Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 14:29, реферат
В данной работе изучается проблема интернет-зависимости у подростков, так как этот возраст наиболее подвержен различным отклонениям в поведении. Актуальность исследования психологических последствий интернет-зависимости в подростковом возрасте определяется, во-первых, постоянным увеличением числа подростков и юношей - пользователей Интернета (около 40% в настоящее время); во-вторых, тем, что чрезмерное пристрастие к интернету разрушающе действует на ребенка, вызывает отрицательное воздействие на психику.
1.1
История вопроса.
Термин
"интернет-зависимость" еще в 1996 году
предложил доктор Айвен Голдберг для описания
неоправданно долгого, возможно патологического,
пребывания в интернете. Родоначальниками
психологического изучения феноменов
зависимости от интернета могут считаться
два американца: клинический психолог
К. Янг и психиатр А. Голдберг. Голдберг
в 1995г. предложил набор диагностических
критериев для определения зависимости
от интернета. В 1997-1999гг. были созданы исследовательские
и консультативно-
Среди
отечественных специалистов последовательно
отстаивает самодостаточность
Итак,
все активнее пробивает себе дорогу
точка зрения, согласно которой традиционно
относимым к интернет-аддикции феноменам
могут быть даны альтернативные объяснения.
Интересам ряда психологов отвечает борьба
за признание соответствующих феноменов
разновидностью психологической зависимости.
Для начала ставится задача включить данную
аддикцию в пятое пересмотренное издание
Международной классификации болезней
DSM.
1.2
Исследования интернет-зависимости.
Значительное
место в исследовательской
Могут быть выделены следующие направления исследований зависимости от интернета: анализ проявлений феноменов зависимости в конкретных видах опосредствованной применением интернета деятельности, стадии развития и модели интернет-аддикции; выявление возможных корреляций и связей данного феномена с другими психологическими параметрами или симптомами заболеваний. Большинство зарубежных специалистов полагают, что если можно говорить об интернет-зависимости, то она характерна для весьма небольшого числа пользователей интернета; тем самым они не подтверждают мнения, согласно которым подобный вид зависимости характерен для многих миллионов пользователей.
Таким
образом можно сделать вывод,
что в настоящее время одни
специалисты по психическому здоровью
отказываются признать новый вид зависимости,
который еще не зафиксирован в официальных
справочниках, другие - их обычно именуют
"киберпсихологами" - выделяют признаки
интернет-зависимости, оказывают помощь
клиентам-аддиктам, ведут консультативную
и профилактическую работу.
1.3
Понятие и критерии Интернет-зависимости.
В
самом общем виде интернет-зависимость
определяется как "нехимическая зависимость
от пользования Интернетом". В некоторых
психологических словарях интернет-завимсимость
определяют как, психическое расстройство,
навязчивое желание подключиться к интернету
и болезненная неспособность вовремя
отключиться от интернета. Как мы видим,
терминология проблемы еще не вполне устоялась.
Применяются наименования "зависимость
от интернета", или "интернет-аддикция",
а также "избыточное/патологическое
применение интернета". При обилии наименований
специалисты достаточно едины в определении
поведенческих характеристик, которые
могли бы быть отнесены к этому феномену
(или синдрому). Так, отмечаются неспособность
и активное нежелание отвлечься даже на
короткое время от работы в интернете;
досада и раздражение, возникающие при
вынужденных отвлечениях; стремление
проводить за работой в интернете все
увеличивающиеся отрезки времени; побуждение
тратить на обеспечение работы в интернете
все больше денег; готовность лгать друзьям
и членам семьи, преуменьшая длительность
работы в интернете; способность и склонность
забывать при работе в интернете о домашних
делах, учебе, важных личных и деловых
встречах и т.д.; стремление и способность
освободиться на время работы в интернете
от ранее возникнувших чувств вины или
беспомощности, от состояний тревоги или
депрессии, обретение ощущения эмоционального
подъема и своеобразной эйфории; нежелание
принимать критику подобного образа жизни;
готовность мириться с разрушением семьи,
потерей друзей; пренебрежение собственным
здоровьем и, в частности, резкое сокращение
длительности сна; избегание физической
активности; пренебрежение личной гигиеной;
постоянное "забывание" о еде; злоупотребление
кофе и другими тонизирующими средствами.
