информационная среда и информационно-психологическое воздействие в условиях кардинальных изменений российского общества
1.4. Взаимодействие человека и информационной среды: проблема информационно-психологической безопасности личности

ГЛАВА 2. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
2.1. Особенности анализа феномена тайного принуждения личности
2.2. Тайное принуждение личности в различных культурно-исторических условиях
2.3. Использование тайного принуждения личности в различных сферах социального взаимодействия

ГЛАВА 3. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТАЙНОМ ПРИНУЖДЕНИИ ЛИЧНОСТИ
3.1. Общая характеристика понятийного отображения проявлений тайного принуждения личности
3.2. Анализ, систематизация и уточнение основных понятий, отображающих проявления тайного принуждения личности

ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МАНИПУЛЯЦИИ КАК ТАЙНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
4.1. Общая характеристика научного понятийного аппарата, отражающего проявления тайного принуждения личности
4.2. Средства описания процесса межличностных манипуляций
4.3. Анализ и обобщение подходов к определению понятия «манипуляция»
4.4. Определение понятия «манипуляция» как научного отображения сущности тайного принуждения личности

Часть II. КОМПЛЕКСНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ КАК КОМПЛЕКСНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1. Активизация и основные сферы использования комплексных организационных технологий тайного принуждения личности
1.2. Сущность, содержание и общая характеристика психологических операций, используемых во внешнеполитической сфере и военном противоборстве
1.3. Общие правила и требования к проведению информационно-пропагандистских акций в процессе осуществления психологических операций
1.4. Характеристика основных компонентов психологических операций, используемых во внешнеполитической сфере и военном противоборстве

ГЛАВА 2. «CRISIS MANAGEMENT» И ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
2.1. Понятия «Crisis management» и «кризисных» технологий
2.2. Иллюстрация кризисных технологий с использованием ситуационного моделирования (моделирования гипотетических ситуаций)
2.3. Основные составные компоненты crisis management'а

ГЛАВА 3. ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ КАК ОСНОВНЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1. Общая характеристика информационно-психологических операций, используемых в сфере внутриполитических отношений
3.2. Характеристика основных компонентов информационно-психологических операций в сфере внутриполитических отношений
3.3. Характеристика лоббирования как компонента информационно-психологических операций
3.4. Комплексные организационные технологии тайного принуждения личности: уточнение и систематизация понятий
3.5. Анализ проведения и нейтрализации информационно-психологической операции в ходе региональной избирательной кампании

Часть III. ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В МАССОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ

ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ В МАССОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО АНАЛИЗА
1.1. Позиции рассмотрения и особенности анализа психологических манипуляций в массовых информационных процессах
1.2. Основания выделения различных групп манипулятивного воздействия, используемых в массовых информационных процессах
1.3. Особенности и задачи основных этапов информационно-психологического воздействия манипулятивного характера

ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В МАССОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ
2.1. Техника формирования доверия и привязанности к коммуникатору
2.2. Манипулятивные техники в массовых информационных процессах
2.3. Слухи и провокации как техника информационно-психологического воздействия

Часть IV. ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

ГЛАВА 1. ПРИЕМЫ И ТЕХНИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МАНИПУЛЯЦИЙ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
1.1. Позиции рассмотрения и особенности анализа межличностных манипуляций
1.2. Обсуждение как основной компонент межличностного взаимодействия
1.3. Манипулятивные приемы, используемые в ходе обсуждений и дискуссий

ГЛАВА 2. МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ИГРЫ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК ТЕХНОЛОГИИ МАНИПУЛИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТЬЮ)
2.1. Общая характеристика межличностных манипулятивных игр
2.2. Примеры межличностных манипулятивных игр
2.3. Техники скрытого получения информации от партнера по общению как межличностные манипулятивные игры
2.4. Манипулятивные игры в предпринимательской деятельности

