Интернет-зависимость

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 14:29, реферат

Краткое описание

В данной работе изучается проблема интернет-зависимости у подростков, так как этот возраст наиболее подвержен различным отклонениям в поведении. Актуальность исследования психологических последствий интернет-зависимости в подростковом возрасте определяется, во-первых, постоянным увеличением числа подростков и юношей - пользователей Интернета (около 40% в настоящее время); во-вторых, тем, что чрезмерное пристрастие к интернету разрушающе действует на ребенка, вызывает отрицательное воздействие на психику.

Файлы: 1 файл

Социология.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

Введение

     Компьютерные  сети, как вид телекоммуникации - принципиально новый пласт социальной реальности. Наиболее широкое распространение, в наше время, получила компьютерная сеть интернет, так же известная под названием "Всемирная паутина". Больше не нужно ходить в кинотеатр, на концерт любимой группы, засиживаться в библиотеке, утруждать себя походами по магазинам, всю необходимую вам информацию вы можете получить, не отходя от экрана вашего монитора. Появился новый вид психологического расстройства - Интернет - зависимость.

     В данной работе изучается проблема интернет-зависимости  у подростков, так как этот возраст  наиболее подвержен различным отклонениям  в поведении. Актуальность исследования психологических последствий интернет-зависимости в подростковом возрасте определяется, во-первых, постоянным увеличением числа подростков и юношей - пользователей Интернета (около 40% в настоящее время); во-вторых, тем, что чрезмерное пристрастие к интернету разрушающе действует на ребенка, вызывает отрицательное воздействие на психику.

     Цель  исследования: изучить психологические аспекты влияния интернет-зависимости на личность подростка.

     В связи с этим можно поставить следующие задачи: 

     1. Выяснить степень разработанности проблемы в литературе. 

     2. Теоретически исследовать психологические  характеристики интернет-зависимости. 

     3. Выявить значение связи Интрнет-зависимости  с психологическими свойствами  личности подростка. Рассмотреть  влияние Интернет-зависимости на личность подростка.         

     Глава I. Зависимость от интернета: постановка проблемы, методы изучения.

     1.1 История вопроса.   

     Термин "интернет-зависимость" еще в 1996 году предложил доктор Айвен Голдберг для описания неоправданно долгого, возможно патологического, пребывания в интернете.    Родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от интернета могут считаться два американца: клинический психолог К. Янг и психиатр А. Голдберг. Голдберг в 1995г. предложил набор диагностических критериев для определения зависимости от интернета. В 1997-1999гг. были созданы исследовательские и консультативно-психотерапевтические веб-службы по данной проблематике. В 1998-1999гг. К. Янг, Д. Гринфилд и К. Сурратт опубликовали первые монографии. К концу 1998г, интернет-аддикция оказалась фактически легализована - не как клиническое направление в узком смысле слова, но как отрасль исследований и сфера оказания людям практической психологической помощи.  В настоящее время активно рассматриваются современные проблемы психологии зависимости (или аддиктологии), связанные с попытками выделения так называемых поведенческих форм зависимостей (аддикций). Анализ ведется на материале активно обсуждаемой в настоящее время и в то же время проблематичной зависимости от интернета. Фактически ставится вопрос о многообразии способов "ухода" из реальной жизни путем изменения состояния сознания.

     Среди отечественных специалистов последовательно  отстаивает самодостаточность психологических  форм зависимостей (аддикций) Ц.П. Короленко. "Элементы аддиктивного поведения, - пишет он вместе с Н.В. Дмитриевой, - свойственны любому человеку, уходящему от реальности путем изменения своего психического состояния. Проблема аддикций начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности".

     Итак, все активнее пробивает себе дорогу точка зрения, согласно которой традиционно относимым к интернет-аддикции феноменам могут быть даны альтернативные объяснения. Интересам ряда психологов отвечает борьба за признание соответствующих феноменов разновидностью психологической зависимости. Для начала ставится задача включить данную аддикцию в пятое пересмотренное издание Международной классификации болезней DSM. 

