Подсчитать число ПЭО

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:08, контрольная работа

Краткое описание

В средствах массовой информации, современной публицистической и научной литературе в последнее время мы часто встречаем термин «зомбирование». Описывающие это явление утверждали, что существуют методы и средства воздействия на человека, позволяющие сделать его послушным «психороботом», управляемым теми, кто владеет специальными средствами и технологией изменения человеческой психики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Часть I. ТАЙНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК СПОСОБ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ВЛАСТИ
1.1. Значения контроля за информационными потоками для социального управления
1.2. Социально-психологические особенности политической ситуации в российском обществе
1.3. Информационная среда и информационно-психологическое воздействие в условиях кардинальных изменений российского общества
1.4. Взаимодействие человека и информационной среды: проблема информационно-психологической безопасности личности

ГЛАВА 2. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
2.1. Особенности анализа феномена тайного принуждения личности
2.2. Тайное принуждение личности в различных культурно-исторических условиях
2.3. Использование тайного принуждения личности в различных сферах социального взаимодействия

ГЛАВА 3. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТАЙНОМ ПРИНУЖДЕНИИ ЛИЧНОСТИ
3.1. Общая характеристика понятийного отображения проявлений тайного принуждения личности
3.2. Анализ, систематизация и уточнение основных понятий, отображающих проявления тайного принуждения личности

ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МАНИПУЛЯЦИИ КАК ТАЙНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
4.1. Общая характеристика научного понятийного аппарата, отражающего проявления тайного принуждения личности
4.2. Средства описания процесса межличностных манипуляций
4.3. Анализ и обобщение подходов к определению понятия «манипуляция»
4.4. Определение понятия «манипуляция» как научного отображения сущности тайного принуждения личности

Часть II. КОМПЛЕКСНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ КАК КОМПЛЕКСНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1. Активизация и основные сферы использования комплексных организационных технологий тайного принуждения личности
1.2. Сущность, содержание и общая характеристика психологических операций, используемых во внешнеполитической сфере и военном противоборстве
1.3. Общие правила и требования к проведению информационно-пропагандистских акций в процессе осуществления психологических операций
1.4. Характеристика основных компонентов психологических операций, используемых во внешнеполитической сфере и военном противоборстве

ГЛАВА 2. «CRISIS MANAGEMENT» И ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
2.1. Понятия «Crisis management» и «кризисных» технологий
2.2. Иллюстрация кризисных технологий с использованием ситуационного моделирования (моделирования гипотетических ситуаций)
2.3. Основные составные компоненты crisis management'а

ГЛАВА 3. ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ КАК ОСНОВНЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1. Общая характеристика информационно-психологических операций, используемых в сфере внутриполитических отношений
3.2. Характеристика основных компонентов информационно-психологических операций в сфере внутриполитических отношений
3.3. Характеристика лоббирования как компонента информационно-психологических операций
3.4. Комплексные организационные технологии тайного принуждения личности: уточнение и систематизация понятий
3.5. Анализ проведения и нейтрализации информационно-психологической операции в ходе региональной избирательной кампании

Часть III. ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В МАССОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ

ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ В МАССОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО АНАЛИЗА
1.1. Позиции рассмотрения и особенности анализа психологических манипуляций в массовых информационных процессах
1.2. Основания выделения различных групп манипулятивного воздействия, используемых в массовых информационных процессах
1.3. Особенности и задачи основных этапов информационно-психологического воздействия манипулятивного характера

ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В МАССОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ
2.1. Техника формирования доверия и привязанности к коммуникатору
2.2. Манипулятивные техники в массовых информационных процессах
2.3. Слухи и провокации как техника информационно-психологического воздействия

Часть IV. ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

ГЛАВА 1. ПРИЕМЫ И ТЕХНИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МАНИПУЛЯЦИЙ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
1.1. Позиции рассмотрения и особенности анализа межличностных манипуляций
1.2. Обсуждение как основной компонент межличностного взаимодействия
1.3. Манипулятивные приемы, используемые в ходе обсуждений и дискуссий