ГЛАВА 3. НЕЙТРАЛИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ МАНИПУЛЯЦИЙ В ОБСУЖДЕНИЯХ И ДИСКУССИЯХ
3.1. Принципы информационного обмена в ходе конструктивного общения
3.2. Требования к аргументации и логическому доказательству в ходе конструктивного обмена информацией
3.3 Психологические особенности нейтрализации деструктивных приемов аргументации оппонента в межличностном общении

Часть V. ЛОЖЬ КАК СРЕДСТВО МАНИПУЛЯЦИЙ

ГЛАВА 1. ЛОЖЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХ

Файлы: 1 файл

Грачев Г манипуляционные технологии.docx

— 369.25 Кб (Скачать)

 

В структуре этой деятельности, возможно, выделить три основные группы организационно-практических действий:

Во-первых, действия направленные на организационное, финансовое, материально-техническое и иное обеспечение информационно-пропагандистских (информационно-рекламных) акций с использованием средств массовой коммуникации.

Во-вторых, направленные на обеспечение демонстрационных действий, различных акций поддержки, митингов, демонстраций, собраний, встреч и т.п.

В-третьих, действия по проведению различных переговоров, привлечения влиятельных сторонников, организация финансовой и иной поддержки, проведения выгодных решений в органах исполнительной и законодательной власти на различных уровнях и т.п. Основные организационные формы таких действий современные политологи обозначают как политические игры и лоббирование.

Политические игры это метафорическое наименование политического маневрирования, интриг, закулисных сговоров, сделок, скрытых замыслов за фасадом внешне безупречных политических отношений.

Кроме этого могут применяться  некоторые неординарные способы  и средства, как на «грани закона», так и противоправные и которые  мы в нашей работе по вполне понятным причинам не рассматриваем. Такого рода действия, как правило, тщательно  скрываются и не афишируются, но как  показывают наблюдение и анализ опыта  политической борьбы в современной  России признаки ведения такого рода довольно часто присутствуют в процессе проведения некоторых избирательных  кампаний. Это, например, шантаж, угрозы физического воздействия или  экономического, проводимые как в  отношении оппонентов, так и его  сторонников или поддерживающих. Могут использоваться специально разработанные  кризисные операции с использованием способов и средств указанные  в предыдущей главе при описании сущности кризисных технологий, применяемых  в экономической конкуренции.

в начало

 

3.3. Характеристика  лоббирования как компонента  информационно-психологических операций

 

Для иллюстрации структуры  такого явления как лоббизм воспользуемся  моделью технологической блок-схемы  и комментариями к ней, которые  разработаны А. Цветновым в применении к социально-политическим процессам в российском обществе (см. блок-схему № 2)5[5].

Ниже приводятся его  комментарии к схеме с некоторыми сокращениями.

Модель разработана в  феврале 1995 г.

Термин «лоббизм» лишь недавно вошел в политологическую терминологию на постсоветском пространстве. В целом лоббизм можно определить как комплекс различных приемов и методов (прямых и косвенных) воздействия на властные (в основном) структуры с целью достижения определенной цели.

Здесь следует сделать три уточнения.

Первое. Под структурами следует понимать конкретных людей, занимающих определенные должности, от которых зависит принятие (непринятие) тех или иных решений. Это может быть как один человек, так и несколько (например, одно решение может зависеть от депутатов, а другое от главы исполнительной власти).

Второе. Решение какого-либо вопроса может носить как положительный, так и отрицательный характер, поэтому лоббирование в равной степени ориентируется и на позитив и на негатив.

Третье. Лоббизм не следует воспринимать как исключительно материальную стимуляцию должностных лиц (хотя это и является одним из инструментов лоббизма). Помимо этого существует ряд других косвенных возможностей воздействия на определенное лицо, не предусматривающих прямую его «покупку», но заставляющих данное должностное лицо (или лиц) принимать нужное решение. Приемом косвенного воздействия является шантаж (классический прием шантажа-действия известного персонажа Бендера по отношению к подпольному миллионеру Корейко, блестяще описанный в произведении И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок»), но он далеко не единственный.

В целом лоббизм рассматривается  Цветновым как естественная форма  достижения поставленных целей, присущую обществу на определенном уровне развития (в экономической, политической и  культурной сфере).

