Методика обучения технике оригами в младших классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2011 в 21:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель: рассмотреть возможные методики обучения технике оригами для выявления их эффективности.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть теоретические основы обучения технике оригами: историю его возникновения, необходимый материал, приемы и технологию выполнения.
2.Провести экспериментальное исследование эффективности предложенной в данной курсовой работе методики обучения технике оригами.
3. Разработать технологические карты и изготовить образцы изделий в технике оригами.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ……………………………………………...................................
4
1.1. История возникновения техники оригами…………………........
4
1.2. Учебно-методические рекомендации по выполнению изделий в технике оригами в начальной школе.................................................
1.2.1. Условные обозначения и выполняемые операции……….
1.2.2. Базовые формы……………………………………………...
1.2.3. Техника складывания бумаги……………………………...
1.2.4. Варианты изделий оригами………………………………...
1.2.5. Организация работы………………………………………..
1.2.6 Искусство оригами как возможность развития математических способностей детей…………………………….

9
9
9
11
12
12
14

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УМЕНИЙ В ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ УЧЕНИКОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.....................................................................................................

16
2.1. Констатирующий этап………........................................................ 16
2.2. Формирующий этап........................................................................ 17
2.3. Закрепляющий этап…………………………………………….... 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. 20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………….................................................. 22

Файлы: 1 файл

Методика обучения технике оригами в младших классах.doc

— 146.50 Кб (Скачать)
 

     Отрабатывая технику складывания различных  элементов изделий оригами, следует  обратить особое внимание на правильное выполнение сгибов. Они должны быть практически “острыми” и слои бумаги в них должны плотно прилегать друг к другу. В противном случае при наложении сгибов друг на друга в последующих операциях происходит смещение элементов и невозможно создать красивое, аккуратное изделие. Поэтому после выполнения каждого отдельного этапа работы нужно проверять “остроту” всех сгибов.

     При отработке сгибов для получения  головы, клюва, лапы, хвоста следует  обратить внимание, на часть какого животного или птицы похоже то, что получилось во время складывания. Важно знать особенности их строения в жизни, понять возможности стилизации. Это поможет выполнять изделия по схемам, а также совершенствовать их и разрабатывать собственные модели.

     При отработке техники складывания  симметричных сгибов (выполнение ног, клюва, элементов цветов) не следует  сгибаемые стороны плотно состыковывать  друг с другом, так как при последующих операциях они могут налезать друг на друга и портить внешний вид изделия. При грубых ошибках такого рода изделие сложить иногда просто невозможно.

     1.2.4. Варианты изделий оригами

 

     Изучив  технику складывания и базовые  формы, можно приступать к изготовлению самих изделий. Не стоит начинать с интересных, но сложных фигурок. Даже при большом желании их сделать, не накопив опыта в выполнении простых и средней сложности изделий, они не получатся качественными.

     Вначале стоит выполнять работы, в которых базовые формы не акцентированы или отсутствуют, то есть изготовление фигурки начать с квадрата, треугольника, прямоугольника, а затем с простейших базовых форм: “Бумажный змей”, ”Подушка”, ”Створки двери” и т.п. Эти простейшие формы и изделия из них можно использовать на уроках математики при объяснении свойств геометрических фигур и плоскости.

     В схемах, начинающихся с какой-либо базовой  формы, процесс ее изготовления опускается, так как учащиеся уже должны знать  эту форму  и иметь опыт складывания ее. При выполнении подобных изделий следует обратить внимание на то, как сама базовая форма влияет на конечный результат и приемы работы с ней в процессе изготовления фигурки. Например, из базовых форм “Журавлик”, ”Верблюд” можно сделать несколько видов журавликов, которые будут отличаться не только внешним видом, но и техникой выполнения, хотя для некоторых из них базовые формы будут одни и те же.

     В некоторых работах, особенно в комбинированной  форме оригами, при выполнении отдельных  деталей, составляющих изделие, базой для них служит какой-либо этап выполнения основной части изделия.

     При изготовлении изделий, состоящих из нескольких отдельных деталей, модулей  или готовых изделий (гирлянды, шары, рамки и т.п.), следует обратить внимание на стандартность и аккуратность их выполнения. Пренебрежение этим приводит к невозможности состыковки частей или к плохому внешнему виду готовой работы. При изготовлении такого типа изделий следует для всей работы выбирать один сорт бумаги (имеются в виду толщина, плотность, эластичность). 

