2.2 
Причины формирования зависимости от 
Интернета у подростков. 
     Как 
известно, любая деятельность направлена 
на удовлетворение потребностей. Спектр 
базовых потребностей современного 
подростка достаточно широк. Помимо жизненно 
необходимых (физиологических и безопасности), 
среди них важное место занимают социальные 
потребности (общения, любви, признания) 
и потребности, связанные с развитием 
личности (познания, понимания, самореализации).    Исследование 
"Фонда Развития Интернет", проведенное 
Г.В. Солдатовой, О.С. Гостимской, Е.Ю. Кропалевой 
позволило определить круг потребностей, 
которые подростки удовлетворяют с помощью 
интернета. Среди них: потребность в автономии 
и самостоятельности (в процессе социализации 
эта потребность предполагает, в первую 
очередь, стремление к независимости от 
родителей); потребность в самореализации 
и признании; потребность в признании 
и познании; удовлетворение социальной 
потребности в общении, в принадлежности 
к группе по интересам, в любви; потребность 
в обладании; познавательную потребность, 
также владение новыми знаниями способствует 
достижению признания со стороны сверстников 
и самореализации. В результате использования 
интернета возникает ощущение полного 
контроля и владения ситуацией, что удовлетворяет 
потребность в безопасности - одну из базовых 
в системе потребностей человека. 
     Будет 
не лишним повторить простые и 
хорошо известные аспекты взросления, 
чтобы лучше понять, почему подростки 
проводят свое время в таком странном 
и необычном месте, как киберпространство.  Идентификация. Подростки 
пытаются определиться со своим местом 
в окружающем мире. Они задают себе "общемировые" 
вопросы: Кто Я? Зачем я живу? Это вопросы, 
ответы на которые очень трудно дать и 
некоторые могут быть найдены в киберпространстве.  Интимность и принадлежность. В 
процессе взросления человек знакомится 
с различными аспектами интимных отношений, 
в особенности с противоположным полом. 
Он ищет друзей и компании, где он мог бы 
испытать чувство принадлежности группе. 
Все эти отношения являются важной частью 
идентификации личности. Киберпространство 
предоставляет ему неисчислимое количество 
людей и групп, объединяющих своих членов 
по интересам, ценностям склонностям.  Сепарация от родителей и семьи. Поиски 
подростками своего места в жизни и выстраивание 
отношений с другими людьми идут рука 
об руку с желанием отделиться от родителей. 
Подросток хочет быть независимым и делать 
то, что он хочет. Но в то же время он не 
хочет полностью отделяться от родителей. 
И тут интернет предоставляет уникальную 
возможность.  Известно, что психология 
подросткового возраста тесно связана 
с проблемой "отцов и детей". По результатам 
исследований Р.Ф. Теперик в семьях подростков, 
характеризующихся патологической зависимостью 
от компьютерных игр, выявлена специфика 
семейных коммуникаций: матери проявляют 
черты либо гипер-, либо гипопротекции, 
для отношений с отцом характерна эмоциональная 
дистанция, наблюдаются феномены созависимости 
и патологические поведенческие паттерны. 
Это способствовало возникновению у подростка 
ощущения изолированности, и в дальнейшем 
приводило к проблемам адаптации в коллективе 
сверстников.  Избавление от фрустрации. Подростковый 
возраст - это сложный и фрустрирующий 
период жизни, проходящий под давлением 
школы, семьи и друзей. Что делать подростку 
со своими переживаниями, особенно когда 
они усилены гормональной перестройкой 
организма? Ему нужно избавиться от фрустраций 
и он может попытаться это сделать в анонимном, 
свободном от ответственности киберпространстве.
     2.3 
Влияние интернет-зависимости на личность 
подростка.
     Интернет-зависимость 
способствует формированию целого ряда 
психологических проблем: конфликтное 
поведение, хронические депрессии, 
предпочтение виртуального пространства 
реальной жизни, трудности адаптации в 
социуме, потеря способности контролировать 
время пребывания за компьютером, возникновение 
чувства дискомфорта при отсутствии возможности 
пользования интернетом. Используя интренет, 
подросток вместо стремления "думать" 
и "учить" предпочитает "искать". 
Многие дети открыто признают, что очень 
часто посещают запрещенные родителями 
сайты. При этом у них возникает иллюзия 
вседозволенности и безнаказанности. 
Это побуждает нарушать права человека, 
а иллюзия безнаказанности может оказаться 
ловушкой и иметь серьезные последствия 
в реальной жизни - происходит девальвация 
нравственности.  Интернет-аддикция почти 
единогласно признается негативным направлением 
трансформации личности, преобразования 
деятельности (ее мотивационных, целеобразующих 
и операциональных составляющих), опосредствованной 
взаимодействием с интернетом. Рассмотрим 
конкретные разновидности опосредствованной 
Интернетом деятельности, которые потенциально 
способны вести к глобальным личностным 
преобразованиям. Можно выделить три основных 
вида:
     1. 
