Зависимость успеваемости обучающихся младших классов от степени обучающихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

Детство – очень короткий отрезок в жизни человека. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Ребенок с первых же мгновений своей жизни не изолирован от окружающей действительности, он не пассивный объект тех или иных общественных отношений, он взаимодействует с обществом, он вынужден приспосабливаться к жизни.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическая часть.
1.1Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста………………………………………………………………….7
1.2Понятие самооценки в психологической науке и ее влияние на учебную деятельность в младших классах…………………………….13
Вывод по главе 1………………………………………………………………………19
Глава 2. Практическая часть. Исследование уровня самооценки и зависимость степени адекватной оценки и уровня успеваемости детей младшего возраста.
2.1 Организация и описание методик исследования………………………20
2.2. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн
2.3. Исследование самооценки по методике А.И.Липкиной «Три оценки»………………………………………………………………………………..24
2.4. Исследование самооценки по методике В.Г.Шур «Лесенка»………28
2.5. Анализ результатов по трем методикам……………………………..32
Вывод по главе 2……………………………………………………………………...33
Заключение…………………………………………………………………………..34
Библиографический список………………………………………………………….36

Файлы: 1 файл

света пед.docx

— 151.23 Кб (Скачать)

Результаты исследования самооценки младших школьников при помощи методики Дембо–Рубинштейн

                                                                                          Таб.№3.Сильные ученики

 

 

 

Фамилия. Имя

Самооценка внешности

Самооцен-ка умелости

Самооцен-ка умствен-ых способнос-тей

Самооцен-ка доброты

Самооценка авторитета

Самооцен-ка характера

Самооцен-ка прилежно-сти

Средняя самооценка

1

Майер Вероника

78

65

62

61

73

64

62

66,4 адекватная

2

Королевск-их Наташа

78

74

79

78

73

77

75

 76,2 завышенная

3

Рутц Настя

84

73

78

76

72

76

71

76,1 завышенная

4

Узлова Галя

69

81

83

75

73

82

73

76,6 завышенная

 

5

Пятилетов Ваня

64

61

53

66

69

61

64

62,6 адекватная


                                                                                                 Таб.№4.Средние ученики

 

 

 

Фамилия. Имя

Самооценка внешности

Самооцен-ка умелости

Самооцен-ка умствен-ых способнос-тей

Самооцен-ка доброты

Самооценка авторитета

Самооцен-ка характера

Самооцен-ка прилежно-сти

Средняя самооценка

1

Першакова Настя

53

59

67

63

69

61

59 

61,6 адекватная

2

Зайцева Юля

64

53

61

65

59

 54

57 

59,0 адекватная

3

Пермякова Наташа

61

64

57

69

49

57

58

56,4 адекватная

4

Чупина Оксана

 67

 61

54

 56

58

 51

  63

58,8 адекватная

5

Рейн Наташа

73

59

 51

 69

62

68

63

63,8 адекватная

6

Москвина Наташа

86

 56

 53

64

57

 59

62

62,4 адекватная

7

Гилева Вика

51

59

67

53

68

58

63

59,9 адекватная

8

Донцева Вика

69

61

59

62

67

61

57

62,3 адекватная

9

Шмакова Вита

63

68

61

59

61

75

73

 65,7 адекватная

10

Обыскалов Влад

83

79

78

77

73

73

78

+77,3 завышенная

11

Питулин Артем

62

66

53

65

87

61

57

64,4 адекватная

12

Иванов Денис

51

63

69

71

62

58

63

62,4 адекватная

13

Гнездилов Миша

59

67

56

63

54

56

68

60,4 адекватная

14

Безбородов Саша

56

75

57

59

51

69

69

62,3 адекватная

15

Мальцев Коля

67

58

64

58

67

56

54

60,6 адекватная

16

Архипов Вова

59

64

62

69

62

61

56

61,9 адекватная

17

Мясников Саша

58

61

59

67

61

59

61

60,9 адекватная


                                                                                                 Таб.№5. Слабые ученики

 

 

 

Фамилия. Имя

Самооценка внешности

Самооцен-ка умелости

Самооценка умствен-ых способнос-тей

Самооцен-ка доброты

Самооценка авторитета

Самооцен-ка характера

Самооцен-ка прилежно-сти

Средняя самооценка

1

Титова Аля

76

58

56

  78

52

 54

57

 61,5 адекватная

2

Прудникова Настя

 67

 59

51

 67

34

58

48

54,9 адекватная

3

Долгих Таня

38

 63

48

54

57

 49

 54

51,9 адекватная

4

Бушуева Таня 

41

39

32

41

33

48

 43

39,5 заниженная

5

Ложкин Дима

 54

53

 54

 69

 51

52 

49

54,6 адекватная

6

Сирихин Андрей

38

47

48

28

42

41

53

42,4 заниженная

7

Попов Вова

39

51

49

57

46

59

48

48,4 адекватная

8

Арсентьев Игорь

46

31

57

63

57

53

49

     50,9 адекватная

9

Гетман Стас

73

47

54

49

61

37

48

  52,7 адекватная


ученики

Самооценка внешности

Самооцен-ка умелости

Самооценка умствен-ых способнос-тей

Самооцен-ка доброты

Самооценка авторитета

Самооцен-ка характера

Самооцен-ка прилежно-сти

Средняя самооценка

Сильные ученики

  74,6

  70,8

  71,0

  71,2

   7 2,0

   72,0

     69,0

   71,5

Средние ученики

  63,6

  63,1

  60,5

  64,1

   62,8

   61,0

     62,4

   62,5

Слабые ученики

  52,4

  49,8

  49,9

  52,2

   48,1

   50,1

     49,9

   50,3





 

                                Таб.№6. Особенности самооценки младших школьников по методике Дембо– Рубинштейн

 

                               Таб.№7 «Уровень самооценки по методике Дембо–Рубинштейн»

 

Сильные ученики (5 чел.)

