Методика обучения технике оригами в младших классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2011 в 21:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель: рассмотреть возможные методики обучения технике оригами для выявления их эффективности.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть теоретические основы обучения технике оригами: историю его возникновения, необходимый материал, приемы и технологию выполнения.
2.Провести экспериментальное исследование эффективности предложенной в данной курсовой работе методики обучения технике оригами.
3. Разработать технологические карты и изготовить образцы изделий в технике оригами.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ……………………………………………...................................
4
1.1. История возникновения техники оригами…………………........
4
1.2. Учебно-методические рекомендации по выполнению изделий в технике оригами в начальной школе.................................................
1.2.1. Условные обозначения и выполняемые операции……….
1.2.2. Базовые формы……………………………………………...
1.2.3. Техника складывания бумаги……………………………...
1.2.4. Варианты изделий оригами………………………………...
1.2.5. Организация работы………………………………………..
1.2.6 Искусство оригами как возможность развития математических способностей детей…………………………….

9
9
9
11
12
12
14

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УМЕНИЙ В ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ УЧЕНИКОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.....................................................................................................

16
2.1. Констатирующий этап………........................................................ 16
2.2. Формирующий этап........................................................................ 17
2.3. Закрепляющий этап…………………………………………….... 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. 20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………….................................................. 22

Файлы: 1 файл

Методика обучения технике оригами в младших классах.doc

— 146.50 Кб (Скачать)
 
 

Ход урока: Приложение 1 
 
 

        После проведения урока  по теме: «Оригами», можно сказать, что  материал вызвал неподдельный интерес у учеников, однако многие дети не смогли вовремя справиться с поставленной перед ними задачей, что отразилось и на качестве изделия, и на эмоциональном самочувствии младших школьников.

        В первую очередь  это связано с нехваткой знаний у учащихся относительно поэтапного выполнения работы. Большое количество времени отводилось учителем для  разъяснения каждого последующего шага в их работе, что привело к сокращению времени, отведенного для самостоятельной работы школьников.

        Вследствие того, что ученики плохо владеют техникой складывания бумаги, плохо развита мелкая моторика рук и глазомер детей, нарушалась правильность выполнения ими изделия, аккуратность его оформления.  

        Чтобы улучшить показатели проведенного эксперимента, в данной курсовой работе предложена методика обучения младших школьников технике оригами.   
 

     2.2. Формирующий этап 

     После проведения первого этапа эксперимента можно сделать выводы, что большинство учеников не справляются с поставленной перед ними задачей.

     В связи с этим  можно отметить необходимость внедрения в школьную программу уроков, направленных на более глубокое развитие мелкой моторики рук, в том числе и уроков по технике оригами.

     На  протяжении двух месяцев  с детьми проводилась методическая работа по усовершенствованию умений в технике  оригами. Занятия проходили как  в форме уроков, так и в форме  внеклассных мероприятий, творческих комнат. На занятия применялись наглядные пособия в виде таблиц, схем, иллюстраций, готовых изделий, а также мультимедийных презентаций. Также применялся различный занимательный материал (загадки, сказки, стихи, викторины).

     Так как техника оригами является одним из видов декоративно-прикладного искусства, то она напрямую способствует развитию воображения, улучшению эмоциональной сферы учащегося, развитию эстетического вкуса, пониманию искусства как неотъемлемой части жизни  и т. д.

     История возникновения оригами уходит далеко вглубь веков. Поэтому вполне рационально на уроках художественного труда включать информацию из истории и математики (что и было сделано), для всестороннего развития ребят и возможности развития их математических способностей.

     Методические  основы обучения технике оригами в начальной школе сводятся к тому, что ученику необходимо в первую очередь разъяснить поэтапно каждый шаг выполнения работы начиная с простейших базовых форм. От этого зависит и качество выполнения работы, и качество готового изделия.

     Для начальной школы при проведении урока по обучению технике оригами большое значение имеет подготовительная работа. Применение занимательного материала содействует наиболее успешному восприятию и усвоению материала детьми. Ребенок во время игры самостоятельно, руководствуясь советами учителя, успешно достигает поставленной перед ним цели.

     Для более эффективного восприятия материала  необходимо использовать посильные  для учеников младшей школы работы, такие, чтобы заинтересовать, завлечь  учащегося. Для этого используются занимательные иллюстрации-схемы, по которым ребенок ведет работу, технологические карты и образцы изделий в технике оригами. (Приложение 2) 

     Учителю необходимо во время занятия проводить подробный инструктаж каждого этапа работы, чтобы предотвратить возможное появление ошибок. Ребенку трудно самостоятельно проконтролировать свою работу. Это связано в первую очередь с психологическими особенностями возраста, а также с тем, что он не владеет в совершенстве техникой складывания бумаги. Младшему школьнику сложно провести каждый этап работы безошибочно, с определенной точностью, не отклоняясь от образца изделия.

     Ведущими  методами обучения технике оригами являются методы наглядности, объяснения, демонстрации готового изделия и т. д.

     Ребенок с удовольствием выполняет работу, если его правильно заинтересовать, направить, приобщить к выполнению работы, если он видит, что у него получается достичь поставленной цели. 
 
 

     2.3. Заключительный этап. Анализ результатов эксперимента 
 

     В ходе заключительного этапа проводился контрольный эксперимент на базе того же класса после проведения с ними методической подготовки по технике оригами. В качестве эксперимента проводился урок для выявления различий в восприятии материала до методической работы и после нее. Основной целью данного урока является определение качества методики преподавания техники оригами в начальной школе, предложенной в данной курсовой работе. Проводится анализ ее эффективности.  