Познавательная - увлеченность познанием 
в сфере программирования и 
телекоммуникаций или, как крайний 
вариант, хакерство;
     2. 
Игровая - увлеченность компьютерными 
играми и, в частности, играми посредством 
интернета или, как крайний вариант, т. 
н. игровая наркомания;
     3. 
Коммуникативная - увлечение сетевой 
коммуникацией или, как крайний вариант 
интернет-аддикция, в том числе зависимость 
киберсексуальная.
Перечисленные 
последствия применения информационных 
технологий в виде глобальных преобразований 
личности лишь в незначительном объеме 
стали предметом фундаментальных исследований, 
в силу чего нижеследующий анализ носит 
характер постановки проблемы.  
     Таким 
образом, Интернет является привлекательным 
в качестве средства ухода от реальности 
за счет возможности анонимных социальных 
интеракций. Особое значение здесь имеет 
чувство безопасности и сознание своей 
анонимности при осуществлении интеракций. 
Во-вторых, это возможность для реализации 
каких-то представлений, фантазий с обратной 
связью. И последний пункт - это неограниченный 
доступ к информации - информационный 
вампиризм.
     Существует 
мнение, что интернет-зависимость это 
не официальный диагноз, что она скорее 
является симптомом других серьезных 
проблем в жизни личности (например, депрессия, 
трудности в общении и т.д.). А если учесть, 
что подростковый возраст наиболее подвержен 
разного рода отклонения в поведении, 
то можно сделать вывод, что формирование 
зависимости от интернета наиболее вероятно 
у подростков, а также можно констатировать, 
что она будет оказывать разрушающие воздействие 
на личность ребенка. Таким образом, психологические 
механизмы воздействия информационных 
технологий на человека должны стать предметом 
тщательного анализа. 
     2.4 
Профилактика интернет-зависимости. 
     Несмотря 
на то, что данное расстройство не включено 
в официальную классификацию 
заболеваний DSM-IV (Diagnostic and Statistical Manual of 
mental disorders - Справочник по диагностике 
и статистике психических расстройств) 
Всемирная организация здравоохранения 
причислила интернет-зависимость к категории 
патологических пристрастий. По мнению 
многих специалистов, "интернетомания" 
приводит почти к разрушению личности, 
и особенно это касается наших детей.
     Признаки 
и симптомы психологической зависимости 
от интернета уже известны и были рассмотрены 
нами. Сегодня специалистам образовательной 
среды, а так же родителям необходимо вовремя 
их рассмотреть у подростков, тем самым 
попытаться предупредить развитие психологической 
зависимости и предложить способы по ее 
устранению. Существует множество тестов 
и опросников с помощью которых можно 
диагностировать интернет-зависимость. 
Но наибольшая ответственность в вопросе 
обеспечения безопасности детей в интернете 
лежит на их родителях. Они должны быть 
информированы о том, какие опасности 
ожидают их детей в сети.   Все выше сказанное 
позволяет сделать вывод, что средний 
пользователь в киберпространстве становится 
моложе с каждым годом. Растет число подростков, 
практически живущих второй жизнью в киберпространстве. 
Давно известно, что некоторые сетевые 
игры делают подростков более агрессивными, 
становятся причиной того, что тинейджеры 
все больше отрываются от реальной жизни 
и смотрят на мир все более пессимистично. 
Если пользование компьютером в школе 
и вне ее не будет организовано с учетом 
культуры и традиций общества, то среди 
молодежи начнут распространяться дурные 
привычки и поведенческие расстройства. 
Современная жизнь тяжела, и родители 
должны быть проинформированы о "заднем 
плане" многих сетевых операций, кажущихся 
безвредными на первый взгляд.
     Выводы:
     1. 
С помощью интернета подростки удовлетворяют 
свои базовые потребности, а именно социальные 
потребности (общения, любви, признания) 
и потребности, связанные с развитием 
личности (познания, понимания, самореализации). 
Несмотря на все разнообразие активности 
пользователей интернета, можно выделить 
три основных вида, осуществляемой ими 
деятельности: познавательную, игровую 
и коммуникативную.
     2. 
Очевидно, что основной группой 
риска для развития рассматриваемой 
патологии в России являются подростки. 
Это связано со спецификой данного возраста. 
Психологически этот возраст чрезвычайно 
сложен и противоречив. Эпоха подростничества 
- возрастной этап, связанный с наиболее 
глубокими изменениями в мотивационно-потребностной 
сфере личности, когда особенно остро 
раскрывается стремление ребенка к оценке 
своих растущих возможностей, самооценке 
себя в обществе.
     3. 