     1.2 Исследования интернет-зависимости.  

     Значительное  место в исследовательской практике специалистов, разрабатывающих проблематику зависимости от интернета, занимают качественные методы. Вплоть до настоящего времени большая часть исследований методически построена как интервью, массовые сетевые опросы и групповые обсуждения с участием испытуемых, которые ощутили психологический дискомфорт. Контрольные группы, как правило, не формируются, клинические интервью не практикуются. Методические погрешности проведенных в этой области исследований неоднократно критиковались. Лишь в последнее время появились немногочисленные пока что лабораторные и клинические исследования, которым, разумеется, недостает присущей сетевым опросам массовости. Практикуется также публикация материалов, содержащих анализ случаев или включенного наблюдения за деятельностью аддиктов - например, в ходе сетевой игры. Следует отметить также рост числа количественных (прежде всего корреляционных и факторных) исследований. 

     Могут быть выделены следующие направления исследований зависимости от интернета: анализ проявлений феноменов зависимости в конкретных видах опосредствованной применением интернета деятельности, стадии развития и модели интернет-аддикции; выявление возможных корреляций и связей данного феномена с другими психологическими параметрами или симптомами заболеваний.    Большинство зарубежных специалистов полагают, что если можно говорить об интернет-зависимости, то она характерна для весьма небольшого числа пользователей интернета; тем самым они не подтверждают мнения, согласно которым подобный вид зависимости характерен для многих миллионов пользователей.

     Таким образом можно сделать вывод, что в настоящее время одни специалисты по психическому здоровью отказываются признать новый вид зависимости, который еще не зафиксирован в официальных справочниках, другие - их обычно именуют "киберпсихологами" - выделяют признаки интернет-зависимости, оказывают помощь клиентам-аддиктам, ведут консультативную и профилактическую работу.  

     1.3 Понятие и критерии Интернет-зависимости. 

     В самом общем виде интернет-зависимость определяется как "нехимическая зависимость от пользования Интернетом". В некоторых психологических словарях интернет-завимсимость определяют как, психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от интернета.   Как мы видим, терминология проблемы еще не вполне устоялась. Применяются наименования "зависимость от интернета", или "интернет-аддикция", а также "избыточное/патологическое применение интернета". При обилии наименований специалисты достаточно едины в определении поведенческих характеристик, которые могли бы быть отнесены к этому феномену (или синдрому). Так, отмечаются неспособность и активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в интернете; досада и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях; стремление проводить за работой в интернете все увеличивающиеся отрезки времени; побуждение тратить на обеспечение работы в интернете все больше денег; готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность работы в интернете; способность и склонность забывать при работе в интернете о домашних делах, учебе, важных личных и деловых встречах и т.д.; стремление и способность освободиться на время работы в интернете от ранее возникнувших чувств вины или беспомощности, от состояний тревоги или депрессии, обретение ощущения эмоционального подъема и своеобразной эйфории; нежелание принимать критику подобного образа жизни; готовность мириться с разрушением семьи, потерей друзей; пренебрежение собственным здоровьем и, в частности, резкое сокращение длительности сна; избегание физической активности; пренебрежение личной гигиеной; постоянное "забывание" о еде; злоупотребление кофе и другими тонизирующими средствами.       Исследователи приводят различные критерии Интернет-зависимости.  Кимберли Янг приводит следующие четыре симптома:   1. навязчивое желание проверить e-mail;      2. постоянное ожидание следующего выхода в интернет;   3. жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в интернет;          4. жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на интернет.           Общие чертами компьютерной зависимости является характерный ряд психологических и физических симптомов, тесно связанных между собой: Психологические симптомы:        1. хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;   2. невозможность остановиться;       3. увеличение количества времени, проводимого за компьютером;  4. пренебрежение семьей и друзьями;      5. ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;  6. ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;  7. проблемы с работой или учебой.    Физические симптомы:          1. синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);   2. сухость в глазах;         3. головные боли по типу мигрени;       4. боли в спине;          5. нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;    6. пренебрежение личной гигиеной;      7. расстройства сна, изменение режима сна.    Признанный авторитет в этой области К. Янг из Питсбургского университета выделяет пять основных категорий этой зависимости:  1. Киберсексуальная. Зависимость от интерактивных комнат общения для "взрослых" или от киберпорнографии.       2. Киберотношения. Зависимость от дружеских отношений, завязанных в комнатах общения, интерактивных играх и конференциях, которая заменяет реальных друзей и семью.         3. Чрезмерная сетевая вовлеченность. Включает в себя вовлечение в азартные сетевые игры, зависимость от интерактивных аукционов и навязчивое состояние торговли через сеть.      4. Информационная перегрузка. Чрезмерная вовлеченность в посещение вебсайтов и поиск по базам данных.     5. Компьютерная зависимость. Навязчивые состояния в компьютерных играх или в программировании, в основном среди детей и подростков. 
 