     1.2.5. Организация работы 

     Учащиеся, которые просто механически копируют процесс складывания, не получат  никакой пользы от этого.

     Кажется, что очень просто сложить фигурку  из листочка бумаги, однако в действительности это требует высокого творческого потенциала. Увлечение оригами, помогая развивать наблюдательность, предполагает разные знания. Ведь для того чтобы сделать, например, птичку или животное в технике оригами, необходимо знать их форму, движения и повадки: иначе собака не будет похожа на собаку, а воробей на воробья. А прежде чем сделать маску, нужно узнать характер персонажа. Если этого не сделать, работа не даст полного удовлетворения и останется чисто механическим повторением движений педагога. Кроме того, необходимо видеть и чувствовать объект, который вы хотите сделать.

     Современные стандартные формы  бумаги для оригами: квадрат, прямоугольник, ромб, равносторонний треугольник, трапеция, прямоугольный равнобедренный треугольник, пятиугольник, шестиугольник, круг, эллипс, полукруг. Как правило, вогнутые многоугольники, такие, например, как звезда, не используются.

     При выполнении изделия нужно быть уверенным, что исходный лист соответствует  формату, который нужен. Если это  не проверить, то во время складывания  будут возникать перекосы и наложения отдельных элементов. Загибать или складывать лист аккуратно, соединяя один уголок с другим ровно и точно.

     Существуют 4 подготовленных сгиба для квадрата: по одной диагонали, по другой диагонали, сгиб пополам по директрисе (как книжку) слева направо и сверху вниз. Эти сгибы повторяются во многих изделиях.

     Когда все эти вопросы отработаны, можно переходить к выполнению несложных фигурок или орнамента. Естественно, необходимо знать достаточно много о выполняемом предмете.

     Очень важно мысленно сделать набросок изделия, а затем уже переносить его на бумагу. Эти эскизы и зарисовки помогут в дальнейшей работе над выбранной фигуркой. В процессе изготовления форма животного может принять более абстрактный вид, но он должен быть всегда узнаваемым.

     Есть  определенная точка зрения на понимание  красоты оригами. Воспринимать оригами  как искусство возможно только имея тонкий вкус. Это искусство очень  личностное, так как изделия, выполняемые  разными людьми, несут отпечаток  их характеров, наклонностей, интересов. Не случайно в настоящее время искусством оригами активно занимается высшая школа во многих странах мира.

     Трудно  понять это искусство, не занимаясь  рисунком, лепкой, икебаной. Живописцу  требуется холст, скульптору необходимо пространство, для оригами нужен только лист бумаги. Но в листе бумаги заложены бесчисленные возможности, в нем содержится множество ”невидимых” линий складывания, которые необходимо выбрать для получения нужной формы или элемента. Правильно сложена бумага или нет, зависит только от вашего мастерства и глазомера. Для создания новой фигурки, человек должен быть с достаточным воображением, чтобы увидеть линии, по которым можно было бы сложить хоть что-нибудь.

     В то время как другие виды искусства  зависят от кистей, красок, резцов и других инструментов, в оригами основной инструмент – пальцы рук, и их необходимо тренировать. Для этого подходят упражнения на выполнение отдельных фигур оригами (таких как клюв, лапа, голова, нога) и простых базовых форм.

     Усложнение  заданий при изготовлении работ в традиционной форме возможно за счет постепенного отказа от схем складывания, выполнения сложных изделий только по готовому изделию (образцу). Хорошие результаты дает форма обучения, когда по собственному сценарию из одного листа бумаги последовательно выполняются все персонажи и необходимые предметы. 

     1.2.6 Искусство оригами как возможность развития математических способностей детей 

     Одной из первых стран, использовавших возможности  оригами в образовании, была, естественно, Япония. В конце периода Мейджи (1868–1912) и начале периода Тайшё оригами использовали как способ обучения в детских садах и в начальной школе, в особенности с того момента, когда цветная бумага получила широкое распространение. В начале периода Шёва (с 1926), когда в японском образовании упор делался на развитие творчества и изобразительности, оригами стали критиковать, так как считалось, что дети складывают листы по стандартным линиям, что не способствует развитию воображения.

