Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:22, курсовая работа
Детство – очень короткий отрезок в жизни человека. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Ребенок с первых же мгновений своей жизни не изолирован от окружающей действительности, он не пассивный объект тех или иных общественных отношений, он взаимодействует с обществом, он вынужден приспосабливаться к жизни.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическая часть.
1.1Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста………………………………………………………………….7
1.2Понятие самооценки в психологической науке и ее влияние на учебную деятельность в младших классах…………………………….13
Вывод по главе 1………………………………………………………………………19
Глава 2. Практическая часть. Исследование уровня самооценки и зависимость степени адекватной оценки и уровня успеваемости детей младшего возраста.
2.1 Организация и описание методик исследования………………………20
2.2. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн
2.3. Исследование самооценки по методике А.И.Липкиной «Три оценки»………………………………………………………………………………..24
2.4. Исследование самооценки по методике В.Г.Шур «Лесенка»………28
2.5. Анализ результатов по трем методикам……………………………..32
Вывод по главе 2……………………………………………………………………...33
Заключение…………………………………………………………………………..34
Библиографический список………………………………………………………….36
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретическая часть.
Вывод по главе 1………………………………………………………………………19
Глава 2. Практическая часть. Исследование уровня самооценки и зависимость степени адекватной оценки и уровня успеваемости детей младшего возраста.
2.1 Организация и описание методик исследования………………………20
2.2. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн
2.3. Исследование самооценки по методике
А.И.Липкиной «Три оценки»……………………………………………………………
2.4. Исследование самооценки по методике В.Г.Шур «Лесенка»………28
2.5. Анализ результатов по трем методикам……………………………..32
Вывод по главе 2……………………………………………………………………...
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………………….
Приложения……………………………………………………
Введение.
Детство – очень короткий отрезок в жизни человека. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Ребенок с первых же мгновений своей жизни не изолирован от окружающей действительности, он не пассивный объект тех или иных общественных отношений, он взаимодействует с обществом, он вынужден приспосабливаться к жизни.
Ребенок должен быть счастливым. Вряд ли кто-то станет оспаривать это. Ребенок должен уметь адаптироваться и преодолевать трудности, быть открытым и доброжелательным. Линия жизни ребенка больше всего зависит от того, каким он себя представляет. Интерес человека к себе издавна был предметом особого внимания. А для этого ему необходимо иметь положительную самооценку, позитивное представление о себе.
Актуальность исследования.
Самооценка – результат развития и становления личности в условиях, которые по-разному складываются для каждого. Процесс развития личности предполагает постоянную трансформацию самооценки. Каждый человек ждет одобрения от других людей.
Младший школьный возраст – это период осознания ребёнком самого себя, мотивов, потребностей в мире человеческий отношений. Поэтому особенно важно в этот период заложить основы для адекватной самооценки.
Актуальность темы данного исследования определяется тем, что самооценка и её влияние на успешность обучения детей младшего школьного возраста играет огромное значение в учебно-воспитательном процессе. Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нем, она еще только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению. В настоящее время всё более очевидно влияние самооценки младшего школьника на его поведение, межличностные контакты. Низкая самооценка мешает ребёнку благополучно учиться, быть уверенным в своих силах, выбрать интересное занятие.
Формирование самооценки связано с активными действиями ребёнка, с самонаблюдением, самоконтролем и самоанализом. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать, подчиняться определённым требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.
Решающее влияние на формирование
самооценки оказывают два фактора:
отношение окружающих и осознание
самим ребёнком особенностей своей
деятельности, её хода и результатов.