     1.4 Причины и последствия интернет-зависимости. 

     Если  сравнивать интернет-зависимость с другими видами зависимостей, то можно обнаружить достаточное число общих черт. Большинство терапевтов сошлись во мнении, что не интернет делает человека зависимым, а человек, склонный к зависимости, находит деятельность, которая и становится объектом зависимости. Ряд авторов считает, что существует так называемый зависимый тип личности и люди имеющие такие черты попадают в группу риска. Этими чертами являются крайняя несамостоятельность, не умение отказать, сказать "нет" из-за страха быть отвергнутым другими людьми, ранимость критикой или неодобрением, не желание брать на себя ответственность и принимать решения, и как следствие сильное подчинение значимым людям; все это характеризует пассивную жизненную позицию, когда человек отказывается первым вступать в контакт с окружающими и самостоятельно принимать решениях.  По статистике, к кибер-зависимости склонны люди с двумя типа дезориентации: социальной и сексуальной.  Социальная дезориентация выражается в низкой самооценке, в избегании проблем и ответственности, в попытках отвлечься от какой-либо другой зависимости. Также социальная дезадаптация характеризуется узким кругом общения, не умением высказать, поделиться своими переживаниями, не достатком близких отношений, импульсивностью, не умением спланировать свое время, добиваться поставленных целей и хорошо планировать свою деятельность. Эти люди, часто отказываются от ранее намеченных целей и как следствие пребывают в состоянии депрессии. Кроме того, для зависимого типа личности свойственны страх одиночества. Сексуально дезориентированные интернет-зависимые - это вообще новый тип человека, достойный отдельного описания. По статистике, каждый пятый пользователь так или иначе вовлечён в сексуальную онлайновую деятельность. Драматизм данного вида зависимости для подростков заключается в том, что он настигает их в переходном возрасте, в момент полового созревания, и тогда у подростка формируется асоциальное представление о сексе. Для понимания, что делает киберсекс зависимостью, К. Янг предлагает следующую модель: доступность - контроль - возбуждение, которые являются тремя базовыми причинами этой зависимости.           Интернет удовлетворяет многие сознательные и подсознательные потребности пользователей. Он содержит все, чем может быть увлечен пользователь. И это основная причина, объясняющая пристрастие к интернету. Согласно данным последних исследований уход в мир фантазий стал одной из распространенных стратегий поведения современной молодежи в трудных жизненных ситуациях. Уже существуют концепции, согласно которым "алкоголем" постиндустриальной эпохи были наркотики, а в информационную им станут компьютерные игры.    Подводя итоги, ответим на вопрос, так что же делает интернет притягательным в качестве средства "ухода" от реальности?

