Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 09:07, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".
Делались также попытки классифицировать формы социации по трем группам: социальные процессы, социальные типы и модели развития [11, р. 12]. К социальным процессам при этом относились постоянные, независимые от конкретных обстоятельств их реализации явления (такие, как подчинение, господство, соревнование, примирение т. п.).
Примером зиммелевского
анализа социального процесса как
формы социации может служить
его исследование моды. Мода, пишет
Зиммель [18, S. 26], одновременно предполагает
и подражание, и индивидуализацию.
Человек, следующий моде, одновременно
и отличает себя от других, и утверждает
свою принадлежность к определенному
слою или группе. Невозможность моды
без стремления к индивидуализации
Зиммель доказывает тем, что в
примитивных обществах, характеризующихся
максимальной социальной однородностью,
где отсутствует стремление выделиться
из общей массы, отсутствует и
мода. Точно так же в любом обществе,
управляемом сравнительно небольшой
группой людей, представители правящей
олигархии носят одинаково
Невозможность моды без стремления к подражанию, к слиянию с коллективом доказывается тем, что в обществах, характеризующихся распадом групповых норм, мода отсутствует. Так, во Флоренции XIV в. каждый следовал собственному стилю одежды: мода отсутствовала, ибо отсутствовало стремление к слиянию с коллективом.
Как только какое-либо явление
(одежда, идеи, манеры, вещи и проч.) стало
«модным», оно тут же начинает «выходить
из моды». В том-то и очарование моды,
что она одновременно и нова и
преходяща. Мода дает чувство настоящего,
ощущение течения времени. Причиной
широчайшего распространения
Однако несмотря на преходящий характер той или иной конкретной моды, она как социальная форма обладает некоторым постоянством: мода в том или ином виде существует всегда [18, S. 26—56].
Вторая категория социальных
форм, исследуемая Зиммелем, — социальный
тип. Человек, включенный в определенного
рода отношение, обретает некоторые
характерные качества, которые являются
для него сущностными, т. е. проявляющимися
постоянно вне зависимости от
природы того или иного конкретного
взаимодействия. Примеры социальных
типов, исследованных Зиммелем, —
циник, бедняк, кокетка, аристократ и
т. д. Как и в примере с модой,
мысль Зиммеля при
Примером социальных форм, относящихся к третьей группе именуемой моделью развития, может служить универсальный процесс взаимосвязи расширения группы с усилением индивидуальности.
По мере увеличения группы,
пишет Зиммель, члены ее становятся
все менее похожими друг на друга.
Усиление индивидуальности сопровождается
деградацией группы. И наоборот,
чем меньше, т. е. своеобразнее, группа,
тем менее индивидуальны ее представители.
Исторический процесс развивается
в сторону усиления индивидуальности
за счет утраты индивидами их уникальных
социальных характеристик: расширенная
семья сменяется
Приведенная трехзвенная (социальные
процессы — социальные типы — модели
развития) классификация социальных
форм весьма несовершенна. Более содержательной
может стать классификация
И наконец, наибольшую дистанцию от непосредственности сериальной жизни сохраняют формы социации, представляющие собой не мыслительную абстракцию, а реально существующие (точнее, реально встречающиеся) в социальной жизни игровые формы. Они «чисты», ибо содержание, когда-то их «наполнявшее», исчезло. Примеры игровых форм: то, что понимается под старым режимом, т. е. политическая форма, пережившая свое время и не удовлетворяющая запросов участвующих в ней индивидов; «наука для науки», т. е. знание, оторванное от потребностей человечества, переставшее быть «оружием в борьбе за существование», «искусство для искусства» и т. д.
Исключительную по своей
роли и значимости игровую форму
представляет собой так называемое
свободное общение (Geselligkeit, sociability).
Свободное общение — это
В анализе свободного общения Зиммель наиболее полно и последовательно продемонстрировал идею чистой или формальной социологии. Однако в нем он, можно сказать, и исчерпал эту идею, продемонстрировав ее пределы, ее «нижние» границы.
