Методика обучения технике оригами в младших классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2011 в 21:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель: рассмотреть возможные методики обучения технике оригами для выявления их эффективности.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть теоретические основы обучения технике оригами: историю его возникновения, необходимый материал, приемы и технологию выполнения.
2.Провести экспериментальное исследование эффективности предложенной в данной курсовой работе методики обучения технике оригами.
3. Разработать технологические карты и изготовить образцы изделий в технике оригами.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ……………………………………………...................................
4
1.1. История возникновения техники оригами…………………........
4
1.2. Учебно-методические рекомендации по выполнению изделий в технике оригами в начальной школе.................................................
1.2.1. Условные обозначения и выполняемые операции……….
1.2.2. Базовые формы……………………………………………...
1.2.3. Техника складывания бумаги……………………………...
1.2.4. Варианты изделий оригами………………………………...
1.2.5. Организация работы………………………………………..
1.2.6 Искусство оригами как возможность развития математических способностей детей…………………………….

9
9
9
11
12
12
14

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УМЕНИЙ В ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ УЧЕНИКОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.....................................................................................................

16
2.1. Констатирующий этап………........................................................ 16
2.2. Формирующий этап........................................................................ 17
2.3. Закрепляющий этап…………………………………………….... 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. 20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………….................................................. 22

Файлы: 1 файл

Методика обучения технике оригами в младших классах.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

     Новое возрождение оригами так же тесно связано со страшной трагедией, произошедшей 6 августа 1945 года, когда "люди" решили испытать атомную бомбу на человеке, подписав смертный приговор городу Хиросима. Последствия чудовищного эксперимента были ужасны: из 420 тысяч жителей города погибло 80 тысяч. В течение следующих 20 лет от последствий облучения умерло еще 200 тысяч человек. Среди погибших было много детей. Именно тогда среди детей, обреченных на гибель, возникла легенда о свободной птице, символе жизни - журавлике. Дети искренне верили, что, смастерив из бумаги 1000 журавликов, они исцелятся и останутся живы.

     Движение "1000 журавликов" возродило интерес  к оригами. По всему миру стали  издаваться красочные книги, буклеты, журналы, посвященные этому искусству. Сейчас центры оригами открыты в 26 государствах планеты. Оригами развивается, во многих странах созданы общества оригамистов, людей, в жизни которых оригами играет не последнюю роль; каждый год проводятся выставки, конференции, и все больше людей узнают об этом замечательном занятии.

     Каждая  страна приняла оригами по-своему, в соответствии со своей культурой и традициями.

     В Англии искусство складывания развивается  уже более четверти века. Формы  его существования устоялись  и даже стали несколько традиционными. Оригами для британцев еще один вид клубной деятельности, повод для того, чтобы собраться вместе и хорошо провести время.

     В Америке дела обстоят точно так  же, только поставлено все с американским размахом. Если в Великобритании оригами  проникнуто чисто английским индивидуализмом, то в США оригамисты выступают большой дружной командой. Но суть остается прежней: оригами - повод для общения.

     В России и Беларуси так получилось, что большинство взрослых оригамистов - педагоги, а юные складыватели - их ученики. Оригами распространяется среди преподавателей и рассматривается как прием обучения и развития учащихся. Во многих школах ведется преподавание оригами в начальных классах. По мнению известного российского популяризатора оригами С.А. Афонькина, занятия можно проводить в 1-4 классах вместо уроков труда, уроки оригами могут быть введены в сетку часов расписания учебного заведения как постоянный предмет. Оригами можно сделать факультативным предметом или проводить занятия в группах продленного дня или кружках.

     Вернемся к Японии. В начале XX века Япония широко открыла двери остальному миру, и европейцы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами: лягушкой, рыбкой, журавликом, цветком ириса.

     Однако  было бы совершенно несправедливо утверждать, что Европа до этого времени была совершенно незнакома со складыванием. Испания может похвастаться своим собственным, независимым, открытием некоторых фигурок, например птички – “пахариты”. Так называется древняя классическая фигурка, ставшая символом оригами в Испании. Известный оригамист Винсенте Паласиос считает, что многое указывает на появление этой модели впервые в Толедо в XII веке. Если это предположение, верно, то, без сомнения, пахарита является первой традиционной сложенной европейской фигуркой (возможно, одной из первых во всем мире).

