Методика обучения технике оригами в младших классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2011 в 21:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель: рассмотреть возможные методики обучения технике оригами для выявления их эффективности.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть теоретические основы обучения технике оригами: историю его возникновения, необходимый материал, приемы и технологию выполнения.
2.Провести экспериментальное исследование эффективности предложенной в данной курсовой работе методики обучения технике оригами.
3. Разработать технологические карты и изготовить образцы изделий в технике оригами.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ……………………………………………...................................
4
1.1. История возникновения техники оригами…………………........
4
1.2. Учебно-методические рекомендации по выполнению изделий в технике оригами в начальной школе.................................................
1.2.1. Условные обозначения и выполняемые операции……….
1.2.2. Базовые формы……………………………………………...
1.2.3. Техника складывания бумаги……………………………...
1.2.4. Варианты изделий оригами………………………………...
1.2.5. Организация работы………………………………………..
1.2.6 Искусство оригами как возможность развития математических способностей детей…………………………….

9
9
9
11
12
12
14

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УМЕНИЙ В ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ УЧЕНИКОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.....................................................................................................

16
2.1. Констатирующий этап………........................................................ 16
2.2. Формирующий этап........................................................................ 17
2.3. Закрепляющий этап…………………………………………….... 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. 20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………….................................................. 22

Файлы: 1 файл

Методика обучения технике оригами в младших классах.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь 
 

Учреждение  образования

«Белорусский  государственный педагогический университет

имени Максима  Танка» 
 

Факультет начального образования 

Кафедра эстетического образования 
 
 
 
 
 
 

Методика  обучения технике оригами в младших классах  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Работа  защищена

_______________

с оценкой______

Члены комиссии:

_______________

_______________

Курсовая работа

Студентки ### группы

######## отделения

######################## 

Научный руководитель

########################

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск, 2008

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3
   
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ……………………………………………...................................  
4
    1.1. История возникновения техники оригами…………………........
4
    1.2. Учебно-методические рекомендации по выполнению изделий в технике оригами в начальной школе.................................................

    1.2.1. Условные  обозначения и выполняемые операции……….        

    1.2.2. Базовые  формы……………………………………………...

    1.2.3. Техника  складывания бумаги……………………………...

    1.2.4. Варианты  изделий оригами………………………………...

    1.2.5. Организация  работы………………………………………..

    1.2.6 Искусство  оригами как возможность развития  математических способностей детей…………………………….

 
9

9

9

11

12

12 

14

   
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УМЕНИЙ В ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ УЧЕНИКОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.....................................................................................................  
 
16
     2.1. Констатирующий этап………........................................................ 16
     2.2. Формирующий этап........................................................................ 17
     2.3. Закрепляющий этап…………………………………………….... 18
   
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. 20
   
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………….................................................. 22
   
ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 
 
 

  
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Оригами может быть интересно людям разного  возраста. Во-первых, это дети. При  помощи оригами ребенок получает возможность развивать свои творческие навыки, создавать своими руками красивые игрушки и геометрические фигуры из бумаги. Во-вторых, это любители. Сделать оригинальный подарок близким и просто сделать что-то своими руками из бумаги – одно удовольствие. В-третьих, оригами это всегда красиво и оригинально.

     Вообще  все изготовленные изделия должны иметь общественно-полезное назначение, то есть возможность его использования  в школе, в классе, дома, в украшении, для игры, как подарок.

     Изделия должны отвечать требованиям программы  и эмоционально воздействовать на учащихся, то есть характер труда должен быть воспитывающим, а трудовые задания посильными для учащихся. Все работы должны быть интересными. Приобретенные на уроках знания, умения и навыки должны быть прочными и использоваться в дальнейшем в качестве базы для продолжения образования в школе.

     При изготовлении оригами у учащихся развивается фантазия, воображение, моторика рук, пространственное мышление, воспитывается эстетический вкус, воля, аккуратность, трудолюбие, что и  делает изучение методики обучения оригами в школе актуальным для исследования.

     Объектом  исследования является оригами как вид декоративно-прикладного искусства.

