Контроль за успеваемостью младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 19:31, курсовая работа

Краткое описание

В педагогической литературе массово используются такие выражения и термины, как учет, проверка, контроль успеваемости, контроль учебного процесса, отметка и оценка знаний. К сожалению, установившегося и общего толкования этих терминов пока нет. Некоторые авторы пытаются их различать, а другие считают их синонимами. Чтобы в этом удостовериться, достаточно обратиться к учебным пособиям по педагогике, общей и частной дидактике, методической литературе.

Оглавление

Введение 3
1. Психолого-педагогические особенности детей младшего
школьного возраста 6
1.1 Общая характеристика развития детей
младшего школьного возраста 6
1.2 Учет возрастных особенностей младших школьников
при организации процесса обучения 13
1.3 Сущность понятия «контроль» как элемент учебного процесса..............
2. Контроль за успеваемостью младших школьников 20
2.1. Функции и виды контроля
2.2. Методы и формы контроля
2.3. Организация контроля
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 62.23 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 3

1. Психолого-педагогические  особенности детей младшего 

школьного возраста 6

1.1 Общая характеристика  развития детей 

младшего школьного возраста 6

1.2 Учет возрастных особенностей  младших школьников 

при организации процесса обучения 13

1.3 Сущность понятия «контроль»  как элемент учебного процесса..............

2. Контроль за успеваемостью младших школьников 20

2.1. Функции и виды контроля

2.2. Методы и формы контроля

2.3. Организация контроля

Заключение

Список использованной литературы 49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В педагогической литературе массово используются такие выражения и термины, как учет, проверка, контроль успеваемости, контроль учебного процесса, отметка и оценка знаний. К сожалению, установившегося и общего толкования этих терминов пока нет. Некоторые авторы пытаются их различать, а другие считают их синонимами. Чтобы в этом удостовериться, достаточно обратиться к учебным пособиям по педагогике, общей и частной дидактике, методической литературе.

 Этот вопрос волнует многих ученых, педагогов. Контроль знаний – это широкое по объему понятие. Оно содержит другие компоненты как наблюдение, проверка, учет и оценка. Оно дает возможность определить качество теоретических знаний практических умений и навыков учащегося, способы их учебной деятельности, степень их умственного развития, а также уровень мастерства учителя. Методика контроля как целостная система состоит из разных структурных компонентов. Анализ педагогической и методической литературы указывает, что основные направления методики контроля в разных источниках совпадают, но название терминов и их классификация разные.

 Контроль, или проверка  результатов обучения, является  обязательным компонентом процесса  обучения. Он имеет место на  всех стадиях процесса обучения, но особое значение получает  после изучения какого-либо раздела программы и завершения ступени обучения. Суть проверки результатов обучения заключается в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, предмету. Контроль, проверка результатов обучения рассматривается дидактикой как педагогическая диагностика.

Результативность деятельности педагогического коллектива определяется, прежде всего, глубиной и прочностью знаний учащихся, систематичностью их получения, уровнем развития и воспитанности младших школьников. Поэтому система контроля, учёта и оценки учебных достижений младших школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса, без которой невозможно установить уровень достигнутых результатов, выявить основательность усвоения материала по учебным предметам и степень прочности сформированности навыков и умений.

Индивидуальная траектория учения – это та траектория, по которой каждый ученик продвигается в учебном процессе. Реализация такого подхода требует существенной модернизации образовательной среды на уроке, насыщения её вариативными и динамичными формами работы и контроля учебных достижений учащихся.

Урок нуждается в технологиях, которые позволяют детям самим влиять на то, что и как они изучают. Одним из средств, демонстрирующих  позитивные и проблемные зоны усвоения учебного материала каждым учащимся, является контроль.

Контроль оказывает помощь в решении учебных задач по овладению программными знаниями, умениями и навыками. Использование на уроке тестов требуют от учителя перехода от привычной роли наставника о контролёра к позиции наблюдательного помощника, который меньше обучает и воспитывает, а больше ориентирует детей на самостоятельную учебу и обращает внимание на индивидуальную траекторию учения каждого ребёнка.

Тестовая технология снижает уровень психологической тревожности, стрессовое состояние.

Выполнение тестов развивает навыки критического мышления: умение самостоятельно анализировать учебный вопрос, оценивать предлагаемые варианты ответов и выбирать правильный ответ.

Все вышеизложенное предопределяет актуальность данного исследования.

С учетом этих противоречий мною сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия, при которых обеспечивается успешность контроля успеваемости младших школьников?