ГЛАВА 2. МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ИГРЫ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК ТЕХНОЛОГИИ МАНИПУЛИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТЬЮ)
2.1. Общая характеристика межличностных манипулятивных игр
2.2. Примеры межличностных манипулятивных игр
2.3. Техники скрытого получения информации от партнера по общению как межличностные манипулятивные игры
2.4. Манипулятивные игры в предпринимательской деятельности

ГЛАВА 3. НЕЙТРАЛИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ МАНИПУЛЯЦИЙ В ОБСУЖДЕНИЯХ И ДИСКУССИЯХ
3.1. Принципы информационного обмена в ходе конструктивного общения
3.2. Требования к аргументации и логическому доказательству в ходе конструктивного обмена информацией
3.3 Психологические особенности нейтрализации деструктивных приемов аргументации оппонента в межличностном общении

Часть V. ЛОЖЬ КАК СРЕДСТВО МАНИПУЛЯЦИЙ

ГЛАВА 1. ЛОЖЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХ

Файлы: 1 файл

Грачев Г манипуляционные технологии.docx

— 369.25 Кб (Скачать)

Условия кардинального  реформирования российского общества качественно изменили взаимоотношения  между людьми. В настоящее время  происходит выдвижение отношений соревновательности, конкуренции, борьбы на ведущее место  в системе социальных отношений  в российском обществе. Это отражается на всех уровнях социального взаимодействия – от межличностного общения до массовой коммуникации.

Причем наряду с положительным  влиянием конкуренции на повышение  инициативы и активности значительной части населения это приводит также к массовому использованию  способов и приемов информационно-психологического воздействия, сущностью которого является получение односторонних преимуществ зачастую в ущерб окружающим.

Манипулирование личностью, использование различных средств  и технологий информационно-психологического воздействия на людей стало достаточно обычным явлением в повседневной жизни, экономической конкуренции  и политической борьбе.

Вторая научно-практическая конференция по проблемам информационно-психологической  безопасности, проведенная в марте 1996 года Институтом психологии Российской академии наук была посвящена обсуждению манипулятивных воздействий как  ведущему фактору, оказывающему влияние  на информационно-психологическую  безопасность российского общества.

Проблема манипулирования  личностью, человеком, его сознанием  и поведением неоднократно ставилась  в 20 веке отечественными и зарубежными  исследователями. Она рассматривалась  в рамках работ, посвященных философским, социологическим и психологическим  аспектам политики и права, развития общества, индивидуальной и общественной психологии.

Манипулирование массовым сознанием и общественным мнением  как научная и практическая проблема рассматривалась также в рамках теорий журналистики и средств массовой коммуникаций, политической и коммерческой рекламы и пропаганды, социального  управления и маркетинга.

В последнее время активизировались исследования проблемы манипуляций  личностью, человеком, его сознанием  и поведением как на теоретическом, так и прикладном уровне. Философский  анализ современного состояния проблемы манипуляций личностью и их особенностей в советский период развития российского  общества проведен в диссертационном  исследовании и работах Ю.А. Ермакова. Современный психологический анализ состояния проблемы межличностных  манипуляций проведен в работах  Е.Л. Доценко.

В то же время исследования манипуляций личностью, социальными  группами, общественным сознанием в  контексте проблематики информационно-психологической  безопасности личности в прямой постановке и как фактора основной опасности  в современном российском обществе не рассматривались, хотя многими исследователями  отмечалось негативное влияние манипуляций  на личность.

Возможно у специалистов возникнет вопрос, а не избыточно  ли понятие «информационно-психологическое  воздействие», не достаточно ли термина  «информационное воздействие». Рассматривая эту проблему, авторы стремились подчеркнуть  целевую функцию информации в  тех случаях, когда она выступает  в роли специфического средства воздействия  на психику людей и манипулирования  их поведением.

Информационно-психологическое  воздействие манипулятивного характера, осуществляемое в интересах человека или групп людей по отношению  к другим, является специфической  формой управления. Такая форма управления носит опасный характер в случаях, когда оно осуществляется тайно, приносит односторонние выгоды его  организаторам.

Латинская пословица гласит «предупрежден – значит вооружен». Знание манипулятивных технологий информационно-психологического воздействия на человека – это первый шаг к формированию психологической защиты личности и собственной информационно-психологической безопасности.