     Предметом нашего исследования является место оригами в рамках предмета “Трудовое обучение” и внеклассной работы в начальной школе.

     Цель: рассмотреть возможные методики обучения технике оригами для выявления их эффективности.

     Задачи  исследования:

     1.Рассмотреть теоретические основы обучения технике оригами: историю его возникновения, необходимый материал, приемы и технологию выполнения.

     2.Провести  экспериментальное исследование  эффективности предложенной в  данной курсовой работе методики  обучения технике оригами.

     3. Разработать технологические карты  и изготовить образцы изделий  в технике оригами.

     В процессе работы использовались анализ научно-практической и методической литературы, синтез, моделирование, проектирование, разработка технологии выполнения оригами.    

     База  исследования: СШ № 121 г. Минска, 2 «Б» класс 

ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения технике оригами 

1.1.История  возникновения техники оригами 

     Еще в древности, в Китае бумагу использовали самым различным образом, в том  числе и в религиозных обрядах. Например, изначально было принято  на похоронах вместе с покойником сжигать и весь его домашний скарб  – чтобы обеспечить ему дальнейший путь на небесах. Однако позже из бережливости реальные вещи умеренно были заменены специальными полосками бумаги, на которых писались лишь названия вещей (подобные полоски бумаги с напечатанными пожеланиями процветания и счастья в наши дни можно купить в мелочных лавках Китая).

     Из  бумаги же изготовлялись и разнообразные  полезные в быту вещи, вроде знаменитых подвесных фонариков. При их изготовлении использовался и прием складывания. Однако складывание фигурок из квадратных листов бумаги не получило в Китае такого же названия, как в Японии. Вероятно, это объясняется тем, что японцы использовали бумагу не только для письма, производства ширм, зонтиков, окон и даже одежды, но и для наглядной демонстрации некоторых мировоззренческих идей философии дзеи - буддизма.

     Буддисты  были первые, кто обратил внимание на мелочь и уничтожил деление  мира на высокое и низкое (в отличие  от западного сосредоточения на общих  законах, пристрастия к крупному, приводящему к делению искусств на высокие и низкие,  занятий на важные и не очень). Они обратили свое внимание на все, что непрочно, на миг, на мельчайшую малость, с замечательной целью – чтобы поймать в ней, в мелочи, дыхание вечности, ибо в мире все связано со всем. Они искали в простейшем проявления единой и неделимой истины – мокато – ибо любая малость содержит ее, и надо уметь ее, Истину, там обнаружить.

     Несколько сотен лет назад средний европеец едва слышал о бумаге, а японец уже был окружен ею. В 50-х годах XV века, в городке Майнце выдающийся немецкий изобретатель Иоганн Гуттенберг впервые на западноевропейской бумаге ручного производства напечатал библию. Это была одна из первых бумаг, изготовленная специально для печати.

     Высоко  ценилась прочность бумаги “ваши” в пиротехнике. Она шла на изготовление корпусов и гильз ракет для фейерверков. Японская бумага использовалась для непромокаемых занавесок в экипажах, веревок и тонких тросов, применялась в медицине (пластырь). Из бумаги, скрученной в тонкие веревки, плели и вывязывали различные футляры, корзины и коробочки для очков, музыкальных инструментов.

     Первая  японская бумага была очень высокого качества. Бумага, сделанная зимой, была более красива на вид и приятна на ощупь. Эти качества приобретались благодаря холоду, который предохранял волокна от порчи.

     Вообще  же красоту, скрытую в вещах, японцы открыли в IX – XII веках, в эпоху Хэйах (794 – 1185) и даже обозначили особым понятием “моно - ноаваре”. Это открытие идет от синто, веры в то, что каждая вещь, каждое явление, даже слова, содержат в себе ками – божество. Синтоизм, вообще, очень похож на наше язычество. Для синтоистов ками живет, поселяется особенно охотно во всем, что необычно. Например, в бумаге. А тем более в закрученном в мудреный зигзаг гохэй, который висит перед входом в синтоистские святилища и указывает на присутствие божества в храме. Существует 20 вариантов складывания гохэй, и те, которые сложены особенно необычно, привлекают ками. С IX века в Японии живет обычай укреплять гохэй на поясах борцов сумо перед началом схватки.