     Это:

     1) возможность анонимного общения;      2) возможность для реализации представлений, фантазий с обратной связью (в том числе возможность создавать новые образы "Я"; вербализация представлений и/или фантазий, не возможных для реализации в обычном мире, например, киберсекс, ролевые игры в чатах и т.д.);    3) чрезвычайно широкая возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым;       4) неограниченный доступ к информации.    Выводы.           1. Обсуждение данного феномена началось не так давно: в 1994г. К. Янг. Термин "интернет-зависимость" в 1996 году предложил доктор Айвен Голдберг. В настоящее время интенсивно обсуждается и исследуется феномен "зависимости от интернета", или интернет-аддикции. В самом общем виде интернет-зависимость определяется как "нехимическая зависимость от пользования интернетом". Вопрос о самом существовании заболевания, именуемого зависимостью от интернета, остается нерешенным, и изучение этого феномена нуждается в дальнейшем изучении.   2. Компьютерные технологии оказывают глубокое воздействие на психику и сознание человека. Психиатрия уже признала факт зомбирующей и отупляющей роли интернета. По мнению ряда исследователей, негативное влияние интернета находится в прямой пропорции от личности пользователя. Благодаря общению в интернете люди, склонные к созданию зависимостей, компенсируют свои потребности в общении и чувстве защищенности. Зачастую интернет - зависимость - это следствие гиперкомпенсации внутриличностных проблем человека. Специалисты утверждают, что люди, "подсевшие" на интернет, в действительности очень часто одиноки или испытывают проблемы в общении. Кимберли Янг выяснила, что большая часть интернет-зависимых (91%) пользуется сервисами интернет, связанными с общением. Другую часть зависимых привлекают информационные сервисы сети.         3. По данным исследований, количество молодежи в интернете растет быстрее, чем количество представителей других возрастных групп.   4. В качестве причин, способствующих формированию интернет-зависимости, различные авторы выделяют анонимность, доступность, невидимость, множественность, безопасность, простоту использования.

Глава II. Влияние интернет-зависимости на развитие личности подростка

     2.1 Психологические особенности подростка. 

     Подросток - это развивающая личность, ищущая ответы на жизненно-необходимые для него вопросы: "Кто я?", "Зачем я?", "Для кого я?" и "Каков я?". В подростковом возрасте индивид выходит на качественно новую социальную позицию, в это время формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Следовательно, от того, как протекает социальная ориентация в этот период, зависит очень многое в формировании социальных установок человека.        Для каждого возрастного периода характерен ведущий тип деятельности, и именно он оказывает существенное влияние на формирование определенной иерархии мотивов, на развитие процесса целеполагания. Для подросткового возраста характерна деятельность, направленная на усвоение норм взаимоотношений, в большей степени со сверстниками. Эта сторона жизни индивида получает выражение в общественно полезной деятельности, отвечающей мотивационно-потребностной сфере личности подростка, реализуется его потребность в самоопределении, в самовыражении, в признании взрослыми его активности. В этот период онтогенеза складываются наиболее благоприятные условия для проявления и закрепления общественной сущности человека. Подростковый возраст относится к критическому периоду психического развития. Остро протекающий психический перелом обусловливает его исключительную сложность и противоречивость. В возрастной физиологии критические периоды рассматриваются с точки зрения возможности нарушения нормального хода развития, а в психологии этим термином обозначается чувствительность ребенка к формированию воздействий. В отличии от стабильных, критические периоды являются поворотными пунктами развития, когда в относительно короткий промежуток времени происходят кардинальные сдвиги в формировании личности. Известно, что важнейшим психологическим новообразованием данного возраста является становление самосознания. Важным признаком, характеризующим самосознание подростка, считается чувство взрослости. Таким образом, подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношений.          Итак, психологические особенности возраста определяются комплексом обстоятельств, прежде всего общественными условиями и образом жизни подростка, воспитанием и характером его практической деятельности. В этот период происходит поиск новой деятельности. И от того, какая деятельность станет ведущей в жизни подростка, зависит становление его личности. 

Информация о работе Интернет-зависимость