Средние ученики (17 чел.)

Слабые ученики (9 чел.)

Завышенная

самооценка

Адекватная самооценка

Заниженная самооценка

Завышенная

самооценка

Адекватная самооценка

Заниженная самооценка

Завышенная

самооценка

Адекватная самооценка

Заниженная самооценка

Кол.

%

Кол.

%

Кол.

%

Кол.

%

Кол.

%

Кол.

%

Кол.

%

Кол.

%

Кол.

%

3

60

2

40

0

0

1

5,9

16

94,1

0

0

0

0

7

77,8

2

22,2


По общим результатам данной методики можно сделать вывод, что у  4 человек завышенная самооценка, что составляет 13%, у 25 человек - адекватная самооценка (81%), 2 человек с низкой самооценкой (6%). Сильные ученики имеют в основном завышенную самооценку. Среди средних учеников большинство детей, имеющих адекватную самооценку. У детей, учащихся удовлетворительно преобладает адекватная самооценка. Таким образом, мы видим, что большинство учеников имеют среднюю адекватную самооценку.

2.3. Исследование самооценки по методике А.И.Липкиной «Три оценки»

Целью данной методике является изучение самооценки школьников по следующим показателям: адекватность – неадекватность, аргументация самооценки, устойчивость - неустойчивость.

Для проведения методики  А.И. Липкиной было необходимо провести с учениками самостоятельную или контрольную работу. Учитель провел диктант по русскому языку и поставила три оценки: завышенную, адекватную и заниженную. Материалом для исследования: ручка, тетради по русскому языку. Инструкция по применению этой методике приведена в приложении 2.

Результаты исследования самооценки младших школьников при помощи методики А.И.Липкиной «Три оценки» 

                             Таб.№8. «Результаты по методике «Три оценки» А.И. Липкиной»

 

Фамилия. Имя

Оценка учителя

Выбор оценки учеником

Самооценка

1

Майер Вероника

4

4

адекватная

2

Королевских Наташа

4

5

завышенная

3

Рутц Настя

4

5

завышенная

4

Узлова Галя

4

5

завышенная

5

Пятилетов Ваня

5

5

адекватная

6

Першакова Настя

4

4

адекватная

7

Зайцева Юля

4

4

адекватная

8

Пермякова Наташа

4

4

адекватная

9

Чупина Оксана

4

4

адекватная

10

Рейн Наташа

4

4

адекватная

11

Москвина Наташа

4

4

адекватная

12

Гилева Вика

4

4

адекватная

13

Донцева Вика

4

4

адекватная

14

Шмакова Вита

4

5

завышенная

15

Обыскалов Влад

4

5

завышенная

16

Питулин Артем

4

4

адекватная

17

Иванов Денис

4

4

адекватная

18

Гнездилов Миша

4

4

адекватная

19

Безбородов Саша

4

5

завышенная

20

Мальцев Коля

4

5

завышенная

21

Архипов Вова

4

4

адекватная

22

Мясников Саша

4

4

адекватная

23

Титова Аля

3

5

завышенная

24

Прудникова Настя

4

3

заниженная

25

Долгих Таня

3

3

адекватная

26

Бушуева Таня

4

3

заниженная

27

Ложкин Дима

4

3

заниженная

28

Сирихин Андрей

4

3

заниженная

29

Попов Вова

4

3

заниженная

30

Арсентьев Игорь

3

3

адекватная

31

Гетман Стас

3

3

адекватная


 

                              

                                       Таб.№9 «Уровень самооценки по методике А.И.Липкиной»

ученики

Заниженная самооценка

Адекватная

самооценка

Завышенная самооценка

 

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Сильные (5 чел.)

0

0

2

40

3

Средние (17 чел.)

0

0

13

76,5

4

23,5

Слабые (9 чел.)

5

55,6

3

33,3

1

11,1


 

Результаты методики А.И. Липкиной показывают, что наиболее завышенную оценку имеют сильные и средние ученики. Среди слабых учеников пятеро имеют заниженную самооценку, а один переоценивает свои способности.

Как писала А.И. Липкина, завышенная самооценка троечников может быть объяснена тем, что у них существует потребность выйти из числа отстающих учеников. Кроме того, завышенная самооценка слабых учеников может иметь компенсаторный характер, то есть они могут вполне успешно проявлять себя в другой деятельности не связанной с учебой. Когда среди слабоуспевающих детей встречаются ученики с заниженной самооценкой, то это может говорить о том, что они смирились с тем, что отстают в учебе от других детей и уже не хотят догонять их.

После выбора оценки за самостоятельную  работу, детям было предложено ответить на вопрос: «Какие оценки им нравиться получать?» Всех детей радуют оценки 4 и 5, а огорчают 2 и 3. Но есть ученики, которых огорчают четверки, а радуют только пятерки. Среди таких учеников чаще встречаются отличники.

Таким образом, высокая самооценка присуща сильным ученикам, адекватная и низкая самооценка в большинстве  случаев встречается среди средних  и слабых учеников.

 

2.4. Исследование самооценки по методике В.Г.Шур «Лесенка»  

 

Данная методика разработана  В.Г. Щур и предназначена для выявления системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. Методика позволяет определить высоту самооценки детей младшего школьного возраста, ее устойчивость или противоречивость, уровень притязаний личности и степень рассогласованности уровней самооценки и притязаний, а также адекватность представлений ребенка о самом себе.    

Информация о работе Зависимость успеваемости обучающихся младших классов от степени обучающихся