Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 09:07, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".
В ходе собственных рассуждений
он продемонстрировал глубину и
плодотворность марксова анализа роли
денег в превращениях буржуазного
сознания, марксовой концепции
Однако это сходство (а
иногда и прямые заимствования у
Маркса) отнюдь не снимает коренной
противоположности подходов Маркса
и Зиммеля к исследованию капиталистического
общественного строя и
Так, совокупность социальных явлений современного ему капитализма Зиммель выводит из господства денег, которое, в свою очередь, рассматривается как следствие и выражение культурного развития. Для Маркса же сама культура есть продукт социальных отношений, складывающихся в ту или иную исторически конкретную структуру в ходе развития и как следствие развития производительных сил.
Сосредоточиваясь на анализе символической функции денег, трактуя ее исключительно как результат культурного процесса, Зиммель отказывается от изучения механизмов функционирования денежного хозяйства в условиях капиталистической экономики, что имеет далеко идущие последствия. Анализ становится абстрактным, далеким от действительности капиталистических общественных отношений. Позиции и точки зрения релятивизируются, религиозные, моральные, правовые связи начинают считаться столь же значимыми, как и экономические, вместо изучения процессов взаимодействия культуры и социально-экономической структуры общества внимание сосредоточивается на исследовании функциональных взаимосвязей различных элементов культуры.
Разумеется, последний подход также правомерен, если рассматривать его как одно из возможных направлений исследования, не претендующее на открытие сущности культурного развития в условиях капиталистического общества. Однако Зиммель протестует против всякого «субстанционального» объяснения культуры, считая свой подход единственно возможным. Поэтому в противоположность Марксу, давшему прекрасный анализ роли денег |] капиталистическом обществе и вскрывшему лежащие за нею реальные социальные противоречия, Зиммель, сосредоточиваясь на описании символизма денег, стремится скрыть эти противоречия за «всеобщей релятивностью жизни».
Эта установка объясняется
сознательной философией, мировоззренческой
позицией Зиммеля. Он полагал, что марксистская
концепция социально-
Иначе говоря, Зиммель предполагал
релятивизировать добытые историческим
материализмом истины, т. е. фактически
лишить исторический материализм его
прочного материалистического
5. Зиммель и современная ему социология
В течение всей своей жизни
Зиммель как социолог пользовался
огромной известностью. Однако вскоре
после смерти его работы хотя и
не были вовсе забыты, но как бы выпали
из поля зрения исследователей. Тому виной
— особенности стиля его
20—30-е годы XX в, ознаменовались
в социологии упадком теории
и расцветом эмпирических
Выражением этой точки зрения может служить посвященный Зиммелю раздел в переведенной на русский язык книге Г.Беккера и А.Боскова «Современная социологическая теория» [2, с. 39—41].
В Германии начала 30-х годов
один лишь Л.фон Визе попытался позитивно
использовать теоретическое наследие
Зиммеля. Однако его «Система общей
социологии» [23], оказавшаяся гигантским
«аннотированным каталогом» типов
межчеловеческих связей и отношений,
оторванных от конкретного содержания
и лишенных исторического смысла,
сыграла отрицательную роль в
том, что касалось распространения
и признания идей Зиммеля. Она
лишь послужила выработке
Развитие социологии в послевоенный период внесло некоторые коррективы в сложившиеся ранее представления. В трудах Зиммеля обнаруживают сегодня идеи, позволяющие считать его одним из предшественников символического интеракционизма. По словам Н.Дензина, конечной целью интеракционистских исследований является формулирование «универсальной формальной теории в зиммелевском смысле» [10, р. 269], т. е. формулирование «грамматики» символических взаимодействий, согласно которой конституируются любые социальные факты и явления независимо от их конкретно-исторического содержания.
Один из наиболее глубоких
интерпретаторов Зиммеля — Фр.
Тенбрук трактует Зиммеля как
основоположника структурно-
В этой связи Тенбрук обращает
внимание на динамический аспект зиммелевского
понятия социации. Подход Зиммеля, говорит
он, отличается от сложившейся ныне
в западной социологии структурно-функциональной
теории общества тем, что роли трактуются
у Зиммеля не как принудительно
действующие орудия социализации и
социального контроля, а, наоборот,
как «вторичные» образования, функция
которых определяется их внутренним,
индивидуально обусловленным
В трудах Зиммеля обнаруживают также классические образцы исследований в области ролевой теории, динамики социальных групп, социологии власти, социологии конфликта и т. д. При этом, однако, часто оказывается утраченной общая теоретическая система координат, в рамках которой ставились и решались Зиммелем указанные проблемы. Многие стороны социологического наследия Зиммеля ускользают из поля зрения исследователей. Широко распространенным остается мнение о «мелкотемности» его работ, об «эссеистской» природе его творчества и, главное, об отсутствии сколько-нибудь целостной концепции общества и социального развития. Похоже, что Зиммель был прав, записав более полувека назад в своем дневнике: «Наследство, которое я оставлю, похоже на разменный чек; деньги распределены, и каждый вкладывает свою часть в то дело, которое соответствует его натуре, забывая, чем он обязан этому наследству» [11, р. 195].
В последние десятилетия
на Западе наметилось оживление интереса
к социологическому творчеству Зиммеля
[10—12]. Появляются работы, посвященные
анализу его социологической
концепции в единстве всех ее составных
частей: общей, формальной и философской
социологии. Особенно примечательна
в этом отношении книга П. Э. Шнабеля
[13]. Иногда говорят даже о «зиммелевском
ренессансе». По словам Л.Козера, Зиммель
«продолжает стимулировать