     До  сих пор складывают в Японии ката - сиро – восемь кукол из белой бумаги, которых расставляют для предотвращения несчастий по всем восьми направлениям пространства; складывают гофу – бумажные амулеты; и нагаси-бина – символ семейной гармонии: он и она в бумажном кимоно на круглом ложе. Для изгнания злых духов и очищения храмов синтоисты до сих пор пользуются харам – гуси – метелкой, сложенной из полосок белой бумаги. Вообще роль бумаги в синто очень велика, и изделиям из нее придается эзотерический смысл.

     В периоды Камакура (1185–1333 гг.) и Муромати (1333–1573 гг.) оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора. Аристократия и придворные должны были обладать определенными навыками в искусстве складывания. Записки, сложенные в форме бабочки, журавля, цветочка или абстрактной геометрической фигуры были символом дружбы или доброго пожелания для любимого человека. Ими удавалось порой выразить больше внимания, любви, чем это можно было сделать словами. Умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Различные знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать.

     В периоды Адзути-Момояна (1573–1603гг.) и  Эдо (1603–1867гг.) оригами из церемониального  искусства превратилось в популярное времяпрепровождение. Тогда бумага перестала быть предметом роскоши и оригами начало распространяться и среди простого народа. Именно тогда, триста – четыреста лет тому назад, изобретается ряд новых фигурок, которые позже становятся классическими. Среди них и японский журавлик (цуру)– традиционный японский символ счастья и долголетия.

     Искусство оригами в Японии стало традицией, которая передается из поколения  в поколение, в основном по женской  линии. Историки утверждают, что по манере складывания и набору фигурок  можно было определить провинцию Японии, в которой выросла и обучалась девушка.

     Итак, к появлению оригами причастен  синтоизм, обративший внимание буддистов  на тайну места бумаги. Немаловажным оказалось также и сходство звучания японских слов “бумага” и “божество” – “ками”. В представлениях японцев возникла некая мистическая связь между религиозными ритуальными и изделиями из сложенной бумаги. Не случайно первые оригами появляются в синтоистских храмах. Один из ритуалов с их использованием состоял в изготовлении небольших бумажных коробочек санбо, которые наполняли кусочками рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношения богам.

     Первым  японским изданием по оригами считается  книга “Сенбадзуру ориката”, которая вышла в свет в 1797 году. Перевод ее названия “как сложить тысячу журавлей” явно намекает на старинную легенду, утверждающую, что тысяча сложенных классических бумажных птиц помогает осуществить желания. Книга целиком посвящена складыванию одной единственной модели – журавлика. Разнообразие же 49 вошедших в нее моделей строится на различном сочетании журавликов между собой. В 1845 году в Японии издается книга “Кан-но-мадо”, она включает инструкции, большей частью словесные, как складывать несколько десятков классических фигурок из бумаги и графические иллюстрации готовых моделей. Знатоки истории оригами утверждают, что  именно в “Кан-но-мадо” впервые печатается схема складывания базовой формы “лягушка” и самой фигурки на этой основе. В 1879 году директор школы для девочек Сани Нобузоу сделал для своих маленьких учениц книгу по оригами, содержащую инструкцию складывания 20 несложных классических фигурок. В 1885 году Окамото Консеки издал книгу для детей по оригами “Ориката”, которая позже была переведена на английский язык.

     Новый этап в развитии оригами начался  после второй мировой войны и связан с именем знаменитого японского мастера Акиро Йошизава.  

     Акира Йошизава является признанным мировым мастером оригами, сумевшим вдохнуть в старинное японское традиционное развлечение  истинный дух творчества и поднять его  до настоящего искусства.

     Акира Йошизава является признанным мировым  мастером оригами, сумевшим вдохнуть в  старинное японское традиционное развлечение  истинный дух творчества и поднять  его до настоящего искусства, вершины  которого пока доступны немногим.

Информация о работе Методика обучения технике оригами в младших классах