     Первые  упоминающиеся в старинных европейских  документах мельницы, изготавливающие  бумагу, существовали в Толедо уже  в XII веке (в Италии они появились на столетие позже). Само слово “пахарита” (птица) применительно к фигуркам имеет в Испании два значения – название конкретной модели, или вообще любая фигурка, сложенная из бумаги. Само искусство складывания фигурок из бумаги называется в Испании “делать пахариты”, а сами фигурки – “различные другие пахариты”. Сохранился датированный 1563 годом рисунок Антона Ван Дер Вингерде “Астрологический квадрат, превращающийся в пахариту на фоне города Толедо”.

     И все же бумага была материалом редким и дорогим. Чаще (в Европе) складывали ткань – воротники (в костюмах XVI – XVII вв.), чепцы и другие головные уборы, которые носили сестры милосердия, монахини, горничные.

     В начале XIX века немецкий педагог, создатель первых детских садов Фридрих Фребель впервые начал пропагандировать складывание из бумаги как дидактический метод для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Возможно, именно с его подачи школьники разных стран мира теперь знакомы с небольшим набором “фольклорных” фигурок из бумаги.

     Любителем оригами был Льюис Керрол –  автор “Алисы в Стране Чудес” и “Алисы в Зазеркалье”, преподававший математику в Оксфорде. Записи в дневнике Керрола свидетельствуют о том, какой восторг охватил его, когда он научился складывать из бумаги игрушку, издававшую при сильном взмахе ею громкий хлопок.

     Умел  складывать фигурки из бумаги и русский писатель Лев Толстой. В черновике к статье “Что такое искусство?” он пишет: “Нынешней зимой одна мама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, и господа, и прислуга развеселялись и сближались от этих петушков, все удивлялись и радовались: как похоже на птиц эти петушки махают крыльями. Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передается, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство ”.

     Выдающийся испанский поэт и философ Мигель де Унамуно написал пародийно-серьезный трактат по оригами, и придумал новый особый способ складывания бумаги, позволивший создать ему много новых забавных фигурок.

     В 1937 году в Лондоне выходит в  свет книга Маргарет Кемпбел “Изготовление бумажных игрушек”, в которой впервые упоминаются три традиционные на востоке базовые формы – “водяная бомбочка”, “птица”, “лягушка”. В 1946 году схема складывания классического японского журавлика публикуется в одном из английских детских журналов. 

1.2. Учебно-методические  рекомендации по  выполнению изделий  в технике оригами  в начальной школе 

     1.2.1. Условные обозначения  и выполняемые  операции 
 

     В международной литературе по оригами  давно сложился определенный набор  условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия.

     Условные  знаки играют роль своеобразных "нот", следуя которым можно воспроизвести  любую работу. Каждый оригамист должен знать эти знаки и уметь  пользоваться ими для записей. Помимо знаков, существует небольшой набор приемов, которые встречаются достаточно часто. Обычно они даются в книгах без комментариев. Считается, что любой новичок умеет выполнять их на практике.

     Международные условные знаки вместе с набором  несложных приемов и составляют своеобразную "азбуку" оригами, с которой должен быть знаком любой складыватель.

     Большая часть условных знаков была введена  в практику еще в середине XX века известным японским мастером Акирой Йошизавой. В последние десятилетия  к этим знакам добавилось несколько новых. К введению любых дополнительных обозначений следует относиться очень осторожно, и уж, конечно, совсем не стоит "изобретать велосипед" и пытаться записывать схемы складывания как-то по-своему. Все обозначения в оригами можно разделить на линии, стрелки и знаки. 
 

     1.2.2. Базовые формы 
 

     Обучение  искусству оригами необходимо начинать не только с отдельных элементов  изделий, но и со “школы оригами” –  с базовых форм. Следует хорошо знать основные базовые формы изделий, что позволит понять очертания и характер изготовляемого предмета, а при создании собственных изделий – подобрать наиболее подходящий вариант базы.

     Один  важный классический подход к разработке оригами заключается в понятии  базы. База – простая сложенная форма, которая может быть развита во множество различных фигурок. Формально понятие базы в оригами не было развито до начала 1900 года, наиболее традиционные фигуры были созданы, опираясь на одну из одиннадцати классических базовых форм, и разработчики оригами в середине 1900-х типично полагались на базу, как стартовую точку. Далее мы рассмотрим эти 11 форм.