И это осознание не появится автоматически:
родителям и воспитателям надо учить
ребёнка видеть и понимать себя,
учить координировать свои действия
с действиями других людей, согласовывать
свои желания с желаниями и
потребностями окружающих. В каждом
возрастном периоде на формирование
самооценки преимущественно влияет
та деятельность, которая в этом
возрасте является ведущей. В младшем
школьном возрасте ведущей является
учебная деятельность; именно от её
хода и зависит в решающей степени
формирование самооценки ребёнка, она
прямо связана с его
Самооценка младших школьников
ещё не самостоятельна, над ней
довлеют оценки окружающих. То, как
оценивает себя учащийся, представляет
собой копию оценок, сделанных
учителем. Отстающие школьники нелегко
мирятся с низкими оценками их
деятельности и качеств личности
– возникают конфликтные
Кроме педагога, большое значение в формировании самооценки младшего школьника имеет стиль семейного воспитания, ведь то, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей жизни. Если воспитание грешит однообразием, не способствуя различению типов поведения, у ребёнка начинает формироваться неадекватная самооценка.
По утверждению Ю.С. Ерофеева,
Д.В. Ершова, Е.Н. Вето, самооценка не является
постоянной. Она меняется в зависимости
от обстоятельств, поэтому многие эмоциональные
расстройства, влияющие на самооценку,
можно предупредить или преодолеть,
но для этого родителям и
В возрастной и педагогической
психологии младший школьный возраст
занимает особое место: в этом возрасте
осваивается учебная
Необходимо уже на начальном этапе обучения учить детей адекватно оценивать свои поступки, свое личностное развитие, что имеет большое значение для успешной реализации их возможностей.
Цель исследования: изучение взаимосвязи степени адекватной самооценки с успеваемостью обучения в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: процесс развития самооценки и успешности обучения в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: связь самооценки с успешностью обучения в младших классах.
Исходя из цели и предмета исследования, можно выделить задачи:
Гипотеза исследования: предположение о том, что степень адекватной самооценки влияет на успеваемость учеников младшего школьного возраста.
Методы исследования:
- анализ научных источников по проблеме исследования,
- сравнение,
- обобщение.
2) Эмпирические методы:
- опрос,
- тестирование,
- методы статистической обработки полученных результатов.
Практическая значимость заключается в том, что результаты могут быть использованы учителями, воспитателями и студентами при процессе формирования адекватной самооценки младших школьников как условия успешности обучения.
Проводилась вся практическая
и научно-исследовательская
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Глава I . Теоретическая часть.
Младший школьный возраст
называют вершиной детства. Ребенок
сохраняет много детских
Учение для него - значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. Этот период ещё можно назвать - периодом значительных позитивных изменений. Поэтому очень важны достижения самого ребенка:
а) в познании;
б) в приобретении умений и навыков учебной деятельности;
в) во взаимоотношениях со сверстниками, учителями и родителями;
г) в обретении уверенности в себе, своих возможностях;
д) в развитии потребности в успехе.
Сделать это в дальнейшем,
за пределами этого
Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления в школу. В настоящее время границы данного периода установлены с 6-7 до 9-10 лет.
В этот период происходит как физическое, так и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения. По утверждению А.А.Аркушенко, в это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). Возрастает подвижность нервных процессов. Процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенная эмоциональная возбудимость и непоседливость.[4;14]
Поступление в школу вносит
важнейшие изменения в жизнь
ребёнка. Резко изменяется весь уклад
его жизни, его социальное положение
в коллективе, в семье. Основной,
ведущей деятельностью
Правильное отношение к учению у младших школьников формируется постепенно. Сначала не понимают, зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение – труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению.[15;35]
По мнению Н.В. Касициной, для того чтобы этого не случилось, учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение – это напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя.
На первых порах учащиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребёнок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей.
Вначале у него формируется
интерес к самому процессу учебной
деятельности без осознания её значения.
Только после возникновения интереса
к результатам своего учебного труда
формируется интерес к
Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчеркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалит их.
Большое воспитательное воздействие учителя, по утверждению Ф.В. Костылёва, на младших школьников связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя – самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.[16;19]
Информация о работе Зависимость успеваемости обучающихся младших классов от степени обучающихся