Контроль за успеваемостью младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 19:31, курсовая работа

Краткое описание

В педагогической литературе массово используются такие выражения и термины, как учет, проверка, контроль успеваемости, контроль учебного процесса, отметка и оценка знаний. К сожалению, установившегося и общего толкования этих терминов пока нет. Некоторые авторы пытаются их различать, а другие считают их синонимами. Чтобы в этом удостовериться, достаточно обратиться к учебным пособиям по педагогике, общей и частной дидактике, методической литературе.

Оглавление

Введение 3
1. Психолого-педагогические особенности детей младшего
школьного возраста 6
1.1 Общая характеристика развития детей
младшего школьного возраста 6
1.2 Учет возрастных особенностей младших школьников
при организации процесса обучения 13
1.3 Сущность понятия «контроль» как элемент учебного процесса..............
2. Контроль за успеваемостью младших школьников 20
2.1. Функции и виды контроля
2.2. Методы и формы контроля
2.3. Организация контроля
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 62.23 Кб (Скачать)

Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ. Самостоятельная работа - небольшая по времени (15-20 мин) письменная проверка знаний и умений школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса. Одной из главных целей этой работы является проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях. Если самостоятельная работа проводится на начальном этапе становления умения и навыка, то она не оценивается отметкой. Вместо нее учитель дает аргументированный анализ работы учащихся, который он проводит совместно с учениками. Если умение находится на стадии закрепления, автоматизации, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой.

Самостоятельная работа может проводиться фронтально, небольшими группами и индивидуально. Цель такого контроля определяется индивидуальными особенностями, темпом продвижения учащихся в усвоении знаний. Так, например, индивидуальную самостоятельную работу может получить ученик, который пропустил много учебных дней, не усвоил какой-то раздел программы, работающий в замедленном или ускоренном темпе. Целесообразно использовать индивидуальные самостоятельные работы и для застенчивых, робких учеников, чувствующих дискомфорт при ответе у доски. В этом случае хорошо выполненная работа становится основанием для открытой поддержки школьника, воспитания уверенности в собственных силах.

Предлагается проводить и динамичные самостоятельные работы, рассчитанные на непродолжительное время (5-10 мин). Это способ проверки знаний и умений по отдельным существенным вопросам курса, который позволяет перманентно контролировать и корректировать ход усвоения учебного материала и правильность выбора методики обучения школьников. Для таких работ учитель использует индивидуальные карточки, обучающие тексты, тестовые задания, таблицы. Например, учащиеся изучили тему "Вода". Учитель предлагает в качестве самостоятельного проверочного задания заполнить таблицу - отметить свойства воды, пара и льда. Если такие самостоятельные работы проводятся в первый период изучения темы, то целесообразно отметкой оценивать лишь удачные, правильно выполненные. Остальные работы анализируются учителем вместе с обучающимися.

Контрольная работа - используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы. Проводятся в течение всего года и преимущественно по тем предметам, для которых важное значение имеют умения и навыки, связанные с письменным оформлением работы и графическими навыками (русский язык, математика), а также требующие умения излагать мысли, применять правила языка и письменной речи (русский язык, окружающий мир, природоведение). Контрольная работа оценивается отметкой.

Содержание работ для письменного опроса может организовываться по одноуровневым или по разноуровневым, отличающимся по степени сложности, вариантам. Так, для развития самоконтроля и самооценки учащихся целесообразно подбирать самостоятельные и контрольные работы по разноуровневым вариантам. Предлагаемая детям инструкция объясняет им, что каждый сам может выбрать вариант работы любой сложности. При этом за правильное выполнение варианта А ученик получит отметку не выше "З", за вариант Б - не выше "4", а за вариант В - "5". При желании школьник может посоветоваться с учителем. Такая форма контроля мало используется в начальной школе и требует серьезной предварительной подготовки.

К стандартизированным методикам проверки успеваемости относятся тестовые задания. Они привлекают внимание прежде всего тем, что дают точную количественную характеристику не только уровня достижений школьника по конкретному предмету, но также могут выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильный и неправильный ответы и т.п.

Стандартизированные методики позволяют достаточно точно и объективно при минимальной затрате времени получить общую картину развития класса, школы; собрать данные о состоянии системы образования в целом.

Особой формой письменного контроля являются графические работы. К ним относятся рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др. Такие работы могут использоваться на уроках по любому предмет). Их цель - проверка умения учащихся использовать знания в нестандартной ситуации, пользоваться методом моделирования, работать в пространственной перспективе, кратко резюмировать и обобщать знания.

Например, контрольными графическими работами может быть заполнение схем "звуковая модель слова", "состав предложения", "синтаксический разбор предложения", "животное - живой организм", "дикорастущие и культурные растения"; составление диаграммы "свойства воздуха"; графические рисунки "образование родника", "реки" и др.

 

Заключение

 Контроль как учебное  действие осуществляется не как проверка качества усвоения по конечному результату учебной деятельности, а как идущее по ее ходу и выполняемое самим учащимся действие активного прослеживания безошибочности. Контроль — это также способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса, который направлен как на деятельность ученика, так и на контроль взаимодействия учащихся и педагогов.