В книге имеется ряд  конкретных рекомендаций по нейтрализации  манипулятивного воздействия, по распознаванию  разнообразных уловок и приемов  обмана в межличностном общении.

 

 

Часть I

ТАЙНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК  СПОСОБ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ВЛАСТИ

1.1. Значения  контроля за информационными  потоками для социального управления

1.2. Социально-психологические  особенности политической ситуации  в российском обществе

1.3. Информационная  среда и информационно-психологическое  воздействие в условиях кардинальных  изменений российского общества

1.4. Взаимодействие  человека и информационной среды:  проблема информационно-психологической  безопасности личности

 

ГЛАВА 2. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

2.1. Особенности  анализа феномена тайного принуждения  личности

2.2. Тайное  принуждение личности в различных  культурно-исторических условиях

2.3. Использование  тайного принуждения личности  в различных сферах социального  взаимодействия

 

ГЛАВА 3. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  О ТАЙНОМ ПРИНУЖДЕНИИ ЛИЧНОСТИ

3.1. Общая характеристика  понятийного отображения проявлений  тайного принуждения личности

3.2. Анализ, систематизация  и уточнение основных понятий,  отображающих проявления тайного  принуждения личности

 

ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  МАНИПУЛЯЦИИ КАК ТАЙНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ  ЛИЧНОСТИ

4.1. Общая характеристика  научного понятийного аппарата, отражающего проявления тайного  принуждения личности

4.2. Средства  описания процесса межличностных  манипуляций

4.3. Анализ  и обобщение подходов к определению  понятия «манипуляция»

4.4. Определение  понятия «манипуляция» как научного  отображения сущности тайного  принуждения личности

 

 

ГЛАВА 1

ЭВОЛЮЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ВЛАСТИ

 

1.1. Значения контроля за информационными  потоками для социального управления

 

На протяжении тысячелетий  и особенно последних столетий происходила  эволюция и совершенствование технологий власти и социального управления в обществе. Современные средства массовой коммуникации создали для  этого принципиально новые возможности, многократно усилив эффективность  использования информации в этих целях. Они произвели настоящую  революцию в политических отношениях и способах социального управления в XX веке.

Основная направленность эволюции технологий власти и социального  управления, цель их изменений и  совершенствования заключались  и заключаются в настоящее  время в том, чтобы, используя  наименьшие затраты средств и  ресурсов, получить максимальный эффект воздействия на людей, обеспечив  их «добровольную» подчиняемость. Как  отмечает О. Тоффлер, высшее качество и  наибольшую эффективность современной  власти придают знания, позволяющие  «достичь искомых целей, минимально расходуя ресурсы власти; убедить  людей в их личной заинтересованности в этих целях; превратить противников  в союзников».

Рассматривая роль массовых коммуникаций и их влияние на политические процессы, российские политологи отмечают, что в постиндустриальном обществе власть знаний и информации становится решающей в управлении обществом, оттесняя на второй план влияние денег и  государственного принуждения. Причем непосредственными носителями и, особенно, распространителями знаний и другой социально значимой информации являются средства массовой коммуникации.

Хотелось бы акцентировать  внимание на том, что государственное, административное и иное силовое  принуждение все больше заменяется на информационное воздействие и  психологическое принуждение.

«Иметь важную информацию значит иметь власть; уметь отличать важную информацию от неважной означает обладать еще большей властью; возможность  распространять важную информацию в  собственной режиссуре или умалчивать ее означает иметь двойную власть», вот так лаконично, но ярко и образно  раскрывают роль и значение информационно-психологического воздействия на людей немецкие политологи – авторы крупнейшего современного учебного пособия по политологии ФРГ.

в начало

 

1.2. Социально-психологические особенности  политической ситуации в российском  обществе

 

Парадоксальность социально-психологической  и политической ситуации в российском обществе заключается в том, что  политический выбор большинство  населения в современных российских условиях не может осуществить на основе учета своих собственных  интересов. Это в первую очередь  обусловлено тем, что в настоящее  время еще не сложилась устойчивая социальная структура и соответствующая  ей система политических движений и  организаций, которые должны выражать интересы конкретных социальных групп  и слоев населения в политической борьбе. Данное явление выступает  как ведущий объективный фактор. В качестве основного субъективного  фактора выступает низкая политическая культура и как основной компонент  отсутствие умения отрефлексировать личный политический выбор и его пролонгированные последствия для собственного будущего.