Довольно распространено мнение о том, что социология Зиммеля представляет собой попытку сведения человеческого общества к такого рода чистым, или игровым, формам и что конечной целью Зиммеля было составление исчерпывающего списка этих форм [21]. Считается также, что содержательные анализы, проведенные Зиммелем (наподобие рассмотренного нами анализа социальных процессов, социальных типов и др.), доказали, вопреки его намерениям, неосуществимость подобного проекта. Действительно, Зиммель неоднократно давал повод к такого рода упрекам, ставя на одну доску и сочетая по формальному признаку такие разные по своей социальной роли и культурному содержанию явления, как христианские секты и раннее коммунистическое движение, военное столкновение и супружеский конфликт, подчинение солдата офицеру и рабочего предпринимателю и т. д. Такие формальные классификации и субординации социальных явлений подвергались, критике со стороны В.И.Ленина, показавшего, что одни и те же социальные формы могут иметь совершенно различное значение в зависимости от исторической обстановки [7, с. 431].
Зиммель и сам отчетливо понимал невозможность сведения социальной жизни к ее формальному моменту — «грамматике» форм социации. Именно поэтому идея чистой, или формальной, социологии отнюдь не исчерпывала содержания его социологической концепции, включающей также философскую социологию, задающую чистой социологии теоретико-познавательные и социально-философские мировоззренческие ориентиры.
3. Философская социология. Концепция понимания
Зиммель писал о двоякого рода границах, пролегающих там, где конкретно-научное мышление переходит в философское. Одна из этих границ обнаруживается тогда, когда встает вопрос о предпосылках познания. Конкретные науки не могут быть беспредпосылочными, каждый их последующий шаг требует доказательства, т. е. основывается на предпосылках содержательного и методического характера. Именно эти предпосылки раскрывает и исследует философия. Вторая граница обнаруживает себя тем, что «неизбежно фрагментарное содержание позитивного знания стремится восполнить себя, образовав картину мира, и соотнестись с целостностью жизни вообще» [20, S. V].
Применительно к социологии проблема философского обоснования ставилась Зиммелем как проблема (а) разработки социологической теории познания и (б) создания социальной философии или, как говорил сам Зиммель, социальной метафизики.
Специфической теорией познания
социальных явлений Зиммель считал
теорию исторического понимания. Разработанная
еще в «Проблемах философии истории»,
теория эта рассматривалась Зиммелем
как философская методология
познания, служащая руководством по применению
в ходе социологического анализа
общенаучных методов, таких, как
индукция, типологизирование и проч.
Сами по себе эти методы, согласно Зиммелю,
не позволяют выяс-^нить смысл социально-исторических
явлений. Требуется выяснение того,
как связано исследуемое
Какого-либо рода тип деятельности можно считать понятым, если психические процессы, на основе которых сложилось определенное осознанное социальное действие, вызывают в интерпретаторе ту же самую реакцию, что и в самом деятеле. Такое понимание «объективного» действия, а не действующего лица — первая ступень процесса. Следующая ступень, необходимость которой вытекает из глубины и сложности взаимосвязей, составляющих в своей совокупности историческое явление, представляет собой понимание мотивов и чувств самого действующего индивида [Ibid., S. 38]. Пониманию доступны и подлежат лишь такие сочетания переживаний (т. е. представлений и сопровождающих их эмоций), которые «выступают не только как случайные и моментальные явления субъективной душевной жизни, но и имеют общеобязательность типического» [Ibid., S. 42—43]. Таким образом, любое социологическое суждение о взаимосвязи какого-либо рода переживаний с какого-либо рода действиями считается обоснованным только тогда, когда оно сформулировано в рамках общепринятых ценностей и, следовательно, поддается рациональной реконструкции.
Критерием обоснованности суждений,
сформулированных в рамках понимающего
подхода, является, следовательно, рациональность
сочетаний мотивов и
Теория понимания воплотила
в себе то новое, что стремился
внести Зиммель в теорию и методологию
социального познания по сравнению
с познавательными
Зиммель требовал методологической релятивизации социологических объяснений и отказа от устаревших, по его мнению, идей социологического и исторического «реализма».
Кроме того, теория понимания
подчеркивала роль субъективных «компонентов
познания в социальных науках, т. е.
роль исследователя, творчески и
заинтересованно
И наконец, понимание служило соединительным звеном между чистой, или формальной, социологией и социальной философией, будучи средством исторического осмысления данных, доставляемых формальной социологией.
Зиммелевская теория понимания
давала, таким образом, возможность
сознательного и
Однако принятие такой
ценностно ориентированной