Чем более развито общество, тем более сложной является система  лоббирования, лоббизм становится профессиональной деятельностью.

Любая крупная фирма  или группа фирм, (объединенных по отраслевому, территориальному или смешанному признакам) на определенной ступени своего развития неизбежно входит в соприкосновение  с властью различного уровня. Наиболее эффективным является объединение  усилий нескольких фирм для воздействия  на те или иные властные структуры! Вместе с тем, фирма (группа фирм), рассчитывающая на долгосрочное воздействие-взаимодействие с властью должна создавать для  этого соответствующие технические  и социальные инфраструктуры.

На схеме показаны главные  направления лоббистской деятельности, пути их практической реализации, а  также основной состав команды (не должности, а функциональные обязанности), позволяющие  решать определенные задачи6[6].

Понятия «лобби», «лоббизм», «лоббирование» и другие его производные заимствованы из англоязычной политической терминологии (от англ. lobby – крытая прогулочная площадка, коридор). В 1553 г. употреблялось для указания на прогулочную площадку в монастыре. Столетие спустя так же начали называть помещение для прогулок в палате общин Англии.

Политический оттенок  значение этого слова приобрело  спустя еще два столетия, причем не в Англии, а в Америке, когда  в 1864 г. термин «лоббирование» начал обозначать покупку голосов за деньги в коридорах конгресса. Однако в Англии такая политика считалась предосудительной, и слово прижилось лишь в ХХ в., а затем его начали употреблять и в других странах.

Политика лоббирования может проводиться в пользу:

  1. отдельных социальных и политических сил (не обязательно реакционных; свое лобби в конгрессе могут иметь профсоюзы, антивоенные движения и т.д.);
  2. отдельных стран и регионов (здесь возможно противостояние, как, к примеру, в конгрессе США китайского и тайваньского лобби);
  3. стратегий решения общесоциальных или глобальных проблем (технократизм против экологизма и т.п.).

 

Лоббизм будучи наиболее полно  выявленным в США (где с 1946 г. он регистрируется и находится под финансовым контролем  в соответствии с законом), характерен практически для всех социально-политических структур.

Лобби – это многоступенчатое явление. Венчает его политик (или группа политиков), предлагающий или осуществляющий решения; середину составляет многотысячный отряд экспертов, консультантов, исполнителей; часто это бывшие чиновники и государственные деятели, профессиональные юристы, специалисты по общественному мнению и т.п. Основа – та или иная социальная, политическая, этническая и т.п. группа, движение. Ряд механизмов лоббизма как показывает политическая практика зарубежных стран (например, США) может находиться под контролем, но сама природа этого социального феномена исключает полную возможность такого контроля.

В последнее время интерес  отечественных исследователей к  анализу такого явления как лоббизм, в том числе в условиях российского  общества, усиливается.

Указанные выше выводы по выделению  и характеристике основных компонентов  организационной структуры информационно-психологических  операций, используемых в сфере внутриполитических отношений подтверждаются результатами ряда исследований, в т.ч. проведенных  авторами.

в начало

 

3.4. Комплексные  организационные технологии тайного  принуждения личности: уточнение  и систематизация понятий

 

Проведенный анализ показывает, что процесс тайного принуждения  личности особенно в массовом масштабе, в определенных условиях выступает  как сложный специальным образом  организованный вид деятельности совокупных социальных субъектов различного уровня сложности и структурно-функциональной организации. Для его реализации могут создаваться специальные  организационные структуры (различные  социальные организации), а также  использоваться уже существующие, посредством  которых осуществляется информационно-психологическое  воздействие манипулятивного характера.

Для обозначения отдельных  видов такой деятельности по тайному  принуждению людей и их компонентов  используются такие понятия и  термины, как манипулятивные технологии, психологические операции, политические кампании (информационно-пропагандисткие, рекламные и т.п.), комплексные  манипуляции, политические игры, лоббирование, кризисные технологии, информационно-психологические  операции и т.д.