Объект исследования: деятельность учителя и ученика в процессе обучения. Учитель, проверяя ученика, выясняет особенности понимания и осмысления учеником изучаемого материала, точность глубину и прочность его знаний.

 Предмет исследования: организация контроля как эффективного средства обучения.

Цель исследования: определить условия повышения качества успеваемости посредством формирования самостоятельности у младших школьников.

Исходя из этого можно сформулировать гипотезу: повышение качества успеваемости будет успешно осуществляться, если при организации учебной деятельности ребенка будут соблюдены следующие условия:

- учитываются интересы  и потребности ребенка.

- когда ребенок может  применять накопленный опыт в  новых условиях.

- взаимодействие при решении  поставленных задач с взрослым

Задачи исследования:

- выявить основные виды  контроля в начальной школе;

- показать методы и  приемы, используемые при контроле;

- описать организацию  эффективного контроля знаний  младших школьников.

Методологическая основа исследования:  Амонашвили Ш. А. ; Амтаниус  М. ; Баранов С. П. ; Беспалько В. П. ; Болдырев Н. И. ; Болотина  Л. Р. ; Воронцов А.Б. ; Давыдов В.В. ; Данилов М. А. ; Есипов Б. П. ;Кабардин О. Ф ; Немов В.В. ; Матис Т. А. ; Майор Ф. ;Махмутов М. И. ; Онищук В. А. ; Оноприенко О. В. ; А.В. Петровский  ; Подласый И. П. ; Полуянов Ю.А. ; Слободчиков В. ; Смирнов С. А. ; Чикишева О. В. ; Шаповаленко И.В.

Методы исследования: Теоретический анализ научно-методической литературы, научных исследований, изучение педагогического опыта.

Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Психолого-педагогические  особенности детей младшего школьного  возраста

1.1 Общая характеристика  развития детей 

младшего школьного возраста

К концу дошкольного возраста ребенок представляет собой в известном смысле личность. Он отдает себе отчет в том, какое место занимает среди людей (он, дошкольник) и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем (он пойдет учиться в школу). Одним словом, он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. К этому периоду он уже многого достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет занять желаемое и соответствующее своему социальному статусу место среди родных и близких. Он умеет строить отношения с взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к. самому себе («Я хороший»), но, прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. У него уже достаточно развиты рефлексивные способности. В этом возрасте существенным достижением в развитии личности ребенка выступает преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу» [17].

Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства - психологическая готовность ребенка к школьному обучению. И заключается она в том, что у ребенка к моменту поступления в школу складываются психологические свойства, присущие собственно школьнику. Окончательно эти свойства могут сложиться только в ходе школьного обучения под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности.

Новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие.  Таким образом, новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессогенная. У каждого ребенка, поступившего в школу, повышается психическая напряженность. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ребенка[26].

Как считают психологи и медики, начало школьного обучения — это критический период развития человека, от успешности его прохождения зависит дальнейшая жизнь. В первом классе, как свидетельствуют результаты многочисленных исследований, возрастает напряженность адаптационных процессов, обеспечивающих приспособление ребенка к новой социальной среде, а также освоение более сложной и системной формы деятельности — учебной. Естественно, что процесс адаптации к новым социальным условиям и установкам учебной деятельности требует ускоренного формирования восходящих и нисходящих систем регуляторных механизмов мозга. Процесс созревания этих управляющих и регуляторных систем отражается на высокой  неустойчивости как многих функциональных показателей их активности, так и общего самочувствия, настроения и работоспособности ребенка.

У всех первоклассников и многих школьников во втором классе процесс перестраивания центральной нервной системы характеризуется повышенной пластичностью, чувствительностью к внешним эмоциональным воздействиям и поэтому требует больших энергетических затрат, что приводит к напряжению гомеостатических механизмов. В связи с этим в течение учебного года фиксируется неустойчивость функционального состояния организма и высокий риск ухудшения состояния здоровья. Как отмечают специалисты, к концу начальной школы (к 9—10 годам) мозговые процессы стабилизируются, что обеспечивает относительную устойчивость процесса адаптации и улучшения работоспособности школьников в течение всего учебного года.

Начало обучения в школе и освоения учебной деятельности — это сензитивиый период для усвоения информационных процессов как основы познавательной деятельности. Второй важнейший процесс, совпадающий с оформлением интеллектуальной активности, связан с формированием произвольности информационных процессов. Школьники с задержкой овладения произвольными формами поведения и познания составляют основу группы неуспевающих учеников в связи с затруднениями осознания учебной задачи и формирования средств ее решения.

В младшем школьном возрасте у ребенка возникает множество позитивных изменений и преобразований. Это сензитивный период для формирования познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции.

В процессе школьного обучения качественно изменяются, перестраиваются все сферы развития ребенка. Начинается эта перестройка с интенсивного развития интеллектуальной сферы. Основное направление развития мышления в школьном возрасте — переход от конкретно-образного к словесно-логическому и рассуждающему мышлению. Согласно положениям Л.С.Выготского о системном характере развития высших психических функций, в младшем школьном возрасте «системообразующей» функцией является мышление, и это сказывается на других психических функциях, которые интеллектуализируются, осознаются и становятся произвольными.

В отличие от ребенка-дошкольника, при решении задач опирающегося на стихийно сложившиеся представления о чувственно воспринимаемых свойствах вещей или на усвоенные в общении с взрослыми «житейские понятия», школьнику приходится учитывать такие свойства вещей, которые отражаются и фиксируются в форме подлинно научных понятий.

Интеллектуальная рефлексия (способность к осознанию содержания своих действий и их оснований) является новообразованием, знаменующим начало развития теоретического мышления у младших школьников. Теоретическое мышление обнаруживается в ситуации, требующей не столько применения правила, сколько его открытия, конструирования.

С первых дней школьного обучения предъявляются чрезвычайно высокие требования к вниманию, особенно с точки зрения его произвольности, управляемости. Ребенок по указанию учителя должен направлять и удерживать внимание на таких предметах, которые не обладают чертами непосредственной привлекательности или необычности. Направление развития внимания в младшей школе: от концентрации внимания в условиях, созданных учителем, к самоорганизации внимания, распределению и переключению его динамики в пределах задания и всего рабочего дня.

Восприятие из процесса узнавания, различения, опирающегося на очевидные признаки, становится деятельностью наблюдения. Наблюдение сначала осуществляется под руководством учителя, который ставит задачу обследования предметов или явлений, знакомит учеников с правилами восприятия, обращает внимание на главные и второстепенные признаки, обучает способам регистрации результатов наблюдений (в виде записей, рисунка, схемы). Восприятие становится синтезирующим и устанавливающим связи, преднамеренным, целенаправленным наблюдением за объектом.

В этом возрасте развивается самопознание и личностная рефлексия как способность самостоятельно установить границы своих возможностей («могу или не могу решить эту задачу?», «чего мне не хватает для ее решения?»), внутренний план действий (умение прогнозировать и планировать достижение определенного результата), произвольность, самоконтроль. Ребенок овладевает своим поведением. Он более точно и дифференцированно понимает нормы поведения дома и в общественных местах, улавливает характер взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, начинает более сдержанно выражать свои эмоции, особенно негативные. Нормы поведения превращаются во внутренние требования к себе, что порождает переживания мук совести. Развиваются высшие чувства: эстетические, моральные, нравственные (чувство товарищества, сочувствия, негодования от ощущения несправедливости) [27].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Учет возрастных  особенностей младших школьников  при организации процесса обучения

Процесс обучения, в силу своего содержания образовательной программы, емкости, структуры, требует много усилий и труда со стороны учителей и учеников. Учебная деятельность задействует возможности и познавательные особенности психики школьника в различных сферах. 

В начальный период обучения практически все дети сталкиваются с определенными трудностями. Поэтому существует переходный период от дошкольного детства к школьному, который можно назвать периодом адаптации ребенка к школе. Для общей психологической характеристики этого и последующих периодов в жизни ребенка, связанных с радикальными изменениями его психологии и поведения, полезно воспользоваться понятиями социальной ситуации развития и внутренней позиции. Первое из этих понятий относится к социальным условиям, в которых идет процесс психического развития ребенка. Оно также включает представление о месте, занимаемом ребенком в обществе, в системе разделения труда, связанные с этим права и обязанности. Второе понятие характеризует внутренний мир ребенка, те изменения, которые в нем должны произойти для того, чтобы ребенок смог хорошо приспособиться к новой социальной ситуации и использовать ее для своего дальнейшего психологического роста. Эти изменения обычно связаны с формированием новых отношений, нового смысла и цели жизни, затрагивают потребности, интересы и ценности, формы поведения и отношения к людям. В целом они также связаны с началом серьезных изменений личностного и межличностного плана в психологии ребенка.

Информация о работе Контроль за успеваемостью младших школьников