2.2
Причины формирования зависимости от
Интернета у подростков.
Как
известно, любая деятельность направлена
на удовлетворение потребностей. Спектр
базовых потребностей современного
подростка достаточно широк. Помимо жизненно
необходимых (физиологических и безопасности),
среди них важное место занимают социальные
потребности (общения, любви, признания)
и потребности, связанные с развитием
личности (познания, понимания, самореализации). Исследование
"Фонда Развития Интернет", проведенное
Г.В. Солдатовой, О.С. Гостимской, Е.Ю. Кропалевой
позволило определить круг потребностей,
которые подростки удовлетворяют с помощью
интернета. Среди них: потребность в автономии
и самостоятельности (в процессе социализации
эта потребность предполагает, в первую
очередь, стремление к независимости от
родителей); потребность в самореализации
и признании; потребность в признании
и познании; удовлетворение социальной
потребности в общении, в принадлежности
к группе по интересам, в любви; потребность
в обладании; познавательную потребность,
также владение новыми знаниями способствует
достижению признания со стороны сверстников
и самореализации. В результате использования
интернета возникает ощущение полного
контроля и владения ситуацией, что удовлетворяет
потребность в безопасности - одну из базовых
в системе потребностей человека.
Будет
не лишним повторить простые и
хорошо известные аспекты взросления,
чтобы лучше понять, почему подростки
проводят свое время в таком странном
и необычном месте, как киберпространство. Идентификация. Подростки
пытаются определиться со своим местом
в окружающем мире. Они задают себе "общемировые"
вопросы: Кто Я? Зачем я живу? Это вопросы,
ответы на которые очень трудно дать и
некоторые могут быть найдены в киберпространстве. Интимность и принадлежность. В
процессе взросления человек знакомится
с различными аспектами интимных отношений,
в особенности с противоположным полом.
Он ищет друзей и компании, где он мог бы
испытать чувство принадлежности группе.
Все эти отношения являются важной частью
идентификации личности. Киберпространство
предоставляет ему неисчислимое количество
людей и групп, объединяющих своих членов
по интересам, ценностям склонностям. Сепарация от родителей и семьи. Поиски
подростками своего места в жизни и выстраивание
отношений с другими людьми идут рука
об руку с желанием отделиться от родителей.
Подросток хочет быть независимым и делать
то, что он хочет. Но в то же время он не
хочет полностью отделяться от родителей.
И тут интернет предоставляет уникальную
возможность. Известно, что психология
подросткового возраста тесно связана
с проблемой "отцов и детей". По результатам
исследований Р.Ф. Теперик в семьях подростков,
характеризующихся патологической зависимостью
от компьютерных игр, выявлена специфика
семейных коммуникаций: матери проявляют
черты либо гипер-, либо гипопротекции,
для отношений с отцом характерна эмоциональная
дистанция, наблюдаются феномены созависимости
и патологические поведенческие паттерны.
Это способствовало возникновению у подростка
ощущения изолированности, и в дальнейшем
приводило к проблемам адаптации в коллективе
сверстников. Избавление от фрустрации. Подростковый
возраст - это сложный и фрустрирующий
период жизни, проходящий под давлением
школы, семьи и друзей. Что делать подростку
со своими переживаниями, особенно когда
они усилены гормональной перестройкой
организма? Ему нужно избавиться от фрустраций
и он может попытаться это сделать в анонимном,
свободном от ответственности киберпространстве.
2.3
Влияние интернет-зависимости на личность
подростка.
Интернет-зависимость
способствует формированию целого ряда
психологических проблем: конфликтное
поведение, хронические депрессии,
предпочтение виртуального пространства
реальной жизни, трудности адаптации в
социуме, потеря способности контролировать
время пребывания за компьютером, возникновение
чувства дискомфорта при отсутствии возможности
пользования интернетом. Используя интренет,
подросток вместо стремления "думать"
и "учить" предпочитает "искать".
Многие дети открыто признают, что очень
часто посещают запрещенные родителями
сайты. При этом у них возникает иллюзия
вседозволенности и безнаказанности.
Это побуждает нарушать права человека,
а иллюзия безнаказанности может оказаться
ловушкой и иметь серьезные последствия
в реальной жизни - происходит девальвация
нравственности. Интернет-аддикция почти
единогласно признается негативным направлением
трансформации личности, преобразования
деятельности (ее мотивационных, целеобразующих
и операциональных составляющих), опосредствованной
взаимодействием с интернетом. Рассмотрим
конкретные разновидности опосредствованной
Интернетом деятельности, которые потенциально
способны вести к глобальным личностным
преобразованиям. Можно выделить три основных
вида:
1.