1.4
Причины и последствия
Если
сравнивать интернет-зависимость с другими
видами зависимостей, то можно обнаружить
достаточное число общих черт. Большинство
терапевтов сошлись во мнении, что не интернет
делает человека зависимым, а человек,
склонный к зависимости, находит деятельность,
которая и становится объектом зависимости.
Ряд авторов считает, что существует так
называемый зависимый тип личности и люди
имеющие такие черты попадают в группу
риска. Этими чертами являются крайняя
несамостоятельность, не умение отказать,
сказать "нет" из-за страха быть отвергнутым
другими людьми, ранимость критикой или
неодобрением, не желание брать на себя
ответственность и принимать решения,
и как следствие сильное подчинение значимым
людям; все это характеризует пассивную
жизненную позицию, когда человек отказывается
первым вступать в контакт с окружающими
и самостоятельно принимать решениях. По
статистике, к кибер-зависимости склонны
люди с двумя типа дезориентации: социальной
и сексуальной. Социальная
Это:
1)
возможность анонимного общения; 2) возможность
для реализации представлений, фантазий
с обратной связью (в том числе возможность
создавать новые образы "Я"; вербализация
представлений и/или фантазий, не возможных
для реализации в обычном мире, например,
киберсекс, ролевые игры в чатах и т.д.); 3)
чрезвычайно широкая возможность поиска
нового собеседника, удовлетворяющего
практически любым; 4) неограниченный доступ
к информации. Выводы.
2.1
Психологические особенности подростка.
Подросток
- это развивающая личность, ищущая
ответы на жизненно-необходимые для него
вопросы: "Кто я?", "Зачем я?",
"Для кого я?" и "Каков я?". В подростковом
возрасте индивид выходит на качественно
новую социальную позицию, в это время
формируется его сознательное отношение
к себе как к члену общества. Следовательно,
от того, как протекает социальная ориентация
в этот период, зависит очень многое в
формировании социальных установок человека. Для
каждого возрастного периода характерен
ведущий тип деятельности, и именно он
оказывает существенное влияние на формирование
определенной иерархии мотивов, на развитие
процесса целеполагания. Для подросткового
возраста характерна деятельность, направленная
на усвоение норм взаимоотношений, в большей
степени со сверстниками. Эта сторона
жизни индивида получает выражение в общественно
полезной деятельности, отвечающей мотивационно-потребностной
сфере личности подростка, реализуется
его потребность в самоопределении, в
самовыражении, в признании взрослыми
его активности. В этот период онтогенеза
складываются наиболее благоприятные
условия для проявления и закрепления
общественной сущности человека. Подростковый
возраст относится к критическому периоду
психического развития. Остро протекающий
психический перелом обусловливает его
исключительную сложность и противоречивость.
В возрастной физиологии критические
периоды рассматриваются с точки зрения
возможности нарушения нормального хода
развития, а в психологии этим термином
обозначается чувствительность ребенка
к формированию воздействий. В отличии
от стабильных, критические периоды являются
поворотными пунктами развития, когда
в относительно короткий промежуток времени
происходят кардинальные сдвиги в формировании
личности. Известно, что важнейшим психологическим
новообразованием данного возраста является
становление самосознания. Важным признаком,
характеризующим самосознание подростка,
считается чувство взрослости. Таким образом,
подросток ставит себя в ситуацию взрослого
в системе реальных отношений. Итак, психологические
особенности возраста определяются комплексом
обстоятельств, прежде всего общественными
условиями и образом жизни подростка,
воспитанием и характером его практической
деятельности. В этот период происходит
поиск новой деятельности. И от того, какая
деятельность станет ведущей в жизни подростка,
зависит становление его личности.