     Однако  вскоре оригами снова получило высокую оценку в качестве образовательного метода. Особенно использовали оригами для обучения таким понятиям, как “плоскость”, “геометрическое тело” и их взаимоотношения.

     Математическое  образование является основным для  людей многих профессий, поэтому  большое внимание уделяется поиску новых методик обучения. В решении этой задачи, важнейшая роль принадлежит начальному звену обучения – начальной школе. Повышение эффективности обучения математики и геометрии в начальных классах является условием успешного изучения основ геометрии и алгебры в последующие годы.

     Особую  актуальность приобретает проблема обучения элементам геометрии в  начальных классах. В геометрическом материале много общего с художественным восприятием, поскольку большое  место в геометрии принадлежит  образному мышлению. Мышление младших школьников наглядно-образное и наглядно-действенное.

     Искусство оригами как нельзя лучше позволяет  использовать возрастные особенности  детей начальной школы, создавать  разнообразные программы курса  математики, исходя из их возможностей. Еще в XIX веке немецкий педагог Ф. Фребель основал интегрированный курс обучения математике при помощи оригами, на основе которого можно улучшить и сделать прочными геометрические знания и умения детей. В наше время в Японии, США, России, ФРГ и других странах обучение геометрии при помощи искусства оригами практикуется не только в начальных классах, но и в средней и высшей школах.

     В процессе работы учащихся над фигурками  оригами следует обратить их внимание на те геометрические фигуры, которые получаются на каждом отдельном этапе работы. Так как первые работы довольно просты, особое внимание нужно обратить на технику выполнения элементов и приемы, используемые в отдельных технологических операциях. Особенность этих приемов в том, что они дают возможность детям закрепить основные геометрические понятия.

     При проведении первых занятий следует  обращать особое внимание на ошибки: неравенство  сторон, не параллельность сторон и  линий перегибов, неравенства углов  при их делении пополам. Подобные ошибки не позволят выполнить сложные изделия, где много разнообразных перегибов с несколькими слоями бумаги. Безусловно, многие из погрешностей объясняются недостаточно развитой моторикой и координацией движения детей. Но основным недочетом младших школьников является недопонимание математического смысла выполняемых фигур.

       После 10 – 15 занятий оригами,  на которых выполняются уже  более сложные изделия (”Цыпленок”, ”Домик”, ”Морской котик”, ”Попугай”,  ”Пилотка”, ”Бабочка”, ”Тюлень”  и т.п.), нужно проверить степень продвижения младших школьников в овладении геометрическими понятиями и способность ими оперировать.

     При выполнении оригами строится своеобразный алгоритм деятельности, при которой  ребенок, часто даже без помощи учителя, фиксирует внимание на каждом этапе работы, стремясь осознать всю используемую знаковую систему. Следует отметить и еще одну из особенностей оригами – обратимость процесса складывания, которая предполагает также обратимость мыслительной деятельности.

     Итак, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что оригами обладает следующими особенностями: Во-первых, возможностью контролирования процесса создания модели на каждом этапе. Во-вторых, оно развивает вербализацию (своего рода рефлексию собственной работы). В-третьих, предполагает фиксацию основных моментов работы. В-четвертых, использует все основные геометрические понятия. В-пятых, позволяет сочетать планометрию и симметрию. 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение умений в технике оригами учеников младшего школьного возраста 
 

     2.1 Констатирующий этап 

       Экспериментальное исследование проводилось на базе начальной школы № 112 г. Минска во 2 «Б» классе. Эксперимент проводился в три этапа:

    • Констатирующий;
    • Формирующий;
    • Закрепляющий (анализ результатов эксперимента).
 

     Ученикам  был предложен в качестве эксперимента на констатирующем этапе урок, на котором анализировались  умения детей в области техники оригами. Основной целью урока было определение у младших школьников степени практических умений и навыков в данной области. 

      Анализ  работы учеников проходил по следующему плану:

  1. Восприятие материала урока;
  2. Практическая работа (правильность выполнения работы, аккуратность при выполнении работы, затрата времени на выполнение задания);
  3. Итог урока (анализ полученной работы, ее оценка)

Информация о работе Методика обучения технике оригами в младших классах