Такие особенности личности интернет-зависимых 
подростков как проблемы с общением, ощущение 
одиночества, низкая самооценка, склонность 
к избеганию проблем и ответственности, 
уход от себя настоящего в виртуальный 
мир, по всей видимости, способствуют как 
вовлечению в интернет-аддикцию, так и 
одновременно являются факторами риска 
социальной дезадаптации. Не маловажную 
роль в этом играет и внутрисемейный стиль 
воспитания. Следует не забывать, что за 
проявлениями зависимости от интернета 
нередко скрываются другие аддикции, либо 
психические отклонения.
     4. 
Многими специалистами понимается 
вся проблема данного вопроса. 
Изучения ведутся, и уже разработаны 
профилактические программы.
Заключение:
     В 
данной работе поставлен вопрос о 
направлениях изменения личности подростка, 
у которого в процессе взаимодействия 
с интернетом развивается психологическая 
зависимость от киберпространства. Приведенные 
примеры дают основания полагать, что 
в зависимости от мотивации, целей и условий 
деятельности интернет может быть использован 
для ухода в некий виртуальный мир, в котором 
трудности и проблемы реального мира отсутствуют. 
Рассмотрены наиболее распространенные 
и значимые виды деятельности пользователей 
интернета. Все они, как показано, действительно 
способны привести к негативному преобразованию 
личности подростка.  Таким образом, подводя 
итоги, можно сделать следующие выводы:  1. 
При возникновении интернет-зависимости 
можно говорить о следующих видах культурной 
и психологической трансформации личности 
подростка:             1.1. интернет-аддикция приводит 
к искаженному восприятию собственной 
личности и искажению восприятия объективной 
реальности, что обязательно приводит 
к социально-трудовой дезадаптации, препятствует 
формированию дифференцированных и адекватных 
представлений о себе;  1.2. при возникновении 
интернет-аддикции происходит перенос 
полюса коммуникативной активности из 
реальных условий социума в сеть, что неизбежно 
ведет к аутизации больного, который начинает 
хуже распознавать реальные человеческие 
эмоции;       1.3. под влияние интернета происходит 
девальвация нравственности подростка. 
Также формируется асоциальное представление 
о сексе, что может отложить отпечаток 
на всю жизнь;      1.4. игровая зависимость может 
делать подростка более агрессивным, что 
откладывает отпечаток на их взаимоотношения 
с социумом.    2. Таким образом, мы получили 
подтверждение выдвинутой гипотезе: компьютерные 
технологии оказывают глубокое воздействие 
на психику и сознание подростка, приводящие 
к нарушению их социально-психологической 
адаптации. Интернет-зависимость приводит 
к снижению успеваемости в школе и ухудшает 
здоровье. В результате формируется индивидуальная 
система ценностей, расходящаяся с общепринятой.  3. 
Следует помнить, что негативное влияние 
интернета находится в прямой пропорции 
от личности пользователя. Зачастую интернет-зависимость 
- это следствие гиперкомпенсации внутриличностных 
проблем подростка. Следовательно, интернет-зависимость 
является одним из способов аддиктивной 
реализации, характерной для лиц, имеющих 
личностные особенности, способствующие 
формированию собственно аддиктивной 
личности.          4. Изучение данной проблемы дает 
основание признать необходимость дальнейшего, 
углубленного изучения Интернет-зависимости 
как модели психических расстройств.         Все 
сказанное заставляет задуматься, ведь 
от того чем занимается подросток в свободное 
время, как организовывает свой досуг, 
зависит дальнейшее формирование его 
личностных качеств, потребностей, ценностных 
ориентаций, мировоззренческих установок, 
а в целом предопределяет его положение 
в обществе. Проблема интернет-зависимости 
среди подростков является актуальной 
в настоящее время. Подростки во взаимодействии 
с интернетом находится в большой опасности, 
так как представляют собой наиболее незащищенную 
аудиторию, поскольку в меньшей степени, 
чем взрослые, в состоянии фильтровать 
тот вал информации, который обрушивается 
на них из интернета. Воспитание компьютерной 
культуры, самовоспитание пользователей 
- вот противоядие интернет - зависимости.
    
Список 
используемой литературы: 
     1. 
Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский 
А.Е. Коммуникация в компьютерных 
сетях: психологические детерминанты 
и последствия // Вестник МГУ. Сер.14.2007г. 
Вып.4.
     2. 
Бабаева Ю. Д, Войскунский А.Е. Психологические 
последствия информатизации // Психологический 
журн. 2005г.Т. 19 №1. С.89-100. 
     3. 
Войскунский А.Е. Феномен зависимости 
от Интернета//Гуманитарные исследования 
в Интернете/Под ред. А.Е. Войскунского. 
М, 2000. С 100-131. 
     4. 
Егоров А.Ю., Кузнецова Н., Петрова Е. Особенности 
личности подростков с интернет-зависимостью 
// Вопросы психического здоровья детей 
и подростков. 2005. Т.5. № 2.С. 20-27
     5. 
http://psyfactor.org/lib/addict. htm l
     6. 
www.netaddiction.com/parents. html