Познавательная - увлеченность познанием
в сфере программирования и
телекоммуникаций или, как крайний
вариант, хакерство;
2.
Игровая - увлеченность компьютерными
играми и, в частности, играми посредством
интернета или, как крайний вариант, т.
н. игровая наркомания;
3.
Коммуникативная - увлечение сетевой
коммуникацией или, как крайний вариант
интернет-аддикция, в том числе зависимость
киберсексуальная.
Перечисленные
последствия применения информационных
технологий в виде глобальных преобразований
личности лишь в незначительном объеме
стали предметом фундаментальных исследований,
в силу чего нижеследующий анализ носит
характер постановки проблемы.
Таким
образом, Интернет является привлекательным
в качестве средства ухода от реальности
за счет возможности анонимных социальных
интеракций. Особое значение здесь имеет
чувство безопасности и сознание своей
анонимности при осуществлении интеракций.
Во-вторых, это возможность для реализации
каких-то представлений, фантазий с обратной
связью. И последний пункт - это неограниченный
доступ к информации - информационный
вампиризм.
Существует
мнение, что интернет-зависимость это
не официальный диагноз, что она скорее
является симптомом других серьезных
проблем в жизни личности (например, депрессия,
трудности в общении и т.д.). А если учесть,
что подростковый возраст наиболее подвержен
разного рода отклонения в поведении,
то можно сделать вывод, что формирование
зависимости от интернета наиболее вероятно
у подростков, а также можно констатировать,
что она будет оказывать разрушающие воздействие
на личность ребенка. Таким образом, психологические
механизмы воздействия информационных
технологий на человека должны стать предметом
тщательного анализа.
2.4
Профилактика интернет-зависимости.
Несмотря
на то, что данное расстройство не включено
в официальную классификацию
заболеваний DSM-IV (Diagnostic and Statistical Manual of
mental disorders - Справочник по диагностике
и статистике психических расстройств)
Всемирная организация здравоохранения
причислила интернет-зависимость к категории
патологических пристрастий. По мнению
многих специалистов, "интернетомания"
приводит почти к разрушению личности,
и особенно это касается наших детей.
Признаки
и симптомы психологической зависимости
от интернета уже известны и были рассмотрены
нами. Сегодня специалистам образовательной
среды, а так же родителям необходимо вовремя
их рассмотреть у подростков, тем самым
попытаться предупредить развитие психологической
зависимости и предложить способы по ее
устранению. Существует множество тестов
и опросников с помощью которых можно
диагностировать интернет-зависимость.
Но наибольшая ответственность в вопросе
обеспечения безопасности детей в интернете
лежит на их родителях. Они должны быть
информированы о том, какие опасности
ожидают их детей в сети. Все выше сказанное
позволяет сделать вывод, что средний
пользователь в киберпространстве становится
моложе с каждым годом. Растет число подростков,
практически живущих второй жизнью в киберпространстве.
Давно известно, что некоторые сетевые
игры делают подростков более агрессивными,
становятся причиной того, что тинейджеры
все больше отрываются от реальной жизни
и смотрят на мир все более пессимистично.
Если пользование компьютером в школе
и вне ее не будет организовано с учетом
культуры и традиций общества, то среди
молодежи начнут распространяться дурные
привычки и поведенческие расстройства.
Современная жизнь тяжела, и родители
должны быть проинформированы о "заднем
плане" многих сетевых операций, кажущихся
безвредными на первый взгляд.
Выводы:
1.
С помощью интернета подростки удовлетворяют
свои базовые потребности, а именно социальные
потребности (общения, любви, признания)
и потребности, связанные с развитием
личности (познания, понимания, самореализации).
Несмотря на все разнообразие активности
пользователей интернета, можно выделить
три основных вида, осуществляемой ими
деятельности: познавательную, игровую
и коммуникативную.
2.
Очевидно, что основной группой
риска для развития рассматриваемой
патологии в России являются подростки.
Это связано со спецификой данного возраста.
Психологически этот возраст чрезвычайно
сложен и противоречив. Эпоха подростничества
- возрастной этап, связанный с наиболее
глубокими изменениями в мотивационно-потребностной
сфере личности, когда особенно остро
раскрывается стремление ребенка к оценке
своих растущих возможностей, самооценке
себя в обществе.
3.