Поэтому свой выбор значительная часть общества и населения страны осуществляют не на основе рациональной оценки программ определенных политических движений и их лидеров или их решений  и деятельности, а на эмоциональном  уровне, на основе сложившегося соотношения  симпатий и антипатий, степени доверия  и недоверия к конкретным лидерам  и организациям.

Произошла персонификация политических движений и партий. За редким исключением не сами политические движения и партии выдвигают лидера, а конкретные яркие личности создают  движения и возглавляют их. Практически  невозможно представить ЛДПР без  Жириновского, РНРП без Лебедя и  т.д. Голосуют за лидера как личность, а не за те политические силы, которые  его поддерживают и продвигают на политической арене и практически  не учитывается чьи интересы он выражает и соответственно будет защищать придя к власти.

Как отмечают отечественные  исследователи социально-политических процессов в современной России «персонификация носит гипертрофированный характер: при отсутствии ясных политических программ и последовательно осуществляющих их партий приходится ориентироваться  на отдельных деятелей».

В таких условиях выборные кампании развертываются по достаточно типовому сценарию: демонстрация привлекательности  рекламируемого кандидата и его  позитивных качеств и демонстрация негативных характеристик и качеств  оппонентов.

В современных условиях в информационно-коммуникативных  процессах используются не просто отдельные  приемы, а специальные манипулятивные технологии. Понятие технологии уже  достаточно прочно вошло в понятийный аппарат не только технических, но и  гуманитарных дисциплин. Используются понятия технологии власти, технология выборов, социальная технология, гуманитарная технология, историческая технология, психотехнология, психологическая  и психофизиологическая технология и т.д. Социальная технология рассматривается  как родовое понятие, а все  остальные выступают как ее специфические  разновидности или виды.

Все они в основном определяются по аналогии с промышленными технологиями как совокупность приемов, методов  и средств, используемых для достижения конкретных целей. В частности, как  способ осуществления деятельности на основе рационального ее расчленения  на процедуры и операции с их последующей  координацией и синхронизацией и  выбора оптимальных средств, методов  их выполнения. Например, целенаправленное воздействие на общественное мнение через средства массовой информации выступает как специфическая  разновидность социальной технологии и т.п.

Как наиболее универсальную  манипулятивную технологию, которая  наиболее широко и активно используется в массовых информационных процессах, в первую очередь, целесообразно  выделить формирование и распространение  образов. Суть ее в том, что в зависимости  от целей и конкретных задач формируются  и распространяются заранее «сконструированные»  образы или имиджи конкретных лиц, фирм и организаций, идей, программ, товаров  и т.п., которые как правило  не адекватно отражают реальные существенные их характеристики и таким образом, дезориентируют людей, на которых направлено информационно-психологическое воздействие.

Сами манипулятивные технологии складываются из определенных сочетаний  конкретных структурных элементов, по своим специфическим закономерностям. Могут быть различные сочетания  этих элементов, оригинальные решения  последовательности и частоты их применения в конкретных информационно-коммуникативных  ситуациях.

Как показывает анализ применения манипулятивного воздействия в  различных информационно-коммуникативных  ситуациях многие структурные элементы повторяются и носят достаточно общий, универсальный характер, другие более специфичны и имеют более  локальную сферу применения.

Таким образом, совокупность культурно-исторических, социально-экономических  и политических условий объективно определяет обусловленность использования  в политической борьбе психологических  манипуляций в информационно-психологическом  воздействии на население. В качестве ведущей манипулятивной технологии используется формирование политического  имиджа – конструирование и распространение с использованием в первую очередь средств массовой коммуникации образа привлекательного политика, позитивно воспринимаемого большинством населения и как вторая сторона – распространение негативного имиджа оппонента. Соотношение акцентов между этими сторонами определяется в зависимости от конкретных условий и избранной тактики политической борьбы.

Информация о работе Подсчитать число ПЭО