     Ход урока: Приложение 3 

     Анализ  результатов эксперимента осуществляется по следующему плану:

      

    1. Восприятие  материала урока;

    2. Практическая  работа (правильность выполнения  работы, аккуратность при выполнении  работы, затрата времени на выполнение  задания);

    3. Итог  урока (анализ полученной работы, ее оценка)

   4.Далее  идет сравнение результатов, полученных на констатирующем этапе и на заключительном этапе. 

       В ходе проведенного эксперимента по итогам урока можно сделать вывод, что методическая работа, проведенная с детьми на формирующем этапе, была очень эффективной.

       После  более глубокого изучения  правил техники оригами, ученики более качественно начали выполнять работы. Восприятие материала урока улучшилось, так как появился материал, который способен заинтересовать детей в выполнении изделий в технике оригами (иллюстрации, занимательные стихотворения и истории и т.д.)

        

       Практическая  работа проходила на довольно высоком  уровне, с соблюдением всех требований к данному виду деятельности.

       Значительно повысилась аккуратность в работе, что благотворно влияет на качество полученного изделия. Основательно уменьшилась затрата времени на изготовление изделия в технике оригами. Итог урока принес удовлетворение не только школьникам, которые получили огромную радость после завершения работы, но и учителю, который наблюдал за тем, с каким интересом и заинтересованностью дети выполняли работу.

       Можно сделать вывод, что данная методика, предложенная  в курсовой работе, очень эффективна в работе с детьми младшего школьного возраста. Исходя из этого,  можно говорить о необходимости  более широкого использования в  школе уроков оригами. Это способствует лучшей организации работы учеников, совершенствованию мелкой моторики  рук, воспитанию аккуратности в работе.

             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Оригами – сложенная бумага, а также  искусство складывания бумаги, создание различных фигурок и декоративных вещей. Диапазон возможностей оригами велик: от простой детской игры до целого искусства. Оригами используется в определенных японских ритуалах и церемониях,  в реабилитационный период после некоторых болезней. Значительное место оригами занимает в образовании и  развитии ребенка:

     ·  Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

     ·  Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

     ·  Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.

     ·  Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

     ·  Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.

     ·  Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.

     ·  Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

     · Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.

     ·  Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

     ·  Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

     При написании работы было изучено более двадцати источников литературы, посвященных типам и формам изготовления оригами, открытию и распространению оригами. Наиболее  ценной литературой были учебные пособия под редакцией Выгонова В.В. “Практикум по трудовому обучению” изд. Москва, 1999 год, Давыдова В.Н. “Уроки труда в начальной школе” изд. Москва 1999 год, а также журналы «Оригами» за 1999 – 2007г.

     Элементы  складывания в стиле оригами  находят место даже в космических технологиях. Оригами – идеальный способ проведения досуга.

     Подводя итоги работы, можно сказать, что  поставленные в начале исследования задачи были полностью решены, а  цель успешно достигнута. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список используемой литературы.

 
  1. Артемов, А.В. Декоративно прикладное искусство / А.В. Артемов. - Москва, 1990. – 250 с.
  2. Афонькин, С.Ю. Уроки оригами в школе и дома: экспериментальный учебник для начальной школы / С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина. - Москва: Аким, 1995. – 132 с.
  3. Афонькин, С.Ю. Всё об оригами:  справочник / С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина / С-Пб: Кристалл, М: Оникс, 2005. – 95 с.
  4. Баранов, Н.В. Искусство стран и народов мира / Н.В. Баранов. -  Москва, 1989. – 320 с.
  5. Быстрова, А.Н. Основы культурологи / А.Н. Быстрова. - Москва, 1995. – 386 с.
  6. Белим, С.Н. Задачи по геометрии, решаемые методами оригами / С.Н. Белим. – Минск,2001. – 96 с.
  7. Выгонов, В.В. Практикум по трудовому обучению / В.В. Выгонов. -   Москва: Академа, 1999. – 108 с.
  8. Гагарин, Б.Г. Конструирование из бумаги / Б.Г. Гагарин. - Ташкент, 1988. -204 с.
  9. Даванова, В.Н. Уроки труда для начальной школы: пособие для учащихся / В.Н. Даванова. - Москва-Ставрополь, 2000. – 86 с.
  10. Демидова, А.П. Справочник по трудовому обучению / А.П. Демидова. - Москва, 1989. -243 с.
  11. Долженко, Г.И. 100 оригами / Г.И. Долженко. - Ярославль, Академия развития, 1999. - 205 с.
  12. Жерлова, М.С. Оригами / М.С. Жерлова //  Минск: Астрель, 2005 - 2008
  13. Интернет сайт www.origami-school.narod.ru
  14. Савиных, В.П. Умельцу о поделочных материалах / В.П. Савиных. - Москва, 1998. - 322 с.
  15. Соколов, Г.И. Искусство / Г. И. Соколов. – Санкт-Петербург: Питер, 1988. – 285 с.
  16. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.М. Сокольникова. – Москва: Академия, 2003. – 368с.
  17. Сундара, Р.В. Геометрические упражнения с куском бумаги / Р.В. Сундара. - Одесса, 1973. – 115 с.
  18. Чудаков, Н.В. Я познаю мир: детская энциклопедия / Н.В. Чудаков. – Москва: АСТ, 1999. – 232 с.
  19. Энциклопедия для детей: том 7, часть 1/ Москва: Аванта, 1997. – 185 с.
  20. Энциклопедия для  среднего и старшего возраста: том 12  (Искусство) / Москва, 1987. – 354 с.

Информация о работе Методика обучения технике оригами в младших классах