       Четыре базовые формы происходят  из восточной культуры – основа  бумажного змея, основа рыбы, основа  птицы и основа лягушки. Основа  катамарана имеет западные корни.  Основа блина достаточно проста, чтобы появиться в обеих культурах. База водяной бомбы и двойной квадрат также использовались в обеих культурах. Последние, на самом деле, являются вывернутыми версиями друг друга. 

     Сгибы, выполненные при создании этих форм, делят углы и грани пополам намного чаще, чем каким-либо другим произвольным способом.

     Из  базовых форм можно сделать множество  фигур как плоских, так и объемных. Некоторые базовые формы являются промежуточным этапом при выполнении более сложных баз. Например, из базы “квадрат” можно сделать базовые формы “журавлик”, “лягушка”. Базовые формы можно использовать и как самостоятельные геометрические фигуры при решении различных геометрических задач в начальной школе. Складывание базовых форм помогает детям усвоить такие понятия, как “треугольник”, ”квадрат”, ”трапеция”, ”прямоугольник”; решать задачи на темы: параллельные прямые, пересечение прямых, деление отрезка, деление угла, площадь.

     Название  базовых форм во многих странах одинаковое, хотя это чисто условные названия и могут быть варианты

     Треугольник - это одна из двух самых простых базовых форм. Для того чтобы ее сложить, необходимо сделать всего лишь одну складку - провести диагональ квадрата.

     Книга - следующая простая базовая форма. Как и при складывании треугольника, нам достаточно сделать всего одну складку.

     Дверь - базовая форма дверь получается из книги.

     Воздушный змей - еще одна довольно простая базовая форма. Она получается из треугольника.

     Блин - Складки этой формы кажутся очень простыми, но, на мой взгляд, это одна из самых перспективных базовых форм. Обратите внимание, что, складывая квадрат, мы снова пришли к квадрату. Значит, мы можем сложить из него одну из базовых форм. Такие базовые формы называются блинчатыми базовыми формами.

     Рыба - Название говорит само за себя. Перед вами голова, хвост и два плавника. Осталось только придать им нужную форму.

     Двойной треугольник - другое название двойного треугольника - водяная бомбочка.

       Двойной квадрат - если вы вывернете двойной квадрат наизнанку, то получите двойной треугольник.

     Дом - название выбрано исходя из внешнего вида фигурки.

     Птица - у птицы есть крылья, голова и хвост. Есть они и у этой базовой формы.

     Катамаран - из этой формы очень просто делается пахарита. А также множество кусудам.

     Лягушка - из этой формы можно сложить как лягушку, так и цветок.

     Из  базовой формы “Журавлик можно сложить: лошадь, журавлика, аиста, слона, корову, северного оленя, мартышку, ворону, спаниеля, воробья, кузнечика, стрекозу, маску Будды, стоящего журавлика, звезду…

     Из  базовой формы “Шляпа” можно сложить: гориллу, сомбреро, лягушку, морскую черепаху, цветы, летучую мышь, ракету…

     Из  базовой формы “Верблюд” можно сложить: жирафа, верблюда, зайца, кенгуру, белку, слоненка, лебедя, карпа, овцу, оленя, маску Смерти, ослика, цветы…

     Из  базовой формы “Пони” можно сложить: прыгающего пони, фонарик, маски японской оперы, гортензию, рамки для фотографий, орнамент…

     Естественно, что олень, сделанный из базовой  формы “Журавлик”, будет отличаться от оленя, сделанного из базовой формы  “Верблюд”, не только по технике выполнения, но и по возможностям той базовой  формы.

     К базовым формам можно отнести и модули, которые служат основой для изготовления не только геометрических и архитектурных форм, но и создания фигурок животных, птиц и цветов. Количество модулей, используемых при изготовлении фигурки, может колебаться от четырех до нескольких сотен. В основном они скрепляются без помощи клея, для этой цели в модулях есть различные сочетания карманов и клапанов.

     Основным  требованием, предъявляемым к модулям, является их полная идентичность. Даже небольшие отклонения в размерах зачастую приводят к невозможности  сборки изделия.

     1.2.3. Техника складывания бумаги

Информация о работе Методика обучения технике оригами в младших классах