Так как для указанных  и описанных выше видов социальной деятельности сущностью является тайное принуждение личности посредством  оказания информационно-психологического воздействия, и они обладают внутренней структурой и организацией, то вполне допустимо использовать для их обозначение  понятие комплексных организационных  форм тайного принуждения личности.

В данном случае мы исходим  из соотношения содержания и формы  деятельности. Т.е., что форма есть способ существования и выражения  содержания, а также, что этот термин употребляется для обозначения внутренней организации содержания и связан, таким образом, с понятием структура.

Для того, чтобы определить более полно общее понятие, охватывающее обозначенные выше процессы тайного  принуждения личности целесообразно  остановиться на рассмотрении сущности и понимании социальных технологий.

В этих целях воспользуемся  анализом, проведенном рядом исследователей в этой области.

Социальная технология может рассматриваться:

      • во-первых, как специально организованная область знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях нарастающей взаимозависимости, динамики и обновления общественных процессов;
      • во-вторых, как способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения;
      • в-третьих, как метод управления социальными процессами, обеспечивающий систему их воспроизводства в определенных параметрах – качества, свойства, объемы, целостности деятельности и т.п. Отмечается, что социальная технология – элемент человеческой культуры, возникает эволюционно либо создается искусственно. Их появление связано с потребностью быстрого и крупномасштабного тиражирования новых видов деятельности.

 

В то же время, по мнению некоторых  исследователей в теории социального  управления пока не сложилось единого  определения сущности социальных технологий. Например, Н. Стефанов определяет социальную технологию как «деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности».

Таким образом, в научной  литературе обсуждается достаточно много концепций социальной технологии, и имеются разные взгляды и  трактовки. В качестве наиболее существенных выделяются следующие:

      1. Социальная технология – это определенный способ достижения общественных целей;
      2. Сущность этого способа состоит в пооперационном осуществлении деятельности;
      3. Операции разрабатываются предварительно, сознательно и планомерно;
      4. Эта разработка проводится на основе и с использованием научных знаний;
      5. При разработке учитывается специфика области, в которой осуществляется деятельность;
      6. Социальная технология выступает в двух формах: как проект, содержащий процедуры и операции, и как сама деятельность, построенная в соответствии с этим проектом.

 

Как мы отмечали выше, процесс  тайного принуждения личности выступает  как вид деятельности, осуществляемый с использованием разнообразных  специфических способов и средств  соорганизованных во времени, пространстве и реализуемых как отдельными лицами, так и различными социальными  организациями в широком смысле понимании данного термина.

Таким образом, исходя из того, что социальная технология выступает  в двух формах, как собственно технология и как соответствующая деятельность, вполне допустимо использовать понятие  технология тайного принуждения  личности для обозначения как  самого процесса скрытого психологического принуждения людей, так и для  обозначения его организации, процедуры  и комплекса применяемых способов и средств.

в начало

 

3.5. Анализ  проведения и нейтрализации информационно-психологической  операции в ходе региональной  избирательной кампании

 

В период избирательной  кампании губернатора Мурманской области  в октябре – декабре 1996 года представители штаба действующего Главы областной администрации Е. Комарова попытались провести информационно-психологическую операцию, которая была направлена на дискредитацию кандидата на пост губернатора Ю. Евдокимова.

Основанием проведения этой операции стали следующие обстоятельства:

      • на территории области дислоцировалось значительное количество воинских частей, военнослужащие и гражданский персонал которых, поддерживали А. Лебедя. Это касалось также значительной части населения Мурманской области;
      • на предыдущих выборах в Государственную думу в Мурманске и области широкую поддержку получило движение «Конгресс русских общин», по спискам которого проходили А. Лебедь и Ю. Евдокимов;
      • после регистрации в качестве кандидата на пост губернатора Ю. Евдокимов получил от А. Лебедя обращение к жителям Мурманска и области с призывом поддержать его кандидатуру на предстоящих выборах, а на встречах с общественностью Ю. Евдокимов подчеркивал, что ему близки взгляды А. Лебедя.

Информация о работе Подсчитать число ПЭО