Такие особенности личности интернет-зависимых
подростков как проблемы с общением, ощущение
одиночества, низкая самооценка, склонность
к избеганию проблем и ответственности,
уход от себя настоящего в виртуальный
мир, по всей видимости, способствуют как
вовлечению в интернет-аддикцию, так и
одновременно являются факторами риска
социальной дезадаптации. Не маловажную
роль в этом играет и внутрисемейный стиль
воспитания. Следует не забывать, что за
проявлениями зависимости от интернета
нередко скрываются другие аддикции, либо
психические отклонения.
4.
Многими специалистами понимается
вся проблема данного вопроса.
Изучения ведутся, и уже разработаны
профилактические программы.
Заключение:
В
данной работе поставлен вопрос о
направлениях изменения личности подростка,
у которого в процессе взаимодействия
с интернетом развивается психологическая
зависимость от киберпространства. Приведенные
примеры дают основания полагать, что
в зависимости от мотивации, целей и условий
деятельности интернет может быть использован
для ухода в некий виртуальный мир, в котором
трудности и проблемы реального мира отсутствуют.
Рассмотрены наиболее распространенные
и значимые виды деятельности пользователей
интернета. Все они, как показано, действительно
способны привести к негативному преобразованию
личности подростка. Таким образом, подводя
итоги, можно сделать следующие выводы: 1.
При возникновении интернет-зависимости
можно говорить о следующих видах культурной
и психологической трансформации личности
подростка: 1.1. интернет-аддикция приводит
к искаженному восприятию собственной
личности и искажению восприятия объективной
реальности, что обязательно приводит
к социально-трудовой дезадаптации, препятствует
формированию дифференцированных и адекватных
представлений о себе; 1.2. при возникновении
интернет-аддикции происходит перенос
полюса коммуникативной активности из
реальных условий социума в сеть, что неизбежно
ведет к аутизации больного, который начинает
хуже распознавать реальные человеческие
эмоции; 1.3. под влияние интернета происходит
девальвация нравственности подростка.
Также формируется асоциальное представление
о сексе, что может отложить отпечаток
на всю жизнь; 1.4. игровая зависимость может
делать подростка более агрессивным, что
откладывает отпечаток на их взаимоотношения
с социумом. 2. Таким образом, мы получили
подтверждение выдвинутой гипотезе: компьютерные
технологии оказывают глубокое воздействие
на психику и сознание подростка, приводящие
к нарушению их социально-психологической
адаптации. Интернет-зависимость приводит
к снижению успеваемости в школе и ухудшает
здоровье. В результате формируется индивидуальная
система ценностей, расходящаяся с общепринятой. 3.
Следует помнить, что негативное влияние
интернета находится в прямой пропорции
от личности пользователя. Зачастую интернет-зависимость
- это следствие гиперкомпенсации внутриличностных
проблем подростка. Следовательно, интернет-зависимость
является одним из способов аддиктивной
реализации, характерной для лиц, имеющих
личностные особенности, способствующие
формированию собственно аддиктивной
личности. 4. Изучение данной проблемы дает
основание признать необходимость дальнейшего,
углубленного изучения Интернет-зависимости
как модели психических расстройств. Все
сказанное заставляет задуматься, ведь
от того чем занимается подросток в свободное
время, как организовывает свой досуг,
зависит дальнейшее формирование его
личностных качеств, потребностей, ценностных
ориентаций, мировоззренческих установок,
а в целом предопределяет его положение
в обществе. Проблема интернет-зависимости
среди подростков является актуальной
в настоящее время. Подростки во взаимодействии
с интернетом находится в большой опасности,
так как представляют собой наиболее незащищенную
аудиторию, поскольку в меньшей степени,
чем взрослые, в состоянии фильтровать
тот вал информации, который обрушивается
на них из интернета. Воспитание компьютерной
культуры, самовоспитание пользователей
- вот противоядие интернет - зависимости.
Список
используемой литературы:
1.
Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский
А.Е. Коммуникация в компьютерных
сетях: психологические детерминанты
и последствия // Вестник МГУ. Сер.14.2007г.
Вып.4.
2.
Бабаева Ю. Д, Войскунский А.Е. Психологические
последствия информатизации // Психологический
журн. 2005г.Т. 19 №1. С.89-100.
3.
Войскунский А.Е. Феномен зависимости
от Интернета//Гуманитарные исследования
в Интернете/Под ред. А.Е. Войскунского.
М, 2000. С 100-131.
4.
Егоров А.Ю., Кузнецова Н., Петрова Е. Особенности
личности подростков с интернет-зависимостью
// Вопросы психического здоровья детей
и подростков. 2005. Т.5. № 2.С. 20-27
5.
http://psyfactor.org/lib/addict. htm l
6.
www.netaddiction.com/parents. html