Механизм контроля в учебном процессе играет значительную роль в познавательной деятельности учащихся. Система проверки их знаний и умений — органическая часть учебного процесса, и ее функции выходят далеко за пределы собственно контроля.

Наряду с контролирующей, контроль выполняет обучающую, диагностическую, воспитывающую, развивающую, прогностическую и ориентирующую функции.

Целью контроля является установление обратной связи ученик – преподаватель и внутренней: ученик- ученик, а также учет результатов контроля. Обучающий контроль проводится с профилактическо-предупредительной целью и с целью управления процессом обучения, формирования навыков и умений, их корректировки и совершенствования, систематизации знаний.

 В современной начальной  школе широко применяются многие  виды, методы и формы контроля :

— наблюдение за работой учеников;

— устный индивидуальный опрос;

— фронтальный опрос;

— групповой опрос;

— письменный контроль;

— комбинированный контроль (уплотненный);

— тестовый контроль;

— программированный контроль;

— практический контроль;

— самоконтроль                             

Для организации объективного контроля знаний учащихся необходимо четко представлять себе требования и уровни необходимой деятельности учащихся. Требования  должны быть следующими:

• однозначность, т.е. поставленная цель образования должна быть однозначно понята всеми;

• диагностичностъ, т.е. должна существовать возможность проверки достижения поставленной цели;

• содержательность, т.е. цель должна отражать то, что получил ученик в процессе обучения.

 Умелое использование  и комбинирование существующих  форм контроля играет большую регулятивную и стимулирующую роль в обучении за качеством овладения изучаемым материалом и побуждение учащихся к самоконтролю. Необходимо добиваться, чтобы этот контроль был регулярным и осуществлялся по каждой изучаемой теме. Что же касается учащихся, то их не только нужно побуждать к осуществлению самоконтроля, но и помогать им овладевать его приемами.

 

 

Список литературы

1. Амонашвили, Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников [Текст] / Ш. А. Амонашвили - М.: 1984. – 427 с.

2. Амонашвили, Ш. А. Обучение. Оценка. Отметки [Текст] / Ш.  А.  Амонашвили - М.: Знание, 1980. – 376 с.

3. Амтаниус, М. Психолого-педагогические основы контроля в учебном процессе [Текст] / М. Алтаниус - М.: изд. МГУ, 1978. – 184 с.

4. Баранов, С. П. Принципы обучения [Текст] / С. П. Баранов. - М.: Просвещение, 1981. – 354 с.

5. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.  П.  Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. – 342 с.

6. Болдырев, Н. И. Педагогика [Текст] / Н. И. Болдырев. - М.: Просвещение, 1968. – 147 с.

7. Болотпина, Л. Р. Педагогика [Текст] / Л. Р. Болотина. - М.: Просвещение, 1987. – 261 с.

8. Воронцов, А. Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся // Начальная школа. - 1999.

9. Давыдов, В.В. Лекции по педагогической психологии [Текст] - М.: Академия, 2006.

10. Данилов, М. А. Есипов, Б. П. Дидактика [Текст] / М. А. Данилов. - М.: 1957. – 477 с.

11. Дакацъян, У. В. Проверка знаний учащихся [Текст] / У. В. Даканцьян. - М.: изд. АПН РСФСР, 1963. – 65 с.

12. Кабардин, О. Ф. Задания для контроля знания учащихся в средней школе: Дидактический материал. Пособие для учителей [Текст] / О.  Ф.  Кабардин. - М.: Просвещение, 1983. – 78 с.

13. Немов, В. В. Психология. В 3кн. Кн. 2. [Текст] / В. В. Немов. - М.: Владос, 2005.

14. Матис, Т. А. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе // Начальная школа. - 1999.

15. Майор, Ф. Тангян, С. Высокий образовательный замысел: к 50-летию ЮНЕСКО // Педагогика, - 1996.

16. Махмутов, М. И. Современный урок [Текст] / М. И. Махмутов. - М.: 1985. – 64 с.

17. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. [Текст] / Л. Ф. Обухова. - М.: Владос, 2004.

18. Онищук, В. А. Дидактика современной школы. [Текст] / В. А. Онищук. – Киев: 1987. – 125 с.

19. Онищук, В. А. Урок в современной школе. [Текст] / В. А. Онищук. - М.: 1985. – 548 с.

20. Оноприенко, О. В. Проверка знаний, умений и навыков учащихся в средней школе: книга для учителя. [Текст] / О. В. Оноприенко. - М.: Просвещение, 1988.

21. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А.В. Петровского. - М.: изд. МГУ, 1987.

22. Подласый, И. П. Педагогика. [Текст] / И. П. Подласый. - М.: Владос, 1999. – 752 с.

23. Полуянов, Ю. А. Формирование оценки на начальном этапе учебной деятельности // Начальная школа, - 1999.

24. Слободчиков, В. Новое образование - путь к новому сообществу // Народное образование, - 1998.

25. Смирнов, С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие. [Текст] / С. А. Смирнов. - М.: Академия, 1998.

26. Чикишева, О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста. - Пермь: Меркурий, 2012.

27. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология. - М.: Проспект, 2007.


Информация о работе Контроль за успеваемостью младших школьников