Зависимость успеваемости обучающихся младших классов от степени обучающихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

Детство – очень короткий отрезок в жизни человека. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Ребенок с первых же мгновений своей жизни не изолирован от окружающей действительности, он не пассивный объект тех или иных общественных отношений, он взаимодействует с обществом, он вынужден приспосабливаться к жизни.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическая часть.
1.1Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста………………………………………………………………….7
1.2Понятие самооценки в психологической науке и ее влияние на учебную деятельность в младших классах…………………………….13
Вывод по главе 1………………………………………………………………………19
Глава 2. Практическая часть. Исследование уровня самооценки и зависимость степени адекватной оценки и уровня успеваемости детей младшего возраста.
2.1 Организация и описание методик исследования………………………20
2.2. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн
2.3. Исследование самооценки по методике А.И.Липкиной «Три оценки»………………………………………………………………………………..24
2.4. Исследование самооценки по методике В.Г.Шур «Лесенка»………28
2.5. Анализ результатов по трем методикам……………………………..32
Вывод по главе 2……………………………………………………………………...33
Заключение…………………………………………………………………………..34
Библиографический список………………………………………………………….36

Файлы: 1 файл

света пед.docx

— 151.23 Кб (Скачать)

Наиболее характерная  черта восприятия учащихся – его  малая дифференцированность, где совершают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста – тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия.[17;37]

В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается  на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В  процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.

Внимание учащихся начальных  классов характеризуется слабостью  произвольного внимания, возможности  волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены.[13;83]

Младший школьник обычно может  заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием).[15;24]

По мнению Б.С. Волкова, значительно  лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё  новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.[8;36]

Развитие памяти в младшем  школьном возрасте происходит под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания, развивается возможность  сознательно управлять своей  памятью и регулировать её проявления. В связи с возрастным относительным  преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших  школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они  лучше и быстрее запоминают и  прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к  механическому запоминанию без  осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.[2;54]  

Основная тенденция развития воображения, по утверждению М.В. Гамезо, в младшем школьном возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается.[12;86]

Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к  познанию их сущности. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.[12;67]

   Аналитико-синтетическая деятельность в начале младшего школьного возраста находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предметов.[12;75]

Младший школьный возраст  в исследованиях Е.Н. Каменской, –  возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерно формирование и закрепление новой системы  отношений к людям, коллективу, к  учению и связанным с ними обязанностям, формирование характера, воли, расширение круга интересов, развитие способностей.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного  поведения, происходит усвоение моральных  норм и правил поведения, начинает формироваться  общественная направленность личности.

Характер младших школьников, по мнению Е.А. Петровой, М.В. Гамезо, отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина этого – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения. Поэтому для учителя в это время очень важно составить правильное представление о личности ученика и помочь ему полноценно включиться в новую жизнь.[12;95]

Возрастной особенностью является и общая недостаточность  воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в  свои силы и невозможности. Нередко  наблюдается капризность, упрямство. Обычная их причина – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания  и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность  и упрямство – своеобразная форма  протеста ребёнка против тех твёрдых  требований, которые ему предъявляет  школа, против необходимости жертвовать тем, чем жертвовать не хочется, во имя  того, что требуется.[13;99]

По утверждению К.О.Казанской, младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность проявляется в том, что:

- психическая деятельность  младшего школьника обычно окрашена  эмоциями. Всё, что дети наблюдают,  о чём думают, что делают, вызывает  у них эмоционально окрашенное  отношение;

- младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;

- эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.[13;79]

Большие возможности предоставляет  младший школьный возраст для  воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности - деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах.[27;42]

В большинстве случаев  ребёнок приспосабливает себя к  новой жизненной ситуации, и в  этом ему помогают разнообразные  формы защитного поведения. В новых отношениях с взрослыми и со сверстниками ребёнок продолжает развивать рефлексию на себя и других. В то же время развивающаяся способность к идентификации с другими помогает снять напор негативных образований и развить принятые позитивные формы общения.

 Ребёнок начинает занимать  новое место внутри социальных отношений: он - ученик, он - ответственный человек, с ним советуются и считаются. Усвоение норм поведения, выработанных обществом, позволяет ребёнку постепенно превратить их в свои собственные, внутренние, требования к самому себе. Он начинает воспринимать свое «Я» и признаёт за другими это право. Он знает, как нужно действовать, и действует по своей воле.  

Основные достижения этого  возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

Именно в этот период жизни  младшего школьника продолжает формироваться  его представление о самом  себе, своих возможностях, своих  качествах и своём месте среди  других людей – его самооценка. Более подробно особенности развития самооценки младшего школьного возраста будут рассмотрены в следующем  части.

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.

    1. Понятие самооценки в психологической науке и ее влияние на учебную деятельность в младших классах.

 

Психология личности стала экспериментальной наукой впервые десятилетия ХХ века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А.Ф. Лазурский, Г. Оллпорт, Р. Кеттел и другие. В психолого-педагогических исследованиях вопросы самооценки исследуются достаточно широко. Наиболее полно теоретические аспекты проблемы самооценки разработана в трудах отечественных психологов – Б.Г.Ананьева, Л.И. Божович, А.В.Захаровой, И.С.Кона, М.И.Лисиной, А.И.Липкиной, В.В. Столина, зарубежных – Р.Бернса, У.Джемса, Ч.Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса.  

Самооценка в отечественной  психологии изучалась в связи  с проблемой развития и формирования самосознания. Эти исследования сконцентрированы вокруг двух групп вопросов. С одной стороны, в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. По данному вопросу можно выделить работы таких психологов, педагогов как: Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.С.Рубинштейн, М.Н.Скаткин.  В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Можно выделить публикации А.И.Липкиной, Е.И.Савонько, В.А.Горбачевой.

В конце 30-х годов XX века в  психологии личности началась дифференциация направлений исследований. В результате во второй половине XX века сложилось   много различных подходов и теорий личности. Степень адекватности образа «Я» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов – самооценки личности, то есть оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места  среди людей.

По мнению М. Феннел, самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе, представляет собой сложный по психологической природе феномен. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.[26;53]

По мнению Эльконина Д.Б., уже у детей старшего дошкольного возраста управление своим поведением приобретает «внутренний механизм». Ребенок начинает регулировать свое поведение через отношение к себе, к своим возможностям.[29;61]

Савонько Е.И. полагает, функция самооценки как регулятора поведения развивается на ряду с развитием других психических особенностей ребенка и на каждой возрастной ступени приобретает качественное своеобразие. Развитие этой функции самооценки ученые связывают со становлением ее устойчивости, так как именно устойчивая самооценка выражает уже сформировавшееся отношение человека к себе и может оказывать существенное влияние на его поведение[24;78].

По утверждению Р. С. Немова, самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой. Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для благополучного общения, в которое люди как социальные существа неизбежно включаются.[22;64]

Особенно важно учитывать  самооценку ребёнка. Ребёнок не рождается на свет с каким-то определённым отношение к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе. Анализируя исследования Е.В. Черносвистова, Н.Г. Алексеева, Л.И. Божовича, А.И. Липкиной, следует отметить, что центральной характеристикой любой личности является «Я-КОНЦЕПЦИЯ». «Я-КОНЦЕПЦИЯ», по мнению знаменитого психолога И. П. Шахова, это относительно устойчивая и осознанная система представлений личности о себе, на основе которой человек строит отношение к себе и свое взаимодействие с другими людьми. Составной и неотъемлемой частью « Я – КОНЦЕПЦИИ» является самооценка. По мере развития дети учатся понимать себя, своё Я, давать оценку собственным качествам. Этот оценочный компонент Я и называется самооценкой. Она является ядром самосознания.[19;35]   

Западноевропейские и  американские психологи рассматривают  самооценку как механизм, обеспечивающий человеку ориентацию в окружающей среде,  согласованность его внутренних требований к себе с внешними условиями. При этом социальная среда понимается ими как всегда враждебная человеку, враждебная его потребностям и стремлениям. Эта точка зрения З.Фрейда и неофрейдистов (К. Хорни, Э. Фромм). Поскольку самооценка человека, считают они, складывается под давлением постоянного конфликта между внутренними пробуждениями и внешними запретами, адекватная самооценка невозможна в принципе. Представление человека о самом себе является неполным, искаженным. По мнению З. Фрейда, наиболее сложные и острые внутренние конфликты личности связанны с переоценкой и недооценкой своей личности. Идеализированное представление человека о своем «Я» постоянно сталкивается с актуальным и реальными «Я».[29;38]

В настоящее время всё  более очевидно влияние самооценки младшего школьника на его поведение, межличностные контакты.

Младший школьный возраст, по утверждению А. К. Зиньковского, – это период осознания ребёнком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Всё это позволит ребёнку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи.

Информация о работе Зависимость успеваемости обучающихся